Ставка налога на прибыль в 2017 году
Подборка наиболее важных документов по запросу Ставка налога на прибыль в 2017 году (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О применении пониженных ставок по налогу на прибыль резидентом СПВ, заключившим в 2017 г. соглашение об осуществлении деятельности, а в 2020 г. допсоглашение со "стабилизационной оговоркой".
(Письмо Минфина России от 14.11.2023 N 03-03-06/1/108379)Вопрос: О применении пониженных ставок по налогу на прибыль резидентом СПВ, заключившим в 2017 г. соглашение об осуществлении деятельности, а в 2020 г. допсоглашение со "стабилизационной оговоркой".
(Письмо Минфина России от 14.11.2023 N 03-03-06/1/108379)Вопрос: О применении пониженных ставок по налогу на прибыль резидентом СПВ, заключившим в 2017 г. соглашение об осуществлении деятельности, а в 2020 г. допсоглашение со "стабилизационной оговоркой".
Статья: Инвестиционные налоговые вычеты, применяемые с 2022 и 2023 годов
(Казанцева Е.П.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2022, N 12)Инвестиционный налоговый вычет (ИНВ) - это установленная законом субъекта РФ возможность уменьшения исчисленного к уплате по итогам отчетного (налогового) периода регионального налога на прибыль (исчисляемого по ставке 17% в 2017 - 2024 годах) на стоимость приобретенных ОС, затраты на их модернизацию и некоторые другие расходы. По сути, указанные затраты частично компенсируются за счет бюджета. Основные средства, по которым применили данный вычет, нельзя амортизировать, а при выбытии объекта до истечения срока полезного использования придется вернуть налог, не уплаченный за счет вычета, и заплатить пени. Порядок применения инвестиционного вычета предусмотрен положениями ст. 286.1 НК РФ.
(Казанцева Е.П.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2022, N 12)Инвестиционный налоговый вычет (ИНВ) - это установленная законом субъекта РФ возможность уменьшения исчисленного к уплате по итогам отчетного (налогового) периода регионального налога на прибыль (исчисляемого по ставке 17% в 2017 - 2024 годах) на стоимость приобретенных ОС, затраты на их модернизацию и некоторые другие расходы. По сути, указанные затраты частично компенсируются за счет бюджета. Основные средства, по которым применили данный вычет, нельзя амортизировать, а при выбытии объекта до истечения срока полезного использования придется вернуть налог, не уплаченный за счет вычета, и заплатить пени. Порядок применения инвестиционного вычета предусмотрен положениями ст. 286.1 НК РФ.
Нормативные акты
"Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов"
(разработаны Минфином России)<10> Отдельная льгота по НДС начала действовать с 1 января 2008 года, по страховым взносам - с 1 января 2017 года, ставка 0% по налогу на прибыль в ФБ - с 1 января 2022 года.
(разработаны Минфином России)<10> Отдельная льгота по НДС начала действовать с 1 января 2008 года, по страховым взносам - с 1 января 2017 года, ставка 0% по налогу на прибыль в ФБ - с 1 января 2022 года.
"Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"
(разработаны Минфином России)<11> Отдельная льгота по НДС начала действовать с 01.01.2008, по страховым взносам - с 01.01.2017, ставка 0% по налогу на прибыль в ФБ - с 01.01.2022.
(разработаны Минфином России)<11> Отдельная льгота по НДС начала действовать с 01.01.2008, по страховым взносам - с 01.01.2017, ставка 0% по налогу на прибыль в ФБ - с 01.01.2022.
Вопрос: О введении налога на содержание собак в МКД, об освобождении частных приютов от налога на прибыль на три года с момента начала работы.
(Письмо Минфина России от 27.09.2023 N 03-01-11/91842)Также отмечаем, что налог на прибыль организаций является федеральным налогом, сумма которого, исчисленная по налоговой ставке в размере 3 процентов в 2017 - 2030 годах, зачисляется в федеральный бюджет, а в размере 17 процентов в 2017 - 2030 годах - в бюджеты субъектов Российской Федерации. Данный налог является одним из основных бюджетообразующих налоговых источников для доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации.
(Письмо Минфина России от 27.09.2023 N 03-01-11/91842)Также отмечаем, что налог на прибыль организаций является федеральным налогом, сумма которого, исчисленная по налоговой ставке в размере 3 процентов в 2017 - 2030 годах, зачисляется в федеральный бюджет, а в размере 17 процентов в 2017 - 2030 годах - в бюджеты субъектов Российской Федерации. Данный налог является одним из основных бюджетообразующих налоговых источников для доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации.
Статья: Все о льготной ставке для IT-компаний и не только
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 9)- в региональный бюджет (в бюджет федеральной территории Сириус) - по ставке 18%. На периоды с 2017 по 2024 год - 17%.
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 9)- в региональный бюджет (в бюджет федеральной территории Сириус) - по ставке 18%. На периоды с 2017 по 2024 год - 17%.
Статья: Налогово-правовые механизмы государственной поддержки предпринимательства в современных условиях
(Шевелева Н.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)Критерии отбора резидентов свободного порта Владивосток утверждены актом Правительства РФ <17>, их, собственно, два: первый - планирование нового инвестиционного проекта либо нового вида деятельности; второй - объем планируемых капиталовложений не должен быть менее 5 млн руб. в срок, не превышающий 3 лет со дня включения индивидуального предпринимателя или юридического лица в реестр резидентов свободного порта Владивосток. Предусмотренные в Постановлении обстоятельства критериями отбора признать достаточно сложно, это скорее условия, которые должны быть выполнены резидентом, причем в будущем <18>. Таким образом, для получения статуса резидента специальных усилий от соискателя не требуется, оно максимально облегчено, однако дальнейшее соблюдение всех условий и ограничений может оказаться проблематичным и конфликтным, особенно если нарушения будут выявляться в процессе налогового контроля <19>. Одним из таких конфликтообразующих факторов является действие срока применения пониженных ставок в зависимости от момента получения первой прибыли. Льготный период применения пониженных ставок ("пять плюс пять") действует с момента получения первой прибыли, такое условие применяется и к другим ситуациям налоговых преференций (резиденты ТОСЭР, участники РИП и СПИК), что указывает на особое внимание законодателя к данному обстоятельству. В 2019 г. в статью 284.4 НК РФ было внесено изменение, определяющее понятие первой прибыли для резидентов ТОСЭР и резидентов свободного порта Владивосток <20>. Ключевыми моментами, образующими первую прибыль, являются, во-первых, положительная разница между доходами и расходами; во-вторых, привязка к видам деятельности, отраженным в соглашении об осуществлении деятельности; в-третьих, началом расчета первой прибыли определен момент включения в реестр резидентов; в-четвертых, курсовые разницы не учитываются ни в составе доходов, ни в составе расходов. Таким образом, если предпринимательская деятельность привела к положительному экономическому результату, то для целей поддержки инвестора и дальнейшего развития его деятельности включается механизм налоговых преференций. Вместе с тем если хозяйственная деятельность не приносит результата, то встает вопрос о том, как долго сохраняется право на пониженные ставки налога на прибыль организаций. Этот вопрос не сразу нашел свое законодательное регулирование, но в 2017 г. <21> в ст. 284.4 НК РФ было включено правило, ограничивающее период ожидания первой прибыли тремя годами, и начиная с четвертого (пятого или шестого налогового периода в зависимости от объема инвестиций) года десятилетний период права на использование пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций начинает "сгорать". Поскольку данное нововведение ухудшает положение налогоплательщика, то, надо полагать, действовать с обратной силой оно не может.
(Шевелева Н.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)Критерии отбора резидентов свободного порта Владивосток утверждены актом Правительства РФ <17>, их, собственно, два: первый - планирование нового инвестиционного проекта либо нового вида деятельности; второй - объем планируемых капиталовложений не должен быть менее 5 млн руб. в срок, не превышающий 3 лет со дня включения индивидуального предпринимателя или юридического лица в реестр резидентов свободного порта Владивосток. Предусмотренные в Постановлении обстоятельства критериями отбора признать достаточно сложно, это скорее условия, которые должны быть выполнены резидентом, причем в будущем <18>. Таким образом, для получения статуса резидента специальных усилий от соискателя не требуется, оно максимально облегчено, однако дальнейшее соблюдение всех условий и ограничений может оказаться проблематичным и конфликтным, особенно если нарушения будут выявляться в процессе налогового контроля <19>. Одним из таких конфликтообразующих факторов является действие срока применения пониженных ставок в зависимости от момента получения первой прибыли. Льготный период применения пониженных ставок ("пять плюс пять") действует с момента получения первой прибыли, такое условие применяется и к другим ситуациям налоговых преференций (резиденты ТОСЭР, участники РИП и СПИК), что указывает на особое внимание законодателя к данному обстоятельству. В 2019 г. в статью 284.4 НК РФ было внесено изменение, определяющее понятие первой прибыли для резидентов ТОСЭР и резидентов свободного порта Владивосток <20>. Ключевыми моментами, образующими первую прибыль, являются, во-первых, положительная разница между доходами и расходами; во-вторых, привязка к видам деятельности, отраженным в соглашении об осуществлении деятельности; в-третьих, началом расчета первой прибыли определен момент включения в реестр резидентов; в-четвертых, курсовые разницы не учитываются ни в составе доходов, ни в составе расходов. Таким образом, если предпринимательская деятельность привела к положительному экономическому результату, то для целей поддержки инвестора и дальнейшего развития его деятельности включается механизм налоговых преференций. Вместе с тем если хозяйственная деятельность не приносит результата, то встает вопрос о том, как долго сохраняется право на пониженные ставки налога на прибыль организаций. Этот вопрос не сразу нашел свое законодательное регулирование, но в 2017 г. <21> в ст. 284.4 НК РФ было включено правило, ограничивающее период ожидания первой прибыли тремя годами, и начиная с четвертого (пятого или шестого налогового периода в зависимости от объема инвестиций) года десятилетний период права на использование пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций начинает "сгорать". Поскольку данное нововведение ухудшает положение налогоплательщика, то, надо полагать, действовать с обратной силой оно не может.
Статья: Проблемы закрепления института льгот по уплате страховых взносов как инструмента социальной политики Российской Федерации
(Бит-Шабо И.В.)
("Финансовое право", 2020, N 12)При этом имеется прямо противоположная практика. В 2018 г. Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда в Определении N 304-КГ18-5513 по делу N А81-813/2017 установила, что ставка 0% по налогу на прибыль организаций является налоговой льготой. Аналогичные выводы содержатся и в иных судебных решениях <6>.
(Бит-Шабо И.В.)
("Финансовое право", 2020, N 12)При этом имеется прямо противоположная практика. В 2018 г. Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда в Определении N 304-КГ18-5513 по делу N А81-813/2017 установила, что ставка 0% по налогу на прибыль организаций является налоговой льготой. Аналогичные выводы содержатся и в иных судебных решениях <6>.
Статья: Показатели бюджета, основные налоги и налоговый контроль во Франции
(Жильцова Ю.В., Баранова Е.Д.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 1)Налог на прибыль организаций во Франции строится по территориальному признаку, то есть налогом облагается прибыль, полученная на территории страны. Доход французских налоговых резидентов из иностранных источников, как правило, не облагается французским налогом. Следует отметить, что начиная с 2017 г. происходит постепенное снижение ставки налога на прибыль (см. рис. 1), таким образом правительство Франции поддерживает отечественного производителя.
(Жильцова Ю.В., Баранова Е.Д.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 1)Налог на прибыль организаций во Франции строится по территориальному признаку, то есть налогом облагается прибыль, полученная на территории страны. Доход французских налоговых резидентов из иностранных источников, как правило, не облагается французским налогом. Следует отметить, что начиная с 2017 г. происходит постепенное снижение ставки налога на прибыль (см. рис. 1), таким образом правительство Франции поддерживает отечественного производителя.
Статья: Налоговые льготы как мера экономического стимулирования. Проблемы правоприменения
(Матвеев А.Г.)
("Закон", 2022, N 11)Как следует из судебных актов по данному делу, принятых судами нижестоящих инстанций, налоговый орган отказал налогоплательщику в применении пониженной ставки по налогу на прибыль в размере 13,5%, установленной законодательством Саратовской области для инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории данного субъекта Российской Федерации. Согласно региональному законодательству инвесторы, осуществившие капитальные вложения в основные средства в минимально необходимом размере, вправе применять пониженную ставку налога на прибыль в течение 5 лет с момента отражения произведенных капитальных вложений в бухгалтерском балансе. Налогоплательщик, реализуя инвестиционный проект по строительству завода, произвел капитальные вложения в необходимом размере в 2010 году и отразил их в балансе. Однако и затем строительство и оборудование объекта продолжалось, и в эксплуатацию он был введен только в 2013 году. В 2017 году налогоплательщик представил уточненную декларацию по налогу на прибыль, где применил пониженную ставку налога, посчитав, что срок для применения льготы не истек.
(Матвеев А.Г.)
("Закон", 2022, N 11)Как следует из судебных актов по данному делу, принятых судами нижестоящих инстанций, налоговый орган отказал налогоплательщику в применении пониженной ставки по налогу на прибыль в размере 13,5%, установленной законодательством Саратовской области для инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории данного субъекта Российской Федерации. Согласно региональному законодательству инвесторы, осуществившие капитальные вложения в основные средства в минимально необходимом размере, вправе применять пониженную ставку налога на прибыль в течение 5 лет с момента отражения произведенных капитальных вложений в бухгалтерском балансе. Налогоплательщик, реализуя инвестиционный проект по строительству завода, произвел капитальные вложения в необходимом размере в 2010 году и отразил их в балансе. Однако и затем строительство и оборудование объекта продолжалось, и в эксплуатацию он был введен только в 2013 году. В 2017 году налогоплательщик представил уточненную декларацию по налогу на прибыль, где применил пониженную ставку налога, посчитав, что срок для применения льготы не истек.
Статья: Фискальные риски субъектов Российской Федерации
(Сабитова Н.М.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2025, N 2)Вопросами фискальных рисков должны заниматься финансовые органы всех уровней власти, для субъектов РФ это министерства финансов субъектов РФ, оценивая прежде всего вероятность своих прогнозов, делая их вариативные сценарии. При этом Минфин России, учитывая особенности организации бюджетной системы нашей страны, должен проводить мониторинг этих рисков. В последние годы он серьезно занимается мониторингом долговых рисков субъектов РФ, ежегодно проводя их группировку по долговой устойчивости. В то же время мониторинг фискальных рисков субъектов РФ, на наш взгляд, не менее значим и нуждается в методическом обеспечении. Речь идет о необходимости разработки единой методики оценки фискальных (бюджетно-налоговых) рисков в разрезе системных и несистемных, которую могли бы использовать субъекты РФ. Системные фискальные риски связаны прежде всего с изменениями федерального законодательства, приводящими или к уменьшению доходов бюджетов субъектов РФ, или к возникновению новых бюджетных обязательств, которые ведут к росту расходов. Приведем некоторые примеры последних лет. В частности, это было с налогом на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (далее - НДПИ), 5% которого до 2010 г. зачислялись в соответствии со ст. 50 Бюджетного кодекса РФ в бюджеты субъектов РФ. Но Федеральным законом от 16.09.2009 N 218-ФЗ норма была пересмотрена, и субъекты РФ (у кого он был) лишились этого дохода. Также Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ была уменьшена ставка налога на прибыль (на 2017 - 2024 гг.), зачисляемая в бюджет субъекта РФ, на 1% и др. Были также изменения в пропорциях распределения акцизов. Мы понимаем, что эти и другие изменения не в равной степени отражаются на доходах бюджетов субъектов РФ и, соответственно, фискальные риски будут распределяться неравномерно в силу разной структуры доходов бюджетов субъектов РФ, в том числе налоговых доходов. К сожалению, в России существует сильная дифференциация в уровне налогового потенциала, бюджетной обеспеченности субъектов РФ, которая не сокращается, в связи с чем риски для устойчивости бюджетной системы РФ весьма значительны.
(Сабитова Н.М.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2025, N 2)Вопросами фискальных рисков должны заниматься финансовые органы всех уровней власти, для субъектов РФ это министерства финансов субъектов РФ, оценивая прежде всего вероятность своих прогнозов, делая их вариативные сценарии. При этом Минфин России, учитывая особенности организации бюджетной системы нашей страны, должен проводить мониторинг этих рисков. В последние годы он серьезно занимается мониторингом долговых рисков субъектов РФ, ежегодно проводя их группировку по долговой устойчивости. В то же время мониторинг фискальных рисков субъектов РФ, на наш взгляд, не менее значим и нуждается в методическом обеспечении. Речь идет о необходимости разработки единой методики оценки фискальных (бюджетно-налоговых) рисков в разрезе системных и несистемных, которую могли бы использовать субъекты РФ. Системные фискальные риски связаны прежде всего с изменениями федерального законодательства, приводящими или к уменьшению доходов бюджетов субъектов РФ, или к возникновению новых бюджетных обязательств, которые ведут к росту расходов. Приведем некоторые примеры последних лет. В частности, это было с налогом на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (далее - НДПИ), 5% которого до 2010 г. зачислялись в соответствии со ст. 50 Бюджетного кодекса РФ в бюджеты субъектов РФ. Но Федеральным законом от 16.09.2009 N 218-ФЗ норма была пересмотрена, и субъекты РФ (у кого он был) лишились этого дохода. Также Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ была уменьшена ставка налога на прибыль (на 2017 - 2024 гг.), зачисляемая в бюджет субъекта РФ, на 1% и др. Были также изменения в пропорциях распределения акцизов. Мы понимаем, что эти и другие изменения не в равной степени отражаются на доходах бюджетов субъектов РФ и, соответственно, фискальные риски будут распределяться неравномерно в силу разной структуры доходов бюджетов субъектов РФ, в том числе налоговых доходов. К сожалению, в России существует сильная дифференциация в уровне налогового потенциала, бюджетной обеспеченности субъектов РФ, которая не сокращается, в связи с чем риски для устойчивости бюджетной системы РФ весьма значительны.
Статья: Налоговые стимулы разработки отечественного программного обеспечения
(Грант С.К., Копина А.А.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 4)В другом деле, N А07-26979/2017, рассмотренном Арбитражным судом Республики Башкортостан, суд признал необоснованным отнесение плательщиком сборов суммы полученной из бюджета субсидии в состав доходов от реализации, дающих право на применение пониженного тарифа страховых взносов <24>. Министерством финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) были даны разъяснения в отношении аналогичной ситуации в соответствии с позицией суда по указанному делу, подтверждающие неправомерность включения суммы субсидии в сумму доходов от деятельности, дающей право на применение льготных условий <25>. В своих разъяснениях Минфин России ссылается на установленный перечень видов деятельности, дающий право на применение ставки 0% налога на прибыль организаций <26>.
(Грант С.К., Копина А.А.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 4)В другом деле, N А07-26979/2017, рассмотренном Арбитражным судом Республики Башкортостан, суд признал необоснованным отнесение плательщиком сборов суммы полученной из бюджета субсидии в состав доходов от реализации, дающих право на применение пониженного тарифа страховых взносов <24>. Министерством финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) были даны разъяснения в отношении аналогичной ситуации в соответствии с позицией суда по указанному делу, подтверждающие неправомерность включения суммы субсидии в сумму доходов от деятельности, дающей право на применение льготных условий <25>. В своих разъяснениях Минфин России ссылается на установленный перечень видов деятельности, дающий право на применение ставки 0% налога на прибыль организаций <26>.
Корреспонденция счетов: Как отражаются в учете организации операции, связанные с оказанием ею услуги на безвозмездной основе?..
(Консультация эксперта, 2025)В общем случае моментом определения налоговой базы является день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав (пп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ). По разъяснениям Минфина России, при оказании услуг налоговая база возникает на дату подписания исполнителем акта оказанных услуг (Письмо от 23.01.2017 N 03-07-11/2832).
(Консультация эксперта, 2025)В общем случае моментом определения налоговой базы является день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав (пп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ). По разъяснениям Минфина России, при оказании услуг налоговая база возникает на дату подписания исполнителем акта оказанных услуг (Письмо от 23.01.2017 N 03-07-11/2832).
Статья: Применение ставки 0% по налогу на прибыль сельхозпроизводителями
(Петренко Д.Н.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2023, N 6)Кстати, Минфин России считает, что организации, осуществляющие деятельность по коду 01.63, вправе применять ставку 0% по налогу на прибыль при соблюдении прочих условий (см. Письмо от 18.05.2017 N 03-11-06/1/30315).
(Петренко Д.Н.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2023, N 6)Кстати, Минфин России считает, что организации, осуществляющие деятельность по коду 01.63, вправе применять ставку 0% по налогу на прибыль при соблюдении прочих условий (см. Письмо от 18.05.2017 N 03-11-06/1/30315).