Стоимость экологической экспертизы
Подборка наиболее важных документов по запросу Стоимость экологической экспертизы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Ущерб окружающей среде в интерпретации российских судов
(Крестьянцева Е.С.)
("Закон", 2023, N 10)Долгое время с методиками мирились как с необходимым злом. Считалось, что они позволяют привлечь к ответственности лицо тогда, когда точно рассчитать реальную компенсацию невозможно. И даже когда ответчики по искам о возмещении вреда окружающей среде приводили конкретные расчеты, это зачастую отвергалось судами, а приоритет отдавался методикам. С тех пор концепция несколько изменилась: принят Федеральный закон N 446-ФЗ, которым установлена необходимость целевого расходования экологических платежей, а также создание предприятиями частных фондов для финансирования ликвидации загрязнений. Последнее предполагает подготовку проекта, его экологическую экспертизу, определение точной стоимости конкретных работ и экспертизу стоимости. Пусть это сложный процесс, но наконец-то на уровне законодательства мы начали говорить о каких-то конкретных суммах, о рыночной стоимости, а не об абстрактных математических исчислениях по формулам методик. Однако практика по возмещению вреда продолжает идти по накатанным рельсам, и суды не заботятся об определении фактической стоимости устранения вреда.
(Крестьянцева Е.С.)
("Закон", 2023, N 10)Долгое время с методиками мирились как с необходимым злом. Считалось, что они позволяют привлечь к ответственности лицо тогда, когда точно рассчитать реальную компенсацию невозможно. И даже когда ответчики по искам о возмещении вреда окружающей среде приводили конкретные расчеты, это зачастую отвергалось судами, а приоритет отдавался методикам. С тех пор концепция несколько изменилась: принят Федеральный закон N 446-ФЗ, которым установлена необходимость целевого расходования экологических платежей, а также создание предприятиями частных фондов для финансирования ликвидации загрязнений. Последнее предполагает подготовку проекта, его экологическую экспертизу, определение точной стоимости конкретных работ и экспертизу стоимости. Пусть это сложный процесс, но наконец-то на уровне законодательства мы начали говорить о каких-то конкретных суммах, о рыночной стоимости, а не об абстрактных математических исчислениях по формулам методик. Однако практика по возмещению вреда продолжает идти по накатанным рельсам, и суды не заботятся об определении фактической стоимости устранения вреда.
Информация: Заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам
("Официальный сайт Президента РФ", 2022)На очистные сооружения, которые содержат черный щелок, уже получено положительное экологическое заключение - заключение государственной экологической экспертизы. Ждем подтверждения сметной стоимости от Главгосэкспертизы. До конца года по Бабхинскому полигону и очистным сооружениям будет полный комплект документов, и можно будет приступать к работе.
("Официальный сайт Президента РФ", 2022)На очистные сооружения, которые содержат черный щелок, уже получено положительное экологическое заключение - заключение государственной экологической экспертизы. Ждем подтверждения сметной стоимости от Главгосэкспертизы. До конца года по Бабхинскому полигону и очистным сооружениям будет полный комплект документов, и можно будет приступать к работе.
Нормативные акты
Федеральный закон от 01.04.2020 N 69-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
"О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации"м) предусматривающие изменение процедур, связанных с особенностями осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований (в случае, если такие процедуры и порядок их проведения установлены нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления), изменение порядка прохождения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в том числе достоверности определения сметной стоимости строительства, государственной экологической экспертизы проектной документации, историко-культурной экспертизы и порядка получения заключений таких экспертиз (за исключением актов (решений), предусматривающих изменение указанных процедур в отношении объектов, перечень которых установлен статьей 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации);
(ред. от 04.11.2025)
"О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации"м) предусматривающие изменение процедур, связанных с особенностями осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований (в случае, если такие процедуры и порядок их проведения установлены нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления), изменение порядка прохождения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в том числе достоверности определения сметной стоимости строительства, государственной экологической экспертизы проектной документации, историко-культурной экспертизы и порядка получения заключений таких экспертиз (за исключением актов (решений), предусматривающих изменение указанных процедур в отношении объектов, перечень которых установлен статьей 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации);
Постановление Правительства РФ от 13.09.2022 N 1602
(ред. от 15.07.2025)
"О соглашениях о защите и поощрении капиталовложений"
(вместе с "Правилами заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений, изменения и прекращения действия таких соглашений", "Общими требованиями к порядку заключения, изменения и прекращения действия соглашений о защите и поощрении капиталовложений, по которым Российская Федерация не является стороной", "Правилами осуществления уполномоченным федеральным органом исполнительной власти мониторинга исполнения условий соглашения о защите и поощрении капиталовложений и условий реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключено такое соглашение, в том числе этапов реализации инвестиционного проекта", "Общими требованиями к порядку осуществления мониторинга исполнения условий соглашения о защите и поощрении капиталовложений и условий реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключено такое соглашение, в том числе этапов реализации инвестиционного проекта, органом государственной власти, уполномоченным высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации", "Правилами ведения реестра соглашений о защите и поощрении капиталовложений")3. Акты (решения), предусматривающие изменение процедур, связанных с особенностями осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований (в случае если такие процедуры и порядок их проведения установлены нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления), изменение порядка прохождения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в том числе достоверности определения сметной стоимости строительства, государственной экологической экспертизы проектной документации, историко-культурной экспертизы и порядка получения заключений таких экспертиз (за исключением актов (решений), предусматривающих изменение указанных процедур в отношении объектов, перечень которых установлен статьей 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации)
(ред. от 15.07.2025)
"О соглашениях о защите и поощрении капиталовложений"
(вместе с "Правилами заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений, изменения и прекращения действия таких соглашений", "Общими требованиями к порядку заключения, изменения и прекращения действия соглашений о защите и поощрении капиталовложений, по которым Российская Федерация не является стороной", "Правилами осуществления уполномоченным федеральным органом исполнительной власти мониторинга исполнения условий соглашения о защите и поощрении капиталовложений и условий реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключено такое соглашение, в том числе этапов реализации инвестиционного проекта", "Общими требованиями к порядку осуществления мониторинга исполнения условий соглашения о защите и поощрении капиталовложений и условий реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключено такое соглашение, в том числе этапов реализации инвестиционного проекта, органом государственной власти, уполномоченным высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации", "Правилами ведения реестра соглашений о защите и поощрении капиталовложений")3. Акты (решения), предусматривающие изменение процедур, связанных с особенностями осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований (в случае если такие процедуры и порядок их проведения установлены нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления), изменение порядка прохождения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в том числе достоверности определения сметной стоимости строительства, государственной экологической экспертизы проектной документации, историко-культурной экспертизы и порядка получения заключений таких экспертиз (за исключением актов (решений), предусматривающих изменение указанных процедур в отношении объектов, перечень которых установлен статьей 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации)
Статья: Экологические требования к выводу из эксплуатации объектов хозяйственной деятельности
(Петрова Т.В.)
("Экологическое право", 2025, N 3)Органы Росприроднадзора проверяют обоснованность сметной стоимости реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий, одновременно с проведением государственной экологической экспертизы плана мероприятий. Порядок проведения проверки сметной стоимости и выдачи заключения о ее обоснованности или необоснованности установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2023 г. N 1925 <22>.
(Петрова Т.В.)
("Экологическое право", 2025, N 3)Органы Росприроднадзора проверяют обоснованность сметной стоимости реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий, одновременно с проведением государственной экологической экспертизы плана мероприятий. Порядок проведения проверки сметной стоимости и выдачи заключения о ее обоснованности или необоснованности установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2023 г. N 1925 <22>.
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 2)Проекты ликвидации до их утверждения подлежат государственной экологической экспертизе, проверке достоверности определения сметной стоимости, государственной экспертизе проектной документации и результатов инженерных изысканий в случаях, установленных законодательством о градостроительной деятельности. Проект ликвидации, получивший положительные заключения необходимых государственных экспертиз и проверки достоверности определения его сметной стоимости, осуществляемой Росприроднадзором или подведомственными ему учреждениями, утверждается заказчиком.
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 2)Проекты ликвидации до их утверждения подлежат государственной экологической экспертизе, проверке достоверности определения сметной стоимости, государственной экспертизе проектной документации и результатов инженерных изысканий в случаях, установленных законодательством о градостроительной деятельности. Проект ликвидации, получивший положительные заключения необходимых государственных экспертиз и проверки достоверности определения его сметной стоимости, осуществляемой Росприроднадзором или подведомственными ему учреждениями, утверждается заказчиком.