Строгие условия содержания
Подборка наиболее важных документов по запросу Строгие условия содержания (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 3.2 "Виды административных наказаний" КоАП РФ"Вопреки доводам жалобы, возможность замены назначенного административного наказания на административный арест, как о том просит заявитель, отсутствует, поскольку в силу положений статьи 3.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный арест, как особая мера административно-правового характера, предусматривает карательную санкцию, заключается в содержании нарушителя в условиях строгой и срочной изоляции от общества, а потому назначается судом в исключительных случаях при соблюдении особых условий, установленных процессуальным законом."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 227.1 "Особенности подачи и рассмотрения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении" КАС РФ"Учитывая, что содержание К. в штрафном изоляторе имело место в более строгих условиях отбывания наказания, он ограничивался в части прав и свобод, суд апелляционной инстанции правомерно пришел к выводу о том, что имеются основания для взыскания в пользу административного истца предусмотренной законом компенсации в порядке статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Условия и правила назначения наказания в виде смертной казни
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Из Письма ПУ Аппарата ГД ФС РФ от 14.01.2020 "О проекте федерального закона N 861991-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием уголовного законодательства" следует: принимая во внимание положения ст. 131 УИК РФ, согласно которой осужденные к лишению свободы содержатся в тюрьмах в запираемых общих камерах, и только в необходимых случаях по мотивированному постановлению начальника тюрьмы и с согласия прокурора осужденные могут содержаться в одиночных камерах, считаем, что реализация представленного Законопроекта может потребовать строительства тюрем специализированного типа с более строгими условиями содержания, что, в свою очередь, потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Из Письма ПУ Аппарата ГД ФС РФ от 14.01.2020 "О проекте федерального закона N 861991-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием уголовного законодательства" следует: принимая во внимание положения ст. 131 УИК РФ, согласно которой осужденные к лишению свободы содержатся в тюрьмах в запираемых общих камерах, и только в необходимых случаях по мотивированному постановлению начальника тюрьмы и с согласия прокурора осужденные могут содержаться в одиночных камерах, считаем, что реализация представленного Законопроекта может потребовать строительства тюрем специализированного типа с более строгими условиями содержания, что, в свою очередь, потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований.
Статья: Современные проблемы реализации и совершенствования прокурорского надзора за законностью исполнения уголовных наказаний, соблюдения прав и законных интересов лиц, заключенных под стражу и осужденных к лишению свободы
(Ковалев О.Г., Карпов А.А., Зайцева С.И.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2023, N 3)- незаконного водворения в карцеры, штрафные изоляторы (ШИЗО) и дисциплинарные изоляторы (ДИЗО), помещения камерного типа (ПКТ) и единые помещения камерного типа (ЕПКТ), одиночные камеры, законности и обоснованности перевода в строгие условия содержания;
(Ковалев О.Г., Карпов А.А., Зайцева С.И.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2023, N 3)- незаконного водворения в карцеры, штрафные изоляторы (ШИЗО) и дисциплинарные изоляторы (ДИЗО), помещения камерного типа (ПКТ) и единые помещения камерного типа (ЕПКТ), одиночные камеры, законности и обоснованности перевода в строгие условия содержания;
Нормативные акты
Федеральный закон от 08.01.1997 N 2-ФЗ
(ред. от 10.01.2002)
"О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации"Статья 7. Установить, что осужденные, отбывающие наказание в виде лишения свободы, могут быть переведены в строгие условия содержания за нарушения установленного порядка отбывания наказания, совершенные после введения в действие Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации, то есть после 1 июля 1997 года.
(ред. от 10.01.2002)
"О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации"Статья 7. Установить, что осужденные, отбывающие наказание в виде лишения свободы, могут быть переведены в строгие условия содержания за нарушения установленного порядка отбывания наказания, совершенные после введения в действие Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации, то есть после 1 июля 1997 года.
"Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ
(ред. от 07.04.2025)2. Не допускается передвижение без конвоя или сопровождения за пределами исправительного учреждения осужденных при особо опасном рецидиве преступлений; осужденных, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы; осужденных к пожизненному лишению свободы; осужденных, находящихся в данном исправительном учреждении менее шести месяцев; осужденных, имеющих неснятые или непогашенные взыскания; осужденных за совершение особо тяжких преступлений; осужденных, находящихся в строгих условиях содержания; осужденных за умышленные преступления, совершенные в период отбывания наказания; осужденных, больных открытой формой туберкулеза; осужденных, не прошедших полного курса лечения венерического заболевания, алкоголизма, токсикомании, наркомании; ВИЧ-инфицированных осужденных; осужденных, страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости.
(ред. от 07.04.2025)2. Не допускается передвижение без конвоя или сопровождения за пределами исправительного учреждения осужденных при особо опасном рецидиве преступлений; осужденных, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы; осужденных к пожизненному лишению свободы; осужденных, находящихся в данном исправительном учреждении менее шести месяцев; осужденных, имеющих неснятые или непогашенные взыскания; осужденных за совершение особо тяжких преступлений; осужденных, находящихся в строгих условиях содержания; осужденных за умышленные преступления, совершенные в период отбывания наказания; осужденных, больных открытой формой туберкулеза; осужденных, не прошедших полного курса лечения венерического заболевания, алкоголизма, токсикомании, наркомании; ВИЧ-инфицированных осужденных; осужденных, страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости.
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работника"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)б) арест (ст. 54 УК РФ). Это наказание предусматривает содержание осужденного в условиях строгой изоляции от общества и исключает возможность продолжения работы по срочному трудовому договору, срок которого менее срока ареста;
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)б) арест (ст. 54 УК РФ). Это наказание предусматривает содержание осужденного в условиях строгой изоляции от общества и исключает возможность продолжения работы по срочному трудовому договору, срок которого менее срока ареста;
Ситуация: Как получить разрешение на свидание с осужденным к лишению свободы?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Количество свиданий различается в зависимости от вида исправительного учреждения и условий содержания (обычные, облегченные, строгие), а также других условий. В порядке поощрения количество свиданий может быть увеличено; из-за нарушения осужденным правил поведения (режима) - уменьшено (п. "е" ч. 1 ст. 113, ч. 1, п. "г" ч. 2 ст. 118, ст. ст. 121, 123, 125, 129, 131, 133, 137 УИК РФ; п. 216 Правил).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Количество свиданий различается в зависимости от вида исправительного учреждения и условий содержания (обычные, облегченные, строгие), а также других условий. В порядке поощрения количество свиданий может быть увеличено; из-за нарушения осужденным правил поведения (режима) - уменьшено (п. "е" ч. 1 ст. 113, ч. 1, п. "г" ч. 2 ст. 118, ст. ст. 121, 123, 125, 129, 131, 133, 137 УИК РФ; п. 216 Правил).
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работодателя"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)б) арест (ст. 54 УК РФ). Это наказание предусматривает содержание осужденного в условиях строгой изоляции от общества и исключает возможность продолжения работы по срочному трудовому договору, срок которого менее срока ареста;
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)б) арест (ст. 54 УК РФ). Это наказание предусматривает содержание осужденного в условиях строгой изоляции от общества и исключает возможность продолжения работы по срочному трудовому договору, срок которого менее срока ареста;
Статья: Квалификация преступлений против правосудия в свете новых разъяснений Пленума Верховного Суда РФ
(Скрипченко Н.Ю.)
("Уголовное право", 2023, N 1)Относя к угрозам вербальные и другие действия, свидетельствующие о намерении виновного применить любое физическое насилие либо уничтожить или повредить чужое имущество, при условии их реальности и действительности, Верховный Суд, очевидно, ориентировался на нормативное содержание угроз (угрозы убийством, причинения вреда здоровью, уничтожения или повреждения имущества), конкретизированных в смежном составе о понуждении свидетеля, потерпевшего к даче ложных показаний, эксперта, специалиста к даче ложного заключения или переводчика к осуществлению неправильного перевода (ч. 2 ст. 309 УК РФ). Исходя из тезиса о максимальном единообразии в понимании аналогичных по конструированию признаков ("принуждение"), идентичности максимальных границ самых строгих наказаний, установленных санкциями рассматриваемых смежных составов (3 года лишения свободы), подход Пленума видится оправданным. Однако в отличие от ч. 2 ст. 309 УК РФ, устанавливающей ответственность общего субъекта, действие ч. 1 ст. 302 УК РФ ограничено указанием на специального субъекта (следователь, лицо, производящее дознание, иной сотрудник правоохранительного органа, другое лицо, действующее с ведома или молчаливого согласия указанных сотрудников) как лицо, обладающее более широкими полномочиями при применении мер государственного принуждения, угрозы применения которых чаще всего и используются для воздействия на волю потерпевшего. Также следует отметить, что предложенное в абз. 4 п. 7 Постановления ограничительное толкование такого способа, как "иные незаконные действия" (об этом см. далее), не позволяет отнести указанные угрозы (например, угрозы изменить меру пресечения на более строгую, ухудшить условия содержания под стражей, лишить каких-либо прав и ограничить законные интересы) к данному способу принуждения к даче показаний, что, на наш взгляд, снижает предупредительный потенциал ст. 302 УК РФ, нацеленной на устранение противоправного вмешательства в осуществление правосудия, предотвращение злоупотреблений должностных лиц, ущемление законных интересов участников процесса.
(Скрипченко Н.Ю.)
("Уголовное право", 2023, N 1)Относя к угрозам вербальные и другие действия, свидетельствующие о намерении виновного применить любое физическое насилие либо уничтожить или повредить чужое имущество, при условии их реальности и действительности, Верховный Суд, очевидно, ориентировался на нормативное содержание угроз (угрозы убийством, причинения вреда здоровью, уничтожения или повреждения имущества), конкретизированных в смежном составе о понуждении свидетеля, потерпевшего к даче ложных показаний, эксперта, специалиста к даче ложного заключения или переводчика к осуществлению неправильного перевода (ч. 2 ст. 309 УК РФ). Исходя из тезиса о максимальном единообразии в понимании аналогичных по конструированию признаков ("принуждение"), идентичности максимальных границ самых строгих наказаний, установленных санкциями рассматриваемых смежных составов (3 года лишения свободы), подход Пленума видится оправданным. Однако в отличие от ч. 2 ст. 309 УК РФ, устанавливающей ответственность общего субъекта, действие ч. 1 ст. 302 УК РФ ограничено указанием на специального субъекта (следователь, лицо, производящее дознание, иной сотрудник правоохранительного органа, другое лицо, действующее с ведома или молчаливого согласия указанных сотрудников) как лицо, обладающее более широкими полномочиями при применении мер государственного принуждения, угрозы применения которых чаще всего и используются для воздействия на волю потерпевшего. Также следует отметить, что предложенное в абз. 4 п. 7 Постановления ограничительное толкование такого способа, как "иные незаконные действия" (об этом см. далее), не позволяет отнести указанные угрозы (например, угрозы изменить меру пресечения на более строгую, ухудшить условия содержания под стражей, лишить каких-либо прав и ограничить законные интересы) к данному способу принуждения к даче показаний, что, на наш взгляд, снижает предупредительный потенциал ст. 302 УК РФ, нацеленной на устранение противоправного вмешательства в осуществление правосудия, предотвращение злоупотреблений должностных лиц, ущемление законных интересов участников процесса.
"Преступления против правосудия: монография"
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)Ограничительное толкование Пленумом Верховного Суда РФ последнего способа не позволяет отнести, например, угрозу изменить меру пресечения на более строгую, ухудшить условия содержания под стражей, лишить каких-либо прав и ограничить законные интересы к данному способу принуждения и снижает предупредительный потенциал запрета <119>.
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)Ограничительное толкование Пленумом Верховного Суда РФ последнего способа не позволяет отнести, например, угрозу изменить меру пресечения на более строгую, ухудшить условия содержания под стражей, лишить каких-либо прав и ограничить законные интересы к данному способу принуждения и снижает предупредительный потенциал запрета <119>.