Ставка НДПИ 2020
Подборка наиболее важных документов по запросу Ставка НДПИ 2020 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 342 "Налоговая ставка" главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил НДПИ, сделав вывод о неправомерном применении обществом ставки 0 процентов, установленной подп. 4 п. 1 ст. 342 НК РФ, при добыче полезных ископаемых при разработке ранее списанных запасов полезных ископаемых. Суды признали доначисление правомерным. Верховный Суд РФ направил дело на новое рассмотрение. Принимая во внимание, что запасы нефти на месторождении списывались в 1969, 1990 и 2014 годах не по основанию "добыча", суммарный объем добычи не превысил показатели ранее списанных запасов, налогоплательщик полагал, что вновь поставленные на государственный баланс запасы нефти еще не были полностью добыты на момент представления налоговой декларации за октябрь 2020 года и это дает основание для применения при исчислении НДПИ налоговой ставки 0 процентов, предусмотренной подп. 4 п. 1 ст. 342 НК РФ для добычи ранее списанных запасов полезных ископаемых. Налоговый орган указал, что в результате геологических и промысловых исследований (разведки) на государственный баланс были поставлены новые, а не ранее списанные запасы полезных ископаемых, в законе отсутствует процедура восстановления ранее списанных запасов на государственном балансе, а постановка этих запасов на баланс в любом случае делает их новыми, кроме того, в разрешительной документации (лицензии, лицензионном соглашении) общества отсутствует указание на право добычи из ранее списанных запасов или на разработку ранее списанных запасов. Верховный Суд РФ признал неправомерными выводы судов о том, что положения подп. 4 п. 1 ст. 342 НК РФ применяются только к тем запасам, которые были списаны по определенным основаниям (переведены в забалансовые запасы и т.п.), не были поставлены вновь на государственный баланс, и только при условии, что запасы были списаны действующим недропользователем. Верховный Суд РФ отметил, что занятый налоговым органом подход к толкованию подп. 4 п. 1 ст. 342 НК РФ делает заведомо невозможным применение нулевой ставки НДПИ теми недропользователями, которые имеют намерение вернуться к разработке старых залежей (ранее списанных запасов), поскольку в этом случае согласно абз. 3 ст. 29, ст. 31 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" полезные ископаемые должны быть поставлены на государственный баланс. Возможность добычи полезных ископаемых, в том числе нефти, без постановки запасов на баланс нормативные правовые акты не предусматривают. Верховный Суд РФ также отметил, что положения подп. 4 п. 1 ст. 342 НК РФ применимы именно к извлекаемым запасам, поставленным на государственный баланс, в пределах объемов ранее списанных запасов.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил НДПИ, сделав вывод о неправомерном применении обществом ставки 0 процентов, установленной подп. 4 п. 1 ст. 342 НК РФ, при добыче полезных ископаемых при разработке ранее списанных запасов полезных ископаемых. Суды признали доначисление правомерным. Верховный Суд РФ направил дело на новое рассмотрение. Принимая во внимание, что запасы нефти на месторождении списывались в 1969, 1990 и 2014 годах не по основанию "добыча", суммарный объем добычи не превысил показатели ранее списанных запасов, налогоплательщик полагал, что вновь поставленные на государственный баланс запасы нефти еще не были полностью добыты на момент представления налоговой декларации за октябрь 2020 года и это дает основание для применения при исчислении НДПИ налоговой ставки 0 процентов, предусмотренной подп. 4 п. 1 ст. 342 НК РФ для добычи ранее списанных запасов полезных ископаемых. Налоговый орган указал, что в результате геологических и промысловых исследований (разведки) на государственный баланс были поставлены новые, а не ранее списанные запасы полезных ископаемых, в законе отсутствует процедура восстановления ранее списанных запасов на государственном балансе, а постановка этих запасов на баланс в любом случае делает их новыми, кроме того, в разрешительной документации (лицензии, лицензионном соглашении) общества отсутствует указание на право добычи из ранее списанных запасов или на разработку ранее списанных запасов. Верховный Суд РФ признал неправомерными выводы судов о том, что положения подп. 4 п. 1 ст. 342 НК РФ применяются только к тем запасам, которые были списаны по определенным основаниям (переведены в забалансовые запасы и т.п.), не были поставлены вновь на государственный баланс, и только при условии, что запасы были списаны действующим недропользователем. Верховный Суд РФ отметил, что занятый налоговым органом подход к толкованию подп. 4 п. 1 ст. 342 НК РФ делает заведомо невозможным применение нулевой ставки НДПИ теми недропользователями, которые имеют намерение вернуться к разработке старых залежей (ранее списанных запасов), поскольку в этом случае согласно абз. 3 ст. 29, ст. 31 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" полезные ископаемые должны быть поставлены на государственный баланс. Возможность добычи полезных ископаемых, в том числе нефти, без постановки запасов на баланс нормативные правовые акты не предусматривают. Верховный Суд РФ также отметил, что положения подп. 4 п. 1 ст. 342 НК РФ применимы именно к извлекаемым запасам, поставленным на государственный баланс, в пределах объемов ранее списанных запасов.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 342 "Налоговая ставка" главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил НДПИ, сделав вывод об отсутствии у налогоплательщика права на применение ставки НДПИ 0 процентов. По мнению налогового органа, общество применяло нормативы технологических потерь полезных ископаемых, предусмотренные проектной документацией, разработанной для запасов полезных ископаемых, фактически снятых с государственного баланса запасов полезных ископаемых. Налогоплательщик полагал, что у него отсутствовала обязанность по переутверждению технологических потерь на период 2020 - 2021 годов, так как уточнение нормативов потерь твердых полезных ископаемых производится лишь при изменении конкретных горно-геологических условий, применяемых схем, способов и систем разработки участка месторождения, планируемого к разработке в предстоящем году. Суд поддержал позицию налогового органа ввиду отсутствия у налогоплательщика утвержденных в установленном порядке и действующих нормативов технологических потерь после окончания срока действия в 2020 году имевшейся у налогоплательщика проектной документации.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил НДПИ, сделав вывод об отсутствии у налогоплательщика права на применение ставки НДПИ 0 процентов. По мнению налогового органа, общество применяло нормативы технологических потерь полезных ископаемых, предусмотренные проектной документацией, разработанной для запасов полезных ископаемых, фактически снятых с государственного баланса запасов полезных ископаемых. Налогоплательщик полагал, что у него отсутствовала обязанность по переутверждению технологических потерь на период 2020 - 2021 годов, так как уточнение нормативов потерь твердых полезных ископаемых производится лишь при изменении конкретных горно-геологических условий, применяемых схем, способов и систем разработки участка месторождения, планируемого к разработке в предстоящем году. Суд поддержал позицию налогового органа ввиду отсутствия у налогоплательщика утвержденных в установленном порядке и действующих нормативов технологических потерь после окончания срока действия в 2020 году имевшейся у налогоплательщика проектной документации.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Влияние пандемии COVID-19 на налоговую политику государства в нефтяной отрасли
(Горбунова Е.Н.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 3)Одним из нововведений явилась отмена пониженной ставки НДПИ для месторождений, выработанность которых более 80%. По расчетам Министерства финансов РФ, выпадающие доходы от отмены понижающей ставки НДПИ оцениваются в 2020 г. в размере 232,5 млрд руб. <2>
(Горбунова Е.Н.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 3)Одним из нововведений явилась отмена пониженной ставки НДПИ для месторождений, выработанность которых более 80%. По расчетам Министерства финансов РФ, выпадающие доходы от отмены понижающей ставки НДПИ оцениваются в 2020 г. в размере 232,5 млрд руб. <2>
Нормативные акты
Приказ Минприроды России N 242, Роснедр N 01 от 31.03.2022
(ред. от 19.12.2023)
"Об установлении Методики расчета минимального (стартового) размера разового платежа за пользование недрами"
(Зарегистрировано в Минюсте России 18.04.2022 N 68250)СндпиК - средняя величина налога на добычу полезных ископаемых, определяемая как произведение одной из налоговых ставок (в зависимости от вида добытого полезного ископаемого), установленных пунктом 2 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, и предусмотренного статьей 342.8 Налогового кодекса Российской Федерации рентного коэффициента (Крента), без учета условий применения налоговой ставки 0 процентов, установленных пунктом 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации (за исключением подпункта 2 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, а также подпункта 3 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации (в отношении попутных вод (вод, извлеченных из недр вместе с нефтью, газом и газовым конденсатом) (рублей). При определении средней величины налога на добычу полезных ископаемых (СндпиК) значение рентного коэффициента (Крента), предусмотренного статьей 342.8 Налогового кодекса Российской Федерации, принимается равным 1. При определении средней величины налога на добычу полезных ископаемых (СндпиК) налоговые ставки, установленные подпунктами 1, 12 - 16 пункта 2 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2020, N 12, ст. 1657), также умножаются (в зависимости от вида добытого полезного ископаемого) на коэффициенты Ккс, Куг, Кмкр, а также на коэффициенты-дефляторы, устанавливаемые по видам угля и учитывающие изменение цен на уголь в Российской Федерации (далее - коэффициенты-дефляторы), предусмотренные подпунктами 12, 14 - 16 пункта 2 статьи 342, статьями 342.10, 342.11, 342.12 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2021, N 49, ст. 8146). При определении средней величины налога на добычу полезных ископаемых (СндпиК) налоговая ставка, установленная подпунктом 3.1 пункта 2 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340), также умножается на коэффициент Кжр, предусмотренный статьей 342.9 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2021, N 49, ст. 8146), и на коэффициент, характеризующий способ добычи (Кподз), предусмотренный статьей 342.1 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2013, N 27, ст. 3444), значение которого принимается равным 0,1 при объявлении не позднее 1 января 2024 г. аукциона, на котором в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых балансовые запасы железных руд (за исключением окисленных железистых кварцитов) для отработки подземным способом составляют более 90 процентов балансовых запасов железных руд на этом участке недр, а в иных случаях значение коэффициента Кпозд принимается равным 1.
(ред. от 19.12.2023)
"Об установлении Методики расчета минимального (стартового) размера разового платежа за пользование недрами"
(Зарегистрировано в Минюсте России 18.04.2022 N 68250)СндпиК - средняя величина налога на добычу полезных ископаемых, определяемая как произведение одной из налоговых ставок (в зависимости от вида добытого полезного ископаемого), установленных пунктом 2 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, и предусмотренного статьей 342.8 Налогового кодекса Российской Федерации рентного коэффициента (Крента), без учета условий применения налоговой ставки 0 процентов, установленных пунктом 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации (за исключением подпункта 2 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, а также подпункта 3 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации (в отношении попутных вод (вод, извлеченных из недр вместе с нефтью, газом и газовым конденсатом) (рублей). При определении средней величины налога на добычу полезных ископаемых (СндпиК) значение рентного коэффициента (Крента), предусмотренного статьей 342.8 Налогового кодекса Российской Федерации, принимается равным 1. При определении средней величины налога на добычу полезных ископаемых (СндпиК) налоговые ставки, установленные подпунктами 1, 12 - 16 пункта 2 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2020, N 12, ст. 1657), также умножаются (в зависимости от вида добытого полезного ископаемого) на коэффициенты Ккс, Куг, Кмкр, а также на коэффициенты-дефляторы, устанавливаемые по видам угля и учитывающие изменение цен на уголь в Российской Федерации (далее - коэффициенты-дефляторы), предусмотренные подпунктами 12, 14 - 16 пункта 2 статьи 342, статьями 342.10, 342.11, 342.12 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2021, N 49, ст. 8146). При определении средней величины налога на добычу полезных ископаемых (СндпиК) налоговая ставка, установленная подпунктом 3.1 пункта 2 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340), также умножается на коэффициент Кжр, предусмотренный статьей 342.9 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2021, N 49, ст. 8146), и на коэффициент, характеризующий способ добычи (Кподз), предусмотренный статьей 342.1 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2013, N 27, ст. 3444), значение которого принимается равным 0,1 при объявлении не позднее 1 января 2024 г. аукциона, на котором в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых балансовые запасы железных руд (за исключением окисленных железистых кварцитов) для отработки подземным способом составляют более 90 процентов балансовых запасов железных руд на этом участке недр, а в иных случаях значение коэффициента Кпозд принимается равным 1.
Постановление Правительства РФ от 14.08.2013 N 699
(ред. от 27.11.2024)
"О проведении расчетов и перечислении средств в связи с формированием и использованием дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета, средств Фонда национального благосостояния, а также о признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации"
(вместе с "Правилами проведения расчетов и перечисления средств в связи с формированием и использованием дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета, средств Фонда национального благосостояния")среднего уровня цены нефти сорта "Юралс" за период, который учитывается при расчете ставок налога на добычу полезных ископаемых, налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку, определяемого в соответствии с пунктом 3 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, и ставки вывозной таможенной пошлины на текущий месяц;
(ред. от 27.11.2024)
"О проведении расчетов и перечислении средств в связи с формированием и использованием дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета, средств Фонда национального благосостояния, а также о признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации"
(вместе с "Правилами проведения расчетов и перечисления средств в связи с формированием и использованием дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета, средств Фонда национального благосостояния")среднего уровня цены нефти сорта "Юралс" за период, который учитывается при расчете ставок налога на добычу полезных ископаемых, налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку, определяемого в соответствии с пунктом 3 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, и ставки вывозной таможенной пошлины на текущий месяц;
Статья: Налогообложение Китая как инструмент национальной фискально-бюджетной политики
(Жильцова Ю.В., Васильева А.Е.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 1)Еще один китайский налог, связанный с землей, называется налогом на использование городских земель, который также уплачивается организациями и физическими лицами, которые используют земельные участки в пределах населенного пункта, районов добычи полезных ископаемых. Ставка данного налога зависит от земли, то есть от ее назначения и категории.
(Жильцова Ю.В., Васильева А.Е.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 1)Еще один китайский налог, связанный с землей, называется налогом на использование городских земель, который также уплачивается организациями и физическими лицами, которые используют земельные участки в пределах населенного пункта, районов добычи полезных ископаемых. Ставка данного налога зависит от земли, то есть от ее назначения и категории.
Тематический выпуск: Договоры с иностранными организациями: налогообложение
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 6)С октября 2020 года налоговый орган внезапно изменил правоприменительную практику по вопросу льготирования НДПИ. В отношении Общества были проведены камеральные проверки, предметом которых было установление правомерности применения ставки 0% в отношении добытых Обществом полезных ископаемых.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 6)С октября 2020 года налоговый орган внезапно изменил правоприменительную практику по вопросу льготирования НДПИ. В отношении Общества были проведены камеральные проверки, предметом которых было установление правомерности применения ставки 0% в отношении добытых Обществом полезных ископаемых.
Статья: Конкурентное право и отраслевые товарные рынки: рынок цветной металлургии
(Варламова А.Н., Куркина С.В., Грехова Д.А., Кузьмина А.В., Ситников Е.В., Волков Г.Г.)
("Конкурентное право", 2021, N 3)Учитывая значительный налоговый потенциал цветной металлургии <23>, "более равномерное распределение налоговой нагрузки для различных отраслей экономики предполагается осуществить во многом за счет повышения налогов для металлургов" <24>. Соответствующие предложения неоднократно выдвигались на протяжении последних лет (так называемый список Белоусова). Реально данные предложения были воплощены принятием Федерального закона от 15 октября 2020 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в гл. 25.4 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" <25>. Указанным Федеральным законом вводится рентный коэффициент в размере 3,5 к действующей ставке налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
(Варламова А.Н., Куркина С.В., Грехова Д.А., Кузьмина А.В., Ситников Е.В., Волков Г.Г.)
("Конкурентное право", 2021, N 3)Учитывая значительный налоговый потенциал цветной металлургии <23>, "более равномерное распределение налоговой нагрузки для различных отраслей экономики предполагается осуществить во многом за счет повышения налогов для металлургов" <24>. Соответствующие предложения неоднократно выдвигались на протяжении последних лет (так называемый список Белоусова). Реально данные предложения были воплощены принятием Федерального закона от 15 октября 2020 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в гл. 25.4 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" <25>. Указанным Федеральным законом вводится рентный коэффициент в размере 3,5 к действующей ставке налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
Вопрос: О предложении по отмене рентного коэффициента КРЕНТА, равного 3,5, к ставке НДПИ при добыче отдельных видов полезных ископаемых в связи с уменьшением среднесписочной численности персонала.
(Письмо Минфина России от 17.01.2024 N 03-06-05-01/3130)Учитывая изложенное, предложение об отмене рентного коэффициента КРЕНТА, равного 3,5, к ставкам НДПИ при добыче отдельных видов полезных ископаемых противоречит указанному поручению Президента Российской Федерации, а также приведет к выпадающим доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, учтенных при подготовке Федерального закона от 27.11.2023 N 540-ФЗ "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" и определенных с учетом действующих налоговых ставок, и не может быть поддержано.
(Письмо Минфина России от 17.01.2024 N 03-06-05-01/3130)Учитывая изложенное, предложение об отмене рентного коэффициента КРЕНТА, равного 3,5, к ставкам НДПИ при добыче отдельных видов полезных ископаемых противоречит указанному поручению Президента Российской Федерации, а также приведет к выпадающим доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, учтенных при подготовке Федерального закона от 27.11.2023 N 540-ФЗ "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" и определенных с учетом действующих налоговых ставок, и не может быть поддержано.
Статья: Анализ влияния изменения ключевой ставки Центрального банка РФ на налогообложение в 2022 - 2023 гг.
(Бобошко Д.Ю., Синько Д.Д.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 4)- если взаимозависимое лицо - плательщик налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) - по ставке, исчисленной в процентах, интервал предельных значений составлял "от 75 до 125 процентов ключевой ставки ЦБ РФ" и был изменен еще с началом пандемии на "от 0 до 180 процентов ключевой ставки ЦБ РФ" на период с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2023 г.;
(Бобошко Д.Ю., Синько Д.Д.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 4)- если взаимозависимое лицо - плательщик налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) - по ставке, исчисленной в процентах, интервал предельных значений составлял "от 75 до 125 процентов ключевой ставки ЦБ РФ" и был изменен еще с началом пандемии на "от 0 до 180 процентов ключевой ставки ЦБ РФ" на период с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2023 г.;
Статья: Налог на сверхприбыль: быть или не быть?
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 27)Правительством в Госдуму внесена инициатива о закреплении в Налоговом кодексе налога на сверхприбыль для крупных компаний с рядом исключений. Например, налог не коснется компаний, созданных после 2020 г. В периметр налога не войдут компании малого и среднего бизнеса, организации - плательщики единого сельскохозяйственного налога, а также компании нефтегазового сектора и добычи угля, так как для них в этом году уже предусмотрены дополнительные налоговые изъятия по НДПИ и демпферу на моторное топливо. Рассмотрим, кто должен уплачивать этот налог, его налоговую базу и налоговую ставку, а также стимулирующие коррективы, которые вносятся бизнес-сообществами на этапе рассмотрения.
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 27)Правительством в Госдуму внесена инициатива о закреплении в Налоговом кодексе налога на сверхприбыль для крупных компаний с рядом исключений. Например, налог не коснется компаний, созданных после 2020 г. В периметр налога не войдут компании малого и среднего бизнеса, организации - плательщики единого сельскохозяйственного налога, а также компании нефтегазового сектора и добычи угля, так как для них в этом году уже предусмотрены дополнительные налоговые изъятия по НДПИ и демпферу на моторное топливо. Рассмотрим, кто должен уплачивать этот налог, его налоговую базу и налоговую ставку, а также стимулирующие коррективы, которые вносятся бизнес-сообществами на этапе рассмотрения.
Статья: Актуальные вопросы налогообложения минерально-сырьевого комплекса Российской Федерации
(Юмаев М.М.)
("Финансы", 2023, N 1)Налоговый кредит в минерально-сырьевом комплексе предполагает перенос исполнения налогового обязательства на более поздний период с целью стимулирования инвестиций и поддержки новых проектов на начальной стадии. Полное освобождение от налогообложения при начале реализации инвестиционных проектов в минерально-сырьевом комплексе, в особенности в нефтегазовой сфере, нецелесообразно, и такие инструменты, как применявшаяся в 2010 - 2020 гг. пониженная ставка вывозной таможенной пошлины на нефть, налоговые вычеты, налоговые каникулы в НДПИ, не только лишали бюджет существенных доходов, но и являлись своего рода незаработанной государственной субсидией, препятствующей эффективному инвестированию.
(Юмаев М.М.)
("Финансы", 2023, N 1)Налоговый кредит в минерально-сырьевом комплексе предполагает перенос исполнения налогового обязательства на более поздний период с целью стимулирования инвестиций и поддержки новых проектов на начальной стадии. Полное освобождение от налогообложения при начале реализации инвестиционных проектов в минерально-сырьевом комплексе, в особенности в нефтегазовой сфере, нецелесообразно, и такие инструменты, как применявшаяся в 2010 - 2020 гг. пониженная ставка вывозной таможенной пошлины на нефть, налоговые вычеты, налоговые каникулы в НДПИ, не только лишали бюджет существенных доходов, но и являлись своего рода незаработанной государственной субсидией, препятствующей эффективному инвестированию.
Информация: Законопроект о налоге на сверхприбыль для крупных компаний одобрен на заседании Правительства РФ
("Официальный сайт Минфина России", 2023)Сегодня на заседании Правительства РФ одобрен законопроект, устанавливающий налог на сверхприбыль для крупных компаний с рядом исключений. Так, налог не коснется компаний, созданных после 2020 года, а также тех компаний, у которых средняя доналоговая прибыль за 2021 - 2022 годы не превышает 1 млрд рублей. В периметр налога не войдут компании малого и среднего бизнеса, организации - плательщики единого сельскохозяйственного налога, а также компании нефтегазового сектора и добычи угля, так как для них в этом году уже предусмотрены дополнительные налоговые изъятия по НДПИ и демпферу на моторное топливо.
("Официальный сайт Минфина России", 2023)Сегодня на заседании Правительства РФ одобрен законопроект, устанавливающий налог на сверхприбыль для крупных компаний с рядом исключений. Так, налог не коснется компаний, созданных после 2020 года, а также тех компаний, у которых средняя доналоговая прибыль за 2021 - 2022 годы не превышает 1 млрд рублей. В периметр налога не войдут компании малого и среднего бизнеса, организации - плательщики единого сельскохозяйственного налога, а также компании нефтегазового сектора и добычи угля, так как для них в этом году уже предусмотрены дополнительные налоговые изъятия по НДПИ и демпферу на моторное топливо.
Статья: Экологизация налоговой системы России: перенос налоговой нагрузки с труда на экологию
(Зацарная Н.А.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 4; "Международный бухгалтерский учет", 2025, N 6)По итогам рассматриваемого периода поступления налога на добычу полезных ископаемых сократились незначительно - на 0,9%. Кроме того, доля данного налога в структуре доходов консолидированных бюджетов субъектов России невелика и составляет по итогам 2020 г. 0,5%. По итогам 2020 г. ниже прошлогодних оказались поступления акцизов (на 4,1%, или на 0,45 млрд руб.), которые уменьшились из-за изменения законодательства и перечня подакцизных товаров, увеличения ставок и изменения объемов реализации подакцизных товаров, а также изменения макроэкономических показателей (например, благодаря изменению цен на природный газ в бюджет дополнительно поступило 6,3 млрд руб.).
(Зацарная Н.А.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 4; "Международный бухгалтерский учет", 2025, N 6)По итогам рассматриваемого периода поступления налога на добычу полезных ископаемых сократились незначительно - на 0,9%. Кроме того, доля данного налога в структуре доходов консолидированных бюджетов субъектов России невелика и составляет по итогам 2020 г. 0,5%. По итогам 2020 г. ниже прошлогодних оказались поступления акцизов (на 4,1%, или на 0,45 млрд руб.), которые уменьшились из-за изменения законодательства и перечня подакцизных товаров, увеличения ставок и изменения объемов реализации подакцизных товаров, а также изменения макроэкономических показателей (например, благодаря изменению цен на природный газ в бюджет дополнительно поступило 6,3 млрд руб.).