Страховые взносы для ит компаний 2021
Подборка наиболее важных документов по запросу Страховые взносы для ит компаний 2021 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Концептуальные проблемы предоставления льгот по уплате страховых взносов отдельным субъектам экономической деятельности в Российской Федерации
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 1)Предоставление льгот по уплате страховых взносов было оформлено в виде Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса". Он предусматривал снижение с 1 января 2021 г. ставок страховых взносов для IT-компаний с 15 до 7,6% <12>. Эта мера еще больше ослабила связь между динамикой доходов пенсионной системы и совокупным фондом оплаты труда в экономике, что нарушило один из фундаментальных принципов пенсионного страхования. Автор сопоставил данные о ежемесячной динамике доходов работников учитываемых Росстатом отраслей с динамикой поступления сборов страховых взносов в ПФР за десять лет (рис. 1).
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 1)Предоставление льгот по уплате страховых взносов было оформлено в виде Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса". Он предусматривал снижение с 1 января 2021 г. ставок страховых взносов для IT-компаний с 15 до 7,6% <12>. Эта мера еще больше ослабила связь между динамикой доходов пенсионной системы и совокупным фондом оплаты труда в экономике, что нарушило один из фундаментальных принципов пенсионного страхования. Автор сопоставил данные о ежемесячной динамике доходов работников учитываемых Росстатом отраслей с динамикой поступления сборов страховых взносов в ПФР за десять лет (рис. 1).
Статья: Задачи и риски компании при выделении ИТ-функции в отдельное юридическое лицо
(Стукачева Ю.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 42)Изначальная версия пакета льгот, действовавшая с 2021 г., подразумевала применение ставки 3% по налогу на прибыль и ставки 7,6% по страховым взносам в отношении ИТ-компаний, соответствующих критериям:
(Стукачева Ю.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 42)Изначальная версия пакета льгот, действовавшая с 2021 г., подразумевала применение ставки 3% по налогу на прибыль и ставки 7,6% по страховым взносам в отношении ИТ-компаний, соответствующих критериям:
Нормативные акты
<Письмо> ФНС России от 16.12.2021 N БС-4-11/17658@
<По вопросу о применении пониженных тарифов страховых взносов организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий>
(вместе с <Письмом> Минфина России от 23.09.2021 N 03-15-07/77271)МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<По вопросу о применении пониженных тарифов страховых взносов организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий>
(вместе с <Письмом> Минфина России от 23.09.2021 N 03-15-07/77271)МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Обзор: "Перечень мер в связи с коронавирусом (COVID-19)"
(КонсультантПлюс, 2025)- российские организации, осуществляющие деятельность по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции, с 2021 г. применяют пониженные ставки страховых взносов при одновременном выполнении ряда условий;
(КонсультантПлюс, 2025)- российские организации, осуществляющие деятельность по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции, с 2021 г. применяют пониженные ставки страховых взносов при одновременном выполнении ряда условий;
Вопрос: Вправе ли организация, осуществляющая деятельность в области информационных технологий, уплачивать страховые взносы по пониженным тарифам с суммы компенсаций расходов на наем жилых помещений иногородним работникам, установленных ЛНА организации?
(Консультация эксперта, 2022)Для российских организаций, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий с 2021 г., устанавливаются следующие пониженные тарифы страховых взносов (пп. 3 п. 1, пп. 1.1 п. 2 ст. 427 НК РФ):
(Консультация эксперта, 2022)Для российских организаций, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий с 2021 г., устанавливаются следующие пониженные тарифы страховых взносов (пп. 3 п. 1, пп. 1.1 п. 2 ст. 427 НК РФ):
Статья: Вопросы теории и практики стимулирования бизнеса посредством института страховых взносов
(Бит-Шабо И.В.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 1)В целом следует констатировать, что большая часть льгот по страховым взносам приходится на три группы хозяйствующих субъектов: IT-компании, субъекты малого и среднего бизнеса, а также производители электронных баз компонентов. И если в 2021 г. общая сумма предоставленных государством льгот по уплате страховых взносов компаниям указанных в диаграмме секторов превысила 931,5 млрд рублей, то в 2023 г. одна может быть более 1 трлн рублей <20>. И в рамках указанных групп также наблюдается численный рост. При этом ученые отмечают, что увеличение, например, числа аккредитованных IT-компаний происходит не вследствие инвестиционной привлекательности данной отрасли, а именно по причине тотальной заинтересованности таких компаний в получении льгот по страховым взносам <21>. Однако эффективное развитие цифровой экономики без соответствующих мер поддержки и стимулирования не представляется возможным <22>.
(Бит-Шабо И.В.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 1)В целом следует констатировать, что большая часть льгот по страховым взносам приходится на три группы хозяйствующих субъектов: IT-компании, субъекты малого и среднего бизнеса, а также производители электронных баз компонентов. И если в 2021 г. общая сумма предоставленных государством льгот по уплате страховых взносов компаниям указанных в диаграмме секторов превысила 931,5 млрд рублей, то в 2023 г. одна может быть более 1 трлн рублей <20>. И в рамках указанных групп также наблюдается численный рост. При этом ученые отмечают, что увеличение, например, числа аккредитованных IT-компаний происходит не вследствие инвестиционной привлекательности данной отрасли, а именно по причине тотальной заинтересованности таких компаний в получении льгот по страховым взносам <21>. Однако эффективное развитие цифровой экономики без соответствующих мер поддержки и стимулирования не представляется возможным <22>.
Статья: Как стать ИТ-компанией и на какие льготы можно рассчитывать
(Краецкая Е.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 11)Общий размер страховых взносов составляет 7,6% вместо обычных 30% (подп. 1.1 п. 2 ст. 427 НК РФ). Такой размер взносов можно применять начиная с месяца, в котором организация получила статус аккредитованной ИТ-компании <12>.
(Краецкая Е.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 11)Общий размер страховых взносов составляет 7,6% вместо обычных 30% (подп. 1.1 п. 2 ст. 427 НК РФ). Такой размер взносов можно применять начиная с месяца, в котором организация получила статус аккредитованной ИТ-компании <12>.
Вопрос: Какие будут последствия, если IT-организация была аккредитована в 2021 г. и с января 2022 г. применяла льготу по налогу на прибыль и пониженные тарифы страховых взносов, но не соответствует критериям, указанным в Положении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30.09.2022 N 1729?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Какие будут последствия, если IT-организация была аккредитована в 2021 г. и с января 2022 г. применяла льготу по налогу на прибыль и пониженные ставки страховых взносов, но не соответствует критерию, указанному в пп. "б" п. 4 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2022 N 1729, при этом п. 7 также не может выполнить? Могут ли обязать произвести перерасчет с начала 2022 г. по общим ставкам? Если за 9 месяцев применяются льготные ставки, то как заполнить отчетность за год?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Какие будут последствия, если IT-организация была аккредитована в 2021 г. и с января 2022 г. применяла льготу по налогу на прибыль и пониженные ставки страховых взносов, но не соответствует критерию, указанному в пп. "б" п. 4 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2022 N 1729, при этом п. 7 также не может выполнить? Могут ли обязать произвести перерасчет с начала 2022 г. по общим ставкам? Если за 9 месяцев применяются льготные ставки, то как заполнить отчетность за год?
Тематический выпуск: Актуальные вопросы бухгалтерского учета: из практики консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 11)Вместе с тем Минфин РФ в своем письме от 12.02.2021 N 03-15-06/9699 делает несколько иной вывод:
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 11)Вместе с тем Минфин РФ в своем письме от 12.02.2021 N 03-15-06/9699 делает несколько иной вывод:
Статья: Налоговая обязанность в условиях цифровизации: трансформация понятия
(Лютова О.И.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 1)Неисчерпывающий характер представленной в таблице хронологии также обусловлен тем, что отдельные мероприятия, связанные с исполнением налоговой обязанности в условиях цифровизации, реализуются на постоянной основе. В качестве примера в данном случае можно назвать периодические изменения законодательства о налоговых льготах для IT-компаний. Впервые так называемый налоговый маневр в отношении категории налогоплательщиков - производителей отечественного софта и баз данных был проведен на основании Федерального закона от 31.07.2020 N 265-ФЗ и заключался в облегчении налоговой нагрузки соответствующей отрасли с 1 января 2021 г. за счет снижения ставки по налогу на прибыль и тарифов страховых взносов с заработной платы сотрудников, а также в освобождении от уплаты НДС. Далее перечень мер, предоставляемых российским организациям, осуществляющим деятельность в сфере информационных технологий, был расширен в 2022 году: произошло установление нулевой ставки по налогу на прибыль, а также исключено условие о минимальном количестве сотрудников, которое выступало ограничителем для возможности использования таких льгот, введен мораторий на проведение налоговых проверок организаций IT-сектора. Соответствующие правила должны были действовать до 2025 года, после наступления которого производители информационных технологий должны были бы вернуться к общему режиму налогообложения. Однако в 2024 году законодатель принял решение сохранить льготную ставку по налогу на прибыль для этой категории налогоплательщиков, отказавшись при этом от предыдущего варианта в виде полного освобождения от его исчисления и уплаты.
(Лютова О.И.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 1)Неисчерпывающий характер представленной в таблице хронологии также обусловлен тем, что отдельные мероприятия, связанные с исполнением налоговой обязанности в условиях цифровизации, реализуются на постоянной основе. В качестве примера в данном случае можно назвать периодические изменения законодательства о налоговых льготах для IT-компаний. Впервые так называемый налоговый маневр в отношении категории налогоплательщиков - производителей отечественного софта и баз данных был проведен на основании Федерального закона от 31.07.2020 N 265-ФЗ и заключался в облегчении налоговой нагрузки соответствующей отрасли с 1 января 2021 г. за счет снижения ставки по налогу на прибыль и тарифов страховых взносов с заработной платы сотрудников, а также в освобождении от уплаты НДС. Далее перечень мер, предоставляемых российским организациям, осуществляющим деятельность в сфере информационных технологий, был расширен в 2022 году: произошло установление нулевой ставки по налогу на прибыль, а также исключено условие о минимальном количестве сотрудников, которое выступало ограничителем для возможности использования таких льгот, введен мораторий на проведение налоговых проверок организаций IT-сектора. Соответствующие правила должны были действовать до 2025 года, после наступления которого производители информационных технологий должны были бы вернуться к общему режиму налогообложения. Однако в 2024 году законодатель принял решение сохранить льготную ставку по налогу на прибыль для этой категории налогоплательщиков, отказавшись при этом от предыдущего варианта в виде полного освобождения от его исчисления и уплаты.
Последние изменения: Пониженные тарифы страховых взносов
(КонсультантПлюс, 2025)Для их применения с 2021 г. организация, не являющаяся вновь созданной и имеющая документ о госаккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, должна выполнять условия о доле доходов от IT-деятельности и средней численности работников за 9 месяцев 2020 г., предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам (то есть с января по сентябрь 2020 г.).
(КонсультантПлюс, 2025)Для их применения с 2021 г. организация, не являющаяся вновь созданной и имеющая документ о госаккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, должна выполнять условия о доле доходов от IT-деятельности и средней численности работников за 9 месяцев 2020 г., предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам (то есть с января по сентябрь 2020 г.).
Вопрос: Организация является аккредитованной ИТ-организацией. За полугодие 2023 г. из-за временной приостановки деятельности выручка отсутствует. Сохраняется ли у организации право на применение пониженных тарифов страховых взносов в 2023 г.?
(Консультация эксперта, 2023)В Письме Минтруда России от 02.07.2014 N 17-4/В-295 по вопросу применения пониженных тарифов страховых взносов, установленных ранее действующим Федеральным законом от 24.07.2009 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", указано, что, если у организации по итогам деятельности за отчетный период отсутствуют доходы, то есть она не подтверждает соответствие условию о необходимой доле доходов от осуществления определенного вида деятельности, организация применяет общеустановленный тариф страховых взносов.
(Консультация эксперта, 2023)В Письме Минтруда России от 02.07.2014 N 17-4/В-295 по вопросу применения пониженных тарифов страховых взносов, установленных ранее действующим Федеральным законом от 24.07.2009 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", указано, что, если у организации по итогам деятельности за отчетный период отсутствуют доходы, то есть она не подтверждает соответствие условию о необходимой доле доходов от осуществления определенного вида деятельности, организация применяет общеустановленный тариф страховых взносов.
Тематический выпуск: Налогообложение доходов физических лиц и страховые взносы: сложные вопросы исчисления и уплаты
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 9)Соответствующих разъяснений государственных органов нет, но в отношении начала применения льгот в связи с аккредитацией организации в сфере IT-деятельности в письме Минфина РФ от 12.02.2021 N 03-15-06/9699 указано следующее:
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 9)Соответствующих разъяснений государственных органов нет, но в отношении начала применения льгот в связи с аккредитацией организации в сфере IT-деятельности в письме Минфина РФ от 12.02.2021 N 03-15-06/9699 указано следующее:
"Глобальный атлас регулирования искусственного интеллекта. Вектор БРИКС"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В июле 2020 г. был утвержден Первый пакет мер поддержки IT-отрасли, который вступил в силу с 2021 г. Он предусматривает проведение "налогового маневра" для IT-отрасли - установление для российских компаний ставок по налогу на прибыль в размере 3% (в части, подлежащей перечислению в федеральный бюджет) и нулевой - в части, подлежащей перечислению в региональные бюджеты. Он также снижает ставку страховых взносов с 14% до 7,6%. Основанием для "налогового маневра" является Федеральный закон N 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", принятый 31 июля 2020 г., которым были внесены соответствующие изменения в режим налогообложения IT-компаний, положения вступили в силу с 1 января 2021 г. [336].
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В июле 2020 г. был утвержден Первый пакет мер поддержки IT-отрасли, который вступил в силу с 2021 г. Он предусматривает проведение "налогового маневра" для IT-отрасли - установление для российских компаний ставок по налогу на прибыль в размере 3% (в части, подлежащей перечислению в федеральный бюджет) и нулевой - в части, подлежащей перечислению в региональные бюджеты. Он также снижает ставку страховых взносов с 14% до 7,6%. Основанием для "налогового маневра" является Федеральный закон N 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", принятый 31 июля 2020 г., которым были внесены соответствующие изменения в режим налогообложения IT-компаний, положения вступили в силу с 1 января 2021 г. [336].