Страховая выплата при заражении коронавирусом
Подборка наиболее важных документов по запросу Страховая выплата при заражении коронавирусом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 29.08.2024 по делу N 33-3-6832/2024 (УИД 26RS0003-01-2023-004092-27)
Категория спора: Компенсации.
Требования лица, имеющего право на компенсации и выплаты компенсационного характера: О признании недействительным решения об отказе в выплате, назначении компенсации.
Обстоятельства: Причиной заболевания истцом новой коронавирусной инфекцией послужил непосредственный контакт с пациентами, зараженными возбудителем, при обращении истца с заявлением о дополнительной страховой гарантии в виде единовременной страховой выплаты в удовлетворении его заявления было отказано.
Решение: Удовлетворено в части.Довод апелляционной жалобы о том, что получение Фондом сведений о случае заражения истца М.К. в период, когда Указ N 313 и Временное положение N 239 уже не действовали, судебная коллегия оставляет без внимания, поскольку заражение истца произошло в период действия указанных актов, а факт позднего сообщения в Фонд указанных сведений не может являться основанием для лишения истца права на получение единовременной страховой выплаты при подтверждении факта ее заражения новой коронавирусной инфекцией при исполнении трудовых обязанностей.
Категория спора: Компенсации.
Требования лица, имеющего право на компенсации и выплаты компенсационного характера: О признании недействительным решения об отказе в выплате, назначении компенсации.
Обстоятельства: Причиной заболевания истцом новой коронавирусной инфекцией послужил непосредственный контакт с пациентами, зараженными возбудителем, при обращении истца с заявлением о дополнительной страховой гарантии в виде единовременной страховой выплаты в удовлетворении его заявления было отказано.
Решение: Удовлетворено в части.Довод апелляционной жалобы о том, что получение Фондом сведений о случае заражения истца М.К. в период, когда Указ N 313 и Временное положение N 239 уже не действовали, судебная коллегия оставляет без внимания, поскольку заражение истца произошло в период действия указанных актов, а факт позднего сообщения в Фонд указанных сведений не может являться основанием для лишения истца права на получение единовременной страховой выплаты при подтверждении факта ее заражения новой коронавирусной инфекцией при исполнении трудовых обязанностей.
Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 28.11.2024 N 88-27803/2024 (УИД 16RS0046-01-2023-014301-60)
Категория спора: Страховые выплаты по обязательному страхованию.
Требования заявителя: 1) О взыскании страховых выплат в связи с профессиональным заболеванием; 2) О признании случая страховым.
Обстоятельства: Заражение истца инфекцией Covid-19, повлекшее осложнение в виде заболевания "Острая инфекция верхних дыхательных путей", получено им в связи с осуществлением трудовых обязанностей медицинской сестры, при непосредственном контакте с пациентом, у которого подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции (Covid-19), входит в утвержденный перечень заболеваний (синдромов) или осложнений, наличие которых предусматривает наступление страхового случая.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.Кроме того, судами верно отмечено, что ГАУЗ "Зеленодольская ЦРБ" направлены ответчику все необходимые документы для осуществления единовременной страховой выплаты, которым по существу не оспорен факт заражения работника новой коронавирусной инфекцией и причинно-следственная связь заболевания с осуществлением трудовых обязанностей в условиях непосредственной работы с пациентом, у которого подтверждено наличие новой коронавирусной инфекцией.
Категория спора: Страховые выплаты по обязательному страхованию.
Требования заявителя: 1) О взыскании страховых выплат в связи с профессиональным заболеванием; 2) О признании случая страховым.
Обстоятельства: Заражение истца инфекцией Covid-19, повлекшее осложнение в виде заболевания "Острая инфекция верхних дыхательных путей", получено им в связи с осуществлением трудовых обязанностей медицинской сестры, при непосредственном контакте с пациентом, у которого подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции (Covid-19), входит в утвержденный перечень заболеваний (синдромов) или осложнений, наличие которых предусматривает наступление страхового случая.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.Кроме того, судами верно отмечено, что ГАУЗ "Зеленодольская ЦРБ" направлены ответчику все необходимые документы для осуществления единовременной страховой выплаты, которым по существу не оспорен факт заражения работника новой коронавирусной инфекцией и причинно-следственная связь заболевания с осуществлением трудовых обязанностей в условиях непосредственной работы с пациентом, у которого подтверждено наличие новой коронавирусной инфекцией.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Верховный Суд РФ утвердил Обзор судебной практики N 1 (2025)
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2025, N 5)- Право на получение единовременной дополнительной страховой выплаты в связи со смертью медицинского работника, заразившегося COVID-19 на рабочем месте, возникает не только при его непосредственной работе с пациентами, у которых подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и пациентами с подозрением на эту инфекцию, но и при работе с биоматериалами таких пациентов в клинико-диагностической лаборатории больницы.
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2025, N 5)- Право на получение единовременной дополнительной страховой выплаты в связи со смертью медицинского работника, заразившегося COVID-19 на рабочем месте, возникает не только при его непосредственной работе с пациентами, у которых подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и пациентами с подозрением на эту инфекцию, но и при работе с биоматериалами таких пациентов в клинико-диагностической лаборатории больницы.
"Научно-практический комментарий судебной практики по спорам в сфере труда и социального обеспечения медицинских работников"
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Следовательно, ключевое значение при определении права на страховые выплаты имело третье условие, характеризующее обстоятельства заражения медицинского работника COVID-19. Итак, заболевание должно было быть получено непосредственно при работе с пациентами, у которых подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), или пациентами с подозрением на эту вирусную инфекцию.
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Следовательно, ключевое значение при определении права на страховые выплаты имело третье условие, характеризующее обстоятельства заражения медицинского работника COVID-19. Итак, заболевание должно было быть получено непосредственно при работе с пациентами, у которых подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), или пациентами с подозрением на эту вирусную инфекцию.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)13. Право на получение единовременной дополнительной страховой выплаты в связи со смертью медицинского работника, заразившегося COVID-19 на рабочем месте, возникает не только при его непосредственной работе с пациентами, у которых подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и пациентами с подозрением на эту инфекцию, но и при работе с биоматериалами таких пациентов в клинико-диагностической лаборатории больницы.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)13. Право на получение единовременной дополнительной страховой выплаты в связи со смертью медицинского работника, заразившегося COVID-19 на рабочем месте, возникает не только при его непосредственной работе с пациентами, у которых подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и пациентами с подозрением на эту инфекцию, но и при работе с биоматериалами таких пациентов в клинико-диагностической лаборатории больницы.
Приказ Минфина России от 10.06.2025 N 70н
"Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2026 год (на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.07.2025 N 82955)По данному направлению расходов отражаются расходы бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, производимые за счет остатков межбюджетных трансфертов прошлых лет из федерального бюджета на финансовое обеспечение специальной социальной выплаты работникам стационарных организаций социального обслуживания, стационарных отделений, созданных не в стационарных организациях социального обслуживания, оказывающим социальные услуги (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание социальных услуг) гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-19), и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации.
"Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2026 год (на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.07.2025 N 82955)По данному направлению расходов отражаются расходы бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, производимые за счет остатков межбюджетных трансфертов прошлых лет из федерального бюджета на финансовое обеспечение специальной социальной выплаты работникам стационарных организаций социального обслуживания, стационарных отделений, созданных не в стационарных организациях социального обслуживания, оказывающим социальные услуги (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание социальных услуг) гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-19), и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации.
Статья: Страховые взносы и соцвыплаты работникам здравоохранения
(Зобова Е.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2024, N 10)Соцвыплата не облагается страховыми взносами. В обоснование своих требований заявитель пояснил, что приказом учреждения был утвержден перечень подразделений, работа в которых дает право на установление социальных выплат работникам, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции и пациентам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией в амбулаторных условиях, условиях круглосуточного стационара и вне медицинской организации (на дому) в период с 01.11.2020 по 31.12.2020 в соответствии с Постановлением N 662-П.
(Зобова Е.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2024, N 10)Соцвыплата не облагается страховыми взносами. В обоснование своих требований заявитель пояснил, что приказом учреждения был утвержден перечень подразделений, работа в которых дает право на установление социальных выплат работникам, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции и пациентам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией в амбулаторных условиях, условиях круглосуточного стационара и вне медицинской организации (на дому) в период с 01.11.2020 по 31.12.2020 в соответствии с Постановлением N 662-П.
Статья: Об особенностях нормативного регулирования и практики функционирования системы публичной власти в экстраординарных ситуациях (на примере преодоления последствий коронавирусной инфекции)
(Кожевников О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 1)Начнем, несомненно, с положительных оценок. Сложившаяся экстраординарная ситуация во многих отраслях экономики, общественной жизни, вызванная пандемией коронавируса страны, существенным образом видоизменила механизм публичного управления, и прежде всего характер взаимодействия органов власти и населения. Именно в названный период произошла резкая интенсификация и расширение объемов применения цифровых технологий в реализации социальной и экономической поддержки нуждающихся граждан и наиболее пострадавших от пандемии представителей малого и среднего бизнеса. Произошедшие поистине революционные изменения в информатизации публичного управления, и прежде всего принятии управленческих решений, существенным образом изменили и представления граждан об "инертности государства и его аппарата", позволили продемонстрировать, что система государственной и муниципальной власти способна, при наличии воли и желания, к быстрым решениям и, что важно, эффективным действиям. В качестве отдельных примеров можно отметить Постановление Правительства РФ от 18 марта 2020 г. N 294 "Об утверждении Временных правил оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина". Указанным документом определено, что гражданину РФ или иностранному гражданину (проживающему и официально трудоустроенному на территории России), прибывшему из другого государства, в котором зафиксированы случаи заражения коронавирусом, требуется исполнить обязанность по самоизоляции на две недели и на это время оформить лист нетрудоспособности по карантину. Для этого названным лицам было достаточно оформить на сайте Фонда социального страхования заявку на оформление электронного листа нетрудоспособности с приложением необходимого исчерпывающего перечня документов и реквизитов банковской карты для получения пособия. При получении названной электронной заявки на больничный лист по коронавирусу Фонд социального страхования самостоятельно связывался с медицинским учреждением, чтобы передать документы и заявку. В свою очередь медицинское учреждение на основании полученной информации оформляло листок нетрудоспособности и направляло его работодателю. Таким образом, граждане, соблюдая режим самоизоляции, могли с помощью цифровых технологий получить необходимую социальную выплату от государства в связи с временной нетрудоспособностью <6>. Другой пример - Указ Президента РФ от 7 апреля 2020 г. N 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей" <7>, в соответствии с которым было предписано произвести в апреле - июне 2020 г. ежемесячные выплаты в размере 5 000 руб. лицам, проживающим на территории Российской Федерации и имеющим (имевшим) право на меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". Для реализации указанного права граждане РФ могли через сайт Пенсионного фонда России по соответствующей ссылке заполнить анкетные данные с указанием необходимых реквизитов и сведений о банковском счете, куда будут перечисляться выплаты. В дальнейшем, после обработки поданного заявления, денежные средства в качестве дополнительной социальной поддержки со стороны государства перечислялись на указанный счет уполномоченными лицами территориальных подразделений Пенсионного фонда России.
(Кожевников О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 1)Начнем, несомненно, с положительных оценок. Сложившаяся экстраординарная ситуация во многих отраслях экономики, общественной жизни, вызванная пандемией коронавируса страны, существенным образом видоизменила механизм публичного управления, и прежде всего характер взаимодействия органов власти и населения. Именно в названный период произошла резкая интенсификация и расширение объемов применения цифровых технологий в реализации социальной и экономической поддержки нуждающихся граждан и наиболее пострадавших от пандемии представителей малого и среднего бизнеса. Произошедшие поистине революционные изменения в информатизации публичного управления, и прежде всего принятии управленческих решений, существенным образом изменили и представления граждан об "инертности государства и его аппарата", позволили продемонстрировать, что система государственной и муниципальной власти способна, при наличии воли и желания, к быстрым решениям и, что важно, эффективным действиям. В качестве отдельных примеров можно отметить Постановление Правительства РФ от 18 марта 2020 г. N 294 "Об утверждении Временных правил оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина". Указанным документом определено, что гражданину РФ или иностранному гражданину (проживающему и официально трудоустроенному на территории России), прибывшему из другого государства, в котором зафиксированы случаи заражения коронавирусом, требуется исполнить обязанность по самоизоляции на две недели и на это время оформить лист нетрудоспособности по карантину. Для этого названным лицам было достаточно оформить на сайте Фонда социального страхования заявку на оформление электронного листа нетрудоспособности с приложением необходимого исчерпывающего перечня документов и реквизитов банковской карты для получения пособия. При получении названной электронной заявки на больничный лист по коронавирусу Фонд социального страхования самостоятельно связывался с медицинским учреждением, чтобы передать документы и заявку. В свою очередь медицинское учреждение на основании полученной информации оформляло листок нетрудоспособности и направляло его работодателю. Таким образом, граждане, соблюдая режим самоизоляции, могли с помощью цифровых технологий получить необходимую социальную выплату от государства в связи с временной нетрудоспособностью <6>. Другой пример - Указ Президента РФ от 7 апреля 2020 г. N 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей" <7>, в соответствии с которым было предписано произвести в апреле - июне 2020 г. ежемесячные выплаты в размере 5 000 руб. лицам, проживающим на территории Российской Федерации и имеющим (имевшим) право на меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". Для реализации указанного права граждане РФ могли через сайт Пенсионного фонда России по соответствующей ссылке заполнить анкетные данные с указанием необходимых реквизитов и сведений о банковском счете, куда будут перечисляться выплаты. В дальнейшем, после обработки поданного заявления, денежные средства в качестве дополнительной социальной поддержки со стороны государства перечислялись на указанный счет уполномоченными лицами территориальных подразделений Пенсионного фонда России.
Статья: Налоговые механизмы снижения экономических последствий пандемии COVID-19 в Российской Федерации и Европейском союзе
(Пономарева К.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 7)Кроме того, Федеральным законом от 22.04.2020 N 121-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" от НДФЛ освобождены дополнительные выплаты за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, лечащим пациентов с коронавирусом, а также выплаты гражданам, которые находятся в группе риска заражения коронавирусом и источником финансового обеспечения которых являются бюджетные средства <21>.
(Пономарева К.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 7)Кроме того, Федеральным законом от 22.04.2020 N 121-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" от НДФЛ освобождены дополнительные выплаты за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, лечащим пациентов с коронавирусом, а также выплаты гражданам, которые находятся в группе риска заражения коронавирусом и источником финансового обеспечения которых являются бюджетные средства <21>.
Статья: Ковидные больные - трудовые ситуации и споры
(Новикова Т.)
("Трудовое право", 2021, N 8)- Работодатель игнорирует факт заражения COVID-19 на работе, т.е. ее право на назначение компенсационных ЕСВ (по Указу Президента РФ "О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников" (далее - Указ)).
(Новикова Т.)
("Трудовое право", 2021, N 8)- Работодатель игнорирует факт заражения COVID-19 на работе, т.е. ее право на назначение компенсационных ЕСВ (по Указу Президента РФ "О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников" (далее - Указ)).
Готовое решение: Как учесть при налогообложении расходы, которые возникают в связи с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19 (вирус SARS-CoV-2)
(КонсультантПлюс, 2025)доходы в виде бесплатного питания и пользования жильем, получаемые работниками из групп риска заражения, которые выполняют обязанности в изолированном режиме при введении ограничительных мероприятий из-за коронавируса. Освобождение от НДФЛ по данному основанию применяется к доходам, полученным в 2020 г. или позже.
(КонсультантПлюс, 2025)доходы в виде бесплатного питания и пользования жильем, получаемые работниками из групп риска заражения, которые выполняют обязанности в изолированном режиме при введении ограничительных мероприятий из-за коронавируса. Освобождение от НДФЛ по данному основанию применяется к доходам, полученным в 2020 г. или позже.