Стороны в административном производстве
Подборка наиболее важных документов по запросу Стороны в административном производстве (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 66 "Права временного управляющего" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"По сути, арбитражный управляющий, пользуясь своим статусом, предпринимала попытку получить информацию, необходимую для ее целей, как стороны административного производства, а не как арбитражного управляющего, заботящегося в данный момент об интересах должника и кредиторов."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Право на эффективную судебную защиту в административном судопроизводстве"
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В порядке исключения сторона административного производства вправе требовать у суда отложения исполнения административного акта и до подачи искового заявления:
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В порядке исключения сторона административного производства вправе требовать у суда отложения исполнения административного акта и до подачи искового заявления:
Нормативные акты
"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)1. Суд может своим определением объединить в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения несколько находящихся в производстве суда однородных административных дел, в которых участвуют одни и те же стороны, либо несколько находящихся в производстве суда административных дел по искам одного административного истца к различным административным ответчикам, либо несколько административных дел по искам нескольких различных административных истцов к одному административному ответчику, если признает такое объединение способствующим правильному и своевременному рассмотрению заявленных административных исковых требований.
(ред. от 31.07.2025)1. Суд может своим определением объединить в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения несколько находящихся в производстве суда однородных административных дел, в которых участвуют одни и те же стороны, либо несколько находящихся в производстве суда административных дел по искам одного административного истца к различным административным ответчикам, либо несколько административных дел по искам нескольких различных административных истцов к одному административному ответчику, если признает такое объединение способствующим правильному и своевременному рассмотрению заявленных административных исковых требований.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)При этом Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации указала, что положения ст. 57 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в данном случае не применимы, поскольку касаются исключительно полномочий представителей сторон исполнительного производства, а не представительства в административном судопроизводстве.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)При этом Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации указала, что положения ст. 57 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в данном случае не применимы, поскольку касаются исключительно полномочий представителей сторон исполнительного производства, а не представительства в административном судопроизводстве.
Ситуация: Каков порядок обжалования постановления судебного пристава об определении размера задолженности по алиментам (взыскателем, должником)?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При несогласии с размером задолженности по алиментам стороны исполнительного производства могут обжаловать постановление судебного пристава-исполнителя в административном (в порядке подчиненности) и в судебном порядке.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При несогласии с размером задолженности по алиментам стороны исполнительного производства могут обжаловать постановление судебного пристава-исполнителя в административном (в порядке подчиненности) и в судебном порядке.
"Российские процессуалисты о праве, законе и судебной практике: к 20-летию Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: монография"
(отв. ред. В.В. Молчанов)
("Статут", 2023)Показательна и ныне идущая судебная реформа: во всех без исключения проектах ГПК РФ пара "исковое - особое производство" сохранялась как аксиоматичная, как реакция на двоякую роль суда по выявлению и установлению справедливости в государстве и обществе. Из всех видов производств указанные два - самые устойчивые и естественно вписывающиеся в среду существования человека, общества, государства. Несмотря на многочисленные "покушения" на особое производство со стороны административной юстиции, со стороны упрощенных производств, оно остается самобытным со своим собственным содержанием и задачами, равным по своей значимости исковому производству.
(отв. ред. В.В. Молчанов)
("Статут", 2023)Показательна и ныне идущая судебная реформа: во всех без исключения проектах ГПК РФ пара "исковое - особое производство" сохранялась как аксиоматичная, как реакция на двоякую роль суда по выявлению и установлению справедливости в государстве и обществе. Из всех видов производств указанные два - самые устойчивые и естественно вписывающиеся в среду существования человека, общества, государства. Несмотря на многочисленные "покушения" на особое производство со стороны административной юстиции, со стороны упрощенных производств, оно остается самобытным со своим собственным содержанием и задачами, равным по своей значимости исковому производству.
Статья: О некоторых аспектах реализации института транзитивности судебных производств в современном цивилистическом процессе
(Афанасьев С.Ф.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 3)С одной стороны, административное судебное производство покоится на принципах законности и справедливости (ст. 6 КАС РФ) и всякое окончательное судебное решение, вынесенное по делу, должно быть законным и обоснованным (ст. 176 КАС РФ), с другой - есть объективная потребность в обеспечении правовой определенности публичных правоотношений посредством данного решения <14>. Напомним, что в свое время Европейский суд по правам человека в Постановлениях от 24 июля 2003 г. "Рябых против России" (Ryabykh v. Russia) и от 20 июля 2004 г. "Никитин против России" (Nikitin v. Russia) констатировал, что уважение правила правовой определенности презюмирует устойчивость и стабильность судебных актов, вступивших в законную силу <15>.
(Афанасьев С.Ф.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 3)С одной стороны, административное судебное производство покоится на принципах законности и справедливости (ст. 6 КАС РФ) и всякое окончательное судебное решение, вынесенное по делу, должно быть законным и обоснованным (ст. 176 КАС РФ), с другой - есть объективная потребность в обеспечении правовой определенности публичных правоотношений посредством данного решения <14>. Напомним, что в свое время Европейский суд по правам человека в Постановлениях от 24 июля 2003 г. "Рябых против России" (Ryabykh v. Russia) и от 20 июля 2004 г. "Никитин против России" (Nikitin v. Russia) констатировал, что уважение правила правовой определенности презюмирует устойчивость и стабильность судебных актов, вступивших в законную силу <15>.
Статья: Производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора в праве административного судопроизводства: текущее состояние и перспективы развития
(Опалев Р.О.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 4)Соответствующее правовое регулирование повысит уровень процессуальных гарантий, предоставляемых слабой стороне административного судопроизводства. При нем надзорное производство по публично-правовым спорам приобретет необходимую специфику, которая будет соответствовать правовой природе публично-правовых споров и важнейшему принципу административного судопроизводства - принципу сочетания состязательности и равноправия сторон при активной роли суда. Данный принцип в настоящее время находит свои проявления на всех стадиях этого судопроизводства, за исключением производства в суде надзорной инстанции.
(Опалев Р.О.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 4)Соответствующее правовое регулирование повысит уровень процессуальных гарантий, предоставляемых слабой стороне административного судопроизводства. При нем надзорное производство по публично-правовым спорам приобретет необходимую специфику, которая будет соответствовать правовой природе публично-правовых споров и важнейшему принципу административного судопроизводства - принципу сочетания состязательности и равноправия сторон при активной роли суда. Данный принцип в настоящее время находит свои проявления на всех стадиях этого судопроизводства, за исключением производства в суде надзорной инстанции.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Практика, учитывающая принцип процессуальной экономии, исходит из того, что наиболее эффективным процесс исследования заключения эксперта будет тогда, когда одновременно с направлением определения о возобновлении ранее приостановленного в связи с назначением экспертизы производства по административному делу сторонам также будет направлено и само заключение в виде электронной копии (целесообразность предоставления такой копии в суд, и, например, сразу сторонам вполне можно включить в текст определения о назначении экспертизы в ту ее часть, которая возлагает на экспертное учреждение (эксперта) определенные обязанности <1>). Это позволит сторонам заранее сформировать позицию в отношении заключения, подготовить на ее замечания, возражения, рецензии и т.п., а также подготовить мотивированные ходатайства о допросе эксперта и направить их в суд или представить в судебное заседание.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Практика, учитывающая принцип процессуальной экономии, исходит из того, что наиболее эффективным процесс исследования заключения эксперта будет тогда, когда одновременно с направлением определения о возобновлении ранее приостановленного в связи с назначением экспертизы производства по административному делу сторонам также будет направлено и само заключение в виде электронной копии (целесообразность предоставления такой копии в суд, и, например, сразу сторонам вполне можно включить в текст определения о назначении экспертизы в ту ее часть, которая возлагает на экспертное учреждение (эксперта) определенные обязанности <1>). Это позволит сторонам заранее сформировать позицию в отношении заключения, подготовить на ее замечания, возражения, рецензии и т.п., а также подготовить мотивированные ходатайства о допросе эксперта и направить их в суд или представить в судебное заседание.
Статья: Административное производство в Российской Федерации: понятие, структура, виды, порядок
(Стахов А.И.)
("Административное право и процесс", 2024, N 1)Представленные решения органов (должностных лиц) публичной администрации по внесудебному административному делу, с одной стороны, вызывают для участников административного производства материально-правовые последствия (по общему правилу решение о рассмотрении внесудебного административного дела по существу). С другой стороны, данные решения органов (должностных лиц) публичной администрации по внесудебному административному делу вызывают для участников административного производства процессуально-правовые последствия (решение о возбуждении внесудебного административного дела; решение о подготовке внесудебного административного дела к рассмотрению; решение об исполнении правовых последствий внесудебного административного дела, разрешенного по существу).
(Стахов А.И.)
("Административное право и процесс", 2024, N 1)Представленные решения органов (должностных лиц) публичной администрации по внесудебному административному делу, с одной стороны, вызывают для участников административного производства материально-правовые последствия (по общему правилу решение о рассмотрении внесудебного административного дела по существу). С другой стороны, данные решения органов (должностных лиц) публичной администрации по внесудебному административному делу вызывают для участников административного производства процессуально-правовые последствия (решение о возбуждении внесудебного административного дела; решение о подготовке внесудебного административного дела к рассмотрению; решение об исполнении правовых последствий внесудебного административного дела, разрешенного по существу).