Строительство в водоохранной зоне
Подборка наиболее важных документов по запросу Строительство в водоохранной зоне (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Оспаривание актов, решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления: Правообладатель земли не согласен с выдачей разрешения на строительство или изменением содержания разрешения
(КонсультантПлюс, 2025)Правообладатель не доказал, что разрешение выдано при наличии запретов для строительства (например, на участке, где предполагается строительство, не установлена водоохранная зона)
(КонсультантПлюс, 2025)Правообладатель не доказал, что разрешение выдано при наличии запретов для строительства (например, на участке, где предполагается строительство, не установлена водоохранная зона)
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 28 "Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности" ЗК РФ"Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствовался статьями 6, 8, 33, 65 Водного кодекса Российской Федерации, статьями 11.9, 27, 28, 32, 85, 102 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из того, что законодатель не допускает образование земельного участка с наличием пересечения с акваторией и береговой полосой водного объекта и строительство объектов недвижимости в охранной зоне водного объекта, что является основанием для признания исковых требований обоснованными и подлежащими удовлетворению."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Водоохранная зона: что следует учитывать при строительстве?
("Официальный сайт Росреестра", 2021)"Официальный сайт Росреестра rosreestr.gov.ru", 2021
("Официальный сайт Росреестра", 2021)"Официальный сайт Росреестра rosreestr.gov.ru", 2021
Статья: Проблемы состава, индивидуализации и правового режима земель водного фонда
(Мельников Н.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 2)В одних судебных актах четко разграничиваются правовой режим земель водного фонда и режим участков в составе водоохранных зон и иных зон с особыми условиями использования территорий. Так, предметом рассмотрения суда стал спор о допустимости индивидуального жилищного строительства в зоне подтопления и водоохранной зоне, которое запрещено по мнению администрации муниципалитета. Суд с такой позицией не согласился и указал, что в зонах с особыми условиями использования территорий не разрешается возводить объекты капитального строительства, которые не обеспечивают защиту от негативного воздействия вод (статья 67.1 ВК РФ) <9>. В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за III квартал 2005 года <10> отмечается, что земельные участки, находящиеся в водоохраной зоне, не относятся к изъятым или ограниченным в обороте участкам.
(Мельников Н.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 2)В одних судебных актах четко разграничиваются правовой режим земель водного фонда и режим участков в составе водоохранных зон и иных зон с особыми условиями использования территорий. Так, предметом рассмотрения суда стал спор о допустимости индивидуального жилищного строительства в зоне подтопления и водоохранной зоне, которое запрещено по мнению администрации муниципалитета. Суд с такой позицией не согласился и указал, что в зонах с особыми условиями использования территорий не разрешается возводить объекты капитального строительства, которые не обеспечивают защиту от негативного воздействия вод (статья 67.1 ВК РФ) <9>. В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за III квартал 2005 года <10> отмечается, что земельные участки, находящиеся в водоохраной зоне, не относятся к изъятым или ограниченным в обороте участкам.
Нормативные акты
"Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)16. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:
(ред. от 31.07.2025)16. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:
Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об экологической экспертизе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)6) проектная документация автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов в случаях, если такие автозаправочные станции и склады горюче-смазочных материалов планируются к строительству, реконструкции в границах водоохранных зон на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности или предназначены для обеспечения бесперебойного и надежного функционирования размещенных на территории Калининградской области электрических станций установленной генерирующей мощностью 100 МВт и выше;
(ред. от 08.08.2024)
"Об экологической экспертизе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)6) проектная документация автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов в случаях, если такие автозаправочные станции и склады горюче-смазочных материалов планируются к строительству, реконструкции в границах водоохранных зон на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности или предназначены для обеспечения бесперебойного и надежного функционирования размещенных на территории Калининградской области электрических станций установленной генерирующей мощностью 100 МВт и выше;
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно п. 16 ст. 65 ВК РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно п. 16 ст. 65 ВК РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)6) проектная документация автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов в случаях, если такие автозаправочные станции и склады горюче-смазочных материалов планируются к строительству, реконструкции в границах водоохранных зон на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности или предназначены для обеспечения бесперебойного и надежного функционирования размещенных на территории Калининградской области электрических станций установленной генерирующей мощностью 100 МВт и выше;
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)6) проектная документация автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов в случаях, если такие автозаправочные станции и склады горюче-смазочных материалов планируются к строительству, реконструкции в границах водоохранных зон на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности или предназначены для обеспечения бесперебойного и надежного функционирования размещенных на территории Калининградской области электрических станций установленной генерирующей мощностью 100 МВт и выше;
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)При проведении правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в отношении объектов капитального строительства, расположенных в границах водоохранных зон, проверка на предмет оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, государственным регистратором прав также не осуществляется.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)При проведении правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в отношении объектов капитального строительства, расположенных в границах водоохранных зон, проверка на предмет оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, государственным регистратором прав также не осуществляется.
Статья: Абсолютные права и свободы: некоторые проблемы правовой регламентации
(Вахрамеева Л.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 6)Правоохранительная практика демонстрирует, как столкновение разных правовых интересов, основанных на тех или иных правах и свободах, приводит не просто к правовой коллизии, а к реальной угрозе нарушения прав и свобод, закрепленных в действующем законодательстве. Примером является осуществление права иметь в собственности земельные участки. Так, согласно ч. 1 ст. 36 Основного Закона России граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю, при этом в соответствии с ч. 2 той же статьи владение, пользование и распоряжение землей происходят свободным образом, за исключением тех случаев, когда это может привести, например, к нарушению прав, законных интересов других лиц. Относительно права на землепользование это означает, что оно не должно реализовываться в таком масштабе, при котором нарушалось бы право неограниченного числа лиц на доступ к водным объектам, на благоприятную окружающую среду. Так, в результате проверки, проведенной Сахалинской природоохранной прокуратурой, установлены факты возведения строений на территории земельного участка в границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы протоки Красноармейской в поселке Охотское Корсаковского района. Строительство двух домов и беседки осуществлялось при отсутствии проектно-сметной документации, заключения государственной экологической экспертизы. Ранее принятые органами контроля меры административного воздействия застройщиком проигнорированы. Корсаковским городским судом требования Сахалинского природоохранного прокурора удовлетворены, на ответчика возложена обязанность снести незаконно возведенные строения <4>. Также Видновский городской суд удовлетворил требования администрации Ленинского района и обязал владельца земельного участка снести два объекта капитального строительства, возведенные им в водоохранной зоне реки Битца <5>.
(Вахрамеева Л.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 6)Правоохранительная практика демонстрирует, как столкновение разных правовых интересов, основанных на тех или иных правах и свободах, приводит не просто к правовой коллизии, а к реальной угрозе нарушения прав и свобод, закрепленных в действующем законодательстве. Примером является осуществление права иметь в собственности земельные участки. Так, согласно ч. 1 ст. 36 Основного Закона России граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю, при этом в соответствии с ч. 2 той же статьи владение, пользование и распоряжение землей происходят свободным образом, за исключением тех случаев, когда это может привести, например, к нарушению прав, законных интересов других лиц. Относительно права на землепользование это означает, что оно не должно реализовываться в таком масштабе, при котором нарушалось бы право неограниченного числа лиц на доступ к водным объектам, на благоприятную окружающую среду. Так, в результате проверки, проведенной Сахалинской природоохранной прокуратурой, установлены факты возведения строений на территории земельного участка в границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы протоки Красноармейской в поселке Охотское Корсаковского района. Строительство двух домов и беседки осуществлялось при отсутствии проектно-сметной документации, заключения государственной экологической экспертизы. Ранее принятые органами контроля меры административного воздействия застройщиком проигнорированы. Корсаковским городским судом требования Сахалинского природоохранного прокурора удовлетворены, на ответчика возложена обязанность снести незаконно возведенные строения <4>. Также Видновский городской суд удовлетворил требования администрации Ленинского района и обязал владельца земельного участка снести два объекта капитального строительства, возведенные им в водоохранной зоне реки Битца <5>.
Статья: Ограничения прав на землю в границах зон с особыми условиями использования территорий: вопросы практического и теоретического осмысления
(Васючкова О.А., Каряка А.М.)
("Юрист", 2024, N 2)Рассмотрим влияние ограничений на правомочия собственника земли и иных объектов, неразрывно связанных с землей, при утверждении и установлении границ ЗОУИТ. Первое существенное ограничение включает запрет на строительство недвижимых объектов, разрешенное использование которых не соответствует требованиям, установленным для данного вида ЗОУИТ. Содержание данного ограничения предусматривает, что в отношении каждого вида ЗОУИТ на основании тех целей, в связи с которыми законодателем было принято решение о его установлении, закрепляется особый характер осуществления хозяйственной и иной деятельности, допустимой в границах данных территорий. Например, в границах водоохранных зон не допускается строительство хозяйственных и иных объектов, в результате эксплуатации которых происходит загрязнение, засорение, засоление и истощение вод <7>. Если в связи с установлением ЗОУИТ ранее построенные и функционирующие объекты недвижимости не соответствуют новым требованиям, то законодатель предусматривает возможность приведения их в соответствие с допустимым функциональным назначением. Предполагается, что такое использование допускается "в течение трех лет со дня установления такой зоны, а в некоторых случаях в течение двух лет со дня ввода в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта капитального строительства, в связи с размещением которого установлена или изменена такая зона" <8>.
(Васючкова О.А., Каряка А.М.)
("Юрист", 2024, N 2)Рассмотрим влияние ограничений на правомочия собственника земли и иных объектов, неразрывно связанных с землей, при утверждении и установлении границ ЗОУИТ. Первое существенное ограничение включает запрет на строительство недвижимых объектов, разрешенное использование которых не соответствует требованиям, установленным для данного вида ЗОУИТ. Содержание данного ограничения предусматривает, что в отношении каждого вида ЗОУИТ на основании тех целей, в связи с которыми законодателем было принято решение о его установлении, закрепляется особый характер осуществления хозяйственной и иной деятельности, допустимой в границах данных территорий. Например, в границах водоохранных зон не допускается строительство хозяйственных и иных объектов, в результате эксплуатации которых происходит загрязнение, засорение, засоление и истощение вод <7>. Если в связи с установлением ЗОУИТ ранее построенные и функционирующие объекты недвижимости не соответствуют новым требованиям, то законодатель предусматривает возможность приведения их в соответствие с допустимым функциональным назначением. Предполагается, что такое использование допускается "в течение трех лет со дня установления такой зоны, а в некоторых случаях в течение двух лет со дня ввода в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта капитального строительства, в связи с размещением которого установлена или изменена такая зона" <8>.