Строительство экология
Подборка наиболее важных документов по запросу Строительство экология (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 222 ГК РФ "Самовольная постройка"4.4.3.3. Если заявление прокурора о сносе самовольной постройки подано в связи с тем, что при строительстве ответчик нарушил нормы экологического законодательства, спор подведомствен суду общей юрисдикции (позиция ВС РФ) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статья 49. Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, в границах Байкальской природной территории и в Арктической зоне Российской Федерации, в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статья 49. Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, в границах Байкальской природной территории и в Арктической зоне Российской Федерации, в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 49. Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, в границах Байкальской природной территории и в Арктической зоне Российской Федерации, в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов
(ред. от 31.07.2025)Статья 49. Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, в границах Байкальской природной территории и в Арктической зоне Российской Федерации, в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов
Постановление Правительства РФ от 13.09.2022 N 1602
(ред. от 15.07.2025)
"О соглашениях о защите и поощрении капиталовложений"
(вместе с "Правилами заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений, изменения и прекращения действия таких соглашений", "Общими требованиями к порядку заключения, изменения и прекращения действия соглашений о защите и поощрении капиталовложений, по которым Российская Федерация не является стороной", "Правилами осуществления уполномоченным федеральным органом исполнительной власти мониторинга исполнения условий соглашения о защите и поощрении капиталовложений и условий реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключено такое соглашение, в том числе этапов реализации инвестиционного проекта", "Общими требованиями к порядку осуществления мониторинга исполнения условий соглашения о защите и поощрении капиталовложений и условий реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключено такое соглашение, в том числе этапов реализации инвестиционного проекта, органом государственной власти, уполномоченным высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации", "Правилами ведения реестра соглашений о защите и поощрении капиталовложений")3. Акты (решения), предусматривающие изменение процедур, связанных с особенностями осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований (в случае если такие процедуры и порядок их проведения установлены нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления), изменение порядка прохождения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в том числе достоверности определения сметной стоимости строительства, государственной экологической экспертизы проектной документации, историко-культурной экспертизы и порядка получения заключений таких экспертиз (за исключением актов (решений), предусматривающих изменение указанных процедур в отношении объектов, перечень которых установлен статьей 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации)
(ред. от 15.07.2025)
"О соглашениях о защите и поощрении капиталовложений"
(вместе с "Правилами заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений, изменения и прекращения действия таких соглашений", "Общими требованиями к порядку заключения, изменения и прекращения действия соглашений о защите и поощрении капиталовложений, по которым Российская Федерация не является стороной", "Правилами осуществления уполномоченным федеральным органом исполнительной власти мониторинга исполнения условий соглашения о защите и поощрении капиталовложений и условий реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключено такое соглашение, в том числе этапов реализации инвестиционного проекта", "Общими требованиями к порядку осуществления мониторинга исполнения условий соглашения о защите и поощрении капиталовложений и условий реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключено такое соглашение, в том числе этапов реализации инвестиционного проекта, органом государственной власти, уполномоченным высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации", "Правилами ведения реестра соглашений о защите и поощрении капиталовложений")3. Акты (решения), предусматривающие изменение процедур, связанных с особенностями осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований (в случае если такие процедуры и порядок их проведения установлены нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления), изменение порядка прохождения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в том числе достоверности определения сметной стоимости строительства, государственной экологической экспертизы проектной документации, историко-культурной экспертизы и порядка получения заключений таких экспертиз (за исключением актов (решений), предусматривающих изменение указанных процедур в отношении объектов, перечень которых установлен статьей 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации)
Статья: Интенсивность судебного контроля в административном процессе: постановка проблемы, история и сравнительные материалы
(Должиков А.В.)
("Российская юстиция", 2025, N 4)Во французской доктрине административного права исходя из интенсивности обычно выделяют три формы судебного контроля. Среди них минимальный ( minimum), нормальный ( normale) и максимальный ( maximum) контроль. Отчасти такое деление основано на разнице сфер применения соответствующих форм судебного контроля. Например, минимальному контролю со стороны судов подлежат те области публичного управления, которые требуют значительной экспертной оценки (экономика, строительство, экология и т.д.). Максимальная проверка принятых мер может состоять в использовании экономического анализа выгод и издержек (в частности, в области планирования территорий) <25>.
(Должиков А.В.)
("Российская юстиция", 2025, N 4)Во французской доктрине административного права исходя из интенсивности обычно выделяют три формы судебного контроля. Среди них минимальный ( minimum), нормальный ( normale) и максимальный ( maximum) контроль. Отчасти такое деление основано на разнице сфер применения соответствующих форм судебного контроля. Например, минимальному контролю со стороны судов подлежат те области публичного управления, которые требуют значительной экспертной оценки (экономика, строительство, экология и т.д.). Максимальная проверка принятых мер может состоять в использовании экономического анализа выгод и издержек (в частности, в области планирования территорий) <25>.
"Гражданско-правовое обеспечение смарт-контрактов: монография"
(Кириллова Е.А., Зульфугарзаде Т.Э.)
("ИНФРА-М", 2024)- заключения специалистов - это могут быть заключения специалистов в различных областях, например в области строительства, транспорта, экологии и т.п., которые помогут суду оценить доказательства и определить правильность или ошибочность утверждений сторон;
(Кириллова Е.А., Зульфугарзаде Т.Э.)
("ИНФРА-М", 2024)- заключения специалистов - это могут быть заключения специалистов в различных областях, например в области строительства, транспорта, экологии и т.п., которые помогут суду оценить доказательства и определить правильность или ошибочность утверждений сторон;
Статья: К вопросу о правовом режиме земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов
(Лунева Е.В.)
("Закон", 2023, N 10)Проведение государственной экологической экспертизы
(Лунева Е.В.)
("Закон", 2023, N 10)Проведение государственной экологической экспертизы
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Там, где предусмотрена вторая организационная модель муниципального контроля, он осуществляется отраслевыми и функциональными структурными подразделениями местной администрации (отделами, департаментами, управлениями, комитетами, секторами и т.п.) по управлению имуществом, экономического развития, жилищно-коммунального хозяйства, экологии, транспорта, строительства, земельных отношений, юридического сопровождения проверок и проч. Как правило, в этих структурных подразделениях один или несколько специалистов осуществляют либо только муниципальный контроль, либо муниципальный контроль наряду с другими функциональными обязанностями, не относящимися к контролю.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Там, где предусмотрена вторая организационная модель муниципального контроля, он осуществляется отраслевыми и функциональными структурными подразделениями местной администрации (отделами, департаментами, управлениями, комитетами, секторами и т.п.) по управлению имуществом, экономического развития, жилищно-коммунального хозяйства, экологии, транспорта, строительства, земельных отношений, юридического сопровождения проверок и проч. Как правило, в этих структурных подразделениях один или несколько специалистов осуществляют либо только муниципальный контроль, либо муниципальный контроль наряду с другими функциональными обязанностями, не относящимися к контролю.
Интервью: Донастройка налоговой системы: как сохранить баланс интересов бизнеса и государства
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 43)Неналоговые платежи крайне негативно отражаются на стоимости продукции, работ и услуг, особенно в условиях растущей инфляции. Тут следует учитывать и значительный перекос по нагрузке. Например, добывающие компании платят чуть ли не все парафискалитеты в связи с тем, что они связаны со строительством, экологией, транспортировкой и прочим. В то время как отдельных субъектов бизнеса данная проблема вовсе не затрагивает или затрагивает незначительно; что вопрос уплаты таких платежей не является для них обременительным.
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 43)Неналоговые платежи крайне негативно отражаются на стоимости продукции, работ и услуг, особенно в условиях растущей инфляции. Тут следует учитывать и значительный перекос по нагрузке. Например, добывающие компании платят чуть ли не все парафискалитеты в связи с тем, что они связаны со строительством, экологией, транспортировкой и прочим. В то время как отдельных субъектов бизнеса данная проблема вовсе не затрагивает или затрагивает незначительно; что вопрос уплаты таких платежей не является для них обременительным.
Ситуация: Какая ответственность предусмотрена за незаконное строительство жилого дома?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)предупреждение или наложение штрафа в размере от 1 000 до 2 000 руб. - за несоблюдение экологических требований при строительстве;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)предупреждение или наложение штрафа в размере от 1 000 до 2 000 руб. - за несоблюдение экологических требований при строительстве;
Готовое решение: Корректировка платы за негативное воздействие на окружающую среду
(КонсультантПлюс, 2025)договоры с поставщиками, подрядчиками, исполнителями на поставку товарно-материальных ценностей, выполнение работ, оказание услуг в рамках плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности. Например, на приобретение оборудования, проектирование, строительство, реконструкцию объектов и сооружений;
(КонсультантПлюс, 2025)договоры с поставщиками, подрядчиками, исполнителями на поставку товарно-материальных ценностей, выполнение работ, оказание услуг в рамках плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности. Например, на приобретение оборудования, проектирование, строительство, реконструкцию объектов и сооружений;
Статья: Искусственный интеллект и нейронные сети - инструменты кадастровой оценки недвижимости в составе Национальной системы пространственных данных
(Пылаева А.В., Акинин М.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 4)В октябре 2021 года вступило в силу Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 года N 2816-р "Об утверждении перечня инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года". В этот Перечень вошли 42 инициативы, которые сгруппированы по таким направлениям, как "социальная сфера", "строительство", "экология", "цифровая трансформация", "технологический рывок" и "государство для граждан".
(Пылаева А.В., Акинин М.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 4)В октябре 2021 года вступило в силу Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 года N 2816-р "Об утверждении перечня инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года". В этот Перечень вошли 42 инициативы, которые сгруппированы по таким направлениям, как "социальная сфера", "строительство", "экология", "цифровая трансформация", "технологический рывок" и "государство для граждан".