Страховые взносы ИТ 2021
Подборка наиболее важных документов по запросу Страховые взносы ИТ 2021 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 427 "Пониженные тарифы страховых взносов" главы 34 "Страховые взносы" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Инспекция доначислила обществу страховые взносы, указав, что оно неправомерно применяло пониженные тарифы, предусмотренные для компаний, осуществляющих деятельность в сфере информационных технологий, п. 1 ст. 419, подп. 3 п. 1 ст. 427 НК РФ (в редакции, действовавшей с 01.01.2018 по 31.12.2021). Инспекция исключила из совокупных доходов для определения процента оказываемых ИТ-услуг выручку общества от оказания услуг хостинга для одного из контрагентов, поскольку услуги хостинга не поименованы в п. 5 ст. 427 НК РФ, а без учета выручки от оказания данных услуг общество не выполнило условие о минимальной доле выручки, необходимой для применения пониженного тарифа. Общество оспорило доначисление. Суд, проанализировав сущность услуг хостинга, содержание договоров и актов оказанных услуг, установил, что хостинг - это действия по сопровождению программного обеспечения. В свою очередь, сопровождение в контексте услуг хостинга - это процессы программного средства на всем его жизненном цикле с целью поддержания эффективности его эксплуатации, включающие в себя совокупность услуг по обеспечению его функционирования в сети Интернет. Суд пришел к выводу, что услуги хостинга относятся к услугам в сфере информационных технологий, и признал доначисление страховых взносов необоснованным.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Инспекция доначислила обществу страховые взносы, указав, что оно неправомерно применяло пониженные тарифы, предусмотренные для компаний, осуществляющих деятельность в сфере информационных технологий, п. 1 ст. 419, подп. 3 п. 1 ст. 427 НК РФ (в редакции, действовавшей с 01.01.2018 по 31.12.2021). Инспекция исключила из совокупных доходов для определения процента оказываемых ИТ-услуг выручку общества от оказания услуг хостинга для одного из контрагентов, поскольку услуги хостинга не поименованы в п. 5 ст. 427 НК РФ, а без учета выручки от оказания данных услуг общество не выполнило условие о минимальной доле выручки, необходимой для применения пониженного тарифа. Общество оспорило доначисление. Суд, проанализировав сущность услуг хостинга, содержание договоров и актов оказанных услуг, установил, что хостинг - это действия по сопровождению программного обеспечения. В свою очередь, сопровождение в контексте услуг хостинга - это процессы программного средства на всем его жизненном цикле с целью поддержания эффективности его эксплуатации, включающие в себя совокупность услуг по обеспечению его функционирования в сети Интернет. Суд пришел к выводу, что услуги хостинга относятся к услугам в сфере информационных технологий, и признал доначисление страховых взносов необоснованным.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Концептуальные проблемы предоставления льгот по уплате страховых взносов отдельным субъектам экономической деятельности в Российской Федерации
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 1)Предоставление льгот по уплате страховых взносов было оформлено в виде Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса". Он предусматривал снижение с 1 января 2021 г. ставок страховых взносов для IT-компаний с 15 до 7,6% <12>. Эта мера еще больше ослабила связь между динамикой доходов пенсионной системы и совокупным фондом оплаты труда в экономике, что нарушило один из фундаментальных принципов пенсионного страхования. Автор сопоставил данные о ежемесячной динамике доходов работников учитываемых Росстатом отраслей с динамикой поступления сборов страховых взносов в ПФР за десять лет (рис. 1).
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 1)Предоставление льгот по уплате страховых взносов было оформлено в виде Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса". Он предусматривал снижение с 1 января 2021 г. ставок страховых взносов для IT-компаний с 15 до 7,6% <12>. Эта мера еще больше ослабила связь между динамикой доходов пенсионной системы и совокупным фондом оплаты труда в экономике, что нарушило один из фундаментальных принципов пенсионного страхования. Автор сопоставил данные о ежемесячной динамике доходов работников учитываемых Росстатом отраслей с динамикой поступления сборов страховых взносов в ПФР за десять лет (рис. 1).
Статья: Основные направления налоговой политики на 2023 - 2025 годы
(Зобова Е.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2022, N 12)- установление пониженных тарифов страховых взносов (7,6%) для организаций в области информационных технологий (с 2021 года) и электроники (на три года по 31.12.2024);
(Зобова Е.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2022, N 12)- установление пониженных тарифов страховых взносов (7,6%) для организаций в области информационных технологий (с 2021 года) и электроники (на три года по 31.12.2024);
Нормативные акты
"Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов"
(разработаны Минфином России)В 2021 - 2022 годах в целях поддержки операционной деятельности и/или инвестиционной активности налогоплательщиков в ряде отраслей ("общественное питание", "туризм", "информационные технологии", "радиоэлектроника") были введены налоговые льготы, в частности по НДС, налогу на прибыль организаций и страховым взносам.
(разработаны Минфином России)В 2021 - 2022 годах в целях поддержки операционной деятельности и/или инвестиционной активности налогоплательщиков в ряде отраслей ("общественное питание", "туризм", "информационные технологии", "радиоэлектроника") были введены налоговые льготы, в частности по НДС, налогу на прибыль организаций и страховым взносам.
"Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"
(разработаны Минфином России)В 2021 - 2022 годах в целях поддержки операционной деятельности и/или инвестиционной активности налогоплательщиков в ряде отраслей ("общественное питание", "туризм", "информационные технологии", "радиоэлектроника") были введены налоговые льготы, в частности по НДС, налогу на прибыль организаций и страховым взносам.
(разработаны Минфином России)В 2021 - 2022 годах в целях поддержки операционной деятельности и/или инвестиционной активности налогоплательщиков в ряде отраслей ("общественное питание", "туризм", "информационные технологии", "радиоэлектроника") были введены налоговые льготы, в частности по НДС, налогу на прибыль организаций и страховым взносам.
Статья: Вопросы теории и практики стимулирования бизнеса посредством института страховых взносов
(Бит-Шабо И.В.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 1)В целом следует констатировать, что большая часть льгот по страховым взносам приходится на три группы хозяйствующих субъектов: IT-компании, субъекты малого и среднего бизнеса, а также производители электронных баз компонентов. И если в 2021 г. общая сумма предоставленных государством льгот по уплате страховых взносов компаниям указанных в диаграмме секторов превысила 931,5 млрд рублей, то в 2023 г. одна может быть более 1 трлн рублей <20>. И в рамках указанных групп также наблюдается численный рост. При этом ученые отмечают, что увеличение, например, числа аккредитованных IT-компаний происходит не вследствие инвестиционной привлекательности данной отрасли, а именно по причине тотальной заинтересованности таких компаний в получении льгот по страховым взносам <21>. Однако эффективное развитие цифровой экономики без соответствующих мер поддержки и стимулирования не представляется возможным <22>.
(Бит-Шабо И.В.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 1)В целом следует констатировать, что большая часть льгот по страховым взносам приходится на три группы хозяйствующих субъектов: IT-компании, субъекты малого и среднего бизнеса, а также производители электронных баз компонентов. И если в 2021 г. общая сумма предоставленных государством льгот по уплате страховых взносов компаниям указанных в диаграмме секторов превысила 931,5 млрд рублей, то в 2023 г. одна может быть более 1 трлн рублей <20>. И в рамках указанных групп также наблюдается численный рост. При этом ученые отмечают, что увеличение, например, числа аккредитованных IT-компаний происходит не вследствие инвестиционной привлекательности данной отрасли, а именно по причине тотальной заинтересованности таких компаний в получении льгот по страховым взносам <21>. Однако эффективное развитие цифровой экономики без соответствующих мер поддержки и стимулирования не представляется возможным <22>.
Статья: Льготы для IT-компаний сейчас
(Клюева Е.)
("Трудовое право", 2022, N 8)Право на использование пониженных тарифов IT-компания подтверждает в расчете по страховым взносам, который подает в инспекцию по итогам каждого отчетного (расчетного) периода. Для этого она заполняет специальное Приложение к разделу 1 расчета (п. 7 ст. 431 НК РФ, Письмо Минфина России от 25.11.2021 N 03-15-09/95324).
(Клюева Е.)
("Трудовое право", 2022, N 8)Право на использование пониженных тарифов IT-компания подтверждает в расчете по страховым взносам, который подает в инспекцию по итогам каждого отчетного (расчетного) периода. Для этого она заполняет специальное Приложение к разделу 1 расчета (п. 7 ст. 431 НК РФ, Письмо Минфина России от 25.11.2021 N 03-15-09/95324).
"Налоговые риски бизнеса"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)При налоговой схеме единственной целью реорганизации является получение права на применение пониженных ставок по налогу на прибыль и тарифов страховых взносов (Письмо ФНС России от 09.04.2021 N СД-19-3/173@).
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)При налоговой схеме единственной целью реорганизации является получение права на применение пониженных ставок по налогу на прибыль и тарифов страховых взносов (Письмо ФНС России от 09.04.2021 N СД-19-3/173@).
Вопрос: Выручка аккредитованной IT-организации от IT-деятельности по итогам I квартала 2023 г. ниже 70% от всех доходов. Если доля доходов от IT-деятельности превысит порог 70% в структуре доходов организации за I полугодие 2023 г., можно ли произвести перерасчет страховых взносов исходя из пониженных тарифов с 01.01.2023?
(Консультация эксперта, 2023)Таким образом, в данном случае, если доля доходов от IT-деятельности по итогам полугодия (на 01.07.2023) превысит 70%, по нашему мнению, она вправе применить пониженные тарифы страховых взносов с 01.01.2023, произведя перерасчет платежей по страховым взносам исходя из пониженных тарифов с 01.01.2023 и представив в том числе уточненный расчет по страховым взносам за I квартал 2023 г.
(Консультация эксперта, 2023)Таким образом, в данном случае, если доля доходов от IT-деятельности по итогам полугодия (на 01.07.2023) превысит 70%, по нашему мнению, она вправе применить пониженные тарифы страховых взносов с 01.01.2023, произведя перерасчет платежей по страховым взносам исходя из пониженных тарифов с 01.01.2023 и представив в том числе уточненный расчет по страховым взносам за I квартал 2023 г.
Статья: Налоговая обязанность в условиях цифровизации: трансформация понятия
(Лютова О.И.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 1)Неисчерпывающий характер представленной в таблице хронологии также обусловлен тем, что отдельные мероприятия, связанные с исполнением налоговой обязанности в условиях цифровизации, реализуются на постоянной основе. В качестве примера в данном случае можно назвать периодические изменения законодательства о налоговых льготах для IT-компаний. Впервые так называемый налоговый маневр в отношении категории налогоплательщиков - производителей отечественного софта и баз данных был проведен на основании Федерального закона от 31.07.2020 N 265-ФЗ и заключался в облегчении налоговой нагрузки соответствующей отрасли с 1 января 2021 г. за счет снижения ставки по налогу на прибыль и тарифов страховых взносов с заработной платы сотрудников, а также в освобождении от уплаты НДС. Далее перечень мер, предоставляемых российским организациям, осуществляющим деятельность в сфере информационных технологий, был расширен в 2022 году: произошло установление нулевой ставки по налогу на прибыль, а также исключено условие о минимальном количестве сотрудников, которое выступало ограничителем для возможности использования таких льгот, введен мораторий на проведение налоговых проверок организаций IT-сектора. Соответствующие правила должны были действовать до 2025 года, после наступления которого производители информационных технологий должны были бы вернуться к общему режиму налогообложения. Однако в 2024 году законодатель принял решение сохранить льготную ставку по налогу на прибыль для этой категории налогоплательщиков, отказавшись при этом от предыдущего варианта в виде полного освобождения от его исчисления и уплаты.
(Лютова О.И.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 1)Неисчерпывающий характер представленной в таблице хронологии также обусловлен тем, что отдельные мероприятия, связанные с исполнением налоговой обязанности в условиях цифровизации, реализуются на постоянной основе. В качестве примера в данном случае можно назвать периодические изменения законодательства о налоговых льготах для IT-компаний. Впервые так называемый налоговый маневр в отношении категории налогоплательщиков - производителей отечественного софта и баз данных был проведен на основании Федерального закона от 31.07.2020 N 265-ФЗ и заключался в облегчении налоговой нагрузки соответствующей отрасли с 1 января 2021 г. за счет снижения ставки по налогу на прибыль и тарифов страховых взносов с заработной платы сотрудников, а также в освобождении от уплаты НДС. Далее перечень мер, предоставляемых российским организациям, осуществляющим деятельность в сфере информационных технологий, был расширен в 2022 году: произошло установление нулевой ставки по налогу на прибыль, а также исключено условие о минимальном количестве сотрудников, которое выступало ограничителем для возможности использования таких льгот, введен мораторий на проведение налоговых проверок организаций IT-сектора. Соответствующие правила должны были действовать до 2025 года, после наступления которого производители информационных технологий должны были бы вернуться к общему режиму налогообложения. Однако в 2024 году законодатель принял решение сохранить льготную ставку по налогу на прибыль для этой категории налогоплательщиков, отказавшись при этом от предыдущего варианта в виде полного освобождения от его исчисления и уплаты.
Вопрос: О применении пониженных ставок по налогу на прибыль и тарифов страховых взносов IT-организацией, получившей в 2022 г. документ о госаккредитации.
(Письмо Минфина России от 29.12.2022 N 03-03-06/1/129642)В случае если по итогам налогового (расчетного) периода организация, осуществляющая деятельность в области информационных технологий, не выполняет условие о 70-процентной доле доходов от деятельности в области информационных технологий, а также в случае лишения ее государственной аккредитации данная организация лишается права применять пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций и пониженные тарифы страховых взносов с начала налогового (расчетного) периода, в котором допущено несоответствие установленному условию, либо данная организация лишена государственной аккредитации.
(Письмо Минфина России от 29.12.2022 N 03-03-06/1/129642)В случае если по итогам налогового (расчетного) периода организация, осуществляющая деятельность в области информационных технологий, не выполняет условие о 70-процентной доле доходов от деятельности в области информационных технологий, а также в случае лишения ее государственной аккредитации данная организация лишается права применять пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций и пониженные тарифы страховых взносов с начала налогового (расчетного) периода, в котором допущено несоответствие установленному условию, либо данная организация лишена государственной аккредитации.
"Цифровая экономика: актуальные направления правового регулирования: научно-практическое пособие"
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)Президент РФ в обращении к гражданам в 2020 г. предложил провести налоговый маневр в IT-отрасли для создания условий для ее поддержки и развития. Предложения были реализованы в Федеральном законе от 31 июля 2020 г. N 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", предусмотренные в нем изменения вступили в силу с 1 января 2021 г. и затронули порядок взимания налога на добавленную стоимость, налога на прибыль и страховых взносов. Вместе с тем хозяйствующие субъекты, на развитие деятельности которых направлена реализация налогового маневра, оказались не готовы применять нововведения <1>, поскольку условия и порядок предоставления налоговых стимулов оказались сформулированы таким образом, что воспользоваться ими сможет не очень большое количество компаний, а увеличение контроля за порядком применения приведет к увеличению рисков, а не к реальной поддержке. Минфин России в связи с обращениями по вопросу применения с 1 января 2021 г. положений подп. 26 п. 2 ст. 149, п. 1.15 ст. 284 и п. 5 ст. 427 НК РФ с учетом изменений, внесенных вышеназванным Законом, направил в ФНС России письмо о порядке применения указанных изменений от 18 декабря 2020 г. N 03-07-07/111669.
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)Президент РФ в обращении к гражданам в 2020 г. предложил провести налоговый маневр в IT-отрасли для создания условий для ее поддержки и развития. Предложения были реализованы в Федеральном законе от 31 июля 2020 г. N 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", предусмотренные в нем изменения вступили в силу с 1 января 2021 г. и затронули порядок взимания налога на добавленную стоимость, налога на прибыль и страховых взносов. Вместе с тем хозяйствующие субъекты, на развитие деятельности которых направлена реализация налогового маневра, оказались не готовы применять нововведения <1>, поскольку условия и порядок предоставления налоговых стимулов оказались сформулированы таким образом, что воспользоваться ими сможет не очень большое количество компаний, а увеличение контроля за порядком применения приведет к увеличению рисков, а не к реальной поддержке. Минфин России в связи с обращениями по вопросу применения с 1 января 2021 г. положений подп. 26 п. 2 ст. 149, п. 1.15 ст. 284 и п. 5 ст. 427 НК РФ с учетом изменений, внесенных вышеназванным Законом, направил в ФНС России письмо о порядке применения указанных изменений от 18 декабря 2020 г. N 03-07-07/111669.
Вопрос: Об НДС в отношении неисключительных прав на программное обеспечение; о применении пониженных ставки по налогу на прибыль и тарифа страховых взносов участником проекта "Сколково" - IT-организацией.
(Письмо Минфина России от 20.06.2023 N 03-03-06/1/56962)Учитывая изложенное, организация - участник проекта "Сколково", одновременно осуществляющая деятельность в области информационных технологий, получившая документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в апреле 2021 года, с периода, в котором она утратила право на применение единого пониженного тарифа страховых взносов, установленного для участников проекта "Сколково" (15 процентов), вправе применять единый пониженный тариф страховых взносов, установленный пунктом 2.2 статьи 427 Кодекса для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (7,6 процента), при соблюдении ею вышеупомянутого условия о 70-процентной доле доходов от деятельности в области информационных технологий по итогам соответствующего отчетного (расчетного) периода.
(Письмо Минфина России от 20.06.2023 N 03-03-06/1/56962)Учитывая изложенное, организация - участник проекта "Сколково", одновременно осуществляющая деятельность в области информационных технологий, получившая документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в апреле 2021 года, с периода, в котором она утратила право на применение единого пониженного тарифа страховых взносов, установленного для участников проекта "Сколково" (15 процентов), вправе применять единый пониженный тариф страховых взносов, установленный пунктом 2.2 статьи 427 Кодекса для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (7,6 процента), при соблюдении ею вышеупомянутого условия о 70-процентной доле доходов от деятельности в области информационных технологий по итогам соответствующего отчетного (расчетного) периода.
Вопрос: В каком порядке IT-организация может применять льготу по налогу на прибыль и пониженные страховые взносы, если в марте аккредитация была аннулирована, а в октябре организация вновь внесена в реестр аккредитованных?
(Консультация эксперта, УФНС России по Курганской обл., 2023)По мнению Минфина России, применение пониженных тарифов страховых взносов осуществляется с месяца получения документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий (Письма Минфина России от 09.02.2021 N 03-15-05/8406, от 08.04.2020 N 03-15-05/27777).
(Консультация эксперта, УФНС России по Курганской обл., 2023)По мнению Минфина России, применение пониженных тарифов страховых взносов осуществляется с месяца получения документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий (Письма Минфина России от 09.02.2021 N 03-15-05/8406, от 08.04.2020 N 03-15-05/27777).
Статья: Отсрочка по уплате страховых взносов до 2024 года
(Зобова Е.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 2)Действие отсрочки также продлевается для работающих в этих отраслях индивидуальных предпринимателей. Речь идет о страховых взносах, начисленных за 2021 год с суммы дохода, превышающей 300 000 руб. Для них крайним сроком уплаты страховых взносов станет 01.05.2024.
(Зобова Е.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 2)Действие отсрочки также продлевается для работающих в этих отраслях индивидуальных предпринимателей. Речь идет о страховых взносах, начисленных за 2021 год с суммы дохода, превышающей 300 000 руб. Для них крайним сроком уплаты страховых взносов станет 01.05.2024.