Структура акционерного капитала
Подборка наиболее важных документов по запросу Структура акционерного капитала (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 310 "Особенности исчисления и уплаты налога с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, удерживаемого налоговым агентом" главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Суд, исследовав материалы дела, признал позицию ИФНС обоснованной, так как действия, связанные с реорганизацией российской группы компаний, фактически приводили исключительно к оптимизации организационной структуры, не изменяя структуру акционерного капитала и взаимных обязательств. Проведенные операции не влекли за собой возникновение обязательств по перечислению денежных средств в адрес иностранных организаций.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Суд, исследовав материалы дела, признал позицию ИФНС обоснованной, так как действия, связанные с реорганизацией российской группы компаний, фактически приводили исключительно к оптимизации организационной структуры, не изменяя структуру акционерного капитала и взаимных обязательств. Проведенные операции не влекли за собой возникновение обязательств по перечислению денежных средств в адрес иностранных организаций.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как АО совершает существенные сделки
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, Банк России рекомендует установить в уставах АО, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, перечень таких сделок (критерии их определения) и отнести вопросы, связанные с их рассмотрением (предварительным одобрением), к компетенции совета директоров АО. Это связано с тем, что такие сделки в значительной степени влияют или могут повлиять на структуру акционерного капитала и финансовое состояние общества и, соответственно, на положение акционеров (п. п. 7.1, 7.1.1, 307 ч. "Б" Кодекса корпоративного управления).
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, Банк России рекомендует установить в уставах АО, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, перечень таких сделок (критерии их определения) и отнести вопросы, связанные с их рассмотрением (предварительным одобрением), к компетенции совета директоров АО. Это связано с тем, что такие сделки в значительной степени влияют или могут повлиять на структуру акционерного капитала и финансовое состояние общества и, соответственно, на положение акционеров (п. п. 7.1, 7.1.1, 307 ч. "Б" Кодекса корпоративного управления).
Статья: Внутренний контроль эффективности использования ресурсов коммерческим банком
(Серебрякова Т.Ю., Китаева Ж.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 11)Структура акционерного капитала Банка ВТБ (ПАО)
(Серебрякова Т.Ю., Китаева Ж.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 11)Структура акционерного капитала Банка ВТБ (ПАО)
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 11.07.2001 N 526
(ред. от 20.03.2013)
"О реформировании электроэнергетики Российской Федерации"При осуществлении реформирования открытых акционерных обществ энергетики и электрификации необходимо следовать принципу сохранения структуры акционерного капитала и размеров пакетов акций каждого акционера в создаваемых акционерных обществах, в которые передаются пакеты акций и (или) иное имущество реорганизуемых обществ.
(ред. от 20.03.2013)
"О реформировании электроэнергетики Российской Федерации"При осуществлении реформирования открытых акционерных обществ энергетики и электрификации необходимо следовать принципу сохранения структуры акционерного капитала и размеров пакетов акций каждого акционера в создаваемых акционерных обществах, в которые передаются пакеты акций и (или) иное имущество реорганизуемых обществ.
Статья: Правовые риски антисанкционной реорганизации кредитных организаций
(Андреева А.М.)
("Предпринимательское право", 2023, N 4)Таким образом, осуществление кредитной организацией антисанкционной реорганизации не лишено правовых рисков, которые связаны с несовершенством действующего правового регулирования. Их, безусловно, можно было предотвратить на стадии принятия закона. Но в сложившихся обстоятельствах на первый план выступает управление описанными в настоящей статье правовыми рисками. Касательно срока осуществления реорганизации уже было сказано выше: по нашему мнению, кредитная организация должна до 31 декабря 2024 г. включительно завершить реорганизацию (п. 4 ст. 16 Закона N 129-ФЗ), дабы избежать риска истечения срока действия права. Право акционеров - владельцев голосующих акций <18>, которые голосовали против реорганизации или не участвовали в голосовании по этому вопросу, требовать выкупа всех или части принадлежащих им акций в наибольшей степени затрудняет для кредитной организации процесс управления рисками. Предотвратить риск предъявления требования о выкупе акций можно только посредством голосования всех акционеров за реорганизацию, чем кредитная организация может управлять только при определенной структуре акционерного капитала, например в обществе с единственным акционером, в случае, когда акции принадлежат небольшому числу лиц, которые могут сами непосредственно участвовать в хозяйственной деятельности компании и между которыми отсутствует корпоративный конфликт, что позволит им достигнуть единогласного решения "за" по вопросу антисанкционной реорганизации. Это исключает применение какого-либо универсального для всех кредитных организаций средства управления этим риском. Поэтому полностью исключить его можно только путем внесения изменений в законодательство, предусматривающих неприменение норм о выкупе акций по требованию акционеров в случае принятия решения об антисанкционной реорганизации. Что касается предотвращения риска невозможности претендовать на получение бюджетных субсидий, одним из эффективных методов его предотвращения можно считать планирование реорганизации с составлением графика осуществления всех необходимых действий, взаимодействие с уполномоченным органом власти по вопросу планируемой даты начала процедуры по отбору участников на получение субсидии. Это взаимодействие позволит составить такой график реорганизации, в соответствии с которым кредитная организация уже или еще не будет в процессе реорганизации на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется проведение отбора участников на получение субсидии, или иную дату, определенную правовым актом. При этом очевидно, что наилучшим вариантом также было бы внесение изменений в законодательство, предусматривающих неприменение на период нахождения кредитной организации в процессе антисанкционной реорганизации норм о невозможности участвовать в отборе на получение субсидий.
(Андреева А.М.)
("Предпринимательское право", 2023, N 4)Таким образом, осуществление кредитной организацией антисанкционной реорганизации не лишено правовых рисков, которые связаны с несовершенством действующего правового регулирования. Их, безусловно, можно было предотвратить на стадии принятия закона. Но в сложившихся обстоятельствах на первый план выступает управление описанными в настоящей статье правовыми рисками. Касательно срока осуществления реорганизации уже было сказано выше: по нашему мнению, кредитная организация должна до 31 декабря 2024 г. включительно завершить реорганизацию (п. 4 ст. 16 Закона N 129-ФЗ), дабы избежать риска истечения срока действия права. Право акционеров - владельцев голосующих акций <18>, которые голосовали против реорганизации или не участвовали в голосовании по этому вопросу, требовать выкупа всех или части принадлежащих им акций в наибольшей степени затрудняет для кредитной организации процесс управления рисками. Предотвратить риск предъявления требования о выкупе акций можно только посредством голосования всех акционеров за реорганизацию, чем кредитная организация может управлять только при определенной структуре акционерного капитала, например в обществе с единственным акционером, в случае, когда акции принадлежат небольшому числу лиц, которые могут сами непосредственно участвовать в хозяйственной деятельности компании и между которыми отсутствует корпоративный конфликт, что позволит им достигнуть единогласного решения "за" по вопросу антисанкционной реорганизации. Это исключает применение какого-либо универсального для всех кредитных организаций средства управления этим риском. Поэтому полностью исключить его можно только путем внесения изменений в законодательство, предусматривающих неприменение норм о выкупе акций по требованию акционеров в случае принятия решения об антисанкционной реорганизации. Что касается предотвращения риска невозможности претендовать на получение бюджетных субсидий, одним из эффективных методов его предотвращения можно считать планирование реорганизации с составлением графика осуществления всех необходимых действий, взаимодействие с уполномоченным органом власти по вопросу планируемой даты начала процедуры по отбору участников на получение субсидии. Это взаимодействие позволит составить такой график реорганизации, в соответствии с которым кредитная организация уже или еще не будет в процессе реорганизации на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется проведение отбора участников на получение субсидии, или иную дату, определенную правовым актом. При этом очевидно, что наилучшим вариантом также было бы внесение изменений в законодательство, предусматривающих неприменение на период нахождения кредитной организации в процессе антисанкционной реорганизации норм о невозможности участвовать в отборе на получение субсидий.
Статья: Правосубъектность, состав и виды участников инвестиционных отношений в законодательстве Российской Федерации
(Матыцин Д.Е.)
("Современное право", 2024, N 9)Таким образом, профессиональные инвестиционные посредники играют немаловажную роль в инвестиционной деятельности. Инвестиционными посредниками могут быть как физические, так и юридические лица, которые являются связующим звеном между двумя сторонами, желающими мобилизовать свои деньги. Они используют капитал и переводят его в компании, которые нуждаются в финансировании. Инвестиционные посредники используют в своей деятельности различные механизмы: долговые, гибридные структуры, акционерный капитал и др. В результате они добиваются того, что одна сторона получает прибыль от сбережения, а другая увеличивает свою прибыль за счет оборотного капитала, что требует определенных знаний для достижения предполагаемых целей.
(Матыцин Д.Е.)
("Современное право", 2024, N 9)Таким образом, профессиональные инвестиционные посредники играют немаловажную роль в инвестиционной деятельности. Инвестиционными посредниками могут быть как физические, так и юридические лица, которые являются связующим звеном между двумя сторонами, желающими мобилизовать свои деньги. Они используют капитал и переводят его в компании, которые нуждаются в финансировании. Инвестиционные посредники используют в своей деятельности различные механизмы: долговые, гибридные структуры, акционерный капитал и др. В результате они добиваются того, что одна сторона получает прибыль от сбережения, а другая увеличивает свою прибыль за счет оборотного капитала, что требует определенных знаний для достижения предполагаемых целей.
Статья: Трансформация международной валютно-финансовой системы - постановка проблемы на уровне БРИКС и пути решения
(Брыкин К.И.)
("Финансовое право", 2025, N 2)В г. Казани 22 - 24 октября 2024 г. под председательством России в БРИКС состоялся XVI саммит БРИКС, по итогам которого принята Казанская декларация "Укрепление многосторонности для справедливого глобального развития и безопасности" от 23 октября 2024 г. <1>. В названной Декларации государства - члены БРИКС выражают намерение поддерживать надежную и эффективную глобальную систему финансовой стабильности, в которой Международный валютный фонд (МВФ) играет ключевую роль. При этом члены объединения указывают на необходимость реформирования Бреттон-Вудских институтов, включая расширение представительства развивающихся стран и государств с формирующейся рыночной экономикой в руководящих органах. В целях справедливого отражения вклада таких стран в мировую экономику отмечается необходимость перераспределения квот. Ожидается, что в 2025 г. будет проведен анализ структуры акционерного капитала Международного банка реконструкции и развития.
(Брыкин К.И.)
("Финансовое право", 2025, N 2)В г. Казани 22 - 24 октября 2024 г. под председательством России в БРИКС состоялся XVI саммит БРИКС, по итогам которого принята Казанская декларация "Укрепление многосторонности для справедливого глобального развития и безопасности" от 23 октября 2024 г. <1>. В названной Декларации государства - члены БРИКС выражают намерение поддерживать надежную и эффективную глобальную систему финансовой стабильности, в которой Международный валютный фонд (МВФ) играет ключевую роль. При этом члены объединения указывают на необходимость реформирования Бреттон-Вудских институтов, включая расширение представительства развивающихся стран и государств с формирующейся рыночной экономикой в руководящих органах. В целях справедливого отражения вклада таких стран в мировую экономику отмечается необходимость перераспределения квот. Ожидается, что в 2025 г. будет проведен анализ структуры акционерного капитала Международного банка реконструкции и развития.
Статья: Премия за контроль и ее распределение в российском корпоративном праве
(Саврыга К.П.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 6)Описанный выше вариант с учетом проведенного нами анализа является наиболее оптимальным, так как он одновременно применим к обществам и с распыленной структурой акционерного капитала (или относительно распыленной, которые составляют 5 и 22%) <56>, и с концентрированной.
(Саврыга К.П.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 6)Описанный выше вариант с учетом проведенного нами анализа является наиболее оптимальным, так как он одновременно применим к обществам и с распыленной структурой акционерного капитала (или относительно распыленной, которые составляют 5 и 22%) <56>, и с концентрированной.
Статья: Опыт международного сотрудничества в сфере обслуживания воздушного движения в Европе: от Евроконтроля к Единому европейскому небу
(Баталов А.А.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2023, N 2)В отношении организаций - поставщиков аэронавигационного обслуживания установлена общая система ЕС по их сертификации. Согласно установленным правилам сертификаты данным организациям выдаются государствами - членами ЕС, на территории которых находится основное место деятельности таких организаций. Для получения сертификата поставщик аэронавигационного обслуживания должен подтвердить свое соответствие общим критериям ЕС, включая: наличие опыта и компетенции по техническим и эксплуатационным вопросам; наличие систем и процедур в сфере безопасности и контроля качества; наличие системы отчетности; необходимый уровень качества аэронавигационных услуг; обеспечение финансовой устойчивости; страхование ответственности; наличие структуры акционерного капитала и организационно-правовой формы, исключающих возникновение конфликта интересов; наличие необходимых кадровых ресурсов; защищенность от актов незаконного вмешательства. Сертификат, выданный организации - поставщику аэронавигационного обслуживания в соответствии с вышеуказанными общими правилами и критериями, признается действительным на территории всех государств - членов ЕС. При этом сертификат может быть выдан для предоставления только одного из видов аэронавигационного обслуживания, например ОВД, либо нескольких видов услуг (например, метеорологическое обеспечение аэронавигации, предоставление аэронавигационной информации и др.).
(Баталов А.А.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2023, N 2)В отношении организаций - поставщиков аэронавигационного обслуживания установлена общая система ЕС по их сертификации. Согласно установленным правилам сертификаты данным организациям выдаются государствами - членами ЕС, на территории которых находится основное место деятельности таких организаций. Для получения сертификата поставщик аэронавигационного обслуживания должен подтвердить свое соответствие общим критериям ЕС, включая: наличие опыта и компетенции по техническим и эксплуатационным вопросам; наличие систем и процедур в сфере безопасности и контроля качества; наличие системы отчетности; необходимый уровень качества аэронавигационных услуг; обеспечение финансовой устойчивости; страхование ответственности; наличие структуры акционерного капитала и организационно-правовой формы, исключающих возникновение конфликта интересов; наличие необходимых кадровых ресурсов; защищенность от актов незаконного вмешательства. Сертификат, выданный организации - поставщику аэронавигационного обслуживания в соответствии с вышеуказанными общими правилами и критериями, признается действительным на территории всех государств - членов ЕС. При этом сертификат может быть выдан для предоставления только одного из видов аэронавигационного обслуживания, например ОВД, либо нескольких видов услуг (например, метеорологическое обеспечение аэронавигации, предоставление аэронавигационной информации и др.).
"Влияние экономических характеристик (показателей) на правовое положение юридических лиц: монография"
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)Как и в зарубежных странах, в Российской Федерации правовое регулирование корпоративных отношений рассчитано на определенную систему (модель) корпоративного управления. И.С. Шиткина также пишет, что "с точки зрения макроэкономической категории традиционно выделяют аутсайдерскую и инсайдерскую модели управления" <1>. Данное деление показывает, как на макроэкономическом уровне выглядит структура акционерного капитала (является ли он распыленным или концентрированным), как развит рынок ценных бумаг, какова роль банков в обеспечении деятельности корпораций и их влияние на управление, систему защиты прав миноритариев и т.д. Исходя из того, что Россия тяготеет к инсайдерской модели управления юридическими лицами, в качестве "эталона" для правового регулирования берется именно эта модель. С одной стороны, ориентация правового регулирования на объективно складывающиеся экономические отношения, связанные с корпоративным управлением, положительно влияет на адекватность норм права. С другой стороны, право, ориентированное на определенную макроэкономическую модель управления юридическими лицами (корпоративного управления), учитывает лишь общие контуры управления. При этом игнорируются особенности экономических характеристик (показателей), которые способны индивидуализировать деятельность каждого конкретного лица.
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)Как и в зарубежных странах, в Российской Федерации правовое регулирование корпоративных отношений рассчитано на определенную систему (модель) корпоративного управления. И.С. Шиткина также пишет, что "с точки зрения макроэкономической категории традиционно выделяют аутсайдерскую и инсайдерскую модели управления" <1>. Данное деление показывает, как на макроэкономическом уровне выглядит структура акционерного капитала (является ли он распыленным или концентрированным), как развит рынок ценных бумаг, какова роль банков в обеспечении деятельности корпораций и их влияние на управление, систему защиты прав миноритариев и т.д. Исходя из того, что Россия тяготеет к инсайдерской модели управления юридическими лицами, в качестве "эталона" для правового регулирования берется именно эта модель. С одной стороны, ориентация правового регулирования на объективно складывающиеся экономические отношения, связанные с корпоративным управлением, положительно влияет на адекватность норм права. С другой стороны, право, ориентированное на определенную макроэкономическую модель управления юридическими лицами (корпоративного управления), учитывает лишь общие контуры управления. При этом игнорируются особенности экономических характеристик (показателей), которые способны индивидуализировать деятельность каждого конкретного лица.
Статья: Потенциал и проблемы развития акционерного общества как формы среднего и крупного бизнеса в России
(Мишина Н.В., Егупов В.А., Киселев А.С.)
("Современное право", 2022, N 6)Прав в этом отношении И.А. Косякин, который, исследуя исторические основы правового статуса единоличного исполнительного органа акционерного общества, отмечает, что "единоличное управление обществом является привычным и на сегодняшний день, что можно объяснить следующими обстоятельствами: избранной в 1990-х годах моделью приватизации, в результате которой значительные пакеты акций были консолидированы в собственности менеджмента; консолидированной структурой акционерного капитала с ярко выраженными мажоритарными акционерами, при которой не требуется балансировать различные интересы на уровне исполнительных органов; консерватизмом российского бизнеса, ориентацией на более простые и понятные модели, отработанные в правоприменении" [8, с. 98 - 99].
(Мишина Н.В., Егупов В.А., Киселев А.С.)
("Современное право", 2022, N 6)Прав в этом отношении И.А. Косякин, который, исследуя исторические основы правового статуса единоличного исполнительного органа акционерного общества, отмечает, что "единоличное управление обществом является привычным и на сегодняшний день, что можно объяснить следующими обстоятельствами: избранной в 1990-х годах моделью приватизации, в результате которой значительные пакеты акций были консолидированы в собственности менеджмента; консолидированной структурой акционерного капитала с ярко выраженными мажоритарными акционерами, при которой не требуется балансировать различные интересы на уровне исполнительных органов; консерватизмом российского бизнеса, ориентацией на более простые и понятные модели, отработанные в правоприменении" [8, с. 98 - 99].
Статья: Ответственность миноритарных участников корпораций за нарушение фидуциарных обязанностей: возможна ли такая конструкция?
(Глазунов А.Ю.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 4)Наиболее высокая степень активизма миноритариев именно в США не вызывает удивления в связи с высоким уровнем развития там фондового рынка и преобладающей дисперсной структурой акционерного капитала. В то же время этот феномен существует и в континентальной Европе, хотя и проявляется менее интенсивно и в иной ипостаси, что обусловлено концентрированной структурой акционерного капитала большинства континентально-европейских стран. Как отмечает В.Г. Ринге, если в США активизм миноритариев направлен прежде всего на директоров корпораций, то в континентальной Европе объектом воздействия миноритариев являются контролирующие участники <15>. Это в значительной степени проливает свет и на различия в формах миноритарного активизма: в США действия институциональных инвесторов (в том числе при "недружественных поглощениях") преследуют цель сменить неугодных директоров корпорации и тем самым воздействовать на проводимую ими политику. В свою очередь, в континентальной Европе активизм миноритариев может проявляться в активном использовании блокирующих прав при голосовании на общем собрании участников, а также информационных прав и прав на защиту.
(Глазунов А.Ю.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 4)Наиболее высокая степень активизма миноритариев именно в США не вызывает удивления в связи с высоким уровнем развития там фондового рынка и преобладающей дисперсной структурой акционерного капитала. В то же время этот феномен существует и в континентальной Европе, хотя и проявляется менее интенсивно и в иной ипостаси, что обусловлено концентрированной структурой акционерного капитала большинства континентально-европейских стран. Как отмечает В.Г. Ринге, если в США активизм миноритариев направлен прежде всего на директоров корпораций, то в континентальной Европе объектом воздействия миноритариев являются контролирующие участники <15>. Это в значительной степени проливает свет и на различия в формах миноритарного активизма: в США действия институциональных инвесторов (в том числе при "недружественных поглощениях") преследуют цель сменить неугодных директоров корпорации и тем самым воздействовать на проводимую ими политику. В свою очередь, в континентальной Европе активизм миноритариев может проявляться в активном использовании блокирующих прав при голосовании на общем собрании участников, а также информационных прав и прав на защиту.
Статья: Особенности права, применимого к редомицилированным международным компаниям
(Арнаутов Д.Р.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 7)В отличие от применимого иностранного права формулировки Закона об МК в части структуры акционерного капитала отличаются большей определенностью. Так, ч. 4 ст. 7 этого Закона предусматривает, что количество акций каждой категории (типа) должно соответствовать общему количеству акций иностранного юридического лица на момент регистрации международной компании. При этом ч. 13 ст. 7 Закона об МК предполагает, что права по акциям редомицилированной международной компании должны соответствовать правам, которые предоставлялись ранее акционерам иностранного юридического лица, или являться более широкими по сравнению с тем, как они определялись для акционеров иностранного юридического лица до принятия решения об изменении его личного закона.
(Арнаутов Д.Р.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 7)В отличие от применимого иностранного права формулировки Закона об МК в части структуры акционерного капитала отличаются большей определенностью. Так, ч. 4 ст. 7 этого Закона предусматривает, что количество акций каждой категории (типа) должно соответствовать общему количеству акций иностранного юридического лица на момент регистрации международной компании. При этом ч. 13 ст. 7 Закона об МК предполагает, что права по акциям редомицилированной международной компании должны соответствовать правам, которые предоставлялись ранее акционерам иностранного юридического лица, или являться более широкими по сравнению с тем, как они определялись для акционеров иностранного юридического лица до принятия решения об изменении его личного закона.
"Выплата доходов иностранным компаниям: налоги у источника выплаты"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)Покупка акций позволила создать схему вывода денежных средств без уплаты налогов в России и на Кипре. Реорганизация компаний группы привела к оптимизации организационной структуры, но не изменила структуру акционерного капитала.
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)Покупка акций позволила создать схему вывода денежных средств без уплаты налогов в России и на Кипре. Реорганизация компаний группы привела к оптимизации организационной структуры, но не изменила структуру акционерного капитала.