Строительство подземных сооружений
Подборка наиболее важных документов по запросу Строительство подземных сооружений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2025, N 1)Приказ Роснедр от 20 сентября 2024 г. N 548 "Об образовании
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2025, N 1)Приказ Роснедр от 20 сентября 2024 г. N 548 "Об образовании
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 3)Приказ Роснедр от 2 октября 2023 г. N 583 "Об утверждении
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 3)Приказ Роснедр от 2 октября 2023 г. N 583 "Об утверждении
Нормативные акты
Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1
(ред. от 31.07.2025)
"О недрах"Статья 23.2. Технические проекты разработки месторождений полезных ископаемых, технические проекты строительства и эксплуатации подземных сооружений, технические проекты ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами
(ред. от 31.07.2025)
"О недрах"Статья 23.2. Технические проекты разработки месторождений полезных ископаемых, технические проекты строительства и эксплуатации подземных сооружений, технические проекты ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами
Постановление Госгортехнадзора РФ от 02.11.2001 N 49
"Об утверждении правил безопасности при строительстве подземных сооружений"ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОРНЫЙ И ПРОМЫШЛЕННЫЙ НАДЗОР РОССИИ
"Об утверждении правил безопасности при строительстве подземных сооружений"ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОРНЫЙ И ПРОМЫШЛЕННЫЙ НАДЗОР РОССИИ
"Научно-практический комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке"
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)Перечень отраслей, которые принимают участие в регулировании данных отношений, не является исчерпывающим, поскольку указано, что помимо норм гражданского, земельного, градостроительного, водного и лесного права отношения по созданию объектов недвижимости могут регулировать также иные нормы. Например, законодательство о недрах (ч. 1 ст. 19 Закона о недрах) устанавливает, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, определенные требования к строительству содержат законы об охране окружающей среды и пожарной безопасности, не относящиеся к перечисленным отраслям.
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)Перечень отраслей, которые принимают участие в регулировании данных отношений, не является исчерпывающим, поскольку указано, что помимо норм гражданского, земельного, градостроительного, водного и лесного права отношения по созданию объектов недвижимости могут регулировать также иные нормы. Например, законодательство о недрах (ч. 1 ст. 19 Закона о недрах) устанавливает, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, определенные требования к строительству содержат законы об охране окружающей среды и пожарной безопасности, не относящиеся к перечисленным отраслям.
Статья: Водозаборные скважины
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 м3 в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до 5 м. Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в целях ст. 19 Закона о недрах понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд (ч. 1, 2 ст. 19 Закона о недрах).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 м3 в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до 5 м. Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в целях ст. 19 Закона о недрах понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд (ч. 1, 2 ст. 19 Закона о недрах).
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Правилами охраны подземных водных объектов предусмотрено проведение мероприятий профилактического (оборудование наблюдательных скважин, устройство защитных инженерных сооружений и др.) и специального (строительство инженерных сооружений для перехвата загрязненных вод, ликвидация очагов загрязнения подземных вод и др.) характера. Рассматриваемыми Правилами также определены виды деятельности, при осуществлении которых должны проводиться мероприятия по охране подземных водных объектов: разработка месторождений полезных ископаемых, размещение отходов производства и потребления, строительство подземных сооружений и др. (п. 3).
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Правилами охраны подземных водных объектов предусмотрено проведение мероприятий профилактического (оборудование наблюдательных скважин, устройство защитных инженерных сооружений и др.) и специального (строительство инженерных сооружений для перехвата загрязненных вод, ликвидация очагов загрязнения подземных вод и др.) характера. Рассматриваемыми Правилами также определены виды деятельности, при осуществлении которых должны проводиться мероприятия по охране подземных водных объектов: разработка месторождений полезных ископаемых, размещение отходов производства и потребления, строительство подземных сооружений и др. (п. 3).
"Комментарий к Закону Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 23.2. Технические проекты разработки месторождений полезных ископаемых, технические проекты строительства и эксплуатации подземных сооружений, технические проекты ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 23.2. Технические проекты разработки месторождений полезных ископаемых, технические проекты строительства и эксплуатации подземных сооружений, технические проекты ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Необходимо отметить, что новое законодательство о муниципальном контроле вызвало корректировку многих федеральных законов в части исключения контроля из полномочий органов местного самоуправления как не являющегося установленным муниципальным контролем. Например, в Федеральном законе от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" утратила силу ч. 1 ст. 7, закрепляющая за органами местного самоуправления осуществление контроля за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции, спиртосодержащей продукции. Из Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" исключен п. 5 ст. 5, относивший к полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, который ранее муниципалитеты относили к муниципальному контролю. В Федеральном законе от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в ранее действовавшей редакции контроль в сфере торговой деятельности назывался "муниципальный контроль" (ч. 1 ст. 16 - исключена).
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Необходимо отметить, что новое законодательство о муниципальном контроле вызвало корректировку многих федеральных законов в части исключения контроля из полномочий органов местного самоуправления как не являющегося установленным муниципальным контролем. Например, в Федеральном законе от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" утратила силу ч. 1 ст. 7, закрепляющая за органами местного самоуправления осуществление контроля за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции, спиртосодержащей продукции. Из Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" исключен п. 5 ст. 5, относивший к полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, который ранее муниципалитеты относили к муниципальному контролю. В Федеральном законе от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в ранее действовавшей редакции контроль в сфере торговой деятельности назывался "муниципальный контроль" (ч. 1 ст. 16 - исключена).
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2022, N 3)Постановление Правительства Российской Федерации
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2022, N 3)Постановление Правительства Российской Федерации