Страхование муниципальных служащих
Подборка наиболее важных документов по запросу Страхование муниципальных служащих (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Гарантии и компенсации муниципальным служащим
(КонсультантПлюс, 2025)На единовременную выплату к отпуску муниципального служащего (в т.ч. на оздоровление) страховые взносы не начисляются
(КонсультантПлюс, 2025)На единовременную выплату к отпуску муниципального служащего (в т.ч. на оздоровление) страховые взносы не начисляются
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Пенсия муниципальным служащим (в том числе за выслугу лет)
(КонсультантПлюс, 2025)"...Поскольку пенсия за выслугу лет муниципальным служащим выплачивается дополнительно к трудовой пенсии в рамках системы обязательного пенсионного страхования, то определение органами местного самоуправления с учетом бюджетных возможностей правил исчисления таких пенсий и их размера, отличное от правил пенсионного обеспечения государственных служащих, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение муниципальных служащих по сравнению с государственными гражданскими служащими субъекта Российской Федерации.
(КонсультантПлюс, 2025)"...Поскольку пенсия за выслугу лет муниципальным служащим выплачивается дополнительно к трудовой пенсии в рамках системы обязательного пенсионного страхования, то определение органами местного самоуправления с учетом бюджетных возможностей правил исчисления таких пенсий и их размера, отличное от правил пенсионного обеспечения государственных служащих, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение муниципальных служащих по сравнению с государственными гражданскими служащими субъекта Российской Федерации.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)В силу норм отраслевых законов государственное личное страхование предусмотрено для гражданских и муниципальных служащих, военнослужащих, спасателей, сотрудников и работников Государственной противопожарной службы, сотрудников Следственного комитета и полиции, прокуроров, судей, арбитражных заседателей, присяжных заседателей, должностных лиц правоохранительного или контролирующего органа, сотрудников органа государственной охраны, сотрудников учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, сотрудников таможенных и налоговых органов и т.д.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)В силу норм отраслевых законов государственное личное страхование предусмотрено для гражданских и муниципальных служащих, военнослужащих, спасателей, сотрудников и работников Государственной противопожарной службы, сотрудников Следственного комитета и полиции, прокуроров, судей, арбитражных заседателей, присяжных заседателей, должностных лиц правоохранительного или контролирующего органа, сотрудников органа государственной охраны, сотрудников учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, сотрудников таможенных и налоговых органов и т.д.
Статья: Право на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения как дополнительная государственная гарантия государственных гражданских служащих Российской Федерации: проблемы реализации
(Башуров В.Б.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 1)4. Аверьянова М.И., Гусев А.Ю. Социальное обеспечение государственных гражданских служащих в форме страхования // Административное и муниципальное право. 2020. N 4. С. 25 - 44. DOI: https://doi.org/10.7256/2454-0595.2020.4.32750.
(Башуров В.Б.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 1)4. Аверьянова М.И., Гусев А.Ю. Социальное обеспечение государственных гражданских служащих в форме страхования // Административное и муниципальное право. 2020. N 4. С. 25 - 44. DOI: https://doi.org/10.7256/2454-0595.2020.4.32750.
Нормативные акты
Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ
(ред. от 30.09.2024)
"О муниципальной службе в Российской Федерации"6) обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу муниципального служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей;
(ред. от 30.09.2024)
"О муниципальной службе в Российской Федерации"6) обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу муниципального служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей;
Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ
(ред. от 28.02.2025)
"О страховых пенсиях"Статья 19. Доля страховой пенсии по старости, устанавливаемая к пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим
(ред. от 28.02.2025)
"О страховых пенсиях"Статья 19. Доля страховой пенсии по старости, устанавливаемая к пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим
"Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Положения ФЗ "О трудовых пенсиях" в части установления доли страховой части трудовой пенсии по старости распространены на государственных гражданских служащих субъектов РФ и муниципальных служащих, которым назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления.
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Положения ФЗ "О трудовых пенсиях" в части установления доли страховой части трудовой пенсии по старости распространены на государственных гражданских служащих субъектов РФ и муниципальных служащих, которым назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления.
Статья: Направления совершенствования системы финансового законодательства Российской Федерации
(Горбунова О.Н., Поветкина Н.А., Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2023, N 11)В данном разделе закона необходимо сформулировать понятие публичного страхования, виды публичного страхования, принципы образования и использования публичных страховых фондов, провести соотношение с иными централизованными публичными финансами, подчеркнуть связь института публичного страхования с бюджетной системой, провести соотношение публичного страхования с децентрализованными (частными) страховыми фондами, отграничить от государственного социального страхования, финансирование которого осуществляется за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов; закрепить, что публичное страхование представляет собой обязательное государственное (муниципальное) личное и имущественное страхование отдельных категорий лиц (сенаторов Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, работников прокуратуры и сотрудников полиции, пожарных, государственных и муниципальных служащих и т.д.); закрепить возможность и определить границы осуществления иных видов страхования за счет публичных фондов страхования (например, обязательное государственное экологическое страхование <30>).
(Горбунова О.Н., Поветкина Н.А., Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2023, N 11)В данном разделе закона необходимо сформулировать понятие публичного страхования, виды публичного страхования, принципы образования и использования публичных страховых фондов, провести соотношение с иными централизованными публичными финансами, подчеркнуть связь института публичного страхования с бюджетной системой, провести соотношение публичного страхования с децентрализованными (частными) страховыми фондами, отграничить от государственного социального страхования, финансирование которого осуществляется за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов; закрепить, что публичное страхование представляет собой обязательное государственное (муниципальное) личное и имущественное страхование отдельных категорий лиц (сенаторов Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, работников прокуратуры и сотрудников полиции, пожарных, государственных и муниципальных служащих и т.д.); закрепить возможность и определить границы осуществления иных видов страхования за счет публичных фондов страхования (например, обязательное государственное экологическое страхование <30>).
Ситуация: Возможно ли установить размер пенсии или произвести ее перерасчет на основании сведений в партийном билете?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Основанием для установления пенсионных прав граждан за периоды до регистрации в качестве застрахованного лица служат документы, выдаваемые в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными и муниципальными органами (п. 1 ст. 13 Закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ; ч. 1 ст. 14 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Основанием для установления пенсионных прав граждан за периоды до регистрации в качестве застрахованного лица служат документы, выдаваемые в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными и муниципальными органами (п. 1 ст. 13 Закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ; ч. 1 ст. 14 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Напомним, что изначально в нашей стране институт пенсионного обеспечения включал только государственные пенсии. Такое положение объяснялось плановым укладом экономики и существованием только государственной собственности на средства производства. Основополагающим критерием для определения размера пенсии служили пенсионные права, состоящие из общего трудового стажа и заработка. С развитием рыночных отношений и появлением различных форм собственности изменились и подходы к финансированию пенсионных выплат гражданам. После проведения пенсионной реформы в 2002 г. пенсионные права стали базироваться на страховых принципах пенсионного обеспечения, т.е. с учетом сумм страховых платежей, уплаченных за каждого застрахованного лица. Таким образом, решающую роль в определении размера пенсии стали играть суммы страховых отчислений за период трудовой деятельности, а сама по себе заработная плата (иное вознаграждение) - лишь опосредованную, выступая базой для исчисления страховых взносов.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Напомним, что изначально в нашей стране институт пенсионного обеспечения включал только государственные пенсии. Такое положение объяснялось плановым укладом экономики и существованием только государственной собственности на средства производства. Основополагающим критерием для определения размера пенсии служили пенсионные права, состоящие из общего трудового стажа и заработка. С развитием рыночных отношений и появлением различных форм собственности изменились и подходы к финансированию пенсионных выплат гражданам. После проведения пенсионной реформы в 2002 г. пенсионные права стали базироваться на страховых принципах пенсионного обеспечения, т.е. с учетом сумм страховых платежей, уплаченных за каждого застрахованного лица. Таким образом, решающую роль в определении размера пенсии стали играть суммы страховых отчислений за период трудовой деятельности, а сама по себе заработная плата (иное вознаграждение) - лишь опосредованную, выступая базой для исчисления страховых взносов.
Ситуация: Каким категориям граждан полагаются ежемесячные доплаты к пенсии?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Дополнительные выплаты к пенсии муниципальных служащих могут быть предусмотрены региональным и местным законодательством. В частности, для муниципальных служащих г. Москвы установлена ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности инвалидам I и II группы (при наличии соответствующего стажа муниципальной службы) (п. 4 ч. 2 ст. 31 Закона г. Москвы от 22.10.2008 N 50).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Дополнительные выплаты к пенсии муниципальных служащих могут быть предусмотрены региональным и местным законодательством. В частности, для муниципальных служащих г. Москвы установлена ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности инвалидам I и II группы (при наличии соответствующего стажа муниципальной службы) (п. 4 ч. 2 ст. 31 Закона г. Москвы от 22.10.2008 N 50).
Статья: Соотношение централизации и децентрализации антикоррупционного правового регулирования в отношении публичных должностных лиц
(Андреечев И.С.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 4)Постановлением Правительства РФ от 09.01.2014 N 10 утверждено Типовое положение о сообщении отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации (далее - типовое положение по подаркам). Его действие распространено на лиц, замещающих государственные (муниципальные) должности, государственных (муниципальных) служащих, служащих Центрального банка РФ, работников Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных РФ на основании федеральных законов, а также организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными органами. Самим Постановлением органам публичной власти и управления рекомендовано определить на основании Типового положения порядок сообщения о получении таких подарков, их сдачи, оценки и реализации.
(Андреечев И.С.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 4)Постановлением Правительства РФ от 09.01.2014 N 10 утверждено Типовое положение о сообщении отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации (далее - типовое положение по подаркам). Его действие распространено на лиц, замещающих государственные (муниципальные) должности, государственных (муниципальных) служащих, служащих Центрального банка РФ, работников Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных РФ на основании федеральных законов, а также организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными органами. Самим Постановлением органам публичной власти и управления рекомендовано определить на основании Типового положения порядок сообщения о получении таких подарков, их сдачи, оценки и реализации.
Статья: Проблемные вопросы правовой регламентации предотвращения и (или) урегулирования конфликта интересов: законодательство и судебная практика
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается на государственных и муниципальных служащих, на служащих Центрального банка Российской Федерации, работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования и иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами (часть 3 статьи 10 ФЗ "О противодействии коррупции").
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается на государственных и муниципальных служащих, на служащих Центрального банка Российской Федерации, работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования и иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами (часть 3 статьи 10 ФЗ "О противодействии коррупции").
Статья: О доверительном управлении имуществом как способе предотвращения конфликта интересов, предусмотренном для служащих Центрального банка Российской Федерации и иных категорий граждан
(Горохова С.С.)
("Банковское право", 2023, N 3)Одним из способов, направленных на предотвращение подобных конфликтов в нашей стране, так же, как и в ряде других государств, является институт доверительного управления конфликтоопасным имуществом банковского служащего. Так, Закон "О противодействии коррупции" <5> 12 лет назад был дополнен ст. 12.3, определившей для ряда субъектов обязанность доверять управление ценными бумагами (долями, паями в уставных капиталах) иным лицам в целях предотвращения конфликта интересов. Первоочередно названный перечень субъектов указывает на государственных и муниципальных служащих, но далеко не только. В него изначально вошли еще и должностные лица в госкорпорациях, публично-правовых компаниях, внебюджетных фондах (пенсионном и социального страхования) и др.
(Горохова С.С.)
("Банковское право", 2023, N 3)Одним из способов, направленных на предотвращение подобных конфликтов в нашей стране, так же, как и в ряде других государств, является институт доверительного управления конфликтоопасным имуществом банковского служащего. Так, Закон "О противодействии коррупции" <5> 12 лет назад был дополнен ст. 12.3, определившей для ряда субъектов обязанность доверять управление ценными бумагами (долями, паями в уставных капиталах) иным лицам в целях предотвращения конфликта интересов. Первоочередно названный перечень субъектов указывает на государственных и муниципальных служащих, но далеко не только. В него изначально вошли еще и должностные лица в госкорпорациях, публично-правовых компаниях, внебюджетных фондах (пенсионном и социального страхования) и др.
Путеводитель по кадровым вопросам. Порядок подсчета стажаГосслужащим и муниципальным служащим страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, который указан в Приложении 5 к Закону о страховых пенсиях. Это следует из ч. 1.1 ст. 8 Закона о страховых пенсиях.
Ситуация: Каков порядок пенсионного обеспечения муниципальных служащих?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Так, например, для муниципальных служащих г. Москвы установлена ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности инвалидам I и II группы (при наличии соответствующего стажа муниципальной службы) (п. 4 ч. 2 ст. 31 Закона г. Москвы от 22.10.2008 N 50).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Так, например, для муниципальных служащих г. Москвы установлена ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности инвалидам I и II группы (при наличии соответствующего стажа муниципальной службы) (п. 4 ч. 2 ст. 31 Закона г. Москвы от 22.10.2008 N 50).