Степень эффективности расходования бюджетных средств
Подборка наиболее важных документов по запросу Степень эффективности расходования бюджетных средств (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2023 N 17АП-17228/2022-ГК по делу N А50-20512/2022
Требование: Об оспаривании торгов и заключенного по их итогам контракта.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Вместе с тем, приведенные истцом обстоятельства также не свидетельствуют о существенном нарушении порядка проведения торгов, способным повлиять на результат определения их победителя, а также о том, что представленная истцом для участия в аукционе документация будет в наибольшей степени отвечать целям эффективного использования бюджетных средств.
Требование: Об оспаривании торгов и заключенного по их итогам контракта.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Вместе с тем, приведенные истцом обстоятельства также не свидетельствуют о существенном нарушении порядка проведения торгов, способным повлиять на результат определения их победителя, а также о том, что представленная истцом для участия в аукционе документация будет в наибольшей степени отвечать целям эффективного использования бюджетных средств.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 1 "Сфера применения настоящего Федерального закона" Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""В зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе должен установить требования к товарам, работам, услугам с учетом специфики деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды. Заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товару, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Об эффективности использования бюджетных средств
(Саттарова Н.А.)
("Финансовое право", 2022, N 5)Заданные результаты мобилизации и расходования бюджетных средств зависят прежде всего от качества деятельности участников бюджетного процесса. Однако необходимо учитывать и реальные возможности иных субъектов финансовых правоотношений, в частности налоговых. Следовательно, эффективность использования бюджетных средств, с одной стороны, в определенной степени оценивается исходя из степени сбалансированности интересов публичных и частных интересов, с другой - показателями результативности, которые равны цели использования бюджетных средств. Конкретные показатели эффективности использования бюджетных средств названы в проекте бюджетов и закреплены в соответствующих нормативных актах, в которых указаны сроки и условия достижения заявленных параметров. Например, Федеральный закон от 6 декабря 2021 г. N 390-ФЗ "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" утверждает основные характеристики федерального бюджета на 2022 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 133 328 млрд рублей и уровня инфляции, не превышающего 4,0 процента на декабрь 2022 года по отношению к декабрю 2021 года.
(Саттарова Н.А.)
("Финансовое право", 2022, N 5)Заданные результаты мобилизации и расходования бюджетных средств зависят прежде всего от качества деятельности участников бюджетного процесса. Однако необходимо учитывать и реальные возможности иных субъектов финансовых правоотношений, в частности налоговых. Следовательно, эффективность использования бюджетных средств, с одной стороны, в определенной степени оценивается исходя из степени сбалансированности интересов публичных и частных интересов, с другой - показателями результативности, которые равны цели использования бюджетных средств. Конкретные показатели эффективности использования бюджетных средств названы в проекте бюджетов и закреплены в соответствующих нормативных актах, в которых указаны сроки и условия достижения заявленных параметров. Например, Федеральный закон от 6 декабря 2021 г. N 390-ФЗ "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" утверждает основные характеристики федерального бюджета на 2022 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 133 328 млрд рублей и уровня инфляции, не превышающего 4,0 процента на декабрь 2022 года по отношению к декабрю 2021 года.
Статья: Контракт заключен 10 января, а услуги оказываются с 1 января: допускает ли Закон N 44-ФЗ ретроактивную оговорку?
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 12)Все приведенные выше ситуации объединяет то, что в каждом случае исполнитель не мог (не должен был) быть известен заказчику до начала осуществления закупки как определения лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования бюджетных средств. В этом контексте установление фактических договорных отношений с неким хозяйствующим субъектом при отсутствии заключенного контракта и впрямь выглядит извращением принципов контрактной системы. По сути, речь идет о предоставлении хозяйствующему субъекту незаконного преимущества - возможности зарабатывать на поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг в обход законодательства о контрактной системе.
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 12)Все приведенные выше ситуации объединяет то, что в каждом случае исполнитель не мог (не должен был) быть известен заказчику до начала осуществления закупки как определения лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования бюджетных средств. В этом контексте установление фактических договорных отношений с неким хозяйствующим субъектом при отсутствии заключенного контракта и впрямь выглядит извращением принципов контрактной системы. По сути, речь идет о предоставлении хозяйствующему субъекту незаконного преимущества - возможности зарабатывать на поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг в обход законодательства о контрактной системе.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 19.04.2023 N 19-П
"По делу о проверке конституционности части первой и пункта "в" части второй статьи 178 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также пункта 1 примечаний к данной статье в связи с жалобой гражданина С.Ф. Шатило"Ограничение конкуренции путем заключения картеля образует состав преступления только при условии наступления последствий от данного деяния в виде причинения крупного или особо крупного ущерба гражданам, организациям или государству либо при извлечении дохода в крупном или в особо крупном размере. Иными словами, законодатель предусмотрел два альтернативных криминообразующих признака содеянного: ущерб и доход. Поскольку совершение таких деяний наносит (способно нанести) серьезный урон конкуренции между хозяйствующими субъектами, приводит (может привести) к нарушению прав граждан (потребителей), а в случае заключения антиконкурентного соглашения в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд также не позволяет обеспечить эффективность расходования бюджетных средств, угрожает полноте выполнения государством социальных и экономических обязательств, введение уголовной ответственности за эти преступления, представляющие общественную опасность, выраженную, помимо прочего, через размер причиненного ущерба или размер неосновательно полученного дохода, само по себе не может рассматриваться как избыточное ограничение прав и свобод. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, в подобных случаях размер дохода выступает объективным показателем, характеризующим объем (масштаб) предпринимательской деятельности и, значит, реальную степень угрозы охраняемым ценностям (Определение от 10 октября 2019 года N 2685-О), притом что использование в определенных случаях конкурентных процедур отбора контрагентов является общемировой практикой и обусловлено как необходимостью удовлетворить интерес заказчика в заключении договора на лучших для него условиях и с лучшим контрагентом, так и публично-правовыми по своей сути задачами защиты конкуренции и профилактики коррупционных нарушений (Постановление от 23 декабря 2022 года N 57-П).
"По делу о проверке конституционности части первой и пункта "в" части второй статьи 178 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также пункта 1 примечаний к данной статье в связи с жалобой гражданина С.Ф. Шатило"Ограничение конкуренции путем заключения картеля образует состав преступления только при условии наступления последствий от данного деяния в виде причинения крупного или особо крупного ущерба гражданам, организациям или государству либо при извлечении дохода в крупном или в особо крупном размере. Иными словами, законодатель предусмотрел два альтернативных криминообразующих признака содеянного: ущерб и доход. Поскольку совершение таких деяний наносит (способно нанести) серьезный урон конкуренции между хозяйствующими субъектами, приводит (может привести) к нарушению прав граждан (потребителей), а в случае заключения антиконкурентного соглашения в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд также не позволяет обеспечить эффективность расходования бюджетных средств, угрожает полноте выполнения государством социальных и экономических обязательств, введение уголовной ответственности за эти преступления, представляющие общественную опасность, выраженную, помимо прочего, через размер причиненного ущерба или размер неосновательно полученного дохода, само по себе не может рассматриваться как избыточное ограничение прав и свобод. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, в подобных случаях размер дохода выступает объективным показателем, характеризующим объем (масштаб) предпринимательской деятельности и, значит, реальную степень угрозы охраняемым ценностям (Определение от 10 октября 2019 года N 2685-О), притом что использование в определенных случаях конкурентных процедур отбора контрагентов является общемировой практикой и обусловлено как необходимостью удовлетворить интерес заказчика в заключении договора на лучших для него условиях и с лучшим контрагентом, так и публично-правовыми по своей сути задачами защиты конкуренции и профилактики коррупционных нарушений (Постановление от 23 декабря 2022 года N 57-П).
Постановление Конституционного Суда РФ от 15.05.2006 N 5-П
"По делу о проверке конституционности положений статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой главы города Твери и Тверской городской Думы"4.2. Конкретизируя положения Конституции Российской Федерации о самостоятельности местного самоуправления в пределах предоставленных его органам полномочий, в том числе финансовых, Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает выделение местных бюджетов в самостоятельный уровень единой бюджетной системы Российской Федерации (статьи 10, 14, 28 и 29) и устанавливает принцип самостоятельности бюджетов, который применительно к местным бюджетам означает право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджета и эффективность использования бюджетных средств, право и обязанность самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, а также право определять формы и направления расходования бюджетных средств (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней) (статья 31).
"По делу о проверке конституционности положений статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой главы города Твери и Тверской городской Думы"4.2. Конкретизируя положения Конституции Российской Федерации о самостоятельности местного самоуправления в пределах предоставленных его органам полномочий, в том числе финансовых, Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает выделение местных бюджетов в самостоятельный уровень единой бюджетной системы Российской Федерации (статьи 10, 14, 28 и 29) и устанавливает принцип самостоятельности бюджетов, который применительно к местным бюджетам означает право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджета и эффективность использования бюджетных средств, право и обязанность самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, а также право определять формы и направления расходования бюджетных средств (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней) (статья 31).
Статья: Концепт интереса в финансовом праве и структуре финансовых правоотношений
(Омелехина Н.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 7)Данное обстоятельство формирует некое противоборство, конкуренцию внутри интереса публичного субъекта между экономической выгодой и административной целесообразностью. Именно это обстоятельство является одной из причин уже на протяжении более чем 20-летнего периода существования Бюджетного кодекса РФ неоднозначного понимания принципа эффективности использования бюджетных средств, вызывает жаркие споры вокруг реализации соглашений о государственно-частном партнерстве, концессионных соглашений и использования других подобных инструментов в процессе материального обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (проблемы правореализации положений ст. 34, 78, 78.1 БК РФ).
(Омелехина Н.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 7)Данное обстоятельство формирует некое противоборство, конкуренцию внутри интереса публичного субъекта между экономической выгодой и административной целесообразностью. Именно это обстоятельство является одной из причин уже на протяжении более чем 20-летнего периода существования Бюджетного кодекса РФ неоднозначного понимания принципа эффективности использования бюджетных средств, вызывает жаркие споры вокруг реализации соглашений о государственно-частном партнерстве, концессионных соглашений и использования других подобных инструментов в процессе материального обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (проблемы правореализации положений ст. 34, 78, 78.1 БК РФ).
Статья: Оценка эффективности использования бюджетных средств муниципальными образованиями
(Коновалов Р.В.)
("Финансовое право", 2023, N 5)- оценки степени соответствия запланированному уровню затрат;
(Коновалов Р.В.)
("Финансовое право", 2023, N 5)- оценки степени соответствия запланированному уровню затрат;
"Бюджетные учреждения: планирование, учет, анализ и контроль: Учебник"
(Ендовицкий Д.А., Бахтурина Ю.И., Бехтерева И.С., Бобрышев А.Н., Васильева К.Н., Головин С.В., Ельчанинова О.В., Коробейникова Л.С., Костюкова Е.И., Кривошеев А.В., Сапожникова Н.Г., Спиридонова Н.Э., Татаринова М.Н., Тунин С.А., Феськова М.В., Чуриков А.В., Яковенко В.С.)
(под ред. Ендовицкого Д.А.)
("КНОРУС", 2022)Большую роль в формировании эффективной контрактной системы играет система планирования закупок, которая должна способствовать повышению эффективности и экономности использования бюджетных средств. Планирование необходимо для соблюдения сроков всех конкурсных процедур, которые регламентируются законодательно. Эффективность закупочной деятельности зависит от степени детализации плана закупок, его сбалансированности с бюджетом заказчика и точности реализации.
(Ендовицкий Д.А., Бахтурина Ю.И., Бехтерева И.С., Бобрышев А.Н., Васильева К.Н., Головин С.В., Ельчанинова О.В., Коробейникова Л.С., Костюкова Е.И., Кривошеев А.В., Сапожникова Н.Г., Спиридонова Н.Э., Татаринова М.Н., Тунин С.А., Феськова М.В., Чуриков А.В., Яковенко В.С.)
(под ред. Ендовицкого Д.А.)
("КНОРУС", 2022)Большую роль в формировании эффективной контрактной системы играет система планирования закупок, которая должна способствовать повышению эффективности и экономности использования бюджетных средств. Планирование необходимо для соблюдения сроков всех конкурсных процедур, которые регламентируются законодательно. Эффективность закупочной деятельности зависит от степени детализации плана закупок, его сбалансированности с бюджетом заказчика и точности реализации.
Статья: Оценка эффективности регулирования межбюджетных отношений в субъектах РФ в условиях нестабильности
(Левина В.В., Сабинина А.Л., Васин А.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 8)Названные изменения в системе межбюджетного регулирования, произошедшие в 2020 - 2021 гг., прямо указывают на актуальность и значимость вопросов оценки эффективности предоставления средств из региональных бюджетов.
(Левина В.В., Сабинина А.Л., Васин А.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 8)Названные изменения в системе межбюджетного регулирования, произошедшие в 2020 - 2021 гг., прямо указывают на актуальность и значимость вопросов оценки эффективности предоставления средств из региональных бюджетов.
Статья: Комментарий к Постановлению Арбитражного суда Дальневосточного округа от 13.08.2025 N А24-6464/2024 <Налоговое законодательство едино для всех>
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 19)Учреждение не отчаялось и подготовило кассационную жалобу, сославшись на ошибочное применение арбитрами из первых инстанций норм права. По мнению заявителя, ему необоснованно отказано в восстановлении пропущенного срока на обращение в суд с требованием о возврате переплаты по налогам, страховым взносам и пеням. Упор сделан на том, что заявитель не является коммерческой компанией и финансируется из средств бюджета. Нельзя применять для всех единый подход в оценке причин пропуска срока обращения за возвратом налоговых платежей. У заявителя и коммерческих фирм фундаментальные различия в правовых статусах, целях деятельности и степени ответственности. В данном случае нарушен принцип эффективного использования бюджетных средств.
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 19)Учреждение не отчаялось и подготовило кассационную жалобу, сославшись на ошибочное применение арбитрами из первых инстанций норм права. По мнению заявителя, ему необоснованно отказано в восстановлении пропущенного срока на обращение в суд с требованием о возврате переплаты по налогам, страховым взносам и пеням. Упор сделан на том, что заявитель не является коммерческой компанией и финансируется из средств бюджета. Нельзя применять для всех единый подход в оценке причин пропуска срока обращения за возвратом налоговых платежей. У заявителя и коммерческих фирм фундаментальные различия в правовых статусах, целях деятельности и степени ответственности. В данном случае нарушен принцип эффективного использования бюджетных средств.
Статья: Правовые аспекты информационно-технологической безопасности в декартелизации российской экономики
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Конкурентное право", 2024, N 1)На декартелизацию может повлиять и изменение взглядов на существо вреда, наносимого картелями на торгах, выраженное в снижении эффективности использования средств бюджетов или эффективности использования имущества и прав, а не вреда конкуренции. Это должно изменить и модель регулирования торгов, подходов к определению их эффективности и установлению понятия конкуренции между участниками торгов, отличающейся от конкуренции на товарном рынке.
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Конкурентное право", 2024, N 1)На декартелизацию может повлиять и изменение взглядов на существо вреда, наносимого картелями на торгах, выраженное в снижении эффективности использования средств бюджетов или эффективности использования имущества и прав, а не вреда конкуренции. Это должно изменить и модель регулирования торгов, подходов к определению их эффективности и установлению понятия конкуренции между участниками торгов, отличающейся от конкуренции на товарном рынке.
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)На наш взгляд, это существенно расширяет возможности по более детальному отражению расходных обязательств, исполняемых теми или иными главными распорядителями бюджетных средств, реализуемых ими долгосрочных или ведомственных целевых программ, развитию управленческого учета и внутреннего контроля за эффективностью использования бюджетных средств.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)На наш взгляд, это существенно расширяет возможности по более детальному отражению расходных обязательств, исполняемых теми или иными главными распорядителями бюджетных средств, реализуемых ими долгосрочных или ведомственных целевых программ, развитию управленческого учета и внутреннего контроля за эффективностью использования бюджетных средств.
Статья: Условия включения информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков. Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 16 октября 2023 года N 305-ЭС23-10096
(Чваненко Д.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 2)Контрактная система в сфере закупок, как справедливо подчеркивала ранее Коллегия, основывается на принципах открытости, прозрачности информации, обеспечения конкуренции, эффективности осуществления закупок (ст. 1, 6 Закона о контрактной системе) <19>. В случае осуществления закупок для государственных или муниципальных нужд основополагающим является эффективное, зачастую экономное расходование бюджетных средств <20>.
(Чваненко Д.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 2)Контрактная система в сфере закупок, как справедливо подчеркивала ранее Коллегия, основывается на принципах открытости, прозрачности информации, обеспечения конкуренции, эффективности осуществления закупок (ст. 1, 6 Закона о контрактной системе) <19>. В случае осуществления закупок для государственных или муниципальных нужд основополагающим является эффективное, зачастую экономное расходование бюджетных средств <20>.
"Финансовый контроль публичных закупок в Российской Федерации: монография"
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)Для современной России обеспечение государственных (муниципальных) нужд является обязательным условием исполнения органами публичной власти внутренних и внешних функций. В настоящее время можем говорить о наличии прямой зависимости между эффективным исполнением органами власти собственных полномочий и уровнем финансового обеспечения, степенью рациональности использования имеющихся ресурсов, стремлением к экономному и эффективному расходованию бюджетных средств, выделяемых на обеспечение удовлетворения указанных нужд.
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)Для современной России обеспечение государственных (муниципальных) нужд является обязательным условием исполнения органами публичной власти внутренних и внешних функций. В настоящее время можем говорить о наличии прямой зависимости между эффективным исполнением органами власти собственных полномочий и уровнем финансового обеспечения, степенью рациональности использования имеющихся ресурсов, стремлением к экономному и эффективному расходованию бюджетных средств, выделяемых на обеспечение удовлетворения указанных нужд.
Статья: Финансирование национальных проектов в Российской Федерации
(Тугушев Р.И.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 12)В целом объемы средств, предоставляемых из различных источников на финансирование национальных проектов, носят прогнозный и плановый характер и требуют уточнения при реализации конкретных мероприятий. Это касается и бюджетных расходов. Однако следует признать, что механизмы корректировки лимитов расходуемых средств различны. Так, например, если это средства федерального бюджета, приемлемыми формами выступают межбюджетные трансферты в виде субсидий, субвенций, дотаций, перераспределение профицита бюджета, использование резервных фондов. Средства внебюджетных источников лимитированы в меньшей степени, их предельные объемы ограничиваются лишь собственными возможностями субъектов, задействованных в непосредственной реализации национальных проектов, а также возможностями использования привлеченных средств (инвестиций, кредитов, займов) без нарушения обязательств. А.С. Матненко в этой связи отмечает положительный эффект современных подходов к увеличению гибкости и мобильности финансирования национальных проектов, заключающийся в возможности оперативно изыскивать средства на достижение целевых показателей, а не просто осваивать весь арсенал выделенных финансовых средств <12>.
(Тугушев Р.И.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 12)В целом объемы средств, предоставляемых из различных источников на финансирование национальных проектов, носят прогнозный и плановый характер и требуют уточнения при реализации конкретных мероприятий. Это касается и бюджетных расходов. Однако следует признать, что механизмы корректировки лимитов расходуемых средств различны. Так, например, если это средства федерального бюджета, приемлемыми формами выступают межбюджетные трансферты в виде субсидий, субвенций, дотаций, перераспределение профицита бюджета, использование резервных фондов. Средства внебюджетных источников лимитированы в меньшей степени, их предельные объемы ограничиваются лишь собственными возможностями субъектов, задействованных в непосредственной реализации национальных проектов, а также возможностями использования привлеченных средств (инвестиций, кредитов, займов) без нарушения обязательств. А.С. Матненко в этой связи отмечает положительный эффект современных подходов к увеличению гибкости и мобильности финансирования национальных проектов, заключающийся в возможности оперативно изыскивать средства на достижение целевых показателей, а не просто осваивать весь арсенал выделенных финансовых средств <12>.