Страховой надзор
Подборка наиболее важных документов по запросу Страховой надзор (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Отзыв лицензии у страховой компании
(КонсультантПлюс, 2025)Напротив... до истечения шести месяцев после вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии субъект страхового дела обязан исполнить обязательства, возникающие из договоров страхования (перестрахования), в том числе произвести страховые выплаты по наступившим страховым случаям.
(КонсультантПлюс, 2025)Напротив... до истечения шести месяцев после вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии субъект страхового дела обязан исполнить обязательства, возникающие из договоров страхования (перестрахования), в том числе произвести страховые выплаты по наступившим страховым случаям.
Позиции судов по спорным вопросам. Арбитражный процесс: Оставление без движения в арбитражном процессе
(КонсультантПлюс, 2025)"...арбитражный суд оставляет без движения заявление по... обособленным спорам [о взыскании убытков с арбитражных управляющих - ред.]... если к нему не приложены доказательства направления копии заявления саморегулируемой организации, членом которой является арбитражный управляющий, органу по контролю (надзору) и страховой организации, которой застрахована ответственность арбитражного управляющего..."
(КонсультантПлюс, 2025)"...арбитражный суд оставляет без движения заявление по... обособленным спорам [о взыскании убытков с арбитражных управляющих - ред.]... если к нему не приложены доказательства направления копии заявления саморегулируемой организации, членом которой является арбитражный управляющий, органу по контролю (надзору) и страховой организации, которой застрахована ответственность арбитражного управляющего..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Страховой надзор и саморегулирование в сфере страхования как способы государственного воздействия регуляторного характера
(Петров Д.А.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 2)"Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 2
(Петров Д.А.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 2)"Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 2
Статья: Оценка знаний клиента перед продажей полисов страхования жизни с инвестиционной составляющей
("Официальный сайт Банка России", 2023)Банк России в ходе осуществления превентивного поведенческого надзора выявляет факты непроведения страховыми организациями/банками - агентами оценки специальных знаний в области финансов потенциальных клиентов до предложения продуктов страхования с инвестиционной составляющей.
("Официальный сайт Банка России", 2023)Банк России в ходе осуществления превентивного поведенческого надзора выявляет факты непроведения страховыми организациями/банками - агентами оценки специальных знаний в области финансов потенциальных клиентов до предложения продуктов страхования с инвестиционной составляющей.
Нормативные акты
Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1
(ред. от 17.11.2025)
"Об организации страхового дела в Российской Федерации"Статья 32.5-1. Меры, применяемые органом страхового надзора
(ред. от 17.11.2025)
"Об организации страхового дела в Российской Федерации"Статья 32.5-1. Меры, применяемые органом страхового надзора
"Комментарий к Федеральному закону от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)1) страхователей (перестрахователей), застрахованных лиц, выгодоприобретателей по договорам добровольного страхования (перестрахования), связанных с осуществлением страховых выплат по страховым случаям, наступившим до даты вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии (лицензий) иностранной страховой организации в соответствии с п. 2 ст. 33.7 данного Закона либо до даты досрочного прекращения указанных договоров страхования (перестрахования) в соответствии с п. 7 ст. 33.8 данного Закона;
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)1) страхователей (перестрахователей), застрахованных лиц, выгодоприобретателей по договорам добровольного страхования (перестрахования), связанных с осуществлением страховых выплат по страховым случаям, наступившим до даты вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии (лицензий) иностранной страховой организации в соответствии с п. 2 ст. 33.7 данного Закона либо до даты досрочного прекращения указанных договоров страхования (перестрахования) в соответствии с п. 7 ст. 33.8 данного Закона;
Статья: Цели и принципы административно-правового регулирования в сфере страхования
(Авакян А.М.)
("Административное право и процесс", 2025, N 6)Однако реализация социальной функции страхования не ограничивается только созданием системы обязательного социального страхования. Необходимо учитывать, что одной из целей административно-правового регулирования сферы страхования является также обеспечение соблюдения прав потребителей страховых услуг. Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 31 мая 2005 г. N 6-П, обосновывая необходимость функционирования института страхования гражданской ответственности, его существование обусловлено потребностью в защите прав потерпевших в условиях социального правового государства, где действуют рыночные механизмы <2>. Обеспечение прав страхователей и выгодоприобретателей представляет собой комплекс правовых мер, включающих введение отдельных видов обязательного страхования, создание специализированных страховых и перестраховочных фондов, а также установление требований к публичности заключения определенных видов договоров страхования. В административно-правовом регулировании интересы страхователей обеспечиваются также путем привлечения страховщиков к административной ответственности. Как справедливо указал Конституционный Суд РФ в упомянутом Постановлении N 6-П от 2005 г., механизм административно-правовой ответственности страховщика способствует более строгому соблюдению им своих обязанностей и, следовательно, снижает вероятность нарушения прав участников страховых отношений. Помимо этого, этому способствует и лицензирование страховых организаций как один из механизмов контроля и надзора <3>. Страховой надзор реализуется в целях повышения эффективности страхового дела, предупреждения и пресечения правонарушений, обеспечения соблюдения страхового законодательства и защиты прав и законных интересов участников страховых отношений <4>.
(Авакян А.М.)
("Административное право и процесс", 2025, N 6)Однако реализация социальной функции страхования не ограничивается только созданием системы обязательного социального страхования. Необходимо учитывать, что одной из целей административно-правового регулирования сферы страхования является также обеспечение соблюдения прав потребителей страховых услуг. Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 31 мая 2005 г. N 6-П, обосновывая необходимость функционирования института страхования гражданской ответственности, его существование обусловлено потребностью в защите прав потерпевших в условиях социального правового государства, где действуют рыночные механизмы <2>. Обеспечение прав страхователей и выгодоприобретателей представляет собой комплекс правовых мер, включающих введение отдельных видов обязательного страхования, создание специализированных страховых и перестраховочных фондов, а также установление требований к публичности заключения определенных видов договоров страхования. В административно-правовом регулировании интересы страхователей обеспечиваются также путем привлечения страховщиков к административной ответственности. Как справедливо указал Конституционный Суд РФ в упомянутом Постановлении N 6-П от 2005 г., механизм административно-правовой ответственности страховщика способствует более строгому соблюдению им своих обязанностей и, следовательно, снижает вероятность нарушения прав участников страховых отношений. Помимо этого, этому способствует и лицензирование страховых организаций как один из механизмов контроля и надзора <3>. Страховой надзор реализуется в целях повышения эффективности страхового дела, предупреждения и пресечения правонарушений, обеспечения соблюдения страхового законодательства и защиты прав и законных интересов участников страховых отношений <4>.
Статья: ФСБУ 25/2018 "Бухгалтерский учет аренды". Рекомендация ОЛА-ФСБУ-Р6/2023 "Бухгалтерский учет операций оплаты страховой премии по договорам страхования, связанных с договором неоперационной (финансовой) аренды"
("Официальный сайт Объединенной Лизинговой Ассоциации", 2023)В пункте 1 статьи 32 "Лицензирование деятельности субъектов страхового дела" Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 указывается на необходимость получения лицензии страховыми брокерами, в то же время страховой агент в списке отсутствует: "Лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, посреднической деятельности в качестве страхового брокера (далее - лицензия) - специальное разрешение на право осуществления страховой деятельности, предоставленное органом страхового надзора субъекту страхового дела".
("Официальный сайт Объединенной Лизинговой Ассоциации", 2023)В пункте 1 статьи 32 "Лицензирование деятельности субъектов страхового дела" Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 указывается на необходимость получения лицензии страховыми брокерами, в то же время страховой агент в списке отсутствует: "Лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, посреднической деятельности в качестве страхового брокера (далее - лицензия) - специальное разрешение на право осуществления страховой деятельности, предоставленное органом страхового надзора субъекту страхового дела".
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Упомянутый п. 4 ст. 32.5-1 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (статья введена Федеральным законом от 23 апреля 2018 г. N 87-ФЗ <253>) устанавливает, что, если иное не предусмотрено данным Законом, в случае неоднократного нарушения в течение одного года субъектом страхового дела требований финансовой устойчивости и платежеспособности, неисполнения надлежащим образом или в установленный срок предписания органа страхового надзора, представления в орган страхового надзора недостоверной информации либо совершения действий, создающих угрозу правам и законным интересам страхователей, застрахованных лиц, выгодоприобретателей и (или) угрозу стабильности финансового (страхового) рынка, орган страхового надзора вправе:
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Упомянутый п. 4 ст. 32.5-1 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (статья введена Федеральным законом от 23 апреля 2018 г. N 87-ФЗ <253>) устанавливает, что, если иное не предусмотрено данным Законом, в случае неоднократного нарушения в течение одного года субъектом страхового дела требований финансовой устойчивости и платежеспособности, неисполнения надлежащим образом или в установленный срок предписания органа страхового надзора, представления в орган страхового надзора недостоверной информации либо совершения действий, создающих угрозу правам и законным интересам страхователей, застрахованных лиц, выгодоприобретателей и (или) угрозу стабильности финансового (страхового) рынка, орган страхового надзора вправе:
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)<1> Приказ Минфина России от 2 февраля 2011 г. N 8н "О порядке осуществления органом страхового надзора контроля за исполнением плана восстановления платежеспособности страховой организации и проведения выездной проверки деятельности страховой организации" // Российская газета. 2011. 27 апр.
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)<1> Приказ Минфина России от 2 февраля 2011 г. N 8н "О порядке осуществления органом страхового надзора контроля за исполнением плана восстановления платежеспособности страховой организации и проведения выездной проверки деятельности страховой организации" // Российская газета. 2011. 27 апр.
Готовое решение: По каким основаниям приостанавливается исполнительное производство
(КонсультантПлюс, 2025)отзыв у должника - страховой организации всех выданных органом страхового надзора лицензий (кроме отзыва лицензий, при котором временная администрация не назначается). Исключение - случаи, когда исполнительное производство касается взыскания задолженности по текущим обязательствам страховой организации (п. 4.1 ч. 1 ст. 40 Закона об исполнительном производстве, п. 4.2 ст. 32.8 Закона об организации страхового дела).
(КонсультантПлюс, 2025)отзыв у должника - страховой организации всех выданных органом страхового надзора лицензий (кроме отзыва лицензий, при котором временная администрация не назначается). Исключение - случаи, когда исполнительное производство касается взыскания задолженности по текущим обязательствам страховой организации (п. 4.1 ч. 1 ст. 40 Закона об исполнительном производстве, п. 4.2 ст. 32.8 Закона об организации страхового дела).
Статья: Понятие и объект страхового правоотношения
(Жмулина Д.А.)
("Предпринимательское право", 2025, N 3)В литературе нет единого мнения о том, какие именно отношения являются страховыми. Например, Н.В. Василенко выделяет четыре группы страховых отношений: гражданско-правовые страховые отношения между страховщиком и страхователем; публично-правовые страховые отношения в системе обязательного социального страхования; публично-правовые страховые отношения в сфере регулирования, контроля и надзора; экономические страховые отношения по управлению страховыми резервами <1>. А.И. Худяков обосновывает существование трех групп страховых отношений: материальные страховые отношения между страховщиком и страхователем; вспомогательные страховые отношения между страховщиком и страховыми агентами, брокерами и актуариями; организационные страховые отношения по осуществлению страхового надзора <2>.
(Жмулина Д.А.)
("Предпринимательское право", 2025, N 3)В литературе нет единого мнения о том, какие именно отношения являются страховыми. Например, Н.В. Василенко выделяет четыре группы страховых отношений: гражданско-правовые страховые отношения между страховщиком и страхователем; публично-правовые страховые отношения в системе обязательного социального страхования; публично-правовые страховые отношения в сфере регулирования, контроля и надзора; экономические страховые отношения по управлению страховыми резервами <1>. А.И. Худяков обосновывает существование трех групп страховых отношений: материальные страховые отношения между страховщиком и страхователем; вспомогательные страховые отношения между страховщиком и страховыми агентами, брокерами и актуариями; организационные страховые отношения по осуществлению страхового надзора <2>.
Готовое решение: Какие функции у налоговых органов
(КонсультантПлюс, 2025)Функции этой межрегиональной инспекции - контроль и надзор за правильностью исчисления налогов (сборов, страховых взносов) плательщиками, которые участвуют в национальных проектах и иных мероприятиях, финансируемых за счет бюджетных средств и направленных на достижение национальных целей и стратегических задач развития РФ (п. 3 Приложения N 11 к Приказу Минфина России от 17.07.2014 N 61н).
(КонсультантПлюс, 2025)Функции этой межрегиональной инспекции - контроль и надзор за правильностью исчисления налогов (сборов, страховых взносов) плательщиками, которые участвуют в национальных проектах и иных мероприятиях, финансируемых за счет бюджетных средств и направленных на достижение национальных целей и стратегических задач развития РФ (п. 3 Приложения N 11 к Приказу Минфина России от 17.07.2014 N 61н).
"Корпоративное право в таблицах и схемах: учебно-методическое пособие"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025)- размер (квота) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций рассчитывается органом страхового надзора ежегодно по состоянию на 1 января текущего года в установленном им порядке.
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025)- размер (квота) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций рассчитывается органом страхового надзора ежегодно по состоянию на 1 января текущего года в установленном им порядке.