Ставка налога на прибыль в 2020 году
Подборка наиболее важных документов по запросу Ставка налога на прибыль в 2020 году (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 284.4 "Особенности применения налоговой ставки к налоговой базе, определяемой налогоплательщиками, получившими статус резидента территории опережающего развития в соответствии с Федеральным законом "О территориях опережающего развития в Российской Федерации", статус резидента свободного порта Владивосток в соответствии с Федеральным законом "О свободном порте Владивосток" либо статус резидента Арктической зоны Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации" главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик являлся резидентом свободного порта Владивосток и применял ставку налога на прибыль 0 процентов в 2020 году. Налоговый орган пришел к выводу о неправомерном применении налогоплательщиком ставки 0 процентов в связи с наличием у него обособленного подразделения за пределами территории свободного порта Владивосток. Суд поддержал вывод налогового органа. Суд указал, что организация, являющаяся резидентом свободного порта Владивосток (СПВ), признается налогоплательщиком - резидентом СПВ и вправе применять пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль организаций в случае ее соответствия требованиям, предусмотренным ст. 284.4 НК РФ. Суд установил, что обособленное подразделение являлось действующим, общество осуществляло уплату НДФЛ за работников обособленного подразделения в инспекцию (по адресу расположения обособленного подразделения). Суд не принял в качестве доказательства прекращения деятельности обособленного подразделения 31.12.2019 представленный налогоплательщиком протокол внеочередного собрания участников общества о прекращении деятельности обособленного подразделения. Суд указал, что в силу подп. 3.1 п. 2 ст. 23, п. 1 ст. 83 и ст. 84 НК РФ для целей налогообложения обособленное подразделение организации будет считаться ликвидированным с момента снятия общества с учета по месту нахождения его обособленного подразделения.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик являлся резидентом свободного порта Владивосток и применял ставку налога на прибыль 0 процентов в 2020 году. Налоговый орган пришел к выводу о неправомерном применении налогоплательщиком ставки 0 процентов в связи с наличием у него обособленного подразделения за пределами территории свободного порта Владивосток. Суд поддержал вывод налогового органа. Суд указал, что организация, являющаяся резидентом свободного порта Владивосток (СПВ), признается налогоплательщиком - резидентом СПВ и вправе применять пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль организаций в случае ее соответствия требованиям, предусмотренным ст. 284.4 НК РФ. Суд установил, что обособленное подразделение являлось действующим, общество осуществляло уплату НДФЛ за работников обособленного подразделения в инспекцию (по адресу расположения обособленного подразделения). Суд не принял в качестве доказательства прекращения деятельности обособленного подразделения 31.12.2019 представленный налогоплательщиком протокол внеочередного собрания участников общества о прекращении деятельности обособленного подразделения. Суд указал, что в силу подп. 3.1 п. 2 ст. 23, п. 1 ст. 83 и ст. 84 НК РФ для целей налогообложения обособленное подразделение организации будет считаться ликвидированным с момента снятия общества с учета по месту нахождения его обособленного подразделения.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 284.4 "Особенности применения налоговой ставки к налоговой базе, определяемой налогоплательщиками, получившими статус резидента территории опережающего развития в соответствии с Федеральным законом "О территориях опережающего развития в Российской Федерации", статус резидента свободного порта Владивосток в соответствии с Федеральным законом "О свободном порте Владивосток" либо статус резидента Арктической зоны Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации" главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил налог на прибыль, сделав вывод о неправомерном применении льготной ставки в отношении доходов от реализации строительных подрядных (субподрядных) работ. Налогоплательщик оспорил доначисление, указав, что ошибочно отразил в первичной декларации по налогу на прибыль показатели по различным видам деятельности и кодам налогоплательщика, ошибки были исправлены путем подачи уточненных налоговых деклараций по налогу на прибыль. Налоговый орган установил, что доля дохода общества от деятельности в качестве резидента Свободного порта Владивосток (СПВ) составила менее 90 процентов суммы всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль (п. 2 ст. 284.4 НК РФ), а в учетной политике общества не был определен порядок применения налоговых ставок (п. 3 ст. 284.4 НК РФ). Суд признал правомерным доначисление налога на прибыль, так как общество - резидент СПВ нарушило условия применения льготной ставки. Суд указал, что налогоплательщик - резидент СПВ вправе применять к налоговой базе льготные ставки, если доходы от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на территории СПВ, составляют не менее 90 процентов всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Суд установил, что один из объектов был включен в список объектов строительства жилых и нежилых зданий на территории СПВ только в 2022 году, следовательно, доходы от проведенных на нем работ могут учитываться в составе доходов от деятельности резидента СПВ с момента подписания дополнительного соглашения, так как иные условия в части срока вступления в силу дополнительного соглашения его положениями не установлены. Следовательно, доход, полученный при реализации работ по данному объекту в 2020 году, не может быть включен в доход от деятельности налогоплательщика в качестве резидента СПВ в 2020 году, что приводит в невыполнению налогоплательщиком условия о доле доходов, необходимой для применения льготной ставки налога на прибыль.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил налог на прибыль, сделав вывод о неправомерном применении льготной ставки в отношении доходов от реализации строительных подрядных (субподрядных) работ. Налогоплательщик оспорил доначисление, указав, что ошибочно отразил в первичной декларации по налогу на прибыль показатели по различным видам деятельности и кодам налогоплательщика, ошибки были исправлены путем подачи уточненных налоговых деклараций по налогу на прибыль. Налоговый орган установил, что доля дохода общества от деятельности в качестве резидента Свободного порта Владивосток (СПВ) составила менее 90 процентов суммы всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль (п. 2 ст. 284.4 НК РФ), а в учетной политике общества не был определен порядок применения налоговых ставок (п. 3 ст. 284.4 НК РФ). Суд признал правомерным доначисление налога на прибыль, так как общество - резидент СПВ нарушило условия применения льготной ставки. Суд указал, что налогоплательщик - резидент СПВ вправе применять к налоговой базе льготные ставки, если доходы от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на территории СПВ, составляют не менее 90 процентов всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Суд установил, что один из объектов был включен в список объектов строительства жилых и нежилых зданий на территории СПВ только в 2022 году, следовательно, доходы от проведенных на нем работ могут учитываться в составе доходов от деятельности резидента СПВ с момента подписания дополнительного соглашения, так как иные условия в части срока вступления в силу дополнительного соглашения его положениями не установлены. Следовательно, доход, полученный при реализации работ по данному объекту в 2020 году, не может быть включен в доход от деятельности налогоплательщика в качестве резидента СПВ в 2020 году, что приводит в невыполнению налогоплательщиком условия о доле доходов, необходимой для применения льготной ставки налога на прибыль.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2023 года"В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 3 указанного Закона (в редакции, действовавшей до принятия Закона Кировской области от 24 ноября 2020 года N 417-ЗО) право на применение пониженной налоговой ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, имеют организации (одновременно отвечающие установленным данной статьей требованиям), заключившие инвестиционный договор о предоставлении налоговой преференции с уполномоченным Правительством Кировской области органом исполнительной власти Кировской области; порядок заключения инвестиционного договора о предоставлении налоговой преференции, в том числе его форма и существенные условия устанавливаются Правительством Кировской области.
Статья: Налоговая обязанность в условиях цифровизации: трансформация понятия
(Лютова О.И.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 1)Неисчерпывающий характер представленной в таблице хронологии также обусловлен тем, что отдельные мероприятия, связанные с исполнением налоговой обязанности в условиях цифровизации, реализуются на постоянной основе. В качестве примера в данном случае можно назвать периодические изменения законодательства о налоговых льготах для IT-компаний. Впервые так называемый налоговый маневр в отношении категории налогоплательщиков - производителей отечественного софта и баз данных был проведен на основании Федерального закона от 31.07.2020 N 265-ФЗ и заключался в облегчении налоговой нагрузки соответствующей отрасли с 1 января 2021 г. за счет снижения ставки по налогу на прибыль и тарифов страховых взносов с заработной платы сотрудников, а также в освобождении от уплаты НДС. Далее перечень мер, предоставляемых российским организациям, осуществляющим деятельность в сфере информационных технологий, был расширен в 2022 году: произошло установление нулевой ставки по налогу на прибыль, а также исключено условие о минимальном количестве сотрудников, которое выступало ограничителем для возможности использования таких льгот, введен мораторий на проведение налоговых проверок организаций IT-сектора. Соответствующие правила должны были действовать до 2025 года, после наступления которого производители информационных технологий должны были бы вернуться к общему режиму налогообложения. Однако в 2024 году законодатель принял решение сохранить льготную ставку по налогу на прибыль для этой категории налогоплательщиков, отказавшись при этом от предыдущего варианта в виде полного освобождения от его исчисления и уплаты.
(Лютова О.И.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 1)Неисчерпывающий характер представленной в таблице хронологии также обусловлен тем, что отдельные мероприятия, связанные с исполнением налоговой обязанности в условиях цифровизации, реализуются на постоянной основе. В качестве примера в данном случае можно назвать периодические изменения законодательства о налоговых льготах для IT-компаний. Впервые так называемый налоговый маневр в отношении категории налогоплательщиков - производителей отечественного софта и баз данных был проведен на основании Федерального закона от 31.07.2020 N 265-ФЗ и заключался в облегчении налоговой нагрузки соответствующей отрасли с 1 января 2021 г. за счет снижения ставки по налогу на прибыль и тарифов страховых взносов с заработной платы сотрудников, а также в освобождении от уплаты НДС. Далее перечень мер, предоставляемых российским организациям, осуществляющим деятельность в сфере информационных технологий, был расширен в 2022 году: произошло установление нулевой ставки по налогу на прибыль, а также исключено условие о минимальном количестве сотрудников, которое выступало ограничителем для возможности использования таких льгот, введен мораторий на проведение налоговых проверок организаций IT-сектора. Соответствующие правила должны были действовать до 2025 года, после наступления которого производители информационных технологий должны были бы вернуться к общему режиму налогообложения. Однако в 2024 году законодатель принял решение сохранить льготную ставку по налогу на прибыль для этой категории налогоплательщиков, отказавшись при этом от предыдущего варианта в виде полного освобождения от его исчисления и уплаты.
Статья: Учет убытков в базе по налогу на прибыль
(Тарасова Е.А.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2023, N 5)Пример 2. В период с 2020 года по 2022 год организация применяла при налогообложении прибыли ставку 0%. С 2023 года она применяет общую ставку - 20%. Может ли организация уменьшить налоговую базу за 2023 год на убытки, полученные в 2019 и 2021 годах?
(Тарасова Е.А.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2023, N 5)Пример 2. В период с 2020 года по 2022 год организация применяла при налогообложении прибыли ставку 0%. С 2023 года она применяет общую ставку - 20%. Может ли организация уменьшить налоговую базу за 2023 год на убытки, полученные в 2019 и 2021 годах?
Последние изменения: Льготы по налогу на прибыль
(КонсультантПлюс, 2025)Организации, осуществляющие образовательную и (или) медицинскую деятельность, могут применять льготную ставку по налогу на прибыль бессрочно. Ранее действовавшее до 1 января 2020 г. ограничение снято.
(КонсультантПлюс, 2025)Организации, осуществляющие образовательную и (или) медицинскую деятельность, могут применять льготную ставку по налогу на прибыль бессрочно. Ранее действовавшее до 1 января 2020 г. ограничение снято.
Статья: Влияние налогообложения добавленной стоимости на оплату труда в государствах БРИКС (сравнительно-правовой аспект)
(Бачурин Д.Г.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 5)При действующих ставках налогообложения: по НДС <7> - 20% (16,67%), по налогу на прибыль - 20%, по страховым платежам в 2020 г. - 30% (с учетом ст. 428 НК РФ "Дополнительные тарифы для отдельных категорий плательщиков" совокупные тарифы страховых платежей могут находиться в диапазоне от 30 до 39%); математическая модель, описывающая налоговую нагрузку хозяйствующего субъекта, принимающая во внимание налогообложение добавленной стоимости, прибыли и уплату страховых взносов и выполненная из расчета всех показателей на 1 руб. выручки, выглядит следующим образом:
(Бачурин Д.Г.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 5)При действующих ставках налогообложения: по НДС <7> - 20% (16,67%), по налогу на прибыль - 20%, по страховым платежам в 2020 г. - 30% (с учетом ст. 428 НК РФ "Дополнительные тарифы для отдельных категорий плательщиков" совокупные тарифы страховых платежей могут находиться в диапазоне от 30 до 39%); математическая модель, описывающая налоговую нагрузку хозяйствующего субъекта, принимающая во внимание налогообложение добавленной стоимости, прибыли и уплату страховых взносов и выполненная из расчета всех показателей на 1 руб. выручки, выглядит следующим образом:
"Глобальный атлас регулирования искусственного интеллекта. Вектор БРИКС"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В июле 2020 г. был утвержден Первый пакет мер поддержки IT-отрасли, который вступил в силу с 2021 г. Он предусматривает проведение "налогового маневра" для IT-отрасли - установление для российских компаний ставок по налогу на прибыль в размере 3% (в части, подлежащей перечислению в федеральный бюджет) и нулевой - в части, подлежащей перечислению в региональные бюджеты. Он также снижает ставку страховых взносов с 14% до 7,6%. Основанием для "налогового маневра" является Федеральный закон N 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", принятый 31 июля 2020 г., которым были внесены соответствующие изменения в режим налогообложения IT-компаний, положения вступили в силу с 1 января 2021 г. [336].
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В июле 2020 г. был утвержден Первый пакет мер поддержки IT-отрасли, который вступил в силу с 2021 г. Он предусматривает проведение "налогового маневра" для IT-отрасли - установление для российских компаний ставок по налогу на прибыль в размере 3% (в части, подлежащей перечислению в федеральный бюджет) и нулевой - в части, подлежащей перечислению в региональные бюджеты. Он также снижает ставку страховых взносов с 14% до 7,6%. Основанием для "налогового маневра" является Федеральный закон N 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", принятый 31 июля 2020 г., которым были внесены соответствующие изменения в режим налогообложения IT-компаний, положения вступили в силу с 1 января 2021 г. [336].
Вопрос: О применении организацией радиоэлектронной промышленности пониженных ставки по налогу на прибыль и единого тарифа страховых взносов.
(Письмо Минфина России от 09.10.2024 N 03-15-06/97886)Департамент налоговой политики рассмотрел обращение АО от 26.07.2024 по вопросам применения организацией, осуществляющей деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности, пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций, а также внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2392 "О реестре организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности" и сообщает следующее.
(Письмо Минфина России от 09.10.2024 N 03-15-06/97886)Департамент налоговой политики рассмотрел обращение АО от 26.07.2024 по вопросам применения организацией, осуществляющей деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности, пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций, а также внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2392 "О реестре организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности" и сообщает следующее.
Статья: Основные направления финансово-правового регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации
(Тория Р.А.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 4)В случае если инвестор в налоговом периоде получал, например, 85% всей выручки от реализации инвестиционного проекта, то к нему не применялась пониженная налоговая ставка, его прибыль облагалась по общей ставке 20%. С 2020 г. участники специальных инвестиционных контрактов и региональных инвестиционных проектов имели право в случае невыполнения критерия 90% дохода пользоваться пониженной ставкой в части налоговой базы, сформированной из доходов (расходов), которые были получены в связи с реализацией инвестиционного проекта. В 2021 г. такая возможность появилась и для резидентов территорий опережающего развития, а также резидентов свободного порта Владивосток.
(Тория Р.А.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 4)В случае если инвестор в налоговом периоде получал, например, 85% всей выручки от реализации инвестиционного проекта, то к нему не применялась пониженная налоговая ставка, его прибыль облагалась по общей ставке 20%. С 2020 г. участники специальных инвестиционных контрактов и региональных инвестиционных проектов имели право в случае невыполнения критерия 90% дохода пользоваться пониженной ставкой в части налоговой базы, сформированной из доходов (расходов), которые были получены в связи с реализацией инвестиционного проекта. В 2021 г. такая возможность появилась и для резидентов территорий опережающего развития, а также резидентов свободного порта Владивосток.
Статья: Упрощенные системы налогообложения для малого и среднего предпринимательства: опыт и совершенствование
(Алиев О.М.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 10)В большинстве стран ЕС действуют пониженные ставки корпоративного налога для МСП, годовой доход которых (а в некоторых случаях и численность работников) ниже определенного порога. Налогооблагаемой базой в данном случае выступает прибыль предприятий. На 2020 г. сниженные ставки варьируются от 5% (Литва) до 22,8% (Люксембург). В табл. 2 представлены ставки и ограничения по каждой стране. Субъекты налогообложения при использовании подобных налоговых режимов не освобождаются от ведения налогового учета и предоставления налоговой декларации, от уплаты страховых взносов. Данный тип упрощенных налоговых режимов наиболее приближен к российской УСН, однако не исключает возникающих проблем, таких, например, как споры относительно признания расходов и доходов. Далее будут рассмотрены примеры стран, в которых действующие специальные режимы для МСП исключают некоторые проблемы, возникающие при использовании российской УСН.
(Алиев О.М.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 10)В большинстве стран ЕС действуют пониженные ставки корпоративного налога для МСП, годовой доход которых (а в некоторых случаях и численность работников) ниже определенного порога. Налогооблагаемой базой в данном случае выступает прибыль предприятий. На 2020 г. сниженные ставки варьируются от 5% (Литва) до 22,8% (Люксембург). В табл. 2 представлены ставки и ограничения по каждой стране. Субъекты налогообложения при использовании подобных налоговых режимов не освобождаются от ведения налогового учета и предоставления налоговой декларации, от уплаты страховых взносов. Данный тип упрощенных налоговых режимов наиболее приближен к российской УСН, однако не исключает возникающих проблем, таких, например, как споры относительно признания расходов и доходов. Далее будут рассмотрены примеры стран, в которых действующие специальные режимы для МСП исключают некоторые проблемы, возникающие при использовании российской УСН.