Ставки страховых взносов с 1 января 2021
Подборка наиболее важных документов по запросу Ставки страховых взносов с 1 января 2021 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Концептуальные проблемы предоставления льгот по уплате страховых взносов отдельным субъектам экономической деятельности в Российской Федерации
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 1)Предоставление льгот по уплате страховых взносов было оформлено в виде Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса". Он предусматривал снижение с 1 января 2021 г. ставок страховых взносов для IT-компаний с 15 до 7,6% <12>. Эта мера еще больше ослабила связь между динамикой доходов пенсионной системы и совокупным фондом оплаты труда в экономике, что нарушило один из фундаментальных принципов пенсионного страхования. Автор сопоставил данные о ежемесячной динамике доходов работников учитываемых Росстатом отраслей с динамикой поступления сборов страховых взносов в ПФР за десять лет (рис. 1).
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 1)Предоставление льгот по уплате страховых взносов было оформлено в виде Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса". Он предусматривал снижение с 1 января 2021 г. ставок страховых взносов для IT-компаний с 15 до 7,6% <12>. Эта мера еще больше ослабила связь между динамикой доходов пенсионной системы и совокупным фондом оплаты труда в экономике, что нарушило один из фундаментальных принципов пенсионного страхования. Автор сопоставил данные о ежемесячной динамике доходов работников учитываемых Росстатом отраслей с динамикой поступления сборов страховых взносов в ПФР за десять лет (рис. 1).
Статья: Налоговая обязанность в условиях цифровизации: трансформация понятия
(Лютова О.И.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 1)Неисчерпывающий характер представленной в таблице хронологии также обусловлен тем, что отдельные мероприятия, связанные с исполнением налоговой обязанности в условиях цифровизации, реализуются на постоянной основе. В качестве примера в данном случае можно назвать периодические изменения законодательства о налоговых льготах для IT-компаний. Впервые так называемый налоговый маневр в отношении категории налогоплательщиков - производителей отечественного софта и баз данных был проведен на основании Федерального закона от 31.07.2020 N 265-ФЗ и заключался в облегчении налоговой нагрузки соответствующей отрасли с 1 января 2021 г. за счет снижения ставки по налогу на прибыль и тарифов страховых взносов с заработной платы сотрудников, а также в освобождении от уплаты НДС. Далее перечень мер, предоставляемых российским организациям, осуществляющим деятельность в сфере информационных технологий, был расширен в 2022 году: произошло установление нулевой ставки по налогу на прибыль, а также исключено условие о минимальном количестве сотрудников, которое выступало ограничителем для возможности использования таких льгот, введен мораторий на проведение налоговых проверок организаций IT-сектора. Соответствующие правила должны были действовать до 2025 года, после наступления которого производители информационных технологий должны были бы вернуться к общему режиму налогообложения. Однако в 2024 году законодатель принял решение сохранить льготную ставку по налогу на прибыль для этой категории налогоплательщиков, отказавшись при этом от предыдущего варианта в виде полного освобождения от его исчисления и уплаты.
(Лютова О.И.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 1)Неисчерпывающий характер представленной в таблице хронологии также обусловлен тем, что отдельные мероприятия, связанные с исполнением налоговой обязанности в условиях цифровизации, реализуются на постоянной основе. В качестве примера в данном случае можно назвать периодические изменения законодательства о налоговых льготах для IT-компаний. Впервые так называемый налоговый маневр в отношении категории налогоплательщиков - производителей отечественного софта и баз данных был проведен на основании Федерального закона от 31.07.2020 N 265-ФЗ и заключался в облегчении налоговой нагрузки соответствующей отрасли с 1 января 2021 г. за счет снижения ставки по налогу на прибыль и тарифов страховых взносов с заработной платы сотрудников, а также в освобождении от уплаты НДС. Далее перечень мер, предоставляемых российским организациям, осуществляющим деятельность в сфере информационных технологий, был расширен в 2022 году: произошло установление нулевой ставки по налогу на прибыль, а также исключено условие о минимальном количестве сотрудников, которое выступало ограничителем для возможности использования таких льгот, введен мораторий на проведение налоговых проверок организаций IT-сектора. Соответствующие правила должны были действовать до 2025 года, после наступления которого производители информационных технологий должны были бы вернуться к общему режиму налогообложения. Однако в 2024 году законодатель принял решение сохранить льготную ставку по налогу на прибыль для этой категории налогоплательщиков, отказавшись при этом от предыдущего варианта в виде полного освобождения от его исчисления и уплаты.
Нормативные акты
"Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 2 (2023)"
(подготовлен Верховным Судом РФ)Вопросы заявителя: 1) толкуется ли пункт 1 статьи 3 Соглашения как основание для уравнивания ставок (тарифов) страховых взносов, применимых к временно пребывающим иностранным гражданам стран ЕАЭС (3%), к ставкам, применимым исключительно к гражданам государства - члена ЕАЭС (27,25%), если в применимом законодательстве государства - члена ЕАЭС это два разных тарифа, применяемые к различным категориям лиц; 2) должны ли наемные работники - граждане государств ЕАЭС, временно пребывающие в Кыргызской Республике, руководствуясь пунктом 1 статьи 3 Соглашения, вступившим в силу 1 января 2021 года, выплачивать страховые взносы в размере 27,25% наравне с гражданами Кыргызской Республики, если в законодательстве Кыргызской Республики для иностранных граждан установлен тариф в размере 3%, а изменения о повышении (уравнивании) тарифов вступают в силу только в ноябре 2022 года.
(подготовлен Верховным Судом РФ)Вопросы заявителя: 1) толкуется ли пункт 1 статьи 3 Соглашения как основание для уравнивания ставок (тарифов) страховых взносов, применимых к временно пребывающим иностранным гражданам стран ЕАЭС (3%), к ставкам, применимым исключительно к гражданам государства - члена ЕАЭС (27,25%), если в применимом законодательстве государства - члена ЕАЭС это два разных тарифа, применяемые к различным категориям лиц; 2) должны ли наемные работники - граждане государств ЕАЭС, временно пребывающие в Кыргызской Республике, руководствуясь пунктом 1 статьи 3 Соглашения, вступившим в силу 1 января 2021 года, выплачивать страховые взносы в размере 27,25% наравне с гражданами Кыргызской Республики, если в законодательстве Кыргызской Республики для иностранных граждан установлен тариф в размере 3%, а изменения о повышении (уравнивании) тарифов вступают в силу только в ноябре 2022 года.
"Глобальный атлас регулирования искусственного интеллекта. Вектор БРИКС"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В июле 2020 г. был утвержден Первый пакет мер поддержки IT-отрасли, который вступил в силу с 2021 г. Он предусматривает проведение "налогового маневра" для IT-отрасли - установление для российских компаний ставок по налогу на прибыль в размере 3% (в части, подлежащей перечислению в федеральный бюджет) и нулевой - в части, подлежащей перечислению в региональные бюджеты. Он также снижает ставку страховых взносов с 14% до 7,6%. Основанием для "налогового маневра" является Федеральный закон N 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", принятый 31 июля 2020 г., которым были внесены соответствующие изменения в режим налогообложения IT-компаний, положения вступили в силу с 1 января 2021 г. [336].
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В июле 2020 г. был утвержден Первый пакет мер поддержки IT-отрасли, который вступил в силу с 2021 г. Он предусматривает проведение "налогового маневра" для IT-отрасли - установление для российских компаний ставок по налогу на прибыль в размере 3% (в части, подлежащей перечислению в федеральный бюджет) и нулевой - в части, подлежащей перечислению в региональные бюджеты. Он также снижает ставку страховых взносов с 14% до 7,6%. Основанием для "налогового маневра" является Федеральный закон N 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", принятый 31 июля 2020 г., которым были внесены соответствующие изменения в режим налогообложения IT-компаний, положения вступили в силу с 1 января 2021 г. [336].
Статья: Оценка эффективности правового регулирования применения финансовых инструментов в российских особых экономических зонах
(Терехова В.В.)
("Финансовое право", 2021, N 2)Среди финансовых институтов, применяемых на территории ОЭЗ, можно выделить также льготные страховые взносы, субсидирование, предоставление льготного кредитования и гарантированные займы. Льготные тарифы страховых взносов для ОЭЗ устанавливаются ст. 427 НК РФ <8> для зон следующих типов: ТВТ, ППТ и ТРП при условии, что последние объединены в кластеры.
(Терехова В.В.)
("Финансовое право", 2021, N 2)Среди финансовых институтов, применяемых на территории ОЭЗ, можно выделить также льготные страховые взносы, субсидирование, предоставление льготного кредитования и гарантированные займы. Льготные тарифы страховых взносов для ОЭЗ устанавливаются ст. 427 НК РФ <8> для зон следующих типов: ТВТ, ППТ и ТРП при условии, что последние объединены в кластеры.
Готовое решение: Что означает принцип недопустимости ухудшения положения налогоплательщика
(КонсультантПлюс, 2025)увеличивают налоговые ставки, размеры сборов, тарифы страховых взносов. Например, с 1 января 2019 г. ставка НДС была увеличена с 18% до 20% (п. 3 ст. 164 НК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)увеличивают налоговые ставки, размеры сборов, тарифы страховых взносов. Например, с 1 января 2019 г. ставка НДС была увеличена с 18% до 20% (п. 3 ст. 164 НК РФ);