Страховые взносы в бюджет пенсионного фонда
Подборка наиболее важных документов по запросу Страховые взносы в бюджет пенсионного фонда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 29 "Добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию" Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"Эта норма распространяется на военных пенсионеров, работающих в качестве индивидуальных предпринимателей или адвокатов, которые были освобождены от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательными нормами. Указанные лица вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию начиная с 1 октября 2008 года, т.е. с момента вступления в силу Закона от 30.04.2008 N 55-ФЗ, и уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 30 "Оценка пенсионных прав застрахованных лиц" Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации""Разрешая спор и отказывая истцу в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исследовал юридически значимые обстоятельства, дал оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, исходя из представленных в дело доказательств, пришел к выводу, что расчет размера пенсии истца произведен ответчиком по наиболее выгодному для него варианту, предусмотренному пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, при определении размера пенсии на момент назначения страховой пенсии произведена оценка пенсионных прав путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, который формируется из пенсионных прав в виде стажа и заработка в денежном выражении до 1 января 2002 года, общей суммы страховых взносов на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета, начисленных за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации после 1 января 2002 г., стаж и страховые взносы учтены пенсионным органом в полном объеме, согласно суммам страховых взносов на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета, начисленных за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, с учетом того, что права истца ответчиком не нарушены, оснований для перерасчета пенсии, а также для выплаты расчетного пенсионного накопительного капитала с учетом его индексаций отсутствуют, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Практика применения законодательства о банкротстве
("Арбитражный управляющий", 2025, N 3)Данный подход основан на буквальном применении правовой позиции, изложенной в пункте 14 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, и на том, что в пенсионной системе страхования в качестве главного источника финансирования выступают обязательные платежи - страховые взносы. Данные взносы формируют бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и идут на финансирование пенсионного обеспечения лиц, достигших пенсионного возраста.
("Арбитражный управляющий", 2025, N 3)Данный подход основан на буквальном применении правовой позиции, изложенной в пункте 14 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, и на том, что в пенсионной системе страхования в качестве главного источника финансирования выступают обязательные платежи - страховые взносы. Данные взносы формируют бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и идут на финансирование пенсионного обеспечения лиц, достигших пенсионного возраста.
"Адвокат-налогоплательщик"
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)Определением Конституционного Суда РФ от 24 мая 2005 г. N 223-О провозглашено, что взаимосвязанные нормативные положения подп. 2 п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 7, п. 2 ст. 14 и п. 1 - 3 ст. 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в той части, в какой они возлагают на являющихся военными пенсионерами индивидуальных предпринимателей и адвокатов обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ <1> в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии при отсутствии в действующем нормативно-правовом регулировании надлежащего правового механизма, гарантирующего предоставление им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения тем самым получаемых пенсионных выплат, - в силу правовых позиций, выраженных Конституционным Судом РФ в Постановлениях от 24 февраля 1998 г. N 7-П, от 23 декабря 1999 г. N 18-П, от 3 июня 2004 г. N 11-П и от 23 декабря 2004 г. N 19-П и настоящем Определении, - утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие ст. 19 (ч. 1 и 2), 35 (ч. 1 и 2), 39 (ч. 1) и 55 (ч. 3) Конституции РФ.
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)Определением Конституционного Суда РФ от 24 мая 2005 г. N 223-О провозглашено, что взаимосвязанные нормативные положения подп. 2 п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 7, п. 2 ст. 14 и п. 1 - 3 ст. 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в той части, в какой они возлагают на являющихся военными пенсионерами индивидуальных предпринимателей и адвокатов обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ <1> в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии при отсутствии в действующем нормативно-правовом регулировании надлежащего правового механизма, гарантирующего предоставление им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения тем самым получаемых пенсионных выплат, - в силу правовых позиций, выраженных Конституционным Судом РФ в Постановлениях от 24 февраля 1998 г. N 7-П, от 23 декабря 1999 г. N 18-П, от 3 июня 2004 г. N 11-П и от 23 декабря 2004 г. N 19-П и настоящем Определении, - утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие ст. 19 (ч. 1 и 2), 35 (ч. 1 и 2), 39 (ч. 1) и 55 (ч. 3) Конституции РФ.
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.1998 N 192-ФЗ
(ред. от 03.12.2008)
"О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики"Статья 21. В целях обеспечения выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации текущих пенсий в объеме до 4,0 млрд. рублей Правительству Российской Федерации установить порядок погашения задолженности плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, сложившейся по итогам исполнения федерального бюджета в 1998 году.
(ред. от 03.12.2008)
"О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики"Статья 21. В целях обеспечения выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации текущих пенсий в объеме до 4,0 млрд. рублей Правительству Российской Федерации установить порядок погашения задолженности плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, сложившейся по итогам исполнения федерального бюджета в 1998 году.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30
(ред. от 28.05.2019)
"О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии"Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона N 167-ФЗ застрахованные лица вправе беспрепятственно получать от работодателя (страхователя) информацию о начислении страховых взносов и осуществлять контроль за их перечислением в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
(ред. от 28.05.2019)
"О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии"Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона N 167-ФЗ застрахованные лица вправе беспрепятственно получать от работодателя (страхователя) информацию о начислении страховых взносов и осуществлять контроль за их перечислением в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Статья: Проблема "безбилетника" в современном институте социального страхования: кто виноват и что делать?
(Рагозин А.В., Сафонов А.Л., Гришин В.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 3)Если исходить из этих цифр, в 2020 г. всю систему доходов внебюджетных фондов можно было заменить единым социальным налогом APT со ставкой 0,82%, т.е. удерживая 82 копейки с каждой транзакции 100 рублей, снять с работодателей обязанность уплаты социальных взносов, с федерального бюджета - финансирование ПФР и ФФОМС, а с субъектов Федерации - финансирование ОМС неработающих. Важно отметить, что ставка налога может быть еще ниже, если учесть налогообложение операций по снятию и внесению наличных, а также операций по конвертации криптовалют.
(Рагозин А.В., Сафонов А.Л., Гришин В.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 3)Если исходить из этих цифр, в 2020 г. всю систему доходов внебюджетных фондов можно было заменить единым социальным налогом APT со ставкой 0,82%, т.е. удерживая 82 копейки с каждой транзакции 100 рублей, снять с работодателей обязанность уплаты социальных взносов, с федерального бюджета - финансирование ПФР и ФФОМС, а с субъектов Федерации - финансирование ОМС неработающих. Важно отметить, что ставка налога может быть еще ниже, если учесть налогообложение операций по снятию и внесению наличных, а также операций по конвертации криптовалют.
Готовое решение: Как облагаются страховыми взносами командировочные расходы, суточные, полевое довольствие
(КонсультантПлюс, 2025)При этом для расходов по найму жилого помещения в месте командировки предусмотрены особенности в части обложения их взносами на страхование от несчастных случаев. Если не представлены документы, подтверждающие оплату данных расходов, в базу для исчисления указанных взносов они включаются в сумме, превышающей норму, определенную в соответствии с законодательством (п. п. 1, 2 ст. 20.1, п. 2 ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ). Такие нормы непосредственно в законодательстве установлены только для организаций, финансируемых за счет средств бюджетов. ПФР и ФСС РФ разъясняли, что иные плательщики не освобождаются от обложения взносами, так как при отсутствии документального подтверждения расходов теряется компенсационный характер этих выплат (Письмо ПФР N НП-30-26/9660, ФСС РФ N 17-03-10/08-2786П от 29.07.2014). Вместе с тем формулировка п. 2 ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ допускает иной подход. Размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, могут определяться в коллективном договоре или ЛНА организации по ч. 4 ст. 168 ТК РФ, т.е. в соответствии с законодательством. Из этого следует, что освобождение от обложения взносами, установленное п. 2 ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ, распространяется на выплаты в пределах размеров, предусмотренных коллективным договором или ЛНА. При следовании этому подходу нужно быть готовым к спору с СФР.
(КонсультантПлюс, 2025)При этом для расходов по найму жилого помещения в месте командировки предусмотрены особенности в части обложения их взносами на страхование от несчастных случаев. Если не представлены документы, подтверждающие оплату данных расходов, в базу для исчисления указанных взносов они включаются в сумме, превышающей норму, определенную в соответствии с законодательством (п. п. 1, 2 ст. 20.1, п. 2 ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ). Такие нормы непосредственно в законодательстве установлены только для организаций, финансируемых за счет средств бюджетов. ПФР и ФСС РФ разъясняли, что иные плательщики не освобождаются от обложения взносами, так как при отсутствии документального подтверждения расходов теряется компенсационный характер этих выплат (Письмо ПФР N НП-30-26/9660, ФСС РФ N 17-03-10/08-2786П от 29.07.2014). Вместе с тем формулировка п. 2 ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ допускает иной подход. Размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, могут определяться в коллективном договоре или ЛНА организации по ч. 4 ст. 168 ТК РФ, т.е. в соответствии с законодательством. Из этого следует, что освобождение от обложения взносами, установленное п. 2 ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ, распространяется на выплаты в пределах размеров, предусмотренных коллективным договором или ЛНА. При следовании этому подходу нужно быть готовым к спору с СФР.
Статья: "Обналичивание" материнского капитала: противоречивая квалификация
(Разогреева А.М.)
("Уголовное право", 2024, N 10)"Приговором Советского районного суда Ф.И.О.32 осуждена по ч. 3 ст. 159.2 УК Российской Федерации к лишению свободы сроком на 1 год 6 месяцев, на основании ст. 73 УК Российской Федерации - условно, с испытательным сроком 1 год 6 месяцев. Судом установлено, что Ф.И.О.32 до ДД.ММ.ГГГГ, умышленно, заранее договорилась с неустановленным лицом о совершении ряда мнимых юридически значимых действий, необходимых для получения путем обмана средств материнского капитала в размере 428 026 рублей из федерального бюджета под предлогом мнимого улучшения жилищных условий. С этой целью ДД.ММ.ГГГГ установленное лицо, действуя по доверенности за Ф.И.О.32, обратилось в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала Ф.И.О.32, приложив к нему документы, содержащие заведомо ложные сведения: свидетельство о вступлении Ф.И.О.32 в <данные изъяты>, договор займа N... от ДД.ММ.ГГГГ между <данные изъяты> "<данные изъяты>" и Ф.И.О.32 на сумму 428 026 рублей, выписку из реестра членов ЖСК от ДД.ММ.ГГГГ; выписку из протокола общего собрания членов <данные изъяты> N... от ДД.ММ.ГГГГ, договор вступления в <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. На основании данных документов ДД.ММ.ГГГГ должностные лица Пенсионного фонда Российской Федерации под влиянием обмана приняли решение об удовлетворении заявления Ф.И.О.32 о перечислении денежных средств из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по государственному сертификату на материнский (семейный) капитал на расчетный счет <данные изъяты> что послужило основанием для перечисления ДД.ММ.ГГГГ с расчетного счета ОПФР по <адрес> денежных средств в размере 428 026 рублей на расчетный счет <данные изъяты>. Согласно договору займа N... от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> выдает Ф.И.О.32 целевой заем в размере 428 026 рублей на уплату паевого взноса в <данные изъяты> в целях строительства жилого дома. Из протокола осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ - земельного участка с кадастровым N... по адресу: <адрес>, следует, что какие-либо строения на нем отсутствуют. Свидетель Ф.И.О.58 в своих показаниях, данных в ходе предварительного расследования и оглашенных в судебном заседании в порядке ст. 281 УПК Российской Федерации, подтвердил факт обращения его супруги Ф.И.О.32 в организацию, в которой ей оказали содействие в обналичивании средств материнского капитала. По доверенности Ф.И.О.32 уполномочила Ф.И.О.57 представлять ее интересы в Управлении ПФ РФ по <адрес> и его отделах по доверенности" <12>.
(Разогреева А.М.)
("Уголовное право", 2024, N 10)"Приговором Советского районного суда Ф.И.О.32 осуждена по ч. 3 ст. 159.2 УК Российской Федерации к лишению свободы сроком на 1 год 6 месяцев, на основании ст. 73 УК Российской Федерации - условно, с испытательным сроком 1 год 6 месяцев. Судом установлено, что Ф.И.О.32 до ДД.ММ.ГГГГ, умышленно, заранее договорилась с неустановленным лицом о совершении ряда мнимых юридически значимых действий, необходимых для получения путем обмана средств материнского капитала в размере 428 026 рублей из федерального бюджета под предлогом мнимого улучшения жилищных условий. С этой целью ДД.ММ.ГГГГ установленное лицо, действуя по доверенности за Ф.И.О.32, обратилось в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала Ф.И.О.32, приложив к нему документы, содержащие заведомо ложные сведения: свидетельство о вступлении Ф.И.О.32 в <данные изъяты>, договор займа N... от ДД.ММ.ГГГГ между <данные изъяты> "<данные изъяты>" и Ф.И.О.32 на сумму 428 026 рублей, выписку из реестра членов ЖСК от ДД.ММ.ГГГГ; выписку из протокола общего собрания членов <данные изъяты> N... от ДД.ММ.ГГГГ, договор вступления в <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. На основании данных документов ДД.ММ.ГГГГ должностные лица Пенсионного фонда Российской Федерации под влиянием обмана приняли решение об удовлетворении заявления Ф.И.О.32 о перечислении денежных средств из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по государственному сертификату на материнский (семейный) капитал на расчетный счет <данные изъяты> что послужило основанием для перечисления ДД.ММ.ГГГГ с расчетного счета ОПФР по <адрес> денежных средств в размере 428 026 рублей на расчетный счет <данные изъяты>. Согласно договору займа N... от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> выдает Ф.И.О.32 целевой заем в размере 428 026 рублей на уплату паевого взноса в <данные изъяты> в целях строительства жилого дома. Из протокола осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ - земельного участка с кадастровым N... по адресу: <адрес>, следует, что какие-либо строения на нем отсутствуют. Свидетель Ф.И.О.58 в своих показаниях, данных в ходе предварительного расследования и оглашенных в судебном заседании в порядке ст. 281 УПК Российской Федерации, подтвердил факт обращения его супруги Ф.И.О.32 в организацию, в которой ей оказали содействие в обналичивании средств материнского капитала. По доверенности Ф.И.О.32 уполномочила Ф.И.О.57 представлять ее интересы в Управлении ПФ РФ по <адрес> и его отделах по доверенности" <12>.
Статья: Концептуальные проблемы предоставления льгот по уплате страховых взносов отдельным субъектам экономической деятельности в Российской Федерации
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 1)где V - величина собранных в адрес ПФР страховых взносов. При средней номинальной выплачиваемой пенсии в 2021 г. в размере 15 744 рубля в месяц и численности пенсионеров чуть более 43 миллионов 253 тысяч человек, получается, что прогнозная эффективная ставка страховых взносов, поступающих в бюджет ПФР, составляет всего 12,2%.
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 1)где V - величина собранных в адрес ПФР страховых взносов. При средней номинальной выплачиваемой пенсии в 2021 г. в размере 15 744 рубля в месяц и численности пенсионеров чуть более 43 миллионов 253 тысяч человек, получается, что прогнозная эффективная ставка страховых взносов, поступающих в бюджет ПФР, составляет всего 12,2%.
"Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Страховые взносы в бюджет ПФР - это разновидность платежей, имеющих денежный характер, уплачиваемых в бюджет данного государственного внебюджетного фонда с целью формирования финансовой основы системы ОПС, финансового обеспечения мероприятий в области пенсионного обслуживания граждан. В настоящее время тарифы страховых взносов и порядок их уплаты, осуществление контроля над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты регулируются законодательством РФ о налогах и сборах. Правовой режим взимания и уплаты указанных страховых взносов установлен НК (Федеральный закон от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование"). Глава 34 НК детализирует состав плательщиков и тарифы страховых взносов (ст. ст. 419, 425 - 430), объекты обложения страховыми взносами (ст. 420), порядок уплаты страховых взносов в бюджет ПФР, расчетные и отчетные периоды (ст. 423) и характеристики страховых взносов, установление которых в законе обязательно для практики исчисления и взимания соответствующего платежа и формирования из него доходов бюджета ПФР.
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Страховые взносы в бюджет ПФР - это разновидность платежей, имеющих денежный характер, уплачиваемых в бюджет данного государственного внебюджетного фонда с целью формирования финансовой основы системы ОПС, финансового обеспечения мероприятий в области пенсионного обслуживания граждан. В настоящее время тарифы страховых взносов и порядок их уплаты, осуществление контроля над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты регулируются законодательством РФ о налогах и сборах. Правовой режим взимания и уплаты указанных страховых взносов установлен НК (Федеральный закон от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование"). Глава 34 НК детализирует состав плательщиков и тарифы страховых взносов (ст. ст. 419, 425 - 430), объекты обложения страховыми взносами (ст. 420), порядок уплаты страховых взносов в бюджет ПФР, расчетные и отчетные периоды (ст. 423) и характеристики страховых взносов, установление которых в законе обязательно для практики исчисления и взимания соответствующего платежа и формирования из него доходов бюджета ПФР.
Статья: Пенсионные правоотношения: преемственность и развитие научных взглядов А.Д. Зайкина
(Мачульская Е.Е.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 2)Дополнительные страховые взносы на НЧ трудовой пенсии и взносы работодателя перечислялись в бюджет ПФР в порядке и в сроки, которые были установлены Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
(Мачульская Е.Е.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 2)Дополнительные страховые взносы на НЧ трудовой пенсии и взносы работодателя перечислялись в бюджет ПФР в порядке и в сроки, которые были установлены Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".