Ставки транспортного налога в Нижегородской области
Подборка наиболее важных документов по запросу Ставки транспортного налога в Нижегородской области (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 13.10.2004 N 9г04-22
Решение суда об отказе в удовлетворении заявления о признании одной из статей областного закона противоречащей федеральному законодательству оставлено без изменения, так как право устанавливать налоговые льготы для категории граждан, к которой относится заявитель, принадлежит субъекту Российской Федерации.Ссылка в жалобе на то, что суд не обратил внимания на то, что статья 6 Закона Нижегородской области "О транспортном налоге" о ставках налога не соответствует ставкам, определенным в статье 361 Налогового кодекса РФ, не может служить основанием к отмене данного решения суда, поскольку такие требования заявителем не предъявлялись и судом не рассматривались.
Решение суда об отказе в удовлетворении заявления о признании одной из статей областного закона противоречащей федеральному законодательству оставлено без изменения, так как право устанавливать налоговые льготы для категории граждан, к которой относится заявитель, принадлежит субъекту Российской Федерации.Ссылка в жалобе на то, что суд не обратил внимания на то, что статья 6 Закона Нижегородской области "О транспортном налоге" о ставках налога не соответствует ставкам, определенным в статье 361 Налогового кодекса РФ, не может служить основанием к отмене данного решения суда, поскольку такие требования заявителем не предъявлялись и судом не рассматривались.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Налоговое право: Курс лекций"
(Тютин Д.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Интересно то, что право на введение налогового ужесточения (как и право на введение дополнительных налоговых льгот (вычетов, расходов)) иногда делегируется федеральным законодателем на региональный (местный) уровень и, как правило, представляет собой возможность увеличения (в определенных пределах) федеральной налоговой ставки либо уменьшения федеральных налоговых льгот (вычетов, расходов). Так, пример первого полномочия: в силу п. 4 ст. 361 НК РФ в случае, если налоговые ставки по транспортному налогу не определены законами субъектов Российской Федерации, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в п. 1 ст. 361 НК РФ. Если же ставки на региональном уровне определяются, то они могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз от уровня федеральных (п. 2 ст. 361 НК РФ). Данное право реализовано, например, в ст. 2 Закона города Москвы от 9 июля 2008 г. N 33 "О транспортном налоге": автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно облагаются налогом по ставке 12 руб/л.с. (т.е. ставка повышена в сравнении с федеральной, установленной в п. 1 ст. 361 НК РФ, как 2,5 руб/л.с., в 4,8 раза). Другой пример: в ст. 6 Закона Нижегородской области от 28 ноября 2002 г. N 71-З "О транспортном налоге" ставка транспортного налога на автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 45 л.с. до 100 л.с. включительно установлена как 22,5 руб/л.с. (т.е. повышена в 9 раз).
(Тютин Д.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Интересно то, что право на введение налогового ужесточения (как и право на введение дополнительных налоговых льгот (вычетов, расходов)) иногда делегируется федеральным законодателем на региональный (местный) уровень и, как правило, представляет собой возможность увеличения (в определенных пределах) федеральной налоговой ставки либо уменьшения федеральных налоговых льгот (вычетов, расходов). Так, пример первого полномочия: в силу п. 4 ст. 361 НК РФ в случае, если налоговые ставки по транспортному налогу не определены законами субъектов Российской Федерации, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в п. 1 ст. 361 НК РФ. Если же ставки на региональном уровне определяются, то они могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз от уровня федеральных (п. 2 ст. 361 НК РФ). Данное право реализовано, например, в ст. 2 Закона города Москвы от 9 июля 2008 г. N 33 "О транспортном налоге": автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно облагаются налогом по ставке 12 руб/л.с. (т.е. ставка повышена в сравнении с федеральной, установленной в п. 1 ст. 361 НК РФ, как 2,5 руб/л.с., в 4,8 раза). Другой пример: в ст. 6 Закона Нижегородской области от 28 ноября 2002 г. N 71-З "О транспортном налоге" ставка транспортного налога на автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 45 л.с. до 100 л.с. включительно установлена как 22,5 руб/л.с. (т.е. повышена в 9 раз).
"Налоговое право: Курс лекций"
(Тютин Д.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2017)Один из примеров неудачного придания обратной силы нормативному правовому акту - Закон Нижегородской области от 1 сентября 2011 г. N 124-З "О внесении изменений в статьи 6 и 7 Закона Нижегородской области "О транспортном налоге". Данным актом по многим типам транспортных средств на 10% снижена ставка транспортного налога. В соответствии со ст. 2 указанного Закона Нижегородской области он вступает в силу с 1 января 2012 года, но сниженная ставка транспортного налога в отношении налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года. Таким образом, некоторые юридические и физические лица, владеющие определенными видами аналогичных транспортных средств, в итоге обязаны уплачивать транспортный налог за 2011 год по различным ставкам. При этом еще в Постановлении Президиума ВАС РФ от 27 января 2009 г. N 11519/08 был сделан вывод о том, что у законодательного (представительного) органа субъекта РФ отсутствуют полномочия по установлению разных ставок транспортного налога для юридических и физических лиц на один и тот же вид транспортного средства, той же категории и мощности. Дифференциация ставок данного налога в зависимости от субъекта налогообложения федеральным законом не предусмотрена.
(Тютин Д.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2017)Один из примеров неудачного придания обратной силы нормативному правовому акту - Закон Нижегородской области от 1 сентября 2011 г. N 124-З "О внесении изменений в статьи 6 и 7 Закона Нижегородской области "О транспортном налоге". Данным актом по многим типам транспортных средств на 10% снижена ставка транспортного налога. В соответствии со ст. 2 указанного Закона Нижегородской области он вступает в силу с 1 января 2012 года, но сниженная ставка транспортного налога в отношении налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года. Таким образом, некоторые юридические и физические лица, владеющие определенными видами аналогичных транспортных средств, в итоге обязаны уплачивать транспортный налог за 2011 год по различным ставкам. При этом еще в Постановлении Президиума ВАС РФ от 27 января 2009 г. N 11519/08 был сделан вывод о том, что у законодательного (представительного) органа субъекта РФ отсутствуют полномочия по установлению разных ставок транспортного налога для юридических и физических лиц на один и тот же вид транспортного средства, той же категории и мощности. Дифференциация ставок данного налога в зависимости от субъекта налогообложения федеральным законом не предусмотрена.
Нормативные акты
Государственный доклад Минтруда России
"О положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации. 2016 год"В 20 субъектах Российской Федерации многодетным семьям предоставляются льготы по уплате налогов. В Республике Хакасия, Краснодарском, Ставропольском краях, Брянской, Кировской, Курганской, Липецкой, Московской, Мурманской, Нижегородской, Оренбургской, Саратовской, Свердловской, Челябинской областях, Еврейской автономной области, городе Москве предусмотрено снижение размера ставки транспортного налога либо освобождение от его уплаты. В Республиках Татарстан и Чувашской, а также в Курской области многодетные семьи освобождены от уплаты земельного налога и налога на имущество физических лиц. В Сахалинской области многодетные семьи также освобождены от уплаты земельного налога и налога на имущество физических лиц, а многодетные семьи, относящиеся к категории малоимущих, освобождены от уплаты транспортного налога.
"О положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации. 2016 год"В 20 субъектах Российской Федерации многодетным семьям предоставляются льготы по уплате налогов. В Республике Хакасия, Краснодарском, Ставропольском краях, Брянской, Кировской, Курганской, Липецкой, Московской, Мурманской, Нижегородской, Оренбургской, Саратовской, Свердловской, Челябинской областях, Еврейской автономной области, городе Москве предусмотрено снижение размера ставки транспортного налога либо освобождение от его уплаты. В Республиках Татарстан и Чувашской, а также в Курской области многодетные семьи освобождены от уплаты земельного налога и налога на имущество физических лиц. В Сахалинской области многодетные семьи также освобождены от уплаты земельного налога и налога на имущество физических лиц, а многодетные семьи, относящиеся к категории малоимущих, освобождены от уплаты транспортного налога.
Статья: Уплата авансовых платежей по транспортному налогу
(Горбачева Е.И.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2015, N 7)Дорогостоящие автомобили. С 2014 г. вступили в силу поправки в п. 2 ст. 362 НК РФ о применении повышенных коэффициентов при расчете транспортного налога в отношении автомобилей дороже 3 млн руб. (Федеральный закон от 23.07.2013 N 214-ФЗ). По всей видимости, повышение ставок транспортного налога на дорогостоящие автомобили - первый этап введения налога на роскошь, о котором много говорили еще в 2013 г. Тогда среди объектов обложения будущим налогом называли элитную недвижимость и дорогие автомобили. Пока прогрессивную шкалу налога почувствовали на себе только автовладельцы.
(Горбачева Е.И.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2015, N 7)Дорогостоящие автомобили. С 2014 г. вступили в силу поправки в п. 2 ст. 362 НК РФ о применении повышенных коэффициентов при расчете транспортного налога в отношении автомобилей дороже 3 млн руб. (Федеральный закон от 23.07.2013 N 214-ФЗ). По всей видимости, повышение ставок транспортного налога на дорогостоящие автомобили - первый этап введения налога на роскошь, о котором много говорили еще в 2013 г. Тогда среди объектов обложения будущим налогом называли элитную недвижимость и дорогие автомобили. Пока прогрессивную шкалу налога почувствовали на себе только автовладельцы.
Статья: Расчет и региональные особенности оптимизации транспортного налога
(Беспалов М.)
("Бухгалтер-профессионал автотранспортного предприятия", 2010, N 9)В Нижегородской области транспортный налог по половинной ставке платят за автомобили с установленным газобаллонным оборудованием. Для этого в налоговый орган нужно представить справку о том, что такое оборудование было установлено. Правда, учитывая максимальный размер ставок в этом регионе, даже половинная ставка не делает выгодной регистрацию в нем транспорта.
(Беспалов М.)
("Бухгалтер-профессионал автотранспортного предприятия", 2010, N 9)В Нижегородской области транспортный налог по половинной ставке платят за автомобили с установленным газобаллонным оборудованием. Для этого в налоговый орган нужно представить справку о том, что такое оборудование было установлено. Правда, учитывая максимальный размер ставок в этом регионе, даже половинная ставка не делает выгодной регистрацию в нем транспорта.
Статья: Безопасная оптимизация
(Сверчкова Д.)
("Расчет", 2010, N 1)Президиум ВАС РФ в Постановлении N 11519/08 от 27 января 2009 г. указал, что органы власти субъекта РФ не могут устанавливать разные ставки транспортного налога для организаций и граждан в отношении одинаковых транспортных средств (одного вида, одной категории, одной мощности), поскольку НК РФ такое право им не предоставляет. Однако остаются льготные категории граждан, освобожденные от его уплаты. Если привлекать их в качестве работников, то за использование их имущества придется выплачивать компенсацию, которая, кстати, не облагается ЕСН (с 2010 г. - страховыми взносами) и НДФЛ.
(Сверчкова Д.)
("Расчет", 2010, N 1)Президиум ВАС РФ в Постановлении N 11519/08 от 27 января 2009 г. указал, что органы власти субъекта РФ не могут устанавливать разные ставки транспортного налога для организаций и граждан в отношении одинаковых транспортных средств (одного вида, одной категории, одной мощности), поскольку НК РФ такое право им не предоставляет. Однако остаются льготные категории граждан, освобожденные от его уплаты. Если привлекать их в качестве работников, то за использование их имущества придется выплачивать компенсацию, которая, кстати, не облагается ЕСН (с 2010 г. - страховыми взносами) и НДФЛ.
Вопрос: О порядке уплаты транспортного налога, в том числе в Нижегородской области, организациями и физическими лицами.
(Письмо ФНС РФ от 18.07.2006 N 21-5-05/61@)Согласно п. 3 ст. 12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются только налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов в пределах и порядке, которые предусмотрены Кодексом.
(Письмо ФНС РФ от 18.07.2006 N 21-5-05/61@)Согласно п. 3 ст. 12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются только налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов в пределах и порядке, которые предусмотрены Кодексом.
Статья: Комментарий к Письму ФНС России от 13.11.2012 N БС-4-11/19074@ "О налоговой декларации по транспортному налогу"
(Репин А.)
("Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера", 2013, N 1)В комментируемом Письме <1> ФНС России разъясняет некоторые вопросы, связанные с заполнением налоговой декларации учреждениями, имеющими право на применение налоговых льгот. Напомним, что по общему правилу налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот (п. 1 ст. 52 НК РФ). Налоговые льготы устанавливаются законами субъектов РФ при установлении налога. Так, например, в соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона Нижегородской области от 28.11.2002 N 71-3 "О транспортном налоге" от уплаты транспортного налога освобождаются организации, учреждения, финансируемые из областного и местных бюджетов в объеме не менее 80%.
(Репин А.)
("Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера", 2013, N 1)В комментируемом Письме <1> ФНС России разъясняет некоторые вопросы, связанные с заполнением налоговой декларации учреждениями, имеющими право на применение налоговых льгот. Напомним, что по общему правилу налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот (п. 1 ст. 52 НК РФ). Налоговые льготы устанавливаются законами субъектов РФ при установлении налога. Так, например, в соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона Нижегородской области от 28.11.2002 N 71-3 "О транспортном налоге" от уплаты транспортного налога освобождаются организации, учреждения, финансируемые из областного и местных бюджетов в объеме не менее 80%.
Статья: Памятка опоздавшим с транспортным налогом
(Попов П.А.)
("Главная книга", 2006, N 9)Да, регионы вправе определять порядок и сроки уплаты транспортного налога, но не вправе произвольно менять порядок расчета авансовых платежей и вводить отчетные периоды, не предусмотренные гл. 28 НК РФ.
(Попов П.А.)
("Главная книга", 2006, N 9)Да, регионы вправе определять порядок и сроки уплаты транспортного налога, но не вправе произвольно менять порядок расчета авансовых платежей и вводить отчетные периоды, не предусмотренные гл. 28 НК РФ.
Статья: Сверяем расчеты с бюджетом по транспортному налогу
(Булаев С.В.)
("Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 2)Каждый субъект по-своему заботится о снижении налоговой нагрузки для тех владельцев ТС, которые в этом нуждаются. Например, столичные власти в 2009 г. от уплаты налога освободили достаточно большой перечень лиц, в их числе: организации, оказывающие услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования, лица, имеющие легковые автомобили с мощностью двигателя до 70 лошадиных сил (л. с.) включительно, резиденты особой экономической зоны. В северной столице пока не введены льготы для перевозчиков, но действуют нормы, освобождающие от налогообложения ТС резидентов особой экономической зоны и ТС граждан с мощностью двигателя до 80 л. с. и годом выпуска до 1990 г. включительно. При этом в законах обеих столиц много внимания уделено освобождению от уплаты налога социальных слоев населения (ветераны, герои, инвалиды, пенсионеры). В Тверской области льгота для международных перевозчиков составляет 40% от суммы налога. В Нижегородской области для международных перевозчиков, занимающихся перевозками в страны дальнего зарубежья, ставка налога на одну лошадиную силу снижается на 50%. В таком же размере снижается ставка для владельцев автомобилей, оборудованных для использования газомоторного топлива. В Новгородской области правом уплачивать налог в половинном размере могут воспользоваться перевозчики, занимающиеся перевозкой пассажиров на основе государственного или муниципального контракта на оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. В других регионах снижение транспортного налога для пассажирских перевозчиков, осуществляющих перевозки по маршрутам общего пользования, достигает 90 - 100% (например, в Новосибирской, Ивановской, Свердловской, Тюменской областях). При этом в одних регионах от налогообложения освобождаются только ТС, непосредственно используемые в перевозках и удовлетворяющие определенным требованиям, в других - различные ТС (кроме такси) автотранспортных предприятий. В Ставропольском крае власти позаботились об организациях и предпринимателях, осуществляющих доставку своих работников к месту работы и обратно, освободив малогабаритные ТС от налогообложения.
(Булаев С.В.)
("Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 2)Каждый субъект по-своему заботится о снижении налоговой нагрузки для тех владельцев ТС, которые в этом нуждаются. Например, столичные власти в 2009 г. от уплаты налога освободили достаточно большой перечень лиц, в их числе: организации, оказывающие услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования, лица, имеющие легковые автомобили с мощностью двигателя до 70 лошадиных сил (л. с.) включительно, резиденты особой экономической зоны. В северной столице пока не введены льготы для перевозчиков, но действуют нормы, освобождающие от налогообложения ТС резидентов особой экономической зоны и ТС граждан с мощностью двигателя до 80 л. с. и годом выпуска до 1990 г. включительно. При этом в законах обеих столиц много внимания уделено освобождению от уплаты налога социальных слоев населения (ветераны, герои, инвалиды, пенсионеры). В Тверской области льгота для международных перевозчиков составляет 40% от суммы налога. В Нижегородской области для международных перевозчиков, занимающихся перевозками в страны дальнего зарубежья, ставка налога на одну лошадиную силу снижается на 50%. В таком же размере снижается ставка для владельцев автомобилей, оборудованных для использования газомоторного топлива. В Новгородской области правом уплачивать налог в половинном размере могут воспользоваться перевозчики, занимающиеся перевозкой пассажиров на основе государственного или муниципального контракта на оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. В других регионах снижение транспортного налога для пассажирских перевозчиков, осуществляющих перевозки по маршрутам общего пользования, достигает 90 - 100% (например, в Новосибирской, Ивановской, Свердловской, Тюменской областях). При этом в одних регионах от налогообложения освобождаются только ТС, непосредственно используемые в перевозках и удовлетворяющие определенным требованиям, в других - различные ТС (кроме такси) автотранспортных предприятий. В Ставропольском крае власти позаботились об организациях и предпринимателях, осуществляющих доставку своих работников к месту работы и обратно, освободив малогабаритные ТС от налогообложения.
"Транспортный налог по регионам России"
(Кизякина О.А., Кузнецова М.С., Полякова М.С.)
("Статус-Кво 97", 2004)Ставки транспортного налога в Нижегородской области
(Кизякина О.А., Кузнецова М.С., Полякова М.С.)
("Статус-Кво 97", 2004)Ставки транспортного налога в Нижегородской области
"Налоговое право: Курс лекций"
(Тютин Д.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012)Сейчас публикация нормативных правовых актов регионального (местного) налогового законодательства, как правило, производится заблаговременно. Ранее могли иметь место определенные нарушения ст. 5 НК РФ. Например, Закон Нижегородской области от 28 ноября 2005 г. N 188-З "О внесении изменения в статью 6 Закона Нижегородской области "О транспортном налоге", изменивший ставки транспортного налога (в том числе в сторону повышения), официально опубликован в газете "Нижегородские новости" 7 декабря 2005 г. В соответствии со ст. 2 данного Закона он должен был вступить в силу с 1 января 2006 г., но, поскольку налоговым периодом по данному налогу является календарный год (п. 1 ст. 360 НК РФ), на основании п. 1 ст. 5 НК РФ вышеназванный Закон Нижегородской области в части, ухудшающей положение налогоплательщиков, мог вступить в силу только с 1 января 2007 года.
(Тютин Д.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012)Сейчас публикация нормативных правовых актов регионального (местного) налогового законодательства, как правило, производится заблаговременно. Ранее могли иметь место определенные нарушения ст. 5 НК РФ. Например, Закон Нижегородской области от 28 ноября 2005 г. N 188-З "О внесении изменения в статью 6 Закона Нижегородской области "О транспортном налоге", изменивший ставки транспортного налога (в том числе в сторону повышения), официально опубликован в газете "Нижегородские новости" 7 декабря 2005 г. В соответствии со ст. 2 данного Закона он должен был вступить в силу с 1 января 2006 г., но, поскольку налоговым периодом по данному налогу является календарный год (п. 1 ст. 360 НК РФ), на основании п. 1 ст. 5 НК РФ вышеназванный Закон Нижегородской области в части, ухудшающей положение налогоплательщиков, мог вступить в силу только с 1 января 2007 года.