Страховые взносы с денежного довольствия
Подборка наиболее важных документов по запросу Страховые взносы с денежного довольствия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 7 "Застрахованные лица" Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации""Указание в кассационной жалобе о том, что правила, по которым периоды деятельности, за которые не перечислялись страховые взносы, не включаются в страховой стаж, признаны противоречащими Конституции Российской Федерации в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года N 9-П, что судебными актами на него возложена ответственность за нарушение обязательства, не возложенного на истца, а возложенного на государство, не могут быть приняты во внимание, поскольку в указанном постановлении Конституционного Суда Российской Федерации речь идет о страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, которые должны быть уплачены работодателем, но не были уплачены. Правовая позиция, изложенная в указанном постановлении, неприменима к сотрудникам органов внутренних дел, поскольку согласно статье 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" они не отнесены к застрахованным лицам, суммы денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими, сотрудниками органов внутренних дел, не подлежат обложению страховыми взносами. Пенсионное обеспечение этих лиц осуществляется в соответствии со специальными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими данные отношения."
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 31.08.2023 по делу N 88-13280/2023 (УИД 66RS0003-01-2022-003156-73)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) Об обязании произвести перерасчет пенсии; 2) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Размер пенсии установлен без учета показателей по заработной плате за период работы в организации, работодатель как страхователь сведения о стаже, размере заработной платы, страховых взносах не предоставлял до момента ликвидации, ранее истец обращался с требованиями перечислить страховые взносы, которые судом были оставлены без удовлетворения.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.Изменяя решение суда в указанной части, суд апелляционной инстанции, руководствуясь правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года N 9-П, принимая во внимание наличие в материалах дела личных карточек денежного довольствия за период с 01 января 2002 года по 17 мая 2005 года, не оспоренных стороной ответчика и подтверждающих фактический заработок истца за спорный период, исходя из которого подлежали начислению и уплате страховые взносы, признал обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет пенсии, в том числе с учетом страховых взносов, подлежащих уплате за период с 01 января 2002 года по 17 мая 2005 года, указал, что величина страховых взносов при таком перерасчете подлежит определению на основании сумм заработка, отраженных в личных карточках денежного довольствия.
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) Об обязании произвести перерасчет пенсии; 2) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Размер пенсии установлен без учета показателей по заработной плате за период работы в организации, работодатель как страхователь сведения о стаже, размере заработной платы, страховых взносах не предоставлял до момента ликвидации, ранее истец обращался с требованиями перечислить страховые взносы, которые судом были оставлены без удовлетворения.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.Изменяя решение суда в указанной части, суд апелляционной инстанции, руководствуясь правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года N 9-П, принимая во внимание наличие в материалах дела личных карточек денежного довольствия за период с 01 января 2002 года по 17 мая 2005 года, не оспоренных стороной ответчика и подтверждающих фактический заработок истца за спорный период, исходя из которого подлежали начислению и уплате страховые взносы, признал обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет пенсии, в том числе с учетом страховых взносов, подлежащих уплате за период с 01 января 2002 года по 17 мая 2005 года, указал, что величина страховых взносов при таком перерасчете подлежит определению на основании сумм заработка, отраженных в личных карточках денежного довольствия.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О некоторых вопросах предоставления льгот, налоговых вычетов для военнослужащих, мобилизованных - участников специальной военной операции, а также военных пенсионеров и ветеранов боевых действий
(Шеншин В.М., Попков Д.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 9)Кроме того, в силу подп. 14 п. 1 ст. 422 НК РФ не подлежат обложению страховыми взносами суммы денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими, сотрудниками органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, таможенных органов Российской Федерации, лицами начальствующего состава органов федеральной фельдъегерской связи, лицами, проходящими службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющими специальные звания полиции, в связи с исполнением обязанностей военной службы и службы в указанных войсках, учреждениях и органах в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(Шеншин В.М., Попков Д.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 9)Кроме того, в силу подп. 14 п. 1 ст. 422 НК РФ не подлежат обложению страховыми взносами суммы денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими, сотрудниками органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, таможенных органов Российской Федерации, лицами начальствующего состава органов федеральной фельдъегерской связи, лицами, проходящими службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющими специальные звания полиции, в связи с исполнением обязанностей военной службы и службы в указанных войсках, учреждениях и органах в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Готовое решение: Как заполнить расчет по страховым взносам за отчетные (расчетный) периоды
(КонсультантПлюс, 2025)В строке 040 отразите суммы, которые не подлежат обложению страховыми взносами. Исключение - выплаты, перечисленные в пп. 14 п. 1 ст. 422 НК РФ, например денежное довольствие военнослужащих. Также, по нашему мнению, названные выплаты не признаются объектом налогообложения (п. 4.9 Порядка заполнения расчета по страховым взносам).
(КонсультантПлюс, 2025)В строке 040 отразите суммы, которые не подлежат обложению страховыми взносами. Исключение - выплаты, перечисленные в пп. 14 п. 1 ст. 422 НК РФ, например денежное довольствие военнослужащих. Также, по нашему мнению, названные выплаты не признаются объектом налогообложения (п. 4.9 Порядка заполнения расчета по страховым взносам).
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 26.06.2015 N 640
(ред. от 08.05.2025)
"О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания"
(вместе с "Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания")а) затраты на оплату труда работников, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, денежное довольствие военнослужащих, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, и начисления на выплаты по оплате труда работников, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, включая страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (далее - начисления на выплаты по оплате труда);
(ред. от 08.05.2025)
"О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания"
(вместе с "Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания")а) затраты на оплату труда работников, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, денежное довольствие военнослужащих, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, и начисления на выплаты по оплате труда работников, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, включая страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (далее - начисления на выплаты по оплате труда);
Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н
(ред. от 27.04.2023)
"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452)273. Счет предназначен для учета расчетов по удержаниям из заработной платы и денежного довольствия, стипендий или иных периодических платежей для безналичного перечисления: на счета в кредитных организациях (во вклады) сотрудников, учащихся учреждения, взносов по договорам добровольного страхования; взносов на добровольное пенсионное страхование; сумм членских профсоюзных взносов; по исполнительным листам и другим документам.
(ред. от 27.04.2023)
"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452)273. Счет предназначен для учета расчетов по удержаниям из заработной платы и денежного довольствия, стипендий или иных периодических платежей для безналичного перечисления: на счета в кредитных организациях (во вклады) сотрудников, учащихся учреждения, взносов по договорам добровольного страхования; взносов на добровольное пенсионное страхование; сумм членских профсоюзных взносов; по исполнительным листам и другим документам.
Статья: Принцип уважения человека труда и его реализация в нормах института трудового стажа
(Корсаненкова Ю.Б.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 1)Принцип уважения человека труда обеспечивается через взаимосвязь норм трудового стажа и норм института пенсий и, как представляется, должен проявляться в установлении прямой зависимости условий и размера пенсии от продолжительности трудового стажа. Наиболее полно данный принцип реализуется в нормах пенсионного законодательства о государственных пенсиях за выслугу лет, где установлена прямая зависимость между количеством лет выслуги и размером пенсии. К примеру, военнослужащим по контракту, имеющим выслугу 20 лет и более, за выслугу в 20 лет размер рассматриваемой пенсии составляет 50% соответствующих сумм денежного довольствия военнослужащего и повышается за каждый год выслуги свыше 20 лет на 3% от данной суммы, но всего не более 85% этих сумм.
(Корсаненкова Ю.Б.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 1)Принцип уважения человека труда обеспечивается через взаимосвязь норм трудового стажа и норм института пенсий и, как представляется, должен проявляться в установлении прямой зависимости условий и размера пенсии от продолжительности трудового стажа. Наиболее полно данный принцип реализуется в нормах пенсионного законодательства о государственных пенсиях за выслугу лет, где установлена прямая зависимость между количеством лет выслуги и размером пенсии. К примеру, военнослужащим по контракту, имеющим выслугу 20 лет и более, за выслугу в 20 лет размер рассматриваемой пенсии составляет 50% соответствующих сумм денежного довольствия военнослужащего и повышается за каждый год выслуги свыше 20 лет на 3% от данной суммы, но всего не более 85% этих сумм.
Статья: Льготы участникам СВО и членам их семей
(Краецкая Е.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 8)Освобождены от НДФЛ и страховых взносов практически все выплаты мобилизованным, добровольцам и контрактникам, а также суточные работникам, направленным в командировку в ДНР, ЛНР, Херсонскую и Запорожскую области <46>. Облагается НДФЛ только часть денежного довольствия, за вычетом социальной выплаты 158 000 рублей. Например, если участник СВО получает довольствие 195 000 рублей в месяц, то облагается налогом всего 37 000 рублей (сумма налога 4 810 рублей). Иные выплаты участнику СВО и членам его семьи НДФЛ не облагаются.
(Краецкая Е.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 8)Освобождены от НДФЛ и страховых взносов практически все выплаты мобилизованным, добровольцам и контрактникам, а также суточные работникам, направленным в командировку в ДНР, ЛНР, Херсонскую и Запорожскую области <46>. Облагается НДФЛ только часть денежного довольствия, за вычетом социальной выплаты 158 000 рублей. Например, если участник СВО получает довольствие 195 000 рублей в месяц, то облагается налогом всего 37 000 рублей (сумма налога 4 810 рублей). Иные выплаты участнику СВО и членам его семьи НДФЛ не облагаются.
Статья: Значение понятийного аппарата для выявления сущности и функции социально-обеспечительных выплат
(Маматказин И.Р.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 3)Надбавки на посторонний уход и на нетрудоспособных иждивенцев и аналогичные повышения фиксированной выплаты однородны по своей сущности: они не связаны с прошлой трудовой деятельностью и устанавливаются в твердых денежных суммах. Поскольку они не являются пособиями, но, по сути, аналогичны им, то включение их в структуру пенсии требует применения особого терминологического аппарата, что исключает применение термина "пособие". В свою очередь, страховая пенсия и расчетный размер пенсий по государственному пенсионному обеспечению отражают предшествующую трудовую деятельность, т.е. в страховых пенсиях учитываются страховые взносы, страховой стаж, специальный стаж, а в государственных пенсиях - доход (заработная плата или денежное довольствие), а также продолжительность государственной службы. Исходя из этого именно в данном элементе пенсии возможно проявление признака компенсационности: в государственных пенсиях в большей степени, поскольку их размер, как правило, рассчитывается из величины дохода, в страховых пенсиях - в меньшей, так как величина пенсии рассчитывается не из дохода индивида, а из индивидуального коэффициента пенсионера, который определяется суммой страховых взносов, зависящих от величины дохода.
(Маматказин И.Р.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 3)Надбавки на посторонний уход и на нетрудоспособных иждивенцев и аналогичные повышения фиксированной выплаты однородны по своей сущности: они не связаны с прошлой трудовой деятельностью и устанавливаются в твердых денежных суммах. Поскольку они не являются пособиями, но, по сути, аналогичны им, то включение их в структуру пенсии требует применения особого терминологического аппарата, что исключает применение термина "пособие". В свою очередь, страховая пенсия и расчетный размер пенсий по государственному пенсионному обеспечению отражают предшествующую трудовую деятельность, т.е. в страховых пенсиях учитываются страховые взносы, страховой стаж, специальный стаж, а в государственных пенсиях - доход (заработная плата или денежное довольствие), а также продолжительность государственной службы. Исходя из этого именно в данном элементе пенсии возможно проявление признака компенсационности: в государственных пенсиях в большей степени, поскольку их размер, как правило, рассчитывается из величины дохода, в страховых пенсиях - в меньшей, так как величина пенсии рассчитывается не из дохода индивида, а из индивидуального коэффициента пенсионера, который определяется суммой страховых взносов, зависящих от величины дохода.
Статья: Индивидуализация защиты от социальных рисков как проявление человекоцентризма в сфере социального обеспечения
(Федорова М.Ю.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 3)Индивидуализация применяется также для определения объема социального обеспечения, но здесь она жестко ограничена нормативно установленными пределами. При самом широком подходе исчисление размера социальной выплаты из среднего заработка, денежного довольствия или иного дохода гражданина (в отличие от выплат, устанавливаемых в твердом размере, одинаковом для всех получателей) уже можно считать индивидуализацией, принимая во внимание, конечно, предусмотренные законодательством минимальные и максимальные размеры таких выплат либо им подобные ограничения. Наряду с этим могут приниматься во внимание и другие обстоятельства, отражающие конкретную жизненную ситуацию. Так, индивидуальный пенсионный коэффициент как важнейший параметр расчета страховых пенсий определяется с учетом начисленных или уплаченных страховых взносов на страховую пенсию, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии <11>.
(Федорова М.Ю.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 3)Индивидуализация применяется также для определения объема социального обеспечения, но здесь она жестко ограничена нормативно установленными пределами. При самом широком подходе исчисление размера социальной выплаты из среднего заработка, денежного довольствия или иного дохода гражданина (в отличие от выплат, устанавливаемых в твердом размере, одинаковом для всех получателей) уже можно считать индивидуализацией, принимая во внимание, конечно, предусмотренные законодательством минимальные и максимальные размеры таких выплат либо им подобные ограничения. Наряду с этим могут приниматься во внимание и другие обстоятельства, отражающие конкретную жизненную ситуацию. Так, индивидуальный пенсионный коэффициент как важнейший параметр расчета страховых пенсий определяется с учетом начисленных или уплаченных страховых взносов на страховую пенсию, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии <11>.
Вопрос: О выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения возраста 1,5 года гражданину Армении, если у него есть ребенок от первого брака с гражданкой Армении, проживающий в Армении.
(Письмо ОСФР по г. Москве и Московской обл. от 12.03.2025 N ЕЛ-23-08-30/64210)В общем случае размер пособия составляет 40% среднего заработка застрахованного лица (часть 1 статьи 11.2 Закона N 255-ФЗ), но не менее минимального размера этого пособия, установленного Законом N 81-ФЗ. При этом размер пособия не может превышать 100% среднего заработка исходя из предельных величин базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
(Письмо ОСФР по г. Москве и Московской обл. от 12.03.2025 N ЕЛ-23-08-30/64210)В общем случае размер пособия составляет 40% среднего заработка застрахованного лица (часть 1 статьи 11.2 Закона N 255-ФЗ), но не менее минимального размера этого пособия, установленного Законом N 81-ФЗ. При этом размер пособия не может превышать 100% среднего заработка исходя из предельных величин базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Вопрос: О страховых взносах с выплат военнослужащим за преподавательскую деятельность на условиях совместительства по трудовым договорам в период, свободный от исполнения обязанностей военной службы.
(Письмо Минфина России от 13.10.2025 N 03-15-07/98884)В соответствии с положениями подпункта 14 пункта 1 статьи 422 Кодекса не подлежат обложению страховыми взносами суммы денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими в связи с исполнением обязанностей военной службы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(Письмо Минфина России от 13.10.2025 N 03-15-07/98884)В соответствии с положениями подпункта 14 пункта 1 статьи 422 Кодекса не подлежат обложению страховыми взносами суммы денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими в связи с исполнением обязанностей военной службы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вопрос: О заполнении расчета по форме 6-НДФЛ и уведомления об исчисленных суммах НДФЛ в части районных коэффициентов и процентных надбавок к доходам дистанционных работников, являющихся резидентами РФ.
(Письмо ФНС России от 23.04.2025 N БС-4-11/4136@)Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо от 31.03.2025 и по вопросу заполнения расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, и уведомлений об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов в части районных коэффициентов и процентных надбавок, применяемых к доходам дистанционных работников, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, сообщает следующее.
(Письмо ФНС России от 23.04.2025 N БС-4-11/4136@)Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо от 31.03.2025 и по вопросу заполнения расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, и уведомлений об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов в части районных коэффициентов и процентных надбавок, применяемых к доходам дистанционных работников, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, сообщает следующее.
Статья: Отдельные проблемы реализации права на пенсионное обеспечение военнослужащих
(Потапова Н.Д., Потапов А.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 11)Возвращаясь к проблемам реализации права на страховую пенсию по старости для застрахованных из числа военных пенсионеров, отметим, что в некоторых случаях большой проблемой является невозможность выработать требуемый страховой стаж (по общему правилу не менее 15 лет, а в 2021 г. с учетом переходных положений - 12 лет) к моменту достижения пенсионного возраста (65/60 лет), например, в том случае, когда военнослужащий приобретает право на пенсию за выслугу лет в достаточно зрелом возрасте (старше 50 лет). При этом следует учесть, что при назначении пенсии за выслугу лет достаточно часто у военных пенсионеров имеется "излишняя" выслуга, которая не влияет на определение размера их пенсии за выслугу лет. Так, выслуга более 32 лет (в том числе исчисленная в льготном порядке <15>) позволяет получить максимальный размер пенсии за выслугу лет, равный 85% от сумм денежного довольствия. Соответствующее ведомство (Минобороны России, МВД России и т.п.) при назначении пенсии за выслугу лет указывает фактическую выслугу и уже исходя из нее определяет размер пенсии, но в тех случаях, когда выслуга больше 32 лет, "излишние" годы выслуги автоматически не засчитываются ПФР в страховой стаж. Страховой стаж для таких категорий военных пенсионеров будет исчисляться за период уплаты страховых взносов в ПФР уже после выхода на пенсию за выслугу лет. В такой ситуации считаем возможным рекомендовать военным пенсионерам попытаться пересчитать продолжительность страхового стажа, обратившись с соответствующим заявлением в ПФР о включении "излишней" выслуги (свыше 32 лет, т.е. тех лет службы, которые не были учтены при определении максимального размера пенсии за выслугу лет) в страховой стаж. ПФР на основании справки от соответствующего ведомства (Минобороны России, МВД России и т.п.) и заявления военного пенсионера в силу ст. 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" обязан будет включить эти периоды в страховой стаж. Кроме того, следует обратить внимание на то, что страховой стаж исчисляется только в календарном порядке, а выслуга лет в зависимости от условий службы может быть исчислена в льготном порядке (например, один год за 2 года или за 1,5 года и т.п.). Поэтому считаем правильным указывать в справке о наличии "излишней" выслуги лет этот период службы именно в календарном порядке.
(Потапова Н.Д., Потапов А.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 11)Возвращаясь к проблемам реализации права на страховую пенсию по старости для застрахованных из числа военных пенсионеров, отметим, что в некоторых случаях большой проблемой является невозможность выработать требуемый страховой стаж (по общему правилу не менее 15 лет, а в 2021 г. с учетом переходных положений - 12 лет) к моменту достижения пенсионного возраста (65/60 лет), например, в том случае, когда военнослужащий приобретает право на пенсию за выслугу лет в достаточно зрелом возрасте (старше 50 лет). При этом следует учесть, что при назначении пенсии за выслугу лет достаточно часто у военных пенсионеров имеется "излишняя" выслуга, которая не влияет на определение размера их пенсии за выслугу лет. Так, выслуга более 32 лет (в том числе исчисленная в льготном порядке <15>) позволяет получить максимальный размер пенсии за выслугу лет, равный 85% от сумм денежного довольствия. Соответствующее ведомство (Минобороны России, МВД России и т.п.) при назначении пенсии за выслугу лет указывает фактическую выслугу и уже исходя из нее определяет размер пенсии, но в тех случаях, когда выслуга больше 32 лет, "излишние" годы выслуги автоматически не засчитываются ПФР в страховой стаж. Страховой стаж для таких категорий военных пенсионеров будет исчисляться за период уплаты страховых взносов в ПФР уже после выхода на пенсию за выслугу лет. В такой ситуации считаем возможным рекомендовать военным пенсионерам попытаться пересчитать продолжительность страхового стажа, обратившись с соответствующим заявлением в ПФР о включении "излишней" выслуги (свыше 32 лет, т.е. тех лет службы, которые не были учтены при определении максимального размера пенсии за выслугу лет) в страховой стаж. ПФР на основании справки от соответствующего ведомства (Минобороны России, МВД России и т.п.) и заявления военного пенсионера в силу ст. 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" обязан будет включить эти периоды в страховой стаж. Кроме того, следует обратить внимание на то, что страховой стаж исчисляется только в календарном порядке, а выслуга лет в зависимости от условий службы может быть исчислена в льготном порядке (например, один год за 2 года или за 1,5 года и т.п.). Поэтому считаем правильным указывать в справке о наличии "излишней" выслуги лет этот период службы именно в календарном порядке.
Вопрос: Можно ли учесть в целях налога на прибыль, облагается ли НДФЛ и страховыми взносами приобретение витаминов для работников?
(Консультация эксперта, УФНС России по Курганской обл., 2025)Не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия (пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ).
(Консультация эксперта, УФНС России по Курганской обл., 2025)Не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия (пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ).
Вопрос: В ноябре 2022 г. в организацию принят на работу бывший сотрудник МВД России. Данные о его прежнем заработке отсутствуют. После выхода на работу ему открыт больничный лист в связи с заболеванием. Каким образом учитывать его доходы по прежнему месту службы для расчета пособия за первые три дня нетрудоспособности?
(Консультация эксперта, 2022)В соответствии с положениями пп. 14 п. 1 ст. 422 НК РФ не подлежат обложению страховыми взносами суммы денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых в том числе сотрудниками органов внутренних дел в связи с исполнением обязанностей службы в указанных войсках, учреждениях и органах в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(Консультация эксперта, 2022)В соответствии с положениями пп. 14 п. 1 ст. 422 НК РФ не подлежат обложению страховыми взносами суммы денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых в том числе сотрудниками органов внутренних дел в связи с исполнением обязанностей службы в указанных войсках, учреждениях и органах в соответствии с законодательством Российской Федерации.