Структура доходов бюджета
Подборка наиболее важных документов по запросу Структура доходов бюджета (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Налоговые поступления как основной источник доходов бюджета: правовые аспекты квалификации доходов
(Гуркин А.С.)
("Финансовое право", 2021, N 11)Налоговые доходы в настоящее время являются основным источником бюджета, они занимают особое место в системе государственных доходов, и именно благодаря налогам и сборам осуществляется финансирование государством своих основных задач и функций. Следует отметить, что доля налоговых доходов в структуре всех доходов бюджетов, по разным оценкам, составляет более 80 - 90%.
(Гуркин А.С.)
("Финансовое право", 2021, N 11)Налоговые доходы в настоящее время являются основным источником бюджета, они занимают особое место в системе государственных доходов, и именно благодаря налогам и сборам осуществляется финансирование государством своих основных задач и функций. Следует отметить, что доля налоговых доходов в структуре всех доходов бюджетов, по разным оценкам, составляет более 80 - 90%.
Статья: Этапы развития и сближения налогового и бухгалтерского учета в Турции
(Жильцова Ю.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 8)Согласно данным Министерства казначейства и финансов Турции доходы бюджета в 2022 г. увеличились в номинальном выражении в два раза и составили 2 802,4 млрд турецких лир (169,2 млрд долл. США). Доля налоговых поступлений в структуре доходов бюджета увеличилась с 83,1% в 2021 г. до 84,0% в 2022 г. <3> (табл. 1).
(Жильцова Ю.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 8)Согласно данным Министерства казначейства и финансов Турции доходы бюджета в 2022 г. увеличились в номинальном выражении в два раза и составили 2 802,4 млрд турецких лир (169,2 млрд долл. США). Доля налоговых поступлений в структуре доходов бюджета увеличилась с 83,1% в 2021 г. до 84,0% в 2022 г. <3> (табл. 1).
Нормативные акты
"Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года"
(разработан Минэкономразвития России)СТРУКТУРА ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ
(разработан Минэкономразвития России)СТРУКТУРА ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ
Приказ Госстроя РФ от 15.01.1998 N 17-3
"О разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 1999 год и проекта федерального бюджета на 1999 год, параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2001 года и прогноза основных характеристик и структуры доходов и расходов федерального бюджета до 2001 года"ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 1999 год и проекта федерального бюджета на 1999 год, параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2001 года и прогноза основных характеристик и структуры доходов и расходов федерального бюджета до 2001 года"ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья: Обзор ряда научных публикаций и судебных решений в части законодательных новаций по налогу на имущество организаций
(Балакин Р.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 12)Необходимость повышения значимости налогов на имущество в структуре доходов консолидированного бюджета регионов обсуждается и в работе В.Н. Коновалова [24], где налоговая ситуация на примере отдельно взятого региона в полной мере представлена с использованием системно-функциональных методов. Гипотеза о незначительной роли региональных налогов в формировании бюджетов подтвердилась. Автором вынесено предложение повысить значение налогов при помощи корректировки отдельных их компонентов с учетом финансового положения плательщиков. Практическое соблюдение предложенных мер, по мнению автора, поддержит финансовую составляющую субъектов Российской Федерации и сформирует базу для их самостоятельного финансирования. Тем не менее, как представляется, корректировка индивидуальной налоговой нагрузки с учетом финансового положения налогоплательщика чревата нарушением налоговой нейтральности в отношении бизнеса. Более того, такая корректировка НК РФ не предусмотрена в силу универсального характера налогообложения имущества.
(Балакин Р.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 12)Необходимость повышения значимости налогов на имущество в структуре доходов консолидированного бюджета регионов обсуждается и в работе В.Н. Коновалова [24], где налоговая ситуация на примере отдельно взятого региона в полной мере представлена с использованием системно-функциональных методов. Гипотеза о незначительной роли региональных налогов в формировании бюджетов подтвердилась. Автором вынесено предложение повысить значение налогов при помощи корректировки отдельных их компонентов с учетом финансового положения плательщиков. Практическое соблюдение предложенных мер, по мнению автора, поддержит финансовую составляющую субъектов Российской Федерации и сформирует базу для их самостоятельного финансирования. Тем не менее, как представляется, корректировка индивидуальной налоговой нагрузки с учетом финансового положения налогоплательщика чревата нарушением налоговой нейтральности в отношении бизнеса. Более того, такая корректировка НК РФ не предусмотрена в силу универсального характера налогообложения имущества.
Статья: Таможенное регулирование экспорта нефти и нефтепродуктов: проблемы и перспективы
(Данилов Р.В.)
("Таможенное дело", 2023, N 4)Анализ таблицы 1 показывает, что с 2013 - 2014 годов доля нефтегазовых доходов в структуре бюджета РФ начинает снижаться с 50% до 27% в 2020-м, что объясняется в том числе динамикой курса рубля и ростом мировых цен на нефть и нефтепродукты, с 2021 г. мировые цены на нефть переходят к росту, что и привело к росту нефтегазовых доходов как в абсолютных показателях, так и в процентном соотношении в общей структуре доходов бюджета.
(Данилов Р.В.)
("Таможенное дело", 2023, N 4)Анализ таблицы 1 показывает, что с 2013 - 2014 годов доля нефтегазовых доходов в структуре бюджета РФ начинает снижаться с 50% до 27% в 2020-м, что объясняется в том числе динамикой курса рубля и ростом мировых цен на нефть и нефтепродукты, с 2021 г. мировые цены на нефть переходят к росту, что и привело к росту нефтегазовых доходов как в абсолютных показателях, так и в процентном соотношении в общей структуре доходов бюджета.
Статья: Национальное законодательство Российской Федерации и потребности регулирования отношений в сфере энергетики
(Долинская В.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 2)В середине 2020 г. доля ТЭК в инвестициях в основной капитал составляла около 1/3 всего объема инвестиций в основной капитал в Российской Федерации, в структуре доходов федерального бюджета - около 40%, при доле занятых в отраслях ТЭК менее 4% в общей численности занятого в экономике населения <1>.
(Долинская В.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 2)В середине 2020 г. доля ТЭК в инвестициях в основной капитал составляла около 1/3 всего объема инвестиций в основной капитал в Российской Федерации, в структуре доходов федерального бюджета - около 40%, при доле занятых в отраслях ТЭК менее 4% в общей численности занятого в экономике населения <1>.
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Данный Порядок, утвержденный Приказом Министерства финансов от 17 июня 2021 г. N 86н, определяет формы, сроки, правила формирования и представления главными распорядителями средств федерального бюджета обоснований бюджетных ассигнований. Такие обоснования формируются (изменяются) и представляются главными распорядителями средств федерального бюджета в Министерство финансов в целях формирования проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, проекта федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета по расходам, лимитов бюджетных обязательств, бюджетной росписи главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета и лимитов бюджетных обязательств главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, за исключением комплексных обоснований бюджетных ассигнований на реализацию комплексного инвестиционного проекта (паспорта комплексного инвестиционного проекта), которые формируются и ведутся в аналитических целях для детализации структуры расходов и доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и иных источников финансирования, предусмотренных на реализацию комплексных инвестиционных проектов.
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Данный Порядок, утвержденный Приказом Министерства финансов от 17 июня 2021 г. N 86н, определяет формы, сроки, правила формирования и представления главными распорядителями средств федерального бюджета обоснований бюджетных ассигнований. Такие обоснования формируются (изменяются) и представляются главными распорядителями средств федерального бюджета в Министерство финансов в целях формирования проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, проекта федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета по расходам, лимитов бюджетных обязательств, бюджетной росписи главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета и лимитов бюджетных обязательств главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, за исключением комплексных обоснований бюджетных ассигнований на реализацию комплексного инвестиционного проекта (паспорта комплексного инвестиционного проекта), которые формируются и ведутся в аналитических целях для детализации структуры расходов и доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и иных источников финансирования, предусмотренных на реализацию комплексных инвестиционных проектов.
Статья: Оценка эффективности регулирования межбюджетных отношений в субъектах РФ в условиях нестабильности
(Левина В.В., Сабинина А.Л., Васин А.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 8)В условиях кризисных изменений в экономике 2020 г. возросла необходимость финансовой поддержки регионов и муниципальных образований, столкнувшихся с недополучением бюджетных доходов. В зависимости от экономической специализации острота проблем в различных регионах не была одинаковой [1]. Но Н.В. Зубаревич справедливо отмечает, что уже первая волна кризиса 2020 г., когда вводились массовые карантины, существенно повлияла на снижение доходов бюджетов субъектов РФ [2]. Основные проблемы были связаны со снижением поступлений налога на прибыль, но и другие виды налоговых и неналоговых поступлений также уменьшились в нестабильных условиях. Для большинства регионов основными доходными источниками являются НДФЛ и налог на прибыль. Удельный вес НДФЛ в структуре доходов консолидированных бюджетов регионов оставался в стабильных условиях практически неизменным, а суммы и доли поступлений налога на прибыль более изменчивы [3]. На местном уровне основным источником налоговых доходов является НДФЛ, но значимы и поступления налогов, уплачиваемых субъектами малого и среднего бизнеса, а также налог на землю. В 2020 г. органы местного самоуправления столкнулись со снижением налоговых и неналоговых поступлений, а также со сложностями реализации бюджетной политики, связанными с ростом неопределенности внешней среды. Наиболее остро это проявилось в крупных экономически развитых городах [4], в то время как сельские территории с невысоким уровнем экономического потенциала изменения затронули в меньшей степени. По данным Минфина России, в 2020 г. наиболее существенное снижение доходов местных бюджетов наблюдалось по таким видам доходов, как ЕНВД - на 20%, неналоговые доходы - на 10%. Несколько уменьшились и поступления земельного налога, составляющего основную часть поступлений по местным налогам. Общее уменьшение доходов данного вида, полученных всеми типами муниципальных образований в 2020 г., составило 2% по сравнению с 2019 г. Величина НДФЛ, являющегося основным источником доходов местных бюджетов, в целом по муниципальным образованиям при этом возросла на 6%.
(Левина В.В., Сабинина А.Л., Васин А.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 8)В условиях кризисных изменений в экономике 2020 г. возросла необходимость финансовой поддержки регионов и муниципальных образований, столкнувшихся с недополучением бюджетных доходов. В зависимости от экономической специализации острота проблем в различных регионах не была одинаковой [1]. Но Н.В. Зубаревич справедливо отмечает, что уже первая волна кризиса 2020 г., когда вводились массовые карантины, существенно повлияла на снижение доходов бюджетов субъектов РФ [2]. Основные проблемы были связаны со снижением поступлений налога на прибыль, но и другие виды налоговых и неналоговых поступлений также уменьшились в нестабильных условиях. Для большинства регионов основными доходными источниками являются НДФЛ и налог на прибыль. Удельный вес НДФЛ в структуре доходов консолидированных бюджетов регионов оставался в стабильных условиях практически неизменным, а суммы и доли поступлений налога на прибыль более изменчивы [3]. На местном уровне основным источником налоговых доходов является НДФЛ, но значимы и поступления налогов, уплачиваемых субъектами малого и среднего бизнеса, а также налог на землю. В 2020 г. органы местного самоуправления столкнулись со снижением налоговых и неналоговых поступлений, а также со сложностями реализации бюджетной политики, связанными с ростом неопределенности внешней среды. Наиболее остро это проявилось в крупных экономически развитых городах [4], в то время как сельские территории с невысоким уровнем экономического потенциала изменения затронули в меньшей степени. По данным Минфина России, в 2020 г. наиболее существенное снижение доходов местных бюджетов наблюдалось по таким видам доходов, как ЕНВД - на 20%, неналоговые доходы - на 10%. Несколько уменьшились и поступления земельного налога, составляющего основную часть поступлений по местным налогам. Общее уменьшение доходов данного вида, полученных всеми типами муниципальных образований в 2020 г., составило 2% по сравнению с 2019 г. Величина НДФЛ, являющегося основным источником доходов местных бюджетов, в целом по муниципальным образованиям при этом возросла на 6%.
Статья: Конфликтный потенциал включения дополнительных платежей в таможенную стоимость ввозимых товаров
(Близнец И.А., Тюнин М.В.)
("Хозяйство и право", 2023, N 11)<3> Ягодкина Елена. Замглавы ФТС России: структура доходов бюджета от ВЭД кардинально изменилась за шесть лет. URL: https://www.interfax.ru/interview/730065 (дата обращения: 10.08.2023).
(Близнец И.А., Тюнин М.В.)
("Хозяйство и право", 2023, N 11)<3> Ягодкина Елена. Замглавы ФТС России: структура доходов бюджета от ВЭД кардинально изменилась за шесть лет. URL: https://www.interfax.ru/interview/730065 (дата обращения: 10.08.2023).
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов. Ввиду особого целевого назначения бюджетов государственных внебюджетных фондов БК РФ определяет специальную структуру доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов (ст. 146).
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов. Ввиду особого целевого назначения бюджетов государственных внебюджетных фондов БК РФ определяет специальную структуру доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов (ст. 146).
Статья: К вопросу о налоговой реконструкции в уголовных делах
(Зубцов А.А.)
("Уголовное право", 2024, N 6)Значительная часть махинаций происходит в связи с уплатой (или вернее - неуплатой) налога на добавленную стоимость (далее - НДС). Особенности его исчисления, как справедливо указывает Г.А. Есаков, привели в последние годы к развитию нелегального рынка "бумажного НДС", в связи с чем активизировались попытки криминализации действий по созданию и организации деятельности площадок, оказывающих соответствующие услуги <9>, <10>. Этот косвенный налог на потребление товаров (работ, услуг), доля которого в структуре доходов федерального бюджета составляет более 35% <11>, взимается на каждой стадии их производства и реализации субъектами хозяйственного оборота до передачи потребителю <12>. Соответственно, уклонение от его уплаты детерминирует существенную материальную выгоду для хозяйствующего субъекта. Специфика НДС заключается в формировании цепи переложения налога, при которой расходы поставщика по его уплате в бюджет фактически перекладываются на покупателя. Именно с этой целью законодателем предусмотрен механизм определения суммы налога к уплате с учетом налоговых вычетов (суммы налога, перечисленные налогоплательщиком своим поставщикам товаров (работ, услуг), которые уменьшают налоговую базу) <13>.
(Зубцов А.А.)
("Уголовное право", 2024, N 6)Значительная часть махинаций происходит в связи с уплатой (или вернее - неуплатой) налога на добавленную стоимость (далее - НДС). Особенности его исчисления, как справедливо указывает Г.А. Есаков, привели в последние годы к развитию нелегального рынка "бумажного НДС", в связи с чем активизировались попытки криминализации действий по созданию и организации деятельности площадок, оказывающих соответствующие услуги <9>, <10>. Этот косвенный налог на потребление товаров (работ, услуг), доля которого в структуре доходов федерального бюджета составляет более 35% <11>, взимается на каждой стадии их производства и реализации субъектами хозяйственного оборота до передачи потребителю <12>. Соответственно, уклонение от его уплаты детерминирует существенную материальную выгоду для хозяйствующего субъекта. Специфика НДС заключается в формировании цепи переложения налога, при которой расходы поставщика по его уплате в бюджет фактически перекладываются на покупателя. Именно с этой целью законодателем предусмотрен механизм определения суммы налога к уплате с учетом налоговых вычетов (суммы налога, перечисленные налогоплательщиком своим поставщикам товаров (работ, услуг), которые уменьшают налоговую базу) <13>.