Ставка пени по налогам
Подборка наиболее важных документов по запросу Ставка пени по налогам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 46 "Взыскание задолженности за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, а также за счет его электронных денежных средств и цифровых рублей на счетах цифрового рубля" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Конкурсный управляющий оспорил требования налогового органа об уплате задолженности и решения о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках. Суд удовлетворил заявленные требования. В 2017 году общество было признано банкротом, в отношении него было открыто конкурсное производство. Полагая, что у общества имеется задолженность по обязательным платежам, налоговый орган в 2023 году сформировал требование на сумму пеней, на основе которого впоследствии было принято решение о принудительном взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах в банках. В целях получения разъяснений и данных, по каким конкретно налогам и/или взносам, по какому конкретно периоду, по какой ставке рассчитаны пени, общество обратилось в налоговую инспекцию с запросом, ответа на который предоставлено не было. Суд установил, что все суммы налогов и сборов были указаны в налоговых декларациях самим обществом, недоимок, доначисленных по результатам налоговых проверок, не имелось. Принимая во внимание, что оспариваемые ненормативные акты не позволяют достоверно и точно установить ни налоговую недоимку, на которую начислены пени, ни период начисления пеней, ни ставку, по которой рассчитаны пени, суд пришел к выводу о правомерности заявленных конкурсным управляющим требований. Суд дополнительно отметил, что спорные с точки зрения налогового органа недоимки возникли в 2017 году, при этом соответствующие требования были направлены лишь в 2023 году (спустя 6 лет после начала начисления пеней). Учитывая данные обстоятельства и руководствуясь положениями п. 1 ст. 70 НК РФ, п. 3 ст. 46 НК РФ (в редакции, действующей до 01.01.2023), суд пришел к выводу о том, что сроки направления требования на уплату указанных сумм пеней истекли и указанные суммы пеней взысканы быть не могут.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Конкурсный управляющий оспорил требования налогового органа об уплате задолженности и решения о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках. Суд удовлетворил заявленные требования. В 2017 году общество было признано банкротом, в отношении него было открыто конкурсное производство. Полагая, что у общества имеется задолженность по обязательным платежам, налоговый орган в 2023 году сформировал требование на сумму пеней, на основе которого впоследствии было принято решение о принудительном взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах в банках. В целях получения разъяснений и данных, по каким конкретно налогам и/или взносам, по какому конкретно периоду, по какой ставке рассчитаны пени, общество обратилось в налоговую инспекцию с запросом, ответа на который предоставлено не было. Суд установил, что все суммы налогов и сборов были указаны в налоговых декларациях самим обществом, недоимок, доначисленных по результатам налоговых проверок, не имелось. Принимая во внимание, что оспариваемые ненормативные акты не позволяют достоверно и точно установить ни налоговую недоимку, на которую начислены пени, ни период начисления пеней, ни ставку, по которой рассчитаны пени, суд пришел к выводу о правомерности заявленных конкурсным управляющим требований. Суд дополнительно отметил, что спорные с точки зрения налогового органа недоимки возникли в 2017 году, при этом соответствующие требования были направлены лишь в 2023 году (спустя 6 лет после начала начисления пеней). Учитывая данные обстоятельства и руководствуясь положениями п. 1 ст. 70 НК РФ, п. 3 ст. 46 НК РФ (в редакции, действующей до 01.01.2023), суд пришел к выводу о том, что сроки направления требования на уплату указанных сумм пеней истекли и указанные суммы пеней взысканы быть не могут.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 69 "Требование об уплате задолженности" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, направляя дело на новое рассмотрение, спорные требования не позволяют налогоплательщику при их получении оценить правомерность, правильность и корректность расчета начислений - установить, за какой конкретно налоговый период произведено начисление пеней, ставку пеней, сумму недоимки, на которую начислены пени, и основания ее образования.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, направляя дело на новое рассмотрение, спорные требования не позволяют налогоплательщику при их получении оценить правомерность, правильность и корректность расчета начислений - установить, за какой конкретно налоговый период произведено начисление пеней, ставку пеней, сумму недоимки, на которую начислены пени, и основания ее образования.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как рассчитываются и уплачиваются пени по налогам и страховым взносам
(КонсультантПлюс, 2025)1.2. Как определяется ставка для расчета пеней по налогам и страховым взносам
(КонсультантПлюс, 2025)1.2. Как определяется ставка для расчета пеней по налогам и страховым взносам
Типовая ситуация: Как считают пени по налогам и взносам
(Издательство "Главная книга", 2025)В первые 30 дней просрочки пеня за каждый день равна 1/300 ставки ЦБ от суммы недоимки, с 31 по 90 день - 1/150 ставки, с 91 дня - 1/300 ставки. Если во время просрочки ставка менялась, пени по каждой ставке считают отдельно (ст. 75 НК РФ).
(Издательство "Главная книга", 2025)В первые 30 дней просрочки пеня за каждый день равна 1/300 ставки ЦБ от суммы недоимки, с 31 по 90 день - 1/150 ставки, с 91 дня - 1/300 ставки. Если во время просрочки ставка менялась, пени по каждой ставке считают отдельно (ст. 75 НК РФ).
Нормативные акты
Справочная информация: "Ключевая ставка и процентная ставка рефинансирования (учетная ставка), установленные Банком России"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс по данным Банка России)2. Процентная ставка рефинансирования (учетная ставка),
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс по данным Банка России)2. Процентная ставка рефинансирования (учетная ставка),
Обзор: "Основные изменения в налоговом законодательстве в 2025 году"
(КонсультантПлюс, 2025)С 1 января уточняют правила расчета пеней, начисляемых организациям
(КонсультантПлюс, 2025)С 1 января уточняют правила расчета пеней, начисляемых организациям
Вопрос: О процентных ставках пени в 2025 г. в случае неуплаты организацией налогов в установленный срок.
(Письма Минфина России от 26.03.2025 N 03-02-08/30243, от 19.03.2025 N 03-02-08/26998)Вопрос: О процентных ставках пени в 2025 г. в случае неуплаты организацией налогов в установленный срок.
(Письма Минфина России от 26.03.2025 N 03-02-08/30243, от 19.03.2025 N 03-02-08/26998)Вопрос: О процентных ставках пени в 2025 г. в случае неуплаты организацией налогов в установленный срок.
Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по налогу на прибыль3.4. Начисляются ли пени налоговому агенту, который не удержал (удержал по пониженной ставке) налог на прибыль из дохода иностранной организации, получившей резидентство и право на получение дохода получено после его выплаты?
Типовая ситуация: Как рассчитать пени по налогам (для бюджетной организации)
(Издательство "Главная книга", 2025)По общему правилу пени за каждый день просрочки считайте от суммы недоимки по ставке, равной (пп. 2 п. 4 ст. 75 НК РФ):
(Издательство "Главная книга", 2025)По общему правилу пени за каждый день просрочки считайте от суммы недоимки по ставке, равной (пп. 2 п. 4 ст. 75 НК РФ):
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Пеней признается предусмотренная ст. 75 НК РФ денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. При этом пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора; процентная ставка пени принимается равной: (1) для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации; (2) для организаций: за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком до 30 календарных дней (включительно) - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации; за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком свыше 30 календарных дней - одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период до 30 календарных дней (включительно) такой просрочки, и одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период начиная с 31-го календарного дня такой просрочки. Как и в гражданском праве, пени имеют в налоговом праве двойное значение и могут быть рассмотрены не только как мера обеспечения исполнения налогового обязательства, но и как мера своеобразной восстановительной ответственности <188>.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Пеней признается предусмотренная ст. 75 НК РФ денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. При этом пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора; процентная ставка пени принимается равной: (1) для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации; (2) для организаций: за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком до 30 календарных дней (включительно) - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации; за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком свыше 30 календарных дней - одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период до 30 календарных дней (включительно) такой просрочки, и одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период начиная с 31-го календарного дня такой просрочки. Как и в гражданском праве, пени имеют в налоговом праве двойное значение и могут быть рассмотрены не только как мера обеспечения исполнения налогового обязательства, но и как мера своеобразной восстановительной ответственности <188>.
Вопрос: О ставке пени для организаций, применяемой налоговыми органами в 2024 г., и возврате денежных средств, формирующих положительное сальдо ЕНС.
(Письмо Минфина России от 06.09.2024 N 03-02-08/84870)Вопрос: О ставке пени для организаций, применяемой налоговыми органами в 2024 г., и возврате денежных средств, формирующих положительное сальдо ЕНС.
(Письмо Минфина России от 06.09.2024 N 03-02-08/84870)Вопрос: О ставке пени для организаций, применяемой налоговыми органами в 2024 г., и возврате денежных средств, формирующих положительное сальдо ЕНС.
Готовое решение: Как учреждению рассчитать и уплатить пени по налогам и страховым взносам до 31.12.2022 (включительно)
(КонсультантПлюс, 2022)1.2. Как рассчитать пени по ставке рефинансирования по налогам и страховым взносам
(КонсультантПлюс, 2022)1.2. Как рассчитать пени по ставке рефинансирования по налогам и страховым взносам
Готовое решение: Как рассчитать и уплатить пени по налогам и страховым взносам до 31 декабря 2022 г. (включительно)
(КонсультантПлюс, 2022)1.2. Как определить ставку для расчета пеней по налогам и страховым взносам
(КонсультантПлюс, 2022)1.2. Как определить ставку для расчета пеней по налогам и страховым взносам
Статья: Как свериться с налоговой в 2023 году
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 2)Ставка пени за неуплату налогов в 2023 году
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 2)Ставка пени за неуплату налогов в 2023 году
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Так, в Постановлении Пленума ВАС РФ от 18.07.2014 N 50 "О примирении сторон в арбитражном процессе" применительно к возможности примирения по налоговым спорам отмечено, что предметом соглашения о примирении не может являться изменение налоговых последствий спорных действий и операций по сравнению с тем, как такие последствия определены законом. Следовательно, нельзя договориться о снижении применимой налоговой ставки, изменении правил исчисления пеней, об освобождении от уплаты налогов за определенный период и т.д. В то же время вопрос о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты может быть решен при утверждении судом заключаемого соглашения (п. 27 Постановления).
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Так, в Постановлении Пленума ВАС РФ от 18.07.2014 N 50 "О примирении сторон в арбитражном процессе" применительно к возможности примирения по налоговым спорам отмечено, что предметом соглашения о примирении не может являться изменение налоговых последствий спорных действий и операций по сравнению с тем, как такие последствия определены законом. Следовательно, нельзя договориться о снижении применимой налоговой ставки, изменении правил исчисления пеней, об освобождении от уплаты налогов за определенный период и т.д. В то же время вопрос о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты может быть решен при утверждении судом заключаемого соглашения (п. 27 Постановления).
Статья: Оптимизация налогообложения в рамках законодательства Российской Федерации
(Пылаева А.С., Федотова Е.Ю.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 2)В период с 9 марта 2022 г. по 31 декабря 2023 г. введено новое правило урегулирования задолженности - изменен расчет пеней, ставка пени с 31-го дня просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в размере 1/300 (ранее 1/150).
(Пылаева А.С., Федотова Е.Ю.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 2)В период с 9 марта 2022 г. по 31 декабря 2023 г. введено новое правило урегулирования задолженности - изменен расчет пеней, ставка пени с 31-го дня просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в размере 1/300 (ранее 1/150).