Строительство дороги на землях сельскохозяйственного назначения
Подборка наиболее важных документов по запросу Строительство дороги на землях сельскохозяйственного назначения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2023 N 13АП-11113/2023 по делу N А26-7229/2022
Категория: 1) Причинение вреда окружающей среде; 2) Возникновение, реализация, защита прав на землю; 3) Споры в сфере охраны окружающей среды.
Требования уполномоченных органов по охране окружающей среды: 1) О возмещении ущерба за самовольное использование лесов; 2) Об обязании ликвидировать съезд с подъездной дороги.
Обстоятельства: ТСН самовольно использовало лесные участки, находящиеся на праве аренды у третьего лица, путем строительства примыкания к дороге.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.В ходе осмотра от 11.07.2022 того же лесного участка с участием представителя Товарищества выявлено строительство съезда с подъездной дороги к границам участка, не входящего в состав земель лесного фонда (земли сельскохозяйственного назначения), с кадастровым N 10:20 0064702:1336. Площадь съезда - 9 м * 3 м. Отсыпка съезда выполнена отходами камнеобработки (каменный окол и отсев). Площадь лесонарушения - 0,0027 га. Размер ущерба, причиненный лесам вследствие нарушения лесного законодательства, составляет 856 руб. Лицом, виновным в причинении вреда лесам, указано Товарищество.
Категория: 1) Причинение вреда окружающей среде; 2) Возникновение, реализация, защита прав на землю; 3) Споры в сфере охраны окружающей среды.
Требования уполномоченных органов по охране окружающей среды: 1) О возмещении ущерба за самовольное использование лесов; 2) Об обязании ликвидировать съезд с подъездной дороги.
Обстоятельства: ТСН самовольно использовало лесные участки, находящиеся на праве аренды у третьего лица, путем строительства примыкания к дороге.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.В ходе осмотра от 11.07.2022 того же лесного участка с участием представителя Товарищества выявлено строительство съезда с подъездной дороги к границам участка, не входящего в состав земель лесного фонда (земли сельскохозяйственного назначения), с кадастровым N 10:20 0064702:1336. Площадь съезда - 9 м * 3 м. Отсыпка съезда выполнена отходами камнеобработки (каменный окол и отсев). Площадь лесонарушения - 0,0027 га. Размер ущерба, причиненный лесам вследствие нарушения лесного законодательства, составляет 856 руб. Лицом, виновным в причинении вреда лесам, указано Товарищество.
Позиция ВС РФ: Убытки, вызванные изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются исходя из вида разрешенного использования, который был установлен в отношении участка на момент начала процедуры его изъятия
Обзор судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объекта транспорта
Применимые нормы: ст. ст. 15, 279 - 282 ГК РФ, ст. 37 ГрК РФСуд первой инстанции определил размер убытков, причиненных изъятием земельного участка, с учетом возможного наилучшего и наиболее эффективного использования данного участка (осуществление на нем индивидуального жилищного строительства). При этом суд пришел к выводу, что потеря продуктивной площади для жилой застройки и объектов инфраструктуры вследствие установления охранной зоны дороги и связанных с этим ограничений составляет упущенную выгоду ответчиков.
Обзор судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объекта транспорта
Применимые нормы: ст. ст. 15, 279 - 282 ГК РФ, ст. 37 ГрК РФСуд первой инстанции определил размер убытков, причиненных изъятием земельного участка, с учетом возможного наилучшего и наиболее эффективного использования данного участка (осуществление на нем индивидуального жилищного строительства). При этом суд пришел к выводу, что потеря продуктивной площади для жилой застройки и объектов инфраструктуры вследствие установления охранной зоны дороги и связанных с этим ограничений составляет упущенную выгоду ответчиков.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Оборот земель сельскохозяйственного назначения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства, реконструкции дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, и использование таких земельных участков и (или) земель в целях, указанных в п. п. 1 и 6 ст. 39.37 ЗК РФ, на основании публичного сервитута осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий (п. 2 ст. 78 ЗК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства, реконструкции дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, и использование таких земельных участков и (или) земель в целях, указанных в п. п. 1 и 6 ст. 39.37 ЗК РФ, на основании публичного сервитута осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий (п. 2 ст. 78 ЗК РФ).
Готовое решение: Как изменить вид разрешенного использования земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)К землям сельскохозяйственного назначения относятся в первую очередь сельскохозяйственные угодья, а также земли, занятые рядом объектов, например внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, объектами капитального строительства, некапитальными строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (п. 2 ст. 77 ЗК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)К землям сельскохозяйственного назначения относятся в первую очередь сельскохозяйственные угодья, а также земли, занятые рядом объектов, например внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, объектами капитального строительства, некапитальными строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (п. 2 ст. 77 ЗК РФ).
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства, реконструкции дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, и использование таких земельных участков и (или) земель в целях, указанных в подпунктах 1 и 6 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на основании публичного сервитута осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства, реконструкции дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, и использование таких земельных участков и (или) земель в целях, указанных в подпунктах 1 и 6 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на основании публичного сервитута осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.
Закон СССР от 26.05.1988 N 8998-XI
(ред. от 07.03.1991, с изм. от 15.04.1998)
"О кооперации в СССР"6. Государство в целях ускорения социально - экономического развития колхозов и других сельскохозяйственных кооперативов может финансировать за счет бюджета как на возвратных, так и безвозвратных условиях осуществление работ по мелиорации земель, строительству дорог, жилых домов, школ и других объектов социально - культурного назначения, борьбе с вредителями сельскохозяйственных растений, болезнями животных, по проведению природоохранных и других мероприятий, имеющих народнохозяйственное и социальное значение.
(ред. от 07.03.1991, с изм. от 15.04.1998)
"О кооперации в СССР"6. Государство в целях ускорения социально - экономического развития колхозов и других сельскохозяйственных кооперативов может финансировать за счет бюджета как на возвратных, так и безвозвратных условиях осуществление работ по мелиорации земель, строительству дорог, жилых домов, школ и других объектов социально - культурного назначения, борьбе с вредителями сельскохозяйственных растений, болезнями животных, по проведению природоохранных и других мероприятий, имеющих народнохозяйственное и социальное значение.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Теперь хочется остановиться на таком вопросе, как строительство на землях сельскохозяйственного назначения, расположенных в границах национальных парков.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Теперь хочется остановиться на таком вопросе, как строительство на землях сельскохозяйственного назначения, расположенных в границах национальных парков.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Особенности предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве заключаются прежде всего в том, что главным средством производства при осуществлении сельскохозяйственной деятельности выступают земли сельскохозяйственного назначения, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми в целях осуществления прудовой аквакультуры), объектами капитального строительства, некапитальными строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, в случаях, предусмотренных федеральными законами, нестационарными торговыми объектами, а также жилыми домами, строительство, реконструкция и эксплуатация которых допускаются на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности (п. 2 ст. 77 Земельного кодекса РФ).
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Особенности предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве заключаются прежде всего в том, что главным средством производства при осуществлении сельскохозяйственной деятельности выступают земли сельскохозяйственного назначения, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми в целях осуществления прудовой аквакультуры), объектами капитального строительства, некапитальными строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, в случаях, предусмотренных федеральными законами, нестационарными торговыми объектами, а также жилыми домами, строительство, реконструкция и эксплуатация которых допускаются на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности (п. 2 ст. 77 Земельного кодекса РФ).
Статья: Проблемы правового регулирования использования и охраны лесов на землях сельскохозяйственного назначения
(Волков Г.А., Голиченков А.К., Нарышева Н.Г.)
("Экологическое право", 2023, N 4)Согласно п. 1 и 2 ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации <3> (далее - Земельный кодекс РФ) землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми в целях осуществления прудовой аквакультуры), объектами капитального строительства, некапитальными строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Соответственно, по смыслу п. 1 и 2 ст. 77 Земельного кодекса РФ леса, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения, могут быть только защитными лесными насаждениями или многолетними насаждениями. Однако, как обоснованно рассуждает А.А. Воронцова, лесные насаждения на землях сельскохозяйственного назначения не ограничиваются защитными лесными насаждениями <4>.
(Волков Г.А., Голиченков А.К., Нарышева Н.Г.)
("Экологическое право", 2023, N 4)Согласно п. 1 и 2 ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации <3> (далее - Земельный кодекс РФ) землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми в целях осуществления прудовой аквакультуры), объектами капитального строительства, некапитальными строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Соответственно, по смыслу п. 1 и 2 ст. 77 Земельного кодекса РФ леса, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения, могут быть только защитными лесными насаждениями или многолетними насаждениями. Однако, как обоснованно рассуждает А.А. Воронцова, лесные насаждения на землях сельскохозяйственного назначения не ограничиваются защитными лесными насаждениями <4>.
Статья: Правовой режим водно-болотных угодий в России: анализ основных достоинств и недостатков
(Анисимов А.П., Попова О.В.)
("Современное право", 2021, N 3)3. В отношении водно-болотных угодий федерального, регионального и местного значения, не вошедших в состав ООПТ, могут быть установлены следующие запреты и ограничения: запрет на продажу в собственность (аренду) государственных земельных участков в границах водно-болотных угодий для промышленной или сельскохозяйственной деятельности; ограничение охоты и коммерческого рыболовства; запрет на добычу полезных ископаемых (включая общераспространенные), рубку леса или иное повреждение древесно-кустарниковой и травяной растительности; запрет на деятельность, способную нарушить естественный гидрологический режим системы водоемов этого угодья; ведение любых работ по мелиорации и дноуглублению. Ряд ограничений может быть также установлен в части строительства дорог, сброса сточных (в том числе канализационных) вод, размещения отходов, хранения сельскохозяйственных удобрений, выпаса скота, забора воды; ограничений передвижения транспортных средств (включая водный транспорт), кроме случаев, предусмотренных в целях борьбы с пожарами и иными чрезвычайными ситуациями.
(Анисимов А.П., Попова О.В.)
("Современное право", 2021, N 3)3. В отношении водно-болотных угодий федерального, регионального и местного значения, не вошедших в состав ООПТ, могут быть установлены следующие запреты и ограничения: запрет на продажу в собственность (аренду) государственных земельных участков в границах водно-болотных угодий для промышленной или сельскохозяйственной деятельности; ограничение охоты и коммерческого рыболовства; запрет на добычу полезных ископаемых (включая общераспространенные), рубку леса или иное повреждение древесно-кустарниковой и травяной растительности; запрет на деятельность, способную нарушить естественный гидрологический режим системы водоемов этого угодья; ведение любых работ по мелиорации и дноуглублению. Ряд ограничений может быть также установлен в части строительства дорог, сброса сточных (в том числе канализационных) вод, размещения отходов, хранения сельскохозяйственных удобрений, выпаса скота, забора воды; ограничений передвижения транспортных средств (включая водный транспорт), кроме случаев, предусмотренных в целях борьбы с пожарами и иными чрезвычайными ситуациями.
Вопрос: О налоге на имущество организаций в отношении газопроводов, расположенных на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства.
(Письмо Минфина России от 04.07.2025 N 03-05-04-01/65200)Согласно статье 3 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" под хозяйственными постройками понимаются сооружения и (или) строения, возводимые на садовых земельных участках, предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, в том числе сараи, бани, теплицы, навесы, погреба, колодцы, а садовый земельный участок определяется как земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.
(Письмо Минфина России от 04.07.2025 N 03-05-04-01/65200)Согласно статье 3 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" под хозяйственными постройками понимаются сооружения и (или) строения, возводимые на садовых земельных участках, предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, в том числе сараи, бани, теплицы, навесы, погреба, колодцы, а садовый земельный участок определяется как земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.
Статья: Грунтовая дорога: понятие, требования, объект гражданских прав
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Требования к проектированию, строительству и реконструкции грунтовой автомобильной дороги предусмотрены СП 99.13330.2016, СП 19.13330.2019 "Свод правил. Сельскохозяйственные предприятия. Планировочная организация земельного участка (СНиП II-97-76* Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий)" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 14.10.2019 N 620/пр), СП 42.13330.2016 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" (утв. Приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1034/пр) и ГОСТ Р 52399-2022 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Геометрические элементы. Технические требования" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 19.01.2022 N 27-ст).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Требования к проектированию, строительству и реконструкции грунтовой автомобильной дороги предусмотрены СП 99.13330.2016, СП 19.13330.2019 "Свод правил. Сельскохозяйственные предприятия. Планировочная организация земельного участка (СНиП II-97-76* Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий)" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 14.10.2019 N 620/пр), СП 42.13330.2016 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" (утв. Приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1034/пр) и ГОСТ Р 52399-2022 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Геометрические элементы. Технические требования" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 19.01.2022 N 27-ст).
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В соответствии с п. п. 6 и 8 ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных:
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В соответствии с п. п. 6 и 8 ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных:
Вопрос: Возможно ли строительство на землях сельскохозяйственного назначения?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Пункт 2 ст. 78 ЗК РФ допускает возможность использования земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий в случаях осуществления строительства, реконструкции дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов и возможность использования таких земельных участков и (или) земель в целях, указанных в пп. 1 и 6 ст. 39.37 ЗК РФ (Письмо Минэнерго России от 09.07.2021 N 05-2844 "О предоставлении информации").
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Пункт 2 ст. 78 ЗК РФ допускает возможность использования земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий в случаях осуществления строительства, реконструкции дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов и возможность использования таких земельных участков и (или) земель в целях, указанных в пп. 1 и 6 ст. 39.37 ЗК РФ (Письмо Минэнерго России от 09.07.2021 N 05-2844 "О предоставлении информации").
Статья: Гражданско-правовая квалификация явлений, связанных с поведением животных: проблемы правоприменения
(Филиппова С.Ю.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2022, N 5)Еще один вид поведения животных, который накладывает отпечаток на гражданские отношения, - это миграция животных. В силу видовых особенностей некоторые дикие животные перемещаются по земле. Это обстоятельство представляет собой абсолютное событие, оно подлежит учету при заключении договоров и исполнении обязательств. Согласно ст. 22 ФЗ "О животном мире", любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. При размещении, проектировании и строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель, заболоченных, прибрежных и занятых кустарниками территорий, мелиорации земель, использовании лесов, проведении геологоразведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, разработке туристических маршрутов и организации мест массового отдыха населения и осуществлении других видов хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий. В частности, эти обстоятельства учитываются при строительстве дорог, организации парков отдыха и пр. Распоряжением Федерального дорожного агентства от 29 июля 2019 г. N 1985-р <25> рекомендовано ориентироваться на Методические рекомендации (указания) по прогнозной оценке воздействия на окружающую среду при строительстве и эксплуатации автомобильных дорог общего пользования, содержащие указания по прогнозной оценке воздействия на окружающую среду при строительстве (реконструкции, капитальном ремонте) и эксплуатации автомобильных дорог общего пользования. Согласно п. 6.8.3 этого документа характеристика животного мира в районе прохождения трассы проектируемого объекта может накладывать на производство строительства (реконструкцию), капитальный ремонт и эксплуатацию дорог в соответствии с действующим законодательством экологические ограничения в зависимости от влияния следующих факторов: а) наличия ценных видов диких животных, птиц, ихтиофауны, обитающих или мигрирующих в зоне влияния проектируемого объекта; б) наличия основных путей и направлений миграции диких животных и птиц; в) наличия видов редких животных, птиц, рыб, занесенных в Красную книгу Российской Федерации или субъекта Российской Федерации; г) наличия водных объектов рыбохозяйственного значения и мест нереста (нагула) ценных промысловых рыб; д) наличия существующих негативных факторов воздействия на животный мир.
(Филиппова С.Ю.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2022, N 5)Еще один вид поведения животных, который накладывает отпечаток на гражданские отношения, - это миграция животных. В силу видовых особенностей некоторые дикие животные перемещаются по земле. Это обстоятельство представляет собой абсолютное событие, оно подлежит учету при заключении договоров и исполнении обязательств. Согласно ст. 22 ФЗ "О животном мире", любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. При размещении, проектировании и строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель, заболоченных, прибрежных и занятых кустарниками территорий, мелиорации земель, использовании лесов, проведении геологоразведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, разработке туристических маршрутов и организации мест массового отдыха населения и осуществлении других видов хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий. В частности, эти обстоятельства учитываются при строительстве дорог, организации парков отдыха и пр. Распоряжением Федерального дорожного агентства от 29 июля 2019 г. N 1985-р <25> рекомендовано ориентироваться на Методические рекомендации (указания) по прогнозной оценке воздействия на окружающую среду при строительстве и эксплуатации автомобильных дорог общего пользования, содержащие указания по прогнозной оценке воздействия на окружающую среду при строительстве (реконструкции, капитальном ремонте) и эксплуатации автомобильных дорог общего пользования. Согласно п. 6.8.3 этого документа характеристика животного мира в районе прохождения трассы проектируемого объекта может накладывать на производство строительства (реконструкцию), капитальный ремонт и эксплуатацию дорог в соответствии с действующим законодательством экологические ограничения в зависимости от влияния следующих факторов: а) наличия ценных видов диких животных, птиц, ихтиофауны, обитающих или мигрирующих в зоне влияния проектируемого объекта; б) наличия основных путей и направлений миграции диких животных и птиц; в) наличия видов редких животных, птиц, рыб, занесенных в Красную книгу Российской Федерации или субъекта Российской Федерации; г) наличия водных объектов рыбохозяйственного значения и мест нереста (нагула) ценных промысловых рыб; д) наличия существующих негативных факторов воздействия на животный мир.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)При исследовании применения кластерного подхода к развитию агропромышленного комплекса Омской области были выделены проблемы, которые снижают потенциальные возможности и инвестиционную привлекательность сельскохозяйственной отрасли. Среди них, в частности, отмечаются сложности во взаимоотношениях с органами местного самоуправления; проблемы с приобретением прав на земельные участки в аренду или в собственность; возложение на предпринимателей социальных обязательств по строительству и ремонту дорог в сельской местности, социальных объектов, что частично снижает привлекательность инвестиций в сельскохозяйственную отрасль. Можно также назвать сложности с хранением и реализацией сельскохозяйственной продукции, которые приводят к тому, что сельскохозяйственные товаропроизводители, являющиеся представителями мелкого и среднего бизнеса, вынуждены вступать в невыгодные для них отношения с крупными компаниями, готовыми выкупить сельскохозяйственную продукцию по сниженным ценам. В своем исследовании ученые предлагали создание специализированной Корпорации развития, которая бы занималась подготовкой земельных участков и их последующим предоставлением потенциальным инвесторам для создания предприятий переработки сельскохозяйственной продукции и возведения объектов инфраструктуры. Предлагалось также на основе государственно-частного партнерства осуществлять строительство "специализированных складов, овощехранилищ, элеваторов, холодильных и морозильных установок для хранения готовой продукции" <1>.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)При исследовании применения кластерного подхода к развитию агропромышленного комплекса Омской области были выделены проблемы, которые снижают потенциальные возможности и инвестиционную привлекательность сельскохозяйственной отрасли. Среди них, в частности, отмечаются сложности во взаимоотношениях с органами местного самоуправления; проблемы с приобретением прав на земельные участки в аренду или в собственность; возложение на предпринимателей социальных обязательств по строительству и ремонту дорог в сельской местности, социальных объектов, что частично снижает привлекательность инвестиций в сельскохозяйственную отрасль. Можно также назвать сложности с хранением и реализацией сельскохозяйственной продукции, которые приводят к тому, что сельскохозяйственные товаропроизводители, являющиеся представителями мелкого и среднего бизнеса, вынуждены вступать в невыгодные для них отношения с крупными компаниями, готовыми выкупить сельскохозяйственную продукцию по сниженным ценам. В своем исследовании ученые предлагали создание специализированной Корпорации развития, которая бы занималась подготовкой земельных участков и их последующим предоставлением потенциальным инвесторам для создания предприятий переработки сельскохозяйственной продукции и возведения объектов инфраструктуры. Предлагалось также на основе государственно-частного партнерства осуществлять строительство "специализированных складов, овощехранилищ, элеваторов, холодильных и морозильных установок для хранения готовой продукции" <1>.