Строительство линейных объектов на землях лесного фонда
Подборка наиболее важных документов по запросу Строительство линейных объектов на землях лесного фонда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 88 "Проект освоения лесов" ЛК РФ"Частью 2 статьи 26, частью 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что последующее использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов и после подачи лесной декларации."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 63.1 "Особенности осуществления лесовосстановления и лесоразведения отдельными категориями лиц" ЛК РФ"Между тем, довод кассатора о том, что осуществляемый им вид лесопользования - использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, попадает под действие пункта 1 части 7 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации, отклоняется судом округа. Общество пользуется землями лесного фонда на основании договора аренды, однако часть 4 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации применяется в случаях, когда лесной участок используется без договора, сервитута или публичного сервитута."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Зоны с особыми условиями использования территорий объектов нефтегазового комплекса
(Гаврилюк М.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 7)<5> Подробнее см.: Гаврилюк М.Н. Упрощенный порядок оформления прав на земельные участки для строительства линейных объектов в лесном фонде // Аграрное и земельное право. 2020. N 2 (182). С. 39 - 42.
(Гаврилюк М.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 7)<5> Подробнее см.: Гаврилюк М.Н. Упрощенный порядок оформления прав на земельные участки для строительства линейных объектов в лесном фонде // Аграрное и земельное право. 2020. N 2 (182). С. 39 - 42.
Статья: Проблемные вопросы, связанные с использованием земель лесного фонда
(Бельмач Н.В., Кузьмич Н.П.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 10)Ранее лесные участки нередко предоставлялись физическим и юридическим лицам для ведения садоводства и огородничества, строительства линейных объектов и т.д., вследствие чего сокращалась площадь земель лесного фонда и ему наносился ущерб ввиду нерационального землепользования. Актуальность этого вопроса обусловлена и тем, что при уточнении границ своих садоводческих участков многие физические лица столкнулись с проблемой пересечения границ своих участков с землями лесного фонда.
(Бельмач Н.В., Кузьмич Н.П.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 10)Ранее лесные участки нередко предоставлялись физическим и юридическим лицам для ведения садоводства и огородничества, строительства линейных объектов и т.д., вследствие чего сокращалась площадь земель лесного фонда и ему наносился ущерб ввиду нерационального землепользования. Актуальность этого вопроса обусловлена и тем, что при уточнении границ своих садоводческих участков многие физические лица столкнулись с проблемой пересечения границ своих участков с землями лесного фонда.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)
(ред. от 25.04.2025)Уполномоченный орган (далее - комитет) в 2009 году предоставил обществу в аренду сроком на 49 лет лесной участок для строительства, реконструкции и эксплуатации автомобильной дороги. Участок относился к категории земель лесного фонда, имел вид разрешенного использования "строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов".
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)
(ред. от 25.04.2025)Уполномоченный орган (далее - комитет) в 2009 году предоставил обществу в аренду сроком на 49 лет лесной участок для строительства, реконструкции и эксплуатации автомобильной дороги. Участок относился к категории земель лесного фонда, имел вид разрешенного использования "строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов".
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)12.3. Документация по планировке территории, подготовленная применительно к землям лесного фонда, до ее утверждения подлежит согласованию с органами государственной власти, осуществляющими предоставление лесных участков в границах земель лесного фонда, а в случае необходимости перевода земельных участков, на которых планируется размещение линейных объектов, из состава земель лесного фонда в земли иных категорий, в том числе после ввода таких объектов в эксплуатацию, с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений, а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений. Документация по планировке территории, подготовленная применительно к особо охраняемой природной территории, до ее утверждения подлежит согласованию с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, в ведении которых находится соответствующая особо охраняемая природная территория. Предметом согласования является допустимость размещения объектов капитального строительства в соответствии с требованиями лесного законодательства, законодательства об особо охраняемых природных территориях в границах земель лесного фонда, особо охраняемых природных территорий, а также соответствие планируемого размещения объектов капитального строительства, не являющихся линейными объектами, лесохозяйственному регламенту, положению об особо охраняемой природной территории, утвержденным применительно к территории, в границах которой планируется размещение таких объектов, либо возможность размещения объектов капитального строительства при условии перевода земельных участков из состава земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов в земли иных категорий, если такой перевод допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации. Срок согласования документации по планировке территории не может превышать десять рабочих дней со дня ее поступления в орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные настоящей частью.
(ред. от 31.07.2025)12.3. Документация по планировке территории, подготовленная применительно к землям лесного фонда, до ее утверждения подлежит согласованию с органами государственной власти, осуществляющими предоставление лесных участков в границах земель лесного фонда, а в случае необходимости перевода земельных участков, на которых планируется размещение линейных объектов, из состава земель лесного фонда в земли иных категорий, в том числе после ввода таких объектов в эксплуатацию, с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений, а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений. Документация по планировке территории, подготовленная применительно к особо охраняемой природной территории, до ее утверждения подлежит согласованию с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, в ведении которых находится соответствующая особо охраняемая природная территория. Предметом согласования является допустимость размещения объектов капитального строительства в соответствии с требованиями лесного законодательства, законодательства об особо охраняемых природных территориях в границах земель лесного фонда, особо охраняемых природных территорий, а также соответствие планируемого размещения объектов капитального строительства, не являющихся линейными объектами, лесохозяйственному регламенту, положению об особо охраняемой природной территории, утвержденным применительно к территории, в границах которой планируется размещение таких объектов, либо возможность размещения объектов капитального строительства при условии перевода земельных участков из состава земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов в земли иных категорий, если такой перевод допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации. Срок согласования документации по планировке территории не может превышать десять рабочих дней со дня ее поступления в орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные настоящей частью.
Статья: История формирования правового режима земель лесного фонда как отдельной категории
(Ковыршина Е.И.)
("Экологическое право", 2021, N 1)Основами 1968 г. была определена структура земель государственного лесного фонда: покрытые и не покрытые лесом земли, но предназначенные для нужд лесного хозяйства. Правовой режим таких земель разграничивался. Для строительства промышленных предприятий, жилых и линейных объектов допускалось предоставление тех площадей, которые не заняты лесом или заняты кустарниками и малоценными насаждениями.
(Ковыршина Е.И.)
("Экологическое право", 2021, N 1)Основами 1968 г. была определена структура земель государственного лесного фонда: покрытые и не покрытые лесом земли, но предназначенные для нужд лесного хозяйства. Правовой режим таких земель разграничивался. Для строительства промышленных предприятий, жилых и линейных объектов допускалось предоставление тех площадей, которые не заняты лесом или заняты кустарниками и малоценными насаждениями.
Статья: Обзор нового законодательства
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2022, N 5)- использующими леса в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, для строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, создания и расширения территорий морских и речных портов, строительства, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, а также для создания и эксплуатации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры;
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2022, N 5)- использующими леса в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, для строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, создания и расширения территорий морских и речных портов, строительства, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, а также для создания и эксплуатации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры;
Вопрос: Какие особенности использования земель лесного фонда?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов;
Статья: Порядок строительства объектов электросетевого хозяйства
(Скрыпник Д.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Общественные обсуждения или публичные слушания по проекту межевания территории для размещения линейных объектов в границах земель лесного фонда не проводятся (см. п. 3 ч. 5.1 ст. 46 ГрК РФ).
(Скрыпник Д.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Общественные обсуждения или публичные слушания по проекту межевания территории для размещения линейных объектов в границах земель лесного фонда не проводятся (см. п. 3 ч. 5.1 ст. 46 ГрК РФ).
Статья: Обзор нового законодательства
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2022, N 4)Установлены предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда, за исключением линейных объектов.
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2022, N 4)Установлены предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда, за исключением линейных объектов.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Схожие основания искового заявления стали предметом судебной оценки при рассмотрении другого спора (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 января 2018 г. N Ф07-14007/17 по делу N А26-5024/2017), предметом которого являлось требование уполномоченного органа к сетевой компании (ПАО) о взыскании арендной платы по договору аренды земельного участка лесного фонда. Как следовало из материалов дела, ПАО уведомило уполномоченный орган о завершении предусмотренного договором аренды строительства линейного объекта и просило с момента ввода объекта в эксплуатацию считать договор расторгнутым и принять земельный участок обратно по акту приема-передачи. По мнению уполномоченного органа, ПАО продолжало пользоваться земельным участком в соответствии с договором, который продлен на неопределенный срок, при этом участок в установленном порядке не возвращен арендодателю. Суды первой и второй инстанций пришли к заключению об отсутствии оснований для взыскания арендной платы и отказали в иске, сославшись на положения ст. 45 ЛК РФ и п. 21, 24 Постановления N 160, предусматривающие использование земельных участков без их предоставления. При этом суды основывали свои выводы на правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума от 20.12.2011 N 9908/11, где подчеркивается, что в целях создания условий для безопасности граждан и эксплуатации линейных объектов предоставление лесных участков в аренду в пределах охранных зон не требуется.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Схожие основания искового заявления стали предметом судебной оценки при рассмотрении другого спора (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 января 2018 г. N Ф07-14007/17 по делу N А26-5024/2017), предметом которого являлось требование уполномоченного органа к сетевой компании (ПАО) о взыскании арендной платы по договору аренды земельного участка лесного фонда. Как следовало из материалов дела, ПАО уведомило уполномоченный орган о завершении предусмотренного договором аренды строительства линейного объекта и просило с момента ввода объекта в эксплуатацию считать договор расторгнутым и принять земельный участок обратно по акту приема-передачи. По мнению уполномоченного органа, ПАО продолжало пользоваться земельным участком в соответствии с договором, который продлен на неопределенный срок, при этом участок в установленном порядке не возвращен арендодателю. Суды первой и второй инстанций пришли к заключению об отсутствии оснований для взыскания арендной платы и отказали в иске, сославшись на положения ст. 45 ЛК РФ и п. 21, 24 Постановления N 160, предусматривающие использование земельных участков без их предоставления. При этом суды основывали свои выводы на правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума от 20.12.2011 N 9908/11, где подчеркивается, что в целях создания условий для безопасности граждан и эксплуатации линейных объектов предоставление лесных участков в аренду в пределах охранных зон не требуется.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)6) с 01.09.2018 является обязательным в случае размещения объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, и необходимого для обеспечения его функционирования объектов капитального строительства в границах особо охраняемой природной территории или в границах земель лесного фонда;
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)6) с 01.09.2018 является обязательным в случае размещения объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, и необходимого для обеспечения его функционирования объектов капитального строительства в границах особо охраняемой природной территории или в границах земель лесного фонда;
Статья: Оборот земель сельскохозяйственного назначения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса;
Статья: Понятие, состав и правовой режим земель лесного фонда
(Мельников Н.Н.)
("Экологическое право", 2025, N 4)<23> См., например: Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации "Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута" // СПС "ГАРАНТ".
(Мельников Н.Н.)
("Экологическое право", 2025, N 4)<23> См., например: Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации "Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута" // СПС "ГАРАНТ".
Готовое решение: Для чего нужен проект межевания территории и в каком порядке проводится его подготовка
(КонсультантПлюс, 2025)территории, на которой размещаются линейные объекты в границах земель лесного фонда.
(КонсультантПлюс, 2025)территории, на которой размещаются линейные объекты в границах земель лесного фонда.