Строительство в природоохранной зоне
Подборка наиболее важных документов по запросу Строительство в природоохранной зоне (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Прокурорский надзор за исполнением законов в сфере охраны окружающей среды в Арктической зоне Российской Федерации
(Чернов С.Н.)
("Экологическое право", 2024, N 4)Природоохранная прокуратура наряду с другими органами государственной власти обращает особое внимание на состояние окружающей среды в Арктической зоне Российской Федерации. Однако ситуация в этом регионе далека от нормальной. Результаты прокурорских проверок указывают на наличие многочисленных нарушений природоохранного законодательства в сфере недропользования, морского и речного транспорта, строительства, использования земель и их рекультивации, ликвидации накопленного ущерба в результате деятельности прошлых лет. Многочисленны случаи нарушения промышленной безопасности, отсутствует эффективная система управления отходами на территории Арктической зоны. Существенное влияние на исправление ситуации оказывает в Арктической зоне природоохранная прокуратура, которая осуществляет надзор за соблюдением экологического законодательства, предотвращает и пресекает экологические правонарушения, обеспечивает соблюдение требований к охране окружающей среды и природопользования.
(Чернов С.Н.)
("Экологическое право", 2024, N 4)Природоохранная прокуратура наряду с другими органами государственной власти обращает особое внимание на состояние окружающей среды в Арктической зоне Российской Федерации. Однако ситуация в этом регионе далека от нормальной. Результаты прокурорских проверок указывают на наличие многочисленных нарушений природоохранного законодательства в сфере недропользования, морского и речного транспорта, строительства, использования земель и их рекультивации, ликвидации накопленного ущерба в результате деятельности прошлых лет. Многочисленны случаи нарушения промышленной безопасности, отсутствует эффективная система управления отходами на территории Арктической зоны. Существенное влияние на исправление ситуации оказывает в Арктической зоне природоохранная прокуратура, которая осуществляет надзор за соблюдением экологического законодательства, предотвращает и пресекает экологические правонарушения, обеспечивает соблюдение требований к охране окружающей среды и природопользования.
Статья: Абсолютные права и свободы: некоторые проблемы правовой регламентации
(Вахрамеева Л.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 6)Правоохранительная практика демонстрирует, как столкновение разных правовых интересов, основанных на тех или иных правах и свободах, приводит не просто к правовой коллизии, а к реальной угрозе нарушения прав и свобод, закрепленных в действующем законодательстве. Примером является осуществление права иметь в собственности земельные участки. Так, согласно ч. 1 ст. 36 Основного Закона России граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю, при этом в соответствии с ч. 2 той же статьи владение, пользование и распоряжение землей происходят свободным образом, за исключением тех случаев, когда это может привести, например, к нарушению прав, законных интересов других лиц. Относительно права на землепользование это означает, что оно не должно реализовываться в таком масштабе, при котором нарушалось бы право неограниченного числа лиц на доступ к водным объектам, на благоприятную окружающую среду. Так, в результате проверки, проведенной Сахалинской природоохранной прокуратурой, установлены факты возведения строений на территории земельного участка в границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы протоки Красноармейской в поселке Охотское Корсаковского района. Строительство двух домов и беседки осуществлялось при отсутствии проектно-сметной документации, заключения государственной экологической экспертизы. Ранее принятые органами контроля меры административного воздействия застройщиком проигнорированы. Корсаковским городским судом требования Сахалинского природоохранного прокурора удовлетворены, на ответчика возложена обязанность снести незаконно возведенные строения <4>. Также Видновский городской суд удовлетворил требования администрации Ленинского района и обязал владельца земельного участка снести два объекта капитального строительства, возведенные им в водоохранной зоне реки Битца <5>.
(Вахрамеева Л.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 6)Правоохранительная практика демонстрирует, как столкновение разных правовых интересов, основанных на тех или иных правах и свободах, приводит не просто к правовой коллизии, а к реальной угрозе нарушения прав и свобод, закрепленных в действующем законодательстве. Примером является осуществление права иметь в собственности земельные участки. Так, согласно ч. 1 ст. 36 Основного Закона России граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю, при этом в соответствии с ч. 2 той же статьи владение, пользование и распоряжение землей происходят свободным образом, за исключением тех случаев, когда это может привести, например, к нарушению прав, законных интересов других лиц. Относительно права на землепользование это означает, что оно не должно реализовываться в таком масштабе, при котором нарушалось бы право неограниченного числа лиц на доступ к водным объектам, на благоприятную окружающую среду. Так, в результате проверки, проведенной Сахалинской природоохранной прокуратурой, установлены факты возведения строений на территории земельного участка в границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы протоки Красноармейской в поселке Охотское Корсаковского района. Строительство двух домов и беседки осуществлялось при отсутствии проектно-сметной документации, заключения государственной экологической экспертизы. Ранее принятые органами контроля меры административного воздействия застройщиком проигнорированы. Корсаковским городским судом требования Сахалинского природоохранного прокурора удовлетворены, на ответчика возложена обязанность снести незаконно возведенные строения <4>. Также Видновский городской суд удовлетворил требования администрации Ленинского района и обязал владельца земельного участка снести два объекта капитального строительства, возведенные им в водоохранной зоне реки Битца <5>.
Нормативные акты
Приказ Росстата от 31.07.2023 N 359
(ред. от 18.04.2025, с изм. от 28.07.2025)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством"Респонденты (организации-застройщики), осуществляющие строительство природоохранных объектов на территории двух и более субъектов Российской Федерации, выделяют, в том числе на отдельных бланках форм федерального статистического наблюдения, данные по территории каждого из этих субъектов Российской Федерации и предоставляют их в территориальные органы Росстата по месту расположения объектов капитального строительства. При этом в кодовой зоне бланков формы следует указать код ОКПО организации-застройщика или идентификационный номер, который устанавливается территориальным органом Росстата по месту расположения объектов капитального строительства и размещается по адресу: https://websbor.gks.ru/online/info.
(ред. от 18.04.2025, с изм. от 28.07.2025)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством"Респонденты (организации-застройщики), осуществляющие строительство природоохранных объектов на территории двух и более субъектов Российской Федерации, выделяют, в том числе на отдельных бланках форм федерального статистического наблюдения, данные по территории каждого из этих субъектов Российской Федерации и предоставляют их в территориальные органы Росстата по месту расположения объектов капитального строительства. При этом в кодовой зоне бланков формы следует указать код ОКПО организации-застройщика или идентификационный номер, который устанавливается территориальным органом Росстата по месту расположения объектов капитального строительства и размещается по адресу: https://websbor.gks.ru/online/info.
Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 N 87
(ред. от 21.10.2025)
"О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию"в) перечень и расчет затрат на реализацию природоохранных мероприятий и компенсационных выплат;
(ред. от 21.10.2025)
"О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию"в) перечень и расчет затрат на реализацию природоохранных мероприятий и компенсационных выплат;
Статья: О значении особоохраняемых природных территорий в достижении целей зеленой экономики: правовой аспект
(Рыженков А.Я.)
("Юрист", 2022, N 10)3) требует уточнения порядок изменения границ и прекращения деятельности ООПТ. В настоящий момент Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" достаточно подробно регламентирует только вопрос о создании ООПТ, косвенно упоминает возможность изменения его границ, однако остается пробельным вопрос об основаниях и процедуре прекращения деятельности ООПТ. Теоретически таких оснований может быть два: исполнение международных обязательств Российской Федерации или полная утрата научной, природоохранной и иной ценности природных объектов и комплексов, для охраны которых была создана ООПТ. Отсутствие таких юридически четких процедур порождает конфликты между природоохранными и экономическими целями (например, сокращение охранной зоны Большого арктического заповедника в целях расширения добычи коксующего угля для его экспорта в Индию);
(Рыженков А.Я.)
("Юрист", 2022, N 10)3) требует уточнения порядок изменения границ и прекращения деятельности ООПТ. В настоящий момент Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" достаточно подробно регламентирует только вопрос о создании ООПТ, косвенно упоминает возможность изменения его границ, однако остается пробельным вопрос об основаниях и процедуре прекращения деятельности ООПТ. Теоретически таких оснований может быть два: исполнение международных обязательств Российской Федерации или полная утрата научной, природоохранной и иной ценности природных объектов и комплексов, для охраны которых была создана ООПТ. Отсутствие таких юридически четких процедур порождает конфликты между природоохранными и экономическими целями (например, сокращение охранной зоны Большого арктического заповедника в целях расширения добычи коксующего угля для его экспорта в Индию);
Статья: Эколого-правовые проблемы обращения с отходами недропользования в Арктической зоне Российской Федерации
(Пономарев М.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 10)Обеспечение экологически безопасного обращения с отходами производства и потребления является одним из ключевых направлений природоохранной деятельности в Арктической зоне и важнейших приоритетов государственной политики Российской Федерации в Арктике. Так, Основами государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 г., утвержденными Указом Президента РФ от 5 марта 2020 г. N 164, среди основных задач в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности закрепляется развитие комплексной системы обращения с отходами всех классов опасности, строительство современных экологически чистых мусороперерабатывающих комплексов (подп. "ж" п. 15).
(Пономарев М.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 10)Обеспечение экологически безопасного обращения с отходами производства и потребления является одним из ключевых направлений природоохранной деятельности в Арктической зоне и важнейших приоритетов государственной политики Российской Федерации в Арктике. Так, Основами государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 г., утвержденными Указом Президента РФ от 5 марта 2020 г. N 164, среди основных задач в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности закрепляется развитие комплексной системы обращения с отходами всех классов опасности, строительство современных экологически чистых мусороперерабатывающих комплексов (подп. "ж" п. 15).
"Пробелы в праве в условиях цифровизации: сборник научных трудов"
(под общ. ред. Д.А. Пашенцева, М.В. Залоило)
("Инфотропик Медиа", 2022)Таким образом, рассматриваемый законопроект не решает поставленные им цели. Более того, вопросы обеспечения баланса сохранения Природоохранных зон и интересов населения не являются новыми, а существуют порядка тридцати лет и имеют правовое регулирование.
(под общ. ред. Д.А. Пашенцева, М.В. Залоило)
("Инфотропик Медиа", 2022)Таким образом, рассматриваемый законопроект не решает поставленные им цели. Более того, вопросы обеспечения баланса сохранения Природоохранных зон и интересов населения не являются новыми, а существуют порядка тридцати лет и имеют правовое регулирование.
Статья: Буферные зоны объектов всемирного природного наследия в российской и зарубежной практике
(Колобов Р.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 2)Обоснование необходимости применения буферных зон как инструмента природоохранной деятельности в доступной научной литературе датируется 1930-ми гг. Практика охраны природы в США того периода столкнулась с необходимостью увеличения территорий национальных парков по причинам необходимости расширения пастбищ для крупных травоядных млекопитающих и защиты от развития проектов добывающей промышленности и строительства плотин <2>.
(Колобов Р.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 2)Обоснование необходимости применения буферных зон как инструмента природоохранной деятельности в доступной научной литературе датируется 1930-ми гг. Практика охраны природы в США того периода столкнулась с необходимостью увеличения территорий национальных парков по причинам необходимости расширения пастбищ для крупных травоядных млекопитающих и защиты от развития проектов добывающей промышленности и строительства плотин <2>.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Комментируемой статьей предпринята попытка систематизации требований по охране водных объектов при проведении работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, в водоохранных зонах водных объектов и в границах особо ценных водноболотных угодий. Однако получившийся результат систематизации обязательных требований специального характера нельзя признать удачным. Во-первых, сфера действия требований, закрепленных в комментируемой статье, определена произвольным образом. В нее, в частности, включены требования к осуществлению работ в водоохранных зонах и в границах особо ценных водно-болотных угодий, но при этом не обозначены требования к работам, реализуемым в границах не менее значимых с точки зрения установления специального режима правовой охраны особо охраняемых водных объектов. Во-вторых, каждая из четырех частей комментируемой статьи устанавливает требования к работам в самом общем виде, отчасти дублируя положения других статей ВК РФ, например ст. 59, 60. В-третьих, ч. 1 и 4 комментируемой статьи дублируют друг друга в отношении установления требования о проведении мероприятий по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения и засорения при осуществлении строительных и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Комментируемой статьей предпринята попытка систематизации требований по охране водных объектов при проведении работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, в водоохранных зонах водных объектов и в границах особо ценных водноболотных угодий. Однако получившийся результат систематизации обязательных требований специального характера нельзя признать удачным. Во-первых, сфера действия требований, закрепленных в комментируемой статье, определена произвольным образом. В нее, в частности, включены требования к осуществлению работ в водоохранных зонах и в границах особо ценных водно-болотных угодий, но при этом не обозначены требования к работам, реализуемым в границах не менее значимых с точки зрения установления специального режима правовой охраны особо охраняемых водных объектов. Во-вторых, каждая из четырех частей комментируемой статьи устанавливает требования к работам в самом общем виде, отчасти дублируя положения других статей ВК РФ, например ст. 59, 60. В-третьих, ч. 1 и 4 комментируемой статьи дублируют друг друга в отношении установления требования о проведении мероприятий по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения и засорения при осуществлении строительных и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов.
Статья: Проект производства работ на объектах строительства
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- строительный генеральный план, оформленный согласно ГОСТ Р 21.101 и включающий схему размещения бытовых помещений строителей и мобильных (инвентарных) зданий с экспликацией; схемы организации дорожного движения; схему размещения складских площадей и помещений; схемы привязки основных средств механизации; указание опасных производственных зон и зон влияния строительных машин;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- строительный генеральный план, оформленный согласно ГОСТ Р 21.101 и включающий схему размещения бытовых помещений строителей и мобильных (инвентарных) зданий с экспликацией; схемы организации дорожного движения; схему размещения складских площадей и помещений; схемы привязки основных средств механизации; указание опасных производственных зон и зон влияния строительных машин;