Страна происхождения в контракте 44 фз
Подборка наиболее важных документов по запросу Страна происхождения в контракте 44 фз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2023 N 16АП-2841/2023 по делу N А15-6041/2022
Требование: О признании недействительным решения о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, об обязании устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем исключения из реестра недобросовестных поставщиков сведений.
Решение: Требование удовлетворено.Вопреки доводам апеллянта, обстоятельства рассматриваемого дела не свидетельствуют об уклонении Общества от исполнения контракта. Оснований для вывода о недобросовестном поведении Общества при направлении им в адрес Фонда дополнительного соглашения не имеется. Напротив, Обществом в установленный срок подписан контракт, из содержания протокола разногласий и письма о заключении дополнительного соглашения следует, что Общество намеревалось исполнить контракт. Согласно подпункту "д" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона N 44-ФЗ заказчик включает проект контракта информацию, указанную в предложении участника закупки в отношении объекта закупки. Однако заказчиком при выполнении проекта контракта ошибочно была включена информация о стране происхождения товара, отсутствующая в заявке поставщика, в отношении комплектующих поставляемого по контракту товара.
Требование: О признании недействительным решения о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, об обязании устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем исключения из реестра недобросовестных поставщиков сведений.
Решение: Требование удовлетворено.Вопреки доводам апеллянта, обстоятельства рассматриваемого дела не свидетельствуют об уклонении Общества от исполнения контракта. Оснований для вывода о недобросовестном поведении Общества при направлении им в адрес Фонда дополнительного соглашения не имеется. Напротив, Обществом в установленный срок подписан контракт, из содержания протокола разногласий и письма о заключении дополнительного соглашения следует, что Общество намеревалось исполнить контракт. Согласно подпункту "д" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона N 44-ФЗ заказчик включает проект контракта информацию, указанную в предложении участника закупки в отношении объекта закупки. Однако заказчиком при выполнении проекта контракта ошибочно была включена информация о стране происхождения товара, отсутствующая в заявке поставщика, в отношении комплектующих поставляемого по контракту товара.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как заключить контракт с единственным поставщиком
(КонсультантПлюс, 2025)В остальных случаях Закон N 44-ФЗ не требует указывать страну происхождения товара в контракте с единственным поставщиком. Однако, если такой контракт подлежит регистрации в реестре контрактов, рекомендуем указать наименование страны происхождения товара в тексте контракта или приложениях к нему, поскольку эти сведения вам потребуется внести в реестр (п. 6 ч. 2 ст. 103 Закона N 44-ФЗ). Это целесообразно сделать, чтобы на этапе внесения сведений в реестр контрактов вам не пришлось запрашивать у поставщика дополнительные сведения.
(КонсультантПлюс, 2025)В остальных случаях Закон N 44-ФЗ не требует указывать страну происхождения товара в контракте с единственным поставщиком. Однако, если такой контракт подлежит регистрации в реестре контрактов, рекомендуем указать наименование страны происхождения товара в тексте контракта или приложениях к нему, поскольку эти сведения вам потребуется внести в реестр (п. 6 ч. 2 ст. 103 Закона N 44-ФЗ). Это целесообразно сделать, чтобы на этапе внесения сведений в реестр контрактов вам не пришлось запрашивать у поставщика дополнительные сведения.
Статья: Применение "защитных мер" при заключении, исполнении и изменении контракта
(Александров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 7)Согласно подп. "д" п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ наименование страны происхождения, указанное участником закупки в составе заявки, подлежит включению в контракт. Следовательно, наименование страны происхождения является существенным условием контракта.
(Александров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 7)Согласно подп. "д" п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ наименование страны происхождения, указанное участником закупки в составе заявки, подлежит включению в контракт. Следовательно, наименование страны происхождения является существенным условием контракта.
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)6) объект закупки, цена контракта (отдельного этапа исполнения контракта) и срок исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), цена единицы товара, работы или услуги, наименование страны происхождения или информация о производителе товара в отношении исполненного контракта;
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)6) объект закупки, цена контракта (отдельного этапа исполнения контракта) и срок исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), цена единицы товара, работы или услуги, наименование страны происхождения или информация о производителе товара в отношении исполненного контракта;
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016)25. В случае, когда Правительством Российской Федерации на основании ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, участник аукциона на право заключения государственного или муниципального контракта должен представить документ, подтверждающий страну происхождения предлагаемого к покупке товара.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016)25. В случае, когда Правительством Российской Федерации на основании ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, участник аукциона на право заключения государственного или муниципального контракта должен представить документ, подтверждающий страну происхождения предлагаемого к покупке товара.
Последние изменения: Обязательные условия контракта по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Теперь в такой контракт всегда надо включать наименование страны происхождения товара (ч. 2 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Теперь в такой контракт всегда надо включать наименование страны происхождения товара (ч. 2 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ).
Статья: Замена товара, работы, услуги на улучшенные. Возможности или риски?
(Постовалова С.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 12)Извлечение. При согласовании условия о товаре в рамках электронного аукциона согласовывается наименование места происхождения товара. Это следует рассматривать как один из способов конкретизации наименования товара. Наименование страны происхождения товара в заявке указывается участником закупки. При заключении контракта спецификация к нему заполняется на основании такой заявки. Таким образом, указание наименования страны происхождения товара следует рассматривать как часть условия о товаре и существенное условие контракта, которое может быть изменено только в случаях, установленных законом.
(Постовалова С.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 12)Извлечение. При согласовании условия о товаре в рамках электронного аукциона согласовывается наименование места происхождения товара. Это следует рассматривать как один из способов конкретизации наименования товара. Наименование страны происхождения товара в заявке указывается участником закупки. При заключении контракта спецификация к нему заполняется на основании такой заявки. Таким образом, указание наименования страны происхождения товара следует рассматривать как часть условия о товаре и существенное условие контракта, которое может быть изменено только в случаях, установленных законом.
Вопрос: О замене лекарственного препарата конкретного производителя или страны его происхождения при заключении и исполнении контракта в рамках закупки с условиями допуска товаров из иностранных государств.
(Письмо Минфина России от 04.07.2023 N 24-06-06/62180)При этом нормативными правовыми актами, предусмотренными частями 3 и 4 статьи 14 Закона N 44-ФЗ и устанавливающими ограничения, условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей осуществления закупок могут быть определены случаи, при которых заказчик при исполнении контракта не вправе допускать замену товара или страны (стран) происхождения товара в соответствии с частью 7 статьи 95 Закона N 44-ФЗ (часть 6 статьи 14 Закона N 44-ФЗ).
(Письмо Минфина России от 04.07.2023 N 24-06-06/62180)При этом нормативными правовыми актами, предусмотренными частями 3 и 4 статьи 14 Закона N 44-ФЗ и устанавливающими ограничения, условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей осуществления закупок могут быть определены случаи, при которых заказчик при исполнении контракта не вправе допускать замену товара или страны (стран) происхождения товара в соответствии с частью 7 статьи 95 Закона N 44-ФЗ (часть 6 статьи 14 Закона N 44-ФЗ).
Вопрос: О вопросах, связанных с применением национального режима при закупках промышленных товаров и радиоэлектронной продукции.
(Письмо Минфина России от 05.07.2023 N 24-06-06/62566)Вместе с тем нормативными правовыми актами, предусмотренными частями 3 и 4 статьи 14 Закона N 44-ФЗ и устанавливающими ограничения, условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей осуществления закупок могут быть определены случаи, при которых заказчик при исполнении контракта не вправе допускать замену товара или страны (стран) происхождения товара в соответствии с частью 7 статьи 95 Закона N 44-ФЗ (часть 6 статьи 14 Закона N 44-ФЗ).
(Письмо Минфина России от 05.07.2023 N 24-06-06/62566)Вместе с тем нормативными правовыми актами, предусмотренными частями 3 и 4 статьи 14 Закона N 44-ФЗ и устанавливающими ограничения, условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей осуществления закупок могут быть определены случаи, при которых заказчик при исполнении контракта не вправе допускать замену товара или страны (стран) происхождения товара в соответствии с частью 7 статьи 95 Закона N 44-ФЗ (часть 6 статьи 14 Закона N 44-ФЗ).
Готовое решение: Как предоставить преференции участникам закупки по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)если победитель закупки указал в заявке, что страной происхождения товара является страна из ЕАЭС, но вам достоверно известно, что это не так, заключите контракт в общем порядке на условиях, указанных в заявке победителя. После этого откажитесь от исполнения контракта в одностороннем порядке на основании того, что поставляемый товар перестал соответствовать требованиям извещения (документации) (пп. "а" п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Такой порядок обусловлен тем, что Закон N 44-ФЗ не предусматривает возможности отказа от заключения контракта в этих случаях. Пересмотреть результаты закупки также нельзя, Закон N 44-ФЗ не предусматривает такой возможности (см. Письмо Минфина России от 09.06.2022 N 24-07-07/54924);
(КонсультантПлюс, 2025)если победитель закупки указал в заявке, что страной происхождения товара является страна из ЕАЭС, но вам достоверно известно, что это не так, заключите контракт в общем порядке на условиях, указанных в заявке победителя. После этого откажитесь от исполнения контракта в одностороннем порядке на основании того, что поставляемый товар перестал соответствовать требованиям извещения (документации) (пп. "а" п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Такой порядок обусловлен тем, что Закон N 44-ФЗ не предусматривает возможности отказа от заключения контракта в этих случаях. Пересмотреть результаты закупки также нельзя, Закон N 44-ФЗ не предусматривает такой возможности (см. Письмо Минфина России от 09.06.2022 N 24-07-07/54924);
Готовое решение: Как провести открытую конкурентную закупку строительных работ по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)К условиям контракта следует применять положения Закона N 44-ФЗ о контракте, предметом которого является проектирование и (или) инженерные изыскания, а также о контракте, предметом которого является строительство, реконструкция, капремонт объекта капстроительства. В частности, руководствуйтесь правилами ст. 110.2 данного Закона. Минфин России указал, что Постановление N 570 не применяется к закупкам, предусматривающим выполнение одновременно проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ (ч. 60 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, Письмо Минфина России от 17.09.2020 N 24-02-05/81672). При этом учитывайте следующее:
(КонсультантПлюс, 2025)К условиям контракта следует применять положения Закона N 44-ФЗ о контракте, предметом которого является проектирование и (или) инженерные изыскания, а также о контракте, предметом которого является строительство, реконструкция, капремонт объекта капстроительства. В частности, руководствуйтесь правилами ст. 110.2 данного Закона. Минфин России указал, что Постановление N 570 не применяется к закупкам, предусматривающим выполнение одновременно проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ (ч. 60 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, Письмо Минфина России от 17.09.2020 N 24-02-05/81672). При этом учитывайте следующее:
Готовое решение: Каков порядок приемки товаров (работ, услуг) при закупках по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Для этих целей руководствуйтесь условиями вашего контракта.
(КонсультантПлюс, 2025)Для этих целей руководствуйтесь условиями вашего контракта.
Готовое решение: Как действовать заказчику, если на закупку услуг по сопровождению программного обеспечения заявился участник без права оказания таких услуг
(КонсультантПлюс, 2025)В первой части заявки отсутствует информация о стране происхождения товара. Это является нарушением пп. "б" п. 2 ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и требований к содержанию, составу заявки, установленных в извещении об осуществлении закупки. Заявка отклоняется на основании п. 1 ч. 5 ст. 48 данного Закона.
(КонсультантПлюс, 2025)В первой части заявки отсутствует информация о стране происхождения товара. Это является нарушением пп. "б" п. 2 ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и требований к содержанию, составу заявки, установленных в извещении об осуществлении закупки. Заявка отклоняется на основании п. 1 ч. 5 ст. 48 данного Закона.
Статья: Цифровой формат предоставления органами исполнительной власти государственной услуги гражданам по обеспечению средствами реабилитации
(Шилюк Т.О.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 11)Согласно абз. 1 п. 3 Правил определения предельной стоимости единицы отдельного вида товара, работы, услуги, приобретаемых с использованием электронного сертификата за счет средств федерального бюджета и бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2021 г. N 678, предельная стоимость единицы товара, работы, услуги, приобретаемых с использованием электронного сертификата, определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки однородных товара, работы, услуги, приобретаемых с использованием электронного сертификата, информация о которой размещена в единой информационной системе в сфере закупок, проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В соответствии с ч. 14 ст. 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <16> однородными товарами признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, страна происхождения. Согласно ч. 13 ст. 22 указанного Закона идентичными товарами признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться.
(Шилюк Т.О.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 11)Согласно абз. 1 п. 3 Правил определения предельной стоимости единицы отдельного вида товара, работы, услуги, приобретаемых с использованием электронного сертификата за счет средств федерального бюджета и бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2021 г. N 678, предельная стоимость единицы товара, работы, услуги, приобретаемых с использованием электронного сертификата, определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки однородных товара, работы, услуги, приобретаемых с использованием электронного сертификата, информация о которой размещена в единой информационной системе в сфере закупок, проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В соответствии с ч. 14 ст. 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <16> однородными товарами признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, страна происхождения. Согласно ч. 13 ст. 22 указанного Закона идентичными товарами признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться.