Строительство в оопт
Подборка наиболее важных документов по запросу Строительство в оопт (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Отмена конкурса по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, в рамках прокурорской проверки установлен факт прохождения планируемого к строительству велотерренкура в границах особо охраняемых природных территорий.
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, в рамках прокурорской проверки установлен факт прохождения планируемого к строительству велотерренкура в границах особо охраняемых природных территорий.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 11 "Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня" Федерального закона "Об экологической экспертизе""Для проведения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, такая проектная документация в установленном Правительством Российской Федерации порядке представляется в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение соответствующей экспертизы. Результатом проведения государственной экологической экспертизы проектной документации является соответствующее заключение (статья 49 Градостроительного кодекса). В перечне объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня названа проектная документация объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения (пункт 7.1 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", подпункты "а" пунктов 4, 5 Правил представления проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, для проведения государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.11.2008 N 822)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Как следует из ст. 70.1 Земельного кодекса РФ, резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 49 Земельного кодекса РФ. Оно также осуществляется в отношении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам. Наконец, оно осуществляется в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Как следует из ст. 70.1 Земельного кодекса РФ, резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 49 Земельного кодекса РФ. Оно также осуществляется в отношении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам. Наконец, оно осуществляется в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования.
Статья: К вопросу о правовом режиме земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов
(Лунева Е.В.)
("Закон", 2023, N 10)При интерпретации правового режима лечебно-оздоровительных местностей и курортов, созданных до вступления в силу Закона N 406-ФЗ, как режима ООПТ строительство и реконструкция в их границах без положительного заключения государственной экологической экспертизы содержит признаки состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). До исключения лечебно-оздоровительных местностей и курортов из перечня ООПТ это квалифицировалось именно по данной норме <43>. Тем не менее есть отмененные постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, поскольку, по мнению суда, с учетом изменений, внесенных Законом N 406-ФЗ, лечебно-оздоровительные местности и курорты больше не являются ООПТ, постольку проекты хозяйственной деятельности на их территории перестают быть объектами государственной экологической экспертизы; сам же Закон N 406-ФЗ, как улучшивший положение лица, которому вменяется совершение административного правонарушения, имеет обратную силу <44>.
(Лунева Е.В.)
("Закон", 2023, N 10)При интерпретации правового режима лечебно-оздоровительных местностей и курортов, созданных до вступления в силу Закона N 406-ФЗ, как режима ООПТ строительство и реконструкция в их границах без положительного заключения государственной экологической экспертизы содержит признаки состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). До исключения лечебно-оздоровительных местностей и курортов из перечня ООПТ это квалифицировалось именно по данной норме <43>. Тем не менее есть отмененные постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, поскольку, по мнению суда, с учетом изменений, внесенных Законом N 406-ФЗ, лечебно-оздоровительные местности и курорты больше не являются ООПТ, постольку проекты хозяйственной деятельности на их территории перестают быть объектами государственной экологической экспертизы; сам же Закон N 406-ФЗ, как улучшивший положение лица, которому вменяется совершение административного правонарушения, имеет обратную силу <44>.
Нормативные акты
Справочная информация: "Перечни правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении контрольно-надзорных полномочий федеральными органами исполнительной власти"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Выдача разрешений на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, планируемых в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также разрешений на ввод в эксплуатацию указанных объектов
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Выдача разрешений на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, планируемых в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также разрешений на ввод в эксплуатацию указанных объектов
Приказ Минприроды России от 29.10.2020 N 864
"Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации государственной услуги по выдаче разрешений на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, планируемых в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также разрешений на ввод в эксплуатацию указанных объектов"
(Зарегистрировано в Минюсте России 21.12.2020 N 61633)Зарегистрировано в Минюсте России 21 декабря 2020 г. N 61633
"Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации государственной услуги по выдаче разрешений на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, планируемых в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также разрешений на ввод в эксплуатацию указанных объектов"
(Зарегистрировано в Минюсте России 21.12.2020 N 61633)Зарегистрировано в Минюсте России 21 декабря 2020 г. N 61633
Статья: Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий Арктической зоны России
(Яковлева Т.А.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2021, N 4)При включении населенного пункта в состав ООПТ федерального значения земли переходят в ведение Минприроды России, регионального значения - в ведение специально уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ в области охраны окружающей среды. В связи с этим обращает на себя внимание разъяснение Минприроды России по вопросу выдачи разрешения на строительство на территории ООПТ федерального значения <13>, которым предусмотрено согласование строительства индивидуального жилого дома, садового дома на территории ООПТ федерального значения с Минприроды России. Неясным остается вопрос о дальнейшем развитии населенных пунктов, включенных в состав ООПТ, так как градостроительная деятельность должна осуществляться лишь с учетом экологических факторов.
(Яковлева Т.А.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2021, N 4)При включении населенного пункта в состав ООПТ федерального значения земли переходят в ведение Минприроды России, регионального значения - в ведение специально уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ в области охраны окружающей среды. В связи с этим обращает на себя внимание разъяснение Минприроды России по вопросу выдачи разрешения на строительство на территории ООПТ федерального значения <13>, которым предусмотрено согласование строительства индивидуального жилого дома, садового дома на территории ООПТ федерального значения с Минприроды России. Неясным остается вопрос о дальнейшем развитии населенных пунктов, включенных в состав ООПТ, так как градостроительная деятельность должна осуществляться лишь с учетом экологических факторов.
Статья: Резервирование земель: некоторые проблемы правового регулирования и правоприменительной практики
(Макин Р.В., Маркелова А.А.)
("Закон", 2022, N 4)<1> Разделение института резервирования на две части видно, в частности, из содержания ст. 70.1 ЗК РФ. Так, из п. 1 ст. 70.1 ЗК РФ следует: перечень оснований для резервирования участков, находящихся в частной собственности, по сравнению с перечнем оснований для резервирования участков в составе казны. Участки в частной собственности можно резервировать исключительно в случаях, указанных в ст. 49 ЗК РФ, а участки в составе казны - не только для случаев, указанных в ст. 49 ЗК РФ, но и для строительства объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, создания особо охраняемых природных территорий, строительства водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны. Отличаются также и сроки резервирования: согласно п. 3 ст. 70.1 ЗК РФ участки, находящиеся в частной собственности, можно резервировать на срок не более 3 лет, а участки в составе казны, если на них требуется разместить объекты транспортной инфраструктуры, - на срок до 20 лет.
(Макин Р.В., Маркелова А.А.)
("Закон", 2022, N 4)<1> Разделение института резервирования на две части видно, в частности, из содержания ст. 70.1 ЗК РФ. Так, из п. 1 ст. 70.1 ЗК РФ следует: перечень оснований для резервирования участков, находящихся в частной собственности, по сравнению с перечнем оснований для резервирования участков в составе казны. Участки в частной собственности можно резервировать исключительно в случаях, указанных в ст. 49 ЗК РФ, а участки в составе казны - не только для случаев, указанных в ст. 49 ЗК РФ, но и для строительства объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, создания особо охраняемых природных территорий, строительства водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны. Отличаются также и сроки резервирования: согласно п. 3 ст. 70.1 ЗК РФ участки, находящиеся в частной собственности, можно резервировать на срок не более 3 лет, а участки в составе казны, если на них требуется разместить объекты транспортной инфраструктуры, - на срок до 20 лет.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Более конкретно составы нарушений определены в акте Мценского районного Совета народных депутатов. Поступление в орган муниципального контроля от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, общественных объединений, граждан, из средств массовой информации сведений о наличии хотя бы одного из следующих нарушений: 1) наличие мусора и иных отходов производства и потребления на особо охраняемой природной территории; 2) пожар на особо охраняемой природной территории; 3) самовольный захват прилегающей территории к особо охраняемой природной территории; 4) уничтожение или повреждение специальных знаков, содержащих информацию, необходимую для эксплуатации особо охраняемой природной территории; 5) строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, строительство зданий и сооружений, возведение временных строений и сооружений, строительство магистральных автомобильных дорог, временных дорог, железных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций на особо охраняемой природной территории <1>. В муниципальном акте г. Калуги зафиксирован такой конкретный индикатор риска, как сокращение в течение трех предшествующих лет более чем на 20% численности вида редких и находящихся под угрозой исчезновения растений на земельных (лесных) участках, расположенных в границах особо охраняемой природной территории или в границах охранной зоны особо охраняемой природной территории <2>.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Более конкретно составы нарушений определены в акте Мценского районного Совета народных депутатов. Поступление в орган муниципального контроля от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, общественных объединений, граждан, из средств массовой информации сведений о наличии хотя бы одного из следующих нарушений: 1) наличие мусора и иных отходов производства и потребления на особо охраняемой природной территории; 2) пожар на особо охраняемой природной территории; 3) самовольный захват прилегающей территории к особо охраняемой природной территории; 4) уничтожение или повреждение специальных знаков, содержащих информацию, необходимую для эксплуатации особо охраняемой природной территории; 5) строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, строительство зданий и сооружений, возведение временных строений и сооружений, строительство магистральных автомобильных дорог, временных дорог, железных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций на особо охраняемой природной территории <1>. В муниципальном акте г. Калуги зафиксирован такой конкретный индикатор риска, как сокращение в течение трех предшествующих лет более чем на 20% численности вида редких и находящихся под угрозой исчезновения растений на земельных (лесных) участках, расположенных в границах особо охраняемой природной территории или в границах охранной зоны особо охраняемой природной территории <2>.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2) в случаях, если разрешенное использование земельных участков в границах особо охраняемой природной территории допускает строительство на них, в положении об особо охраняемой природной территории устанавливаются предельные (максимальные и/или минимальные) параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов;
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2) в случаях, если разрешенное использование земельных участков в границах особо охраняемой природной территории допускает строительство на них, в положении об особо охраняемой природной территории устанавливаются предельные (максимальные и/или минимальные) параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов;
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд регламентировано статьей 70.1 ЗК РФ, в п. 1 которой (в ред. Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ <151>) установлено следующее: резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 "Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд" данного Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории; резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд регламентировано статьей 70.1 ЗК РФ, в п. 1 которой (в ред. Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ <151>) установлено следующее: резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 "Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд" данного Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории; резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования.
Статья: О типичных нарушениях законодательства в сфере использования и охраны особо охраняемых природных территорий
(Бердинских С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 5)При этом необходимо принимать во внимание, что отнесение нарушений к нарушениям законодательства об ООПТ возможно лишь в случае нарушения установленного режима использования и охраны ООПТ. Особенности режима использования и охраны ООПТ устанавливаются паспортом данной ООПТ. Например, строительство на территории ООПТ может быть расценено как нарушение законодательства об ООПТ только при условии, что совершение указанных действий запрещено нормативным правовым актом, устанавливающим режим использования и охраны данной ООПТ. Если же ее режим допускает строительство, то правомерность возведения объектов должна быть оценена с точки зрения нарушения норм гражданского (градостроительного, водного) законодательства и выявленные нарушения квалифицированы с точки зрения данных отраслей;
(Бердинских С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 5)При этом необходимо принимать во внимание, что отнесение нарушений к нарушениям законодательства об ООПТ возможно лишь в случае нарушения установленного режима использования и охраны ООПТ. Особенности режима использования и охраны ООПТ устанавливаются паспортом данной ООПТ. Например, строительство на территории ООПТ может быть расценено как нарушение законодательства об ООПТ только при условии, что совершение указанных действий запрещено нормативным правовым актом, устанавливающим режим использования и охраны данной ООПТ. Если же ее режим допускает строительство, то правомерность возведения объектов должна быть оценена с точки зрения нарушения норм гражданского (градостроительного, водного) законодательства и выявленные нарушения квалифицированы с точки зрения данных отраслей;