Строительство дома в зоне затопления
Подборка наиболее важных документов по запросу Строительство дома в зоне затопления (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 12.09.2024 N 88а-28589/2024 (УИД 23RS0055-01-2023-002206-94)
Категория: Споры с органами власти в сфере строительства и жилищных отношений.
Требования: О признании незаконным решения.
Обстоятельства: Истец указал, что ему на основании договора аренды земельного участка принадлежит земельный участок. На обращение с уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома истец получил отказ.
Решение: Отказано.Отказывая в удовлетворении административного иска, руководствуясь положениями статей 16, 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, частью 1, 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции согласился с доводами административного ответчика о том, что нахождение земельного участка, на котором истец планировал строительство жилого дома в зоне затопления, в соответствии со ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации не является безусловным основанием для отказа в согласовании строительства. Кроме того, согласно выписке на спорный земельный участок, ограничение в виде зоны затопления или подтопления, не зарегистрировано.
Категория: Споры с органами власти в сфере строительства и жилищных отношений.
Требования: О признании незаконным решения.
Обстоятельства: Истец указал, что ему на основании договора аренды земельного участка принадлежит земельный участок. На обращение с уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома истец получил отказ.
Решение: Отказано.Отказывая в удовлетворении административного иска, руководствуясь положениями статей 16, 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, частью 1, 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции согласился с доводами административного ответчика о том, что нахождение земельного участка, на котором истец планировал строительство жилого дома в зоне затопления, в соответствии со ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации не является безусловным основанием для отказа в согласовании строительства. Кроме того, согласно выписке на спорный земельный участок, ограничение в виде зоны затопления или подтопления, не зарегистрировано.
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25.01.2023 N 88-2095/2023 (УИД 66RS0025-01-2021-002331-08)
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: 1) О признании недействительным постановления; 2) Об исключении сведений о праве, возложении обязанности предоставить земельный участок.
Обстоятельства: Истцы указали на то, что, как граждане, воспитывающие трех несовершеннолетних детей, были приняты на учет в качестве лиц, имеющих право на внеочередное предоставление в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Им в общую совместную собственность бесплатно предоставлен земельный участок. Однако участок находится в зоне подтопления, без необходимой инженерной инфраструктуры, освещения, автомобильной дороги.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.Указание заявителя на отсутствие безусловного законодательного запрета на строительство жилых домов в зонах затопления, подтопления, о незаконности обжалуемого судебного акта не свидетельствует, поскольку по смыслу п. 1 ч. 3 ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в указанных зонах допустимо строительство объектов капитального строительства, обеспеченных сооружениями и (или) методами инженерной защиты территорий и объектов от негативного воздействия вод, наличие которых в месте расположения участка, предоставленного истцам, судом не установлено.
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: 1) О признании недействительным постановления; 2) Об исключении сведений о праве, возложении обязанности предоставить земельный участок.
Обстоятельства: Истцы указали на то, что, как граждане, воспитывающие трех несовершеннолетних детей, были приняты на учет в качестве лиц, имеющих право на внеочередное предоставление в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Им в общую совместную собственность бесплатно предоставлен земельный участок. Однако участок находится в зоне подтопления, без необходимой инженерной инфраструктуры, освещения, автомобильной дороги.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.Указание заявителя на отсутствие безусловного законодательного запрета на строительство жилых домов в зонах затопления, подтопления, о незаконности обжалуемого судебного акта не свидетельствует, поскольку по смыслу п. 1 ч. 3 ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в указанных зонах допустимо строительство объектов капитального строительства, обеспеченных сооружениями и (или) методами инженерной защиты территорий и объектов от негативного воздействия вод, наличие которых в месте расположения участка, предоставленного истцам, судом не установлено.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности правового режима использования и застройки земельных участков в зонах затопления и подтопления
(Винницкий А.В., Харинов И.Н.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)На стадии проектирования или начала возведения объекта индивидуального жилищного строительства проверка соблюдения ограничений на застройку в зоне затопления или подтопления исключена, поскольку строительство индивидуальных и садовых домов осуществляется в упрощенном порядке - без составления проектной документации (где в числе прочего могли быть указаны запланированные при строительстве меры инженерной защиты) и без получения разрешения на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию. Эти документы заменены уведомлением о соответствии планируемого объекта требованиям градостроительной документации и уведомлением о соответствии построенного объекта таким требованиям, которые выдаются органом местного самоуправления (ст. 51.1 и п. 16 ст. 55 ГрК РФ соответственно).
(Винницкий А.В., Харинов И.Н.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)На стадии проектирования или начала возведения объекта индивидуального жилищного строительства проверка соблюдения ограничений на застройку в зоне затопления или подтопления исключена, поскольку строительство индивидуальных и садовых домов осуществляется в упрощенном порядке - без составления проектной документации (где в числе прочего могли быть указаны запланированные при строительстве меры инженерной защиты) и без получения разрешения на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию. Эти документы заменены уведомлением о соответствии планируемого объекта требованиям градостроительной документации и уведомлением о соответствии построенного объекта таким требованиям, которые выдаются органом местного самоуправления (ст. 51.1 и п. 16 ст. 55 ГрК РФ соответственно).
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Другой возможный вариант толкования - применение стандарта проверки из п. 3 ст. 713 ГК РФ к двум другим аспектам: указаниям заказчика и внешним обстоятельствам. Если задуматься, можно представить такой пример. Предположим, подрядчик получил заказ на осуществление строительства дома для заказчика в зоне, которая отведена под затопление в связи с планируемой постройкой в данной местности плотины для новой гидроэлектростанции. Причем это обстоятельство - отнесение конкретного участка к зоне затопления - выяснилось уже после заключения договора. Должен ли подрядчик предупредить заказчика о таком внешнем обстоятельстве, которое, по-видимому, в силу ст. 451 ГК РФ дает заказчику право требовать расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств? Думается, да. И если такое обстоятельство стало широко известным, то подрядчик обязан предупредить о нем заказчика. Другое дело, что данный пример, возможно, выходит за пределы диспозиции ст. 716 ГК РФ, поскольку если подрядчик не предупредит заказчика, то вряд ли заказчик будет требовать от подрядчика исполнения обязательств в срок и т.п. Скорее всего, в таком случае заказчик сможет отказаться от оплаты тех работ, которые будут произведены уже после того, как подрядчик узнает об их бессмысленности для заказчика (ввиду предстоящего затопления). Получается, это иной пример информационных обязанностей подрядчика, восходящих к принципу добросовестности (п. 3 ст. 307 ГК РФ).
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Другой возможный вариант толкования - применение стандарта проверки из п. 3 ст. 713 ГК РФ к двум другим аспектам: указаниям заказчика и внешним обстоятельствам. Если задуматься, можно представить такой пример. Предположим, подрядчик получил заказ на осуществление строительства дома для заказчика в зоне, которая отведена под затопление в связи с планируемой постройкой в данной местности плотины для новой гидроэлектростанции. Причем это обстоятельство - отнесение конкретного участка к зоне затопления - выяснилось уже после заключения договора. Должен ли подрядчик предупредить заказчика о таком внешнем обстоятельстве, которое, по-видимому, в силу ст. 451 ГК РФ дает заказчику право требовать расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств? Думается, да. И если такое обстоятельство стало широко известным, то подрядчик обязан предупредить о нем заказчика. Другое дело, что данный пример, возможно, выходит за пределы диспозиции ст. 716 ГК РФ, поскольку если подрядчик не предупредит заказчика, то вряд ли заказчик будет требовать от подрядчика исполнения обязательств в срок и т.п. Скорее всего, в таком случае заказчик сможет отказаться от оплаты тех работ, которые будут произведены уже после того, как подрядчик узнает об их бессмысленности для заказчика (ввиду предстоящего затопления). Получается, это иной пример информационных обязанностей подрядчика, восходящих к принципу добросовестности (п. 3 ст. 307 ГК РФ).
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 15.12.2022 N 55-П
"По делу о проверке конституционности части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктов 7, 42, 47, 51 и 52 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом в связи с жалобой граждан А.Г. Брюханова и Н.В. Брюхановой"Постановлением Правительства Иркутской области от 29 июня 2019 года N 519-пп утвержден Порядок оказания гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, единовременной материальной помощи и финансовой помощи, а также выплаты единовременных пособий. В постановлении от 17 июля 2019 года N 556-пп "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем" Правительство Иркутской области предусмотрело предоставление социальных выплат пострадавшим гражданам на приобретение или строительство жилого помещения либо на его капитальный ремонт. Согласно же постановлению Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 года N 558-пп "Об установлении описания границ подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области" деревня Тахтамай (включая дом, где расположена квартира заявителей) внесена в границы подтопленных (затопленных) зон.
"По делу о проверке конституционности части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктов 7, 42, 47, 51 и 52 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом в связи с жалобой граждан А.Г. Брюханова и Н.В. Брюхановой"Постановлением Правительства Иркутской области от 29 июня 2019 года N 519-пп утвержден Порядок оказания гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, единовременной материальной помощи и финансовой помощи, а также выплаты единовременных пособий. В постановлении от 17 июля 2019 года N 556-пп "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем" Правительство Иркутской области предусмотрело предоставление социальных выплат пострадавшим гражданам на приобретение или строительство жилого помещения либо на его капитальный ремонт. Согласно же постановлению Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 года N 558-пп "Об установлении описания границ подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области" деревня Тахтамай (включая дом, где расположена квартира заявителей) внесена в границы подтопленных (затопленных) зон.
"Перечень поручений по итогам совещания по ликвидации последствий подтоплений и природных пожаров"
(утв. Президентом РФ 16.08.2021 N Пр-1465)а) ограничения строительства новых жилых домов и проведения капитального ремонта жилых домов, находящихся в зонах постоянного затопления и подтопления;
(утв. Президентом РФ 16.08.2021 N Пр-1465)а) ограничения строительства новых жилых домов и проведения капитального ремонта жилых домов, находящихся в зонах постоянного затопления и подтопления;
Статья: Отчет о результатах совместного контрольного мероприятия "Аудит использования средств федерального бюджета и государственной собственности в 2020 - 2023 годах и истекшем периоде 2024 года на охрану водных объектов, защиту от негативного воздействия вод в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов" на территории Дальневосточного федерального округа" (с Контрольно-счетной палатой Приморского края и Контрольно-счетной палатой Хабаровского края)
(Мамедов С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 4)В качестве альтернативы строительству защитных сооружений Модель учитывает такие варианты предотвращения ущерба от затопления, как переселение населения со всей затапливаемой территории, частичное переселение населения с наиболее подверженных затоплению участков местности, частичное переселение населения и снос капитальных зданий и сооружений со строительством защитных сооружений на удалении от речного русла. Модель также учитывает затраты на переселение, в том числе на демонтаж объектов, строительство аналогичных зданий, сооружений и линейных объектов. Расчет с помощью Модели показал, что строительство береговых дамб не следует рассматривать в качестве безальтернативного варианта защиты от затопления. В ряде случаев достаточной мерой является переселение только из отдельных жилых домов, находящихся в наиболее пониженных участках рельефа, исключая строительство защитных дамб.
(Мамедов С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 4)В качестве альтернативы строительству защитных сооружений Модель учитывает такие варианты предотвращения ущерба от затопления, как переселение населения со всей затапливаемой территории, частичное переселение населения с наиболее подверженных затоплению участков местности, частичное переселение населения и снос капитальных зданий и сооружений со строительством защитных сооружений на удалении от речного русла. Модель также учитывает затраты на переселение, в том числе на демонтаж объектов, строительство аналогичных зданий, сооружений и линейных объектов. Расчет с помощью Модели показал, что строительство береговых дамб не следует рассматривать в качестве безальтернативного варианта защиты от затопления. В ряде случаев достаточной мерой является переселение только из отдельных жилых домов, находящихся в наиболее пониженных участках рельефа, исключая строительство защитных дамб.