Строительство на смежных участках
Подборка наиболее важных документов по запросу Строительство на смежных участках (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Оспаривание актов, решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления: Правообладатель земли не согласен с выдачей разрешения на строительство или изменением содержания разрешения
(КонсультантПлюс, 2025)Правообладатель не доказал, что границы его участка будут нарушены при строительстве на смежном участке
(КонсультантПлюс, 2025)Правообладатель не доказал, что границы его участка будут нарушены при строительстве на смежном участке
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Недействительность договора купли-продажи земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)Договор купли-продажи публичного земельного участка, заключенный на торгах, может быть признан недействительным по требованию покупателя, если в связи со строительством МКД на смежном участке часть спорного участка стала придомовой территорией МКД (спорный участок сформирован с нарушением закона), пусть даже покупатель знал о строительстве
(КонсультантПлюс, 2025)Договор купли-продажи публичного земельного участка, заключенный на торгах, может быть признан недействительным по требованию покупателя, если в связи со строительством МКД на смежном участке часть спорного участка стала придомовой территорией МКД (спорный участок сформирован с нарушением закона), пусть даже покупатель знал о строительстве
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что нужно знать об объекте капитального строительства
(КонсультантПлюс, 2025)3. Можно ли построить один объект капитального строительства на двух смежных земельных участках
(КонсультантПлюс, 2025)3. Можно ли построить один объект капитального строительства на двух смежных земельных участках
Готовое решение: Как изменить границы территориальных зон земельных участков
(КонсультантПлюс, 2025)От вида территориальной зоны напрямую зависит разрешенное использование земельного участка. В некоторых случаях можно изменить ее границы. Например, вы можете инициировать эту процедуру, если вы планируете построить офисное здание, а ваш участок относится к производственной зоне, где такое строительство не предусмотрено. При этом смежный участок относится к общественно-деловой зоне.
(КонсультантПлюс, 2025)От вида территориальной зоны напрямую зависит разрешенное использование земельного участка. В некоторых случаях можно изменить ее границы. Например, вы можете инициировать эту процедуру, если вы планируете построить офисное здание, а ваш участок относится к производственной зоне, где такое строительство не предусмотрено. При этом смежный участок относится к общественно-деловой зоне.
Нормативные акты
"Обзор вопросов, содержащихся в обращениях граждан, представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, поступивших в Минэкономразвития России, и принимаемых мер"
(утв. Минэкономразвития России)О строительстве объектов капитального строительства на нескольких смежных земельных участках
(утв. Минэкономразвития России)О строительстве объектов капитального строительства на нескольких смежных земельных участках
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)6) предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках;
(ред. от 31.07.2025)6) предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках;
Статья: Проблемы и перспективы правового регулирования обращения со строительными отходами в Российской Федерации
(Молчанов М.Д.)
("Хозяйство и право", 2025, N 7)Дополнительным недостатком данного законопроекта, что отмечалось в том числе Комитетом Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды, является предусмотренное в п. 6 проектируемой ст. 14.6 Федерального закона право использования смежного земельного участка в случаях, установленных правилами обращения с отходами строительства, сноса, технического перевооружения, благоустройства, для обработки, утилизации и обезвреживания строительных отходов. При этом запрет на размещение соответствующего оборудования на таких земельных участках может быть установлен лишь нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В законопроекте не конкретизированы ни правовые основания, ни условия, при которых допускается использование смежного участка, что порождает правовую неопределенность. Из буквального толкования данной нормы следует, что указанные условия предполагается устанавливать правилами обращения со строительными отходами. Однако такие правила никак не могут порождать какие-либо права в отношении земельного участка. Представляется, что фактически речь идет о намерении законодателя ввести возможность установления сервитута на смежный с площадкой строительства участок в целях обращения со строительными отходами. Однако данное положение противоречит п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому земельные участки должны использоваться в соответствии с их целевым назначением и разрешенным использованием. Предложенная законопроектом возможность временного использования смежных земельных участков для обработки, утилизации и обезвреживания строительных отходов фактически допускает их эксплуатацию в целях, не предусмотренных градостроительной документацией и правилами землепользования и застройки.
(Молчанов М.Д.)
("Хозяйство и право", 2025, N 7)Дополнительным недостатком данного законопроекта, что отмечалось в том числе Комитетом Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды, является предусмотренное в п. 6 проектируемой ст. 14.6 Федерального закона право использования смежного земельного участка в случаях, установленных правилами обращения с отходами строительства, сноса, технического перевооружения, благоустройства, для обработки, утилизации и обезвреживания строительных отходов. При этом запрет на размещение соответствующего оборудования на таких земельных участках может быть установлен лишь нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В законопроекте не конкретизированы ни правовые основания, ни условия, при которых допускается использование смежного участка, что порождает правовую неопределенность. Из буквального толкования данной нормы следует, что указанные условия предполагается устанавливать правилами обращения со строительными отходами. Однако такие правила никак не могут порождать какие-либо права в отношении земельного участка. Представляется, что фактически речь идет о намерении законодателя ввести возможность установления сервитута на смежный с площадкой строительства участок в целях обращения со строительными отходами. Однако данное положение противоречит п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому земельные участки должны использоваться в соответствии с их целевым назначением и разрешенным использованием. Предложенная законопроектом возможность временного использования смежных земельных участков для обработки, утилизации и обезвреживания строительных отходов фактически допускает их эксплуатацию в целях, не предусмотренных градостроительной документацией и правилами землепользования и застройки.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)В случае если публичное образование только выявляет дефицит инфраструктуры на своей территории, предлагается рассмотреть вариант корпоративной формы инфраструктурного содействия <1>, закрепив императивно, что при реализации девелоперских проектов на территории со сложившимся дефицитом социальной, коммунальной или транспортной инфраструктурой осуществление строительства жилого фонда осуществляется путем создания проектной компании, доли участия которой перераспределяются между застройщиком и публично-правовым образованием, обязанным в субъекте РФ строить объекты сопутствующей инфраструктуры. На проектную компанию возлагаются обязанности застройщика (оформление земельно-имущественных прав, получение разрешительной документации, привлечение средств по Закону об участии в долевом строительстве), в том числе и по строительству сопутствующей инфраструктуры на смежных земельных участках. Договором об осуществлении прав участника предусматривается характер распределения построенного имущества. В случае если инвестор, имеющий право участия в проектной компании, блокирует реализацию строительства сопутствующей инфраструктуры (которая, как правило, идет в последующих очередях после жилых домов) - не вносит плату на строительство сопутствующей инфраструктуры или не приступает в определенный срок к строительству сопутствующей инфраструктуры своими силами, публично-правовое образование имеет право на выкуп долей инвестора по опциону (условно за рубль) долей инвестора, стоимость которых равна стоимости расходов на строительство сопутствующей инфраструктуры. Осуществление такого права на выкуп происходит до момента раскрытия счетов эскроу, но после получения заключения о соответствии.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)В случае если публичное образование только выявляет дефицит инфраструктуры на своей территории, предлагается рассмотреть вариант корпоративной формы инфраструктурного содействия <1>, закрепив императивно, что при реализации девелоперских проектов на территории со сложившимся дефицитом социальной, коммунальной или транспортной инфраструктурой осуществление строительства жилого фонда осуществляется путем создания проектной компании, доли участия которой перераспределяются между застройщиком и публично-правовым образованием, обязанным в субъекте РФ строить объекты сопутствующей инфраструктуры. На проектную компанию возлагаются обязанности застройщика (оформление земельно-имущественных прав, получение разрешительной документации, привлечение средств по Закону об участии в долевом строительстве), в том числе и по строительству сопутствующей инфраструктуры на смежных земельных участках. Договором об осуществлении прав участника предусматривается характер распределения построенного имущества. В случае если инвестор, имеющий право участия в проектной компании, блокирует реализацию строительства сопутствующей инфраструктуры (которая, как правило, идет в последующих очередях после жилых домов) - не вносит плату на строительство сопутствующей инфраструктуры или не приступает в определенный срок к строительству сопутствующей инфраструктуры своими силами, публично-правовое образование имеет право на выкуп долей инвестора по опциону (условно за рубль) долей инвестора, стоимость которых равна стоимости расходов на строительство сопутствующей инфраструктуры. Осуществление такого права на выкуп происходит до момента раскрытия счетов эскроу, но после получения заключения о соответствии.
Статья: Обзор нового законодательства
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2022, N 4)Установлены правила выдачи разрешений на строительство на смежных земельных участках объектов капитального строительства, не являющихся линейными объектами.
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2022, N 4)Установлены правила выдачи разрешений на строительство на смежных земельных участках объектов капитального строительства, не являющихся линейными объектами.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Учитываются также такие факторы, как определенные настоящим Кодексом территориальные зоны, сложившаяся планировка территории и существующего землепользования, планируемые изменения границ земель различных категорий, предотвращение возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Учитываются также такие факторы, как определенные настоящим Кодексом территориальные зоны, сложившаяся планировка территории и существующего землепользования, планируемые изменения границ земель различных категорий, предотвращение возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)При этом в рамках установленных Законом РФ N 58-ФЗ <1> особенностей градостроительной деятельности в 2022 и 2023 годах до конца 2024 года предусмотрена возможность получения разрешения на строительство объекта на смежных земельных участках на основании единого ГПЗУ в отношении двух и более участков. Особенности выдачи единого ГПЗУ на два и более смежных земельных участка урегулированы в Постановлении Правительства РФ от 06.04.2022 N 603 <2>. Представляется, что данное регулирование рушит саму систему градостроительной документации и не имеет под собой какого-то юридического обоснования. Практика уже давно выработала подход к строительству объектов на двух и более участках одновременно: ГПЗУ получается на каждый земельный участок, а в разрешении на строительство указывается ссылка на несколько участков и несколько ГПЗУ. В таких условиях введение "единого ГПЗУ" не требовалось и не может быть оправданно.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)При этом в рамках установленных Законом РФ N 58-ФЗ <1> особенностей градостроительной деятельности в 2022 и 2023 годах до конца 2024 года предусмотрена возможность получения разрешения на строительство объекта на смежных земельных участках на основании единого ГПЗУ в отношении двух и более участков. Особенности выдачи единого ГПЗУ на два и более смежных земельных участка урегулированы в Постановлении Правительства РФ от 06.04.2022 N 603 <2>. Представляется, что данное регулирование рушит саму систему градостроительной документации и не имеет под собой какого-то юридического обоснования. Практика уже давно выработала подход к строительству объектов на двух и более участках одновременно: ГПЗУ получается на каждый земельный участок, а в разрешении на строительство указывается ссылка на несколько участков и несколько ГПЗУ. В таких условиях введение "единого ГПЗУ" не требовалось и не может быть оправданно.