Строительный контроль процент
Подборка наиболее важных документов по запросу Строительный контроль процент (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 08.05.2024 N Ф01-1421/2024 по делу N А11-13056/2022
Требование: О признании незаконным одностороннего отказа от исполнения договора на выполнение работ по капитальному ремонту объектов и о взыскании долга и неустойки по этому договору.
Обстоятельства: Выявив факт нарушения условий договора при выполнении работ, заказчик расторг договор. Подрядчик заявил, что заказчик обязан оплатить выполненные работы.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факты выполнения подрядчиком до расторжения договора работ на запрошенную сумму и передачи заказчику их результата, имеющего для последнего потребительскую ценность, не доказаны.Сами по себе данные органа, осуществляющего строительный контроль о выполнении 30 процентов работ, без передачи заказчику результата работ в соответствии с требованиями законодательства и условиями договора, при наличии замечаний заказчика к качеству выполненных работ, не являются надлежащими доказательствами выполнения работ и не могут быть признаны результатом работ, подлежащим оплате.
Требование: О признании незаконным одностороннего отказа от исполнения договора на выполнение работ по капитальному ремонту объектов и о взыскании долга и неустойки по этому договору.
Обстоятельства: Выявив факт нарушения условий договора при выполнении работ, заказчик расторг договор. Подрядчик заявил, что заказчик обязан оплатить выполненные работы.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факты выполнения подрядчиком до расторжения договора работ на запрошенную сумму и передачи заказчику их результата, имеющего для последнего потребительскую ценность, не доказаны.Сами по себе данные органа, осуществляющего строительный контроль о выполнении 30 процентов работ, без передачи заказчику результата работ в соответствии с требованиями законодательства и условиями договора, при наличии замечаний заказчика к качеству выполненных работ, не являются надлежащими доказательствами выполнения работ и не могут быть признаны результатом работ, подлежащим оплате.
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2023 N 11АП-16302/2023 по делу N А72-18188/2021
Требование: О взыскании стоимости дополнительного объема и вида работ, не предусмотренных контрактом на выполнение работ по капитальному ремонту здания.
Встречное требование: О взыскании стоимости разницы завышения объемов работ, включенных в контракт, работ по устранению недостатков (с учетом демонтажных работ), штрафа за неисполнение обязательства по контракту.
Решение: Требование удовлетворено в части.Признание судом первой инстанции ошибочными суждений экспертов о необходимости учитывать дополнительно к стоимости работ 2% на непредвиденные работы и 2,14% на строительный контроль, не свидетельствуют об ошибочности и необоснованности выводов эксперта в остальной части, поскольку указанные вопросы имеют правовой характер и им дана оценка судом первой инстанции. Допущенные экспертами нарушения не являются существенными и способными повлиять на итоговые выводы по поставленным вопросам.
Требование: О взыскании стоимости дополнительного объема и вида работ, не предусмотренных контрактом на выполнение работ по капитальному ремонту здания.
Встречное требование: О взыскании стоимости разницы завышения объемов работ, включенных в контракт, работ по устранению недостатков (с учетом демонтажных работ), штрафа за неисполнение обязательства по контракту.
Решение: Требование удовлетворено в части.Признание судом первой инстанции ошибочными суждений экспертов о необходимости учитывать дополнительно к стоимости работ 2% на непредвиденные работы и 2,14% на строительный контроль, не свидетельствуют об ошибочности и необоснованности выводов эксперта в остальной части, поскольку указанные вопросы имеют правовой характер и им дана оценка судом первой инстанции. Допущенные экспертами нарушения не являются существенными и способными повлиять на итоговые выводы по поставленным вопросам.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовое регулирование сейсмостойкого строительства: пример России и Турции
(Киль Ю.Э., Аласкарова Л.О. кызы)
("Закон", 2023, N 8)Стоимость услуг строительного контроля регулируется законодательством и составляет 1,5% от приблизительной стоимости базовой конструкции. Стоимость услуг увеличивается на 5% в год для работ, срок строительства которых превышает два года, и снижается на 5% в год для работ, срок строительства которых составляет менее двух лет. При этом 6% от стоимости услуг по договору, заключенному между застройщиком (владельцем проекта) и организацией, осуществляющей строительный контроль, подлежит перечислению государству.
(Киль Ю.Э., Аласкарова Л.О. кызы)
("Закон", 2023, N 8)Стоимость услуг строительного контроля регулируется законодательством и составляет 1,5% от приблизительной стоимости базовой конструкции. Стоимость услуг увеличивается на 5% в год для работ, срок строительства которых превышает два года, и снижается на 5% в год для работ, срок строительства которых составляет менее двух лет. При этом 6% от стоимости услуг по договору, заключенному между застройщиком (владельцем проекта) и организацией, осуществляющей строительный контроль, подлежит перечислению государству.
Статья: О закупках услуг по осуществлению строительного контроля
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 5)Отсутствие 100%-ного выполнения первоначального объема строительно-монтажных работ по капитальному ремонту объекта привело к невозможности приемки ответчиком 100%-ного объема предусмотренных контрольных мероприятий, проводимых при строительном контроле, предусмотренных договорами оказания услуг строительного контроля. Учитывая объем работ, осуществленных при строительстве объекта, оплате за услуги по стройконтролю подлежит именно стоимость оказанных услуг пропорционально работам, выполненным по основному контракту. Иное приведет к несоблюдению установленного законодательством норматива расходов заказчика на осуществление строительного контроля.
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 5)Отсутствие 100%-ного выполнения первоначального объема строительно-монтажных работ по капитальному ремонту объекта привело к невозможности приемки ответчиком 100%-ного объема предусмотренных контрольных мероприятий, проводимых при строительном контроле, предусмотренных договорами оказания услуг строительного контроля. Учитывая объем работ, осуществленных при строительстве объекта, оплате за услуги по стройконтролю подлежит именно стоимость оказанных услуг пропорционально работам, выполненным по основному контракту. Иное приведет к несоблюдению установленного законодательством норматива расходов заказчика на осуществление строительного контроля.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики разрешения судами споров, связанных с принудительным исполнением требований исполнительных документов банками и иными кредитными организациями"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.06.2021)Из статьи 174 ЖК РФ следует, что средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг или работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации, оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.06.2021)Из статьи 174 ЖК РФ следует, что средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг или работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации, оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам.
Постановление Конституционного Суда РФ от 12.04.2016 N 10-П
"По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы"В частности, средства фонда капитального ремонта (независимо от избранного собственниками помещений в многоквартирном доме способа его формирования), согласно части 1 статьи 174 Жилищного кодекса Российской Федерации, могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации, оплаты услуг по строительному контролю, для погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг и (или) работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам; при этом за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может осуществляться финансирование только тех работ, которые предусмотрены частью 1 статьи 166 данного Кодекса (ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; ремонт крыши, подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, его фасада и фундамента), и работ, которые предусмотрены законом субъекта Российской Федерации, а также погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами.
"По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы"В частности, средства фонда капитального ремонта (независимо от избранного собственниками помещений в многоквартирном доме способа его формирования), согласно части 1 статьи 174 Жилищного кодекса Российской Федерации, могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации, оплаты услуг по строительному контролю, для погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг и (или) работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам; при этом за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может осуществляться финансирование только тех работ, которые предусмотрены частью 1 статьи 166 данного Кодекса (ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; ремонт крыши, подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, его фасада и фундамента), и работ, которые предусмотрены законом субъекта Российской Федерации, а также погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)2. Доходы, полученные от размещения на специальном депозите временно свободных средств фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете, могут использоваться только в целях, указанных в ч. 1 ст. 174 ЖК РФ. В частности, они могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)2. Доходы, полученные от размещения на специальном депозите временно свободных средств фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете, могут использоваться только в целях, указанных в ч. 1 ст. 174 ЖК РФ. В частности, они могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам.
Вопрос: Каков порядок использования средств фонда капитального ремонта многоквартирных домов?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2) оплату услуг по строительному контролю;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2) оплату услуг по строительному контролю;
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (апрель 2021 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Вместе с тем оценка по указанному показателю осуществляется на основании представленной информации о договорах и (или) контрактах, заключенных не ранее 01.01.2016 в качестве подрядчика на осуществление строительного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации. Под сопоставимым объемом понимаются контракты (договоры), стоимость которых в рамках одного контракта (договора) составляет не менее 50% начальной (максимальной) цены контракта.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Вместе с тем оценка по указанному показателю осуществляется на основании представленной информации о договорах и (или) контрактах, заключенных не ранее 01.01.2016 в качестве подрядчика на осуществление строительного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации. Под сопоставимым объемом понимаются контракты (договоры), стоимость которых в рамках одного контракта (договора) составляет не менее 50% начальной (максимальной) цены контракта.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Также важно отметить слабое место в любом согласовании и внесении изменений в виде отсутствия полноценного участия проектировщика на стадии строительства. При этом функционал авторского надзора по осуществлению строительного контроля перетягивает ресурс от функционала по согласованию и внесению изменений в проектную и рабочую документацию. Проектировщик часто отказывается от ведения авторского надзора, а на 0,2% от глав 1 - 9 сводного сметного расчета, согласно п. 173 Приказа Минстроя России от 04.08.2020 N 421/пр, найти проектировщика для корректировок проблематично.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Также важно отметить слабое место в любом согласовании и внесении изменений в виде отсутствия полноценного участия проектировщика на стадии строительства. При этом функционал авторского надзора по осуществлению строительного контроля перетягивает ресурс от функционала по согласованию и внесению изменений в проектную и рабочую документацию. Проектировщик часто отказывается от ведения авторского надзора, а на 0,2% от глав 1 - 9 сводного сметного расчета, согласно п. 173 Приказа Минстроя России от 04.08.2020 N 421/пр, найти проектировщика для корректировок проблематично.
Ситуация: Как финансируется капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Направления использования средств фонда капитального ремонта ограничены. В частности, они могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации (при необходимости), оплаты услуг по строительному контролю, оплаты товаров (материалов и оборудования, в том числе высокотехнологичного оборудования), необходимых для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в случае наделения регионального оператора соответствующими полномочиями), погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, товаров (материалов и оборудования, в том числе высокотехнологичного оборудования), а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам (ч. 1 ст. 174 ЖК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Направления использования средств фонда капитального ремонта ограничены. В частности, они могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации (при необходимости), оплаты услуг по строительному контролю, оплаты товаров (материалов и оборудования, в том числе высокотехнологичного оборудования), необходимых для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в случае наделения регионального оператора соответствующими полномочиями), погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, товаров (материалов и оборудования, в том числе высокотехнологичного оборудования), а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам (ч. 1 ст. 174 ЖК РФ).
Вопрос: О расширенном банковском сопровождении контрактов и обеспечении банком оказания агентских услуг при осуществлении строительного контроля (технического (технологического) надзора) с 13.02.2025.
(Письмо Минфина России от 27.05.2025 N 02-12-10/51968)утвержденной в установленном порядке проектной документации, утвержденному графику выполнения работ и фактическим результатам выполненных работ (их отдельных этапов) - в случае, если предметом сопровождаемого контракта является выполнение работ, связанных со строительством (реконструкцией, в том числе с элементами реставрации, техническим перевооружением) объекта капитального строительства (общая стоимость проверенных банком работ должна составлять не менее 75 процентов общей стоимости строительства).
(Письмо Минфина России от 27.05.2025 N 02-12-10/51968)утвержденной в установленном порядке проектной документации, утвержденному графику выполнения работ и фактическим результатам выполненных работ (их отдельных этапов) - в случае, если предметом сопровождаемого контракта является выполнение работ, связанных со строительством (реконструкцией, в том числе с элементами реставрации, техническим перевооружением) объекта капитального строительства (общая стоимость проверенных банком работ должна составлять не менее 75 процентов общей стоимости строительства).
Вопрос: Об использовании АО денежных средств, указанных в сводном сметном расчете стоимости строительства (содержание службы заказчика), на увеличение расходов на СМР в рамках договора строительного подряда.
(Письмо Минфина России от 13.09.2024 N 02-14-06/87651)Основания и условия внесения изменений в контракты (договоры) по соглашению сторон определяются частью 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, в том числе пунктом 1.3, положениями которого предусматривается возможность изменения контракта (договора) при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту (договору) в случае изменения цены контракта (договора) не более чем на десять процентов цены контракта (договора).
(Письмо Минфина России от 13.09.2024 N 02-14-06/87651)Основания и условия внесения изменений в контракты (договоры) по соглашению сторон определяются частью 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, в том числе пунктом 1.3, положениями которого предусматривается возможность изменения контракта (договора) при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту (договору) в случае изменения цены контракта (договора) не более чем на десять процентов цены контракта (договора).
Готовое решение: Как изменить срок государственного и муниципального контракта
(КонсультантПлюс, 2025)- срок и (или) цена контракта увеличиваются не более чем на 30%;
(КонсультантПлюс, 2025)- срок и (или) цена контракта увеличиваются не более чем на 30%;
Готовое решение: Какие нарушения (риски) могут выявить при проверке целей, порядка и условий предоставления бюджетных кредитов
(КонсультантПлюс, 2025)позже срока уплачены проценты за пользование бюджетными кредитами;
(КонсультантПлюс, 2025)позже срока уплачены проценты за пользование бюджетными кредитами;