Строительство на особо охраняемых территориях
Подборка наиболее важных документов по запросу Строительство на особо охраняемых территориях (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Отмена конкурса по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, в рамках прокурорской проверки установлен факт прохождения планируемого к строительству велотерренкура в границах особо охраняемых природных территорий.
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, в рамках прокурорской проверки установлен факт прохождения планируемого к строительству велотерренкура в границах особо охраняемых природных территорий.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 11 "Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня" Федерального закона "Об экологической экспертизе""Для проведения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, такая проектная документация в установленном Правительством Российской Федерации порядке представляется в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение соответствующей экспертизы. Результатом проведения государственной экологической экспертизы проектной документации является соответствующее заключение (статья 49 Градостроительного кодекса). В перечне объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня названа проектная документация объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения (пункт 7.1 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", подпункты "а" пунктов 4, 5 Правил представления проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, для проведения государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.11.2008 N 822)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Как следует из ст. 70.1 Земельного кодекса РФ, резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 49 Земельного кодекса РФ. Оно также осуществляется в отношении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам. Наконец, оно осуществляется в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Как следует из ст. 70.1 Земельного кодекса РФ, резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 49 Земельного кодекса РФ. Оно также осуществляется в отношении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам. Наконец, оно осуществляется в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования.
Статья: Резервирование земель: некоторые проблемы правового регулирования и правоприменительной практики
(Макин Р.В., Маркелова А.А.)
("Закон", 2022, N 4)<1> Разделение института резервирования на две части видно, в частности, из содержания ст. 70.1 ЗК РФ. Так, из п. 1 ст. 70.1 ЗК РФ следует: перечень оснований для резервирования участков, находящихся в частной собственности, по сравнению с перечнем оснований для резервирования участков в составе казны. Участки в частной собственности можно резервировать исключительно в случаях, указанных в ст. 49 ЗК РФ, а участки в составе казны - не только для случаев, указанных в ст. 49 ЗК РФ, но и для строительства объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, создания особо охраняемых природных территорий, строительства водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны. Отличаются также и сроки резервирования: согласно п. 3 ст. 70.1 ЗК РФ участки, находящиеся в частной собственности, можно резервировать на срок не более 3 лет, а участки в составе казны, если на них требуется разместить объекты транспортной инфраструктуры, - на срок до 20 лет.
(Макин Р.В., Маркелова А.А.)
("Закон", 2022, N 4)<1> Разделение института резервирования на две части видно, в частности, из содержания ст. 70.1 ЗК РФ. Так, из п. 1 ст. 70.1 ЗК РФ следует: перечень оснований для резервирования участков, находящихся в частной собственности, по сравнению с перечнем оснований для резервирования участков в составе казны. Участки в частной собственности можно резервировать исключительно в случаях, указанных в ст. 49 ЗК РФ, а участки в составе казны - не только для случаев, указанных в ст. 49 ЗК РФ, но и для строительства объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, создания особо охраняемых природных территорий, строительства водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны. Отличаются также и сроки резервирования: согласно п. 3 ст. 70.1 ЗК РФ участки, находящиеся в частной собственности, можно резервировать на срок не более 3 лет, а участки в составе казны, если на них требуется разместить объекты транспортной инфраструктуры, - на срок до 20 лет.
Нормативные акты
Справочная информация: "Перечни правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении контрольно-надзорных полномочий федеральными органами исполнительной власти"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Выдача разрешений на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, планируемых в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также разрешений на ввод в эксплуатацию указанных объектов
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Выдача разрешений на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, планируемых в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также разрешений на ввод в эксплуатацию указанных объектов
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)6) планируется размещение объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, и необходимых для обеспечения его функционирования объектов капитального строительства в границах особо охраняемой природной территории или в границах земель лесного фонда;
(ред. от 31.07.2025)6) планируется размещение объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, и необходимых для обеспечения его функционирования объектов капитального строительства в границах особо охраняемой природной территории или в границах земель лесного фонда;
Статья: Оценка эффективности применения эколого-правовых ограничений экономической деятельности в России
(Хлуденева Н.И.)
("Журнал российского права", 2021, N 4)Действие каждого из специальных эколого-правовых ограничений экономической деятельности распространяется на определенный круг субъектов такой деятельности (вид или стадию осуществления экономической деятельности). В частности, предварительное прохождение государственной экологической экспертизы является обязательным условием реализации только той экономической деятельности, обосновывающая документация которой отнесена к объектам экологической экспертизы (например, строительство не относящихся к объектам социальной инфраструктуры объектов капитального строительства в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения допускается только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы). Применение указанного ограничения возможно только на стадии планирования экономической деятельности.
(Хлуденева Н.И.)
("Журнал российского права", 2021, N 4)Действие каждого из специальных эколого-правовых ограничений экономической деятельности распространяется на определенный круг субъектов такой деятельности (вид или стадию осуществления экономической деятельности). В частности, предварительное прохождение государственной экологической экспертизы является обязательным условием реализации только той экономической деятельности, обосновывающая документация которой отнесена к объектам экологической экспертизы (например, строительство не относящихся к объектам социальной инфраструктуры объектов капитального строительства в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения допускается только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы). Применение указанного ограничения возможно только на стадии планирования экономической деятельности.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Более конкретно составы нарушений определены в акте Мценского районного Совета народных депутатов. Поступление в орган муниципального контроля от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, общественных объединений, граждан, из средств массовой информации сведений о наличии хотя бы одного из следующих нарушений: 1) наличие мусора и иных отходов производства и потребления на особо охраняемой природной территории; 2) пожар на особо охраняемой природной территории; 3) самовольный захват прилегающей территории к особо охраняемой природной территории; 4) уничтожение или повреждение специальных знаков, содержащих информацию, необходимую для эксплуатации особо охраняемой природной территории; 5) строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, строительство зданий и сооружений, возведение временных строений и сооружений, строительство магистральных автомобильных дорог, временных дорог, железных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций на особо охраняемой природной территории <1>. В муниципальном акте г. Калуги зафиксирован такой конкретный индикатор риска, как сокращение в течение трех предшествующих лет более чем на 20% численности вида редких и находящихся под угрозой исчезновения растений на земельных (лесных) участках, расположенных в границах особо охраняемой природной территории или в границах охранной зоны особо охраняемой природной территории <2>.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Более конкретно составы нарушений определены в акте Мценского районного Совета народных депутатов. Поступление в орган муниципального контроля от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, общественных объединений, граждан, из средств массовой информации сведений о наличии хотя бы одного из следующих нарушений: 1) наличие мусора и иных отходов производства и потребления на особо охраняемой природной территории; 2) пожар на особо охраняемой природной территории; 3) самовольный захват прилегающей территории к особо охраняемой природной территории; 4) уничтожение или повреждение специальных знаков, содержащих информацию, необходимую для эксплуатации особо охраняемой природной территории; 5) строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, строительство зданий и сооружений, возведение временных строений и сооружений, строительство магистральных автомобильных дорог, временных дорог, железных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций на особо охраняемой природной территории <1>. В муниципальном акте г. Калуги зафиксирован такой конкретный индикатор риска, как сокращение в течение трех предшествующих лет более чем на 20% численности вида редких и находящихся под угрозой исчезновения растений на земельных (лесных) участках, расположенных в границах особо охраняемой природной территории или в границах охранной зоны особо охраняемой природной территории <2>.
Статья: Модель понятия "окружающая среда" в экологическом праве России
(Яковлева Т.А.)
("Российский юридический журнал", 2022, NN 3, 5)Понятие особо охраняемой природной территории (далее - ООПТ) закреплено в преамбуле ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", согласно которой объектами охраны являются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты. Какие это объекты - природные, природно-антропогенные или антропогенные, закон не уточняет. Изменения, вносимые в последнее время в ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", затрагивают вопросы строительства капитальных объектов спортивного и туристического назначения в границах ООПТ, предусматривают включение ООПТ в состав населенных пунктов, что противоречит целям и задачам организации сети ООПТ. Конкретизация объектов как природных и природно-антропогенных в дефиниции понятия "особо охраняемые природные территории" позволит ограничить строительство антропогенных объектов, не соответствующих целям создания таких территорий.
(Яковлева Т.А.)
("Российский юридический журнал", 2022, NN 3, 5)Понятие особо охраняемой природной территории (далее - ООПТ) закреплено в преамбуле ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", согласно которой объектами охраны являются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты. Какие это объекты - природные, природно-антропогенные или антропогенные, закон не уточняет. Изменения, вносимые в последнее время в ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", затрагивают вопросы строительства капитальных объектов спортивного и туристического назначения в границах ООПТ, предусматривают включение ООПТ в состав населенных пунктов, что противоречит целям и задачам организации сети ООПТ. Конкретизация объектов как природных и природно-антропогенных в дефиниции понятия "особо охраняемые природные территории" позволит ограничить строительство антропогенных объектов, не соответствующих целям создания таких территорий.
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд регламентировано статьей 70.1 ЗК РФ, в п. 1 которой (в ред. Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ <151>) установлено следующее: резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 "Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд" данного Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории; резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд регламентировано статьей 70.1 ЗК РФ, в п. 1 которой (в ред. Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ <151>) установлено следующее: резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 "Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд" данного Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории; резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)6) с 01.09.2018 является обязательным в случае размещения объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, и необходимого для обеспечения его функционирования объектов капитального строительства в границах особо охраняемой природной территории или в границах земель лесного фонда;
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)6) с 01.09.2018 является обязательным в случае размещения объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, и необходимого для обеспечения его функционирования объектов капитального строительства в границах особо охраняемой природной территории или в границах земель лесного фонда;