Ставка налога на имущество юридических лиц 2019
Подборка наиболее важных документов по запросу Ставка налога на имущество юридических лиц 2019 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 372 "Общие положения" главы 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган отказал налогоплательщику в применении в 2019 году льготной ставки налога на имущество организаций, установленной законом субъекта РФ. В соответствии с п. 1 ст. 2 закона Иркутской области от 08.10.2007 N 75-оз "О налоге на имущество организаций" одним из условий применения льготной ставки является отсутствие задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, установленный срок уплаты которых истек, на 1-е число отчетных периодов, а также на 1 января налогового периода, следующего за периодом, за который налогоплательщик намеревается использовать льготную ставку. Суд установил, что по состоянию на 01.10.2019 у налогоплательщика была задолженность перед бюджетом, и признал отказ налогового органа законным. Довод налогоплательщика о том, что ему была предоставлена отсрочка уплаты налога, отклонен, поскольку решение налоговым органом в порядке, установленном ст. 61 НК РФ и Приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-8/683@, не принималось.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган отказал налогоплательщику в применении в 2019 году льготной ставки налога на имущество организаций, установленной законом субъекта РФ. В соответствии с п. 1 ст. 2 закона Иркутской области от 08.10.2007 N 75-оз "О налоге на имущество организаций" одним из условий применения льготной ставки является отсутствие задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, установленный срок уплаты которых истек, на 1-е число отчетных периодов, а также на 1 января налогового периода, следующего за периодом, за который налогоплательщик намеревается использовать льготную ставку. Суд установил, что по состоянию на 01.10.2019 у налогоплательщика была задолженность перед бюджетом, и признал отказ налогового органа законным. Довод налогоплательщика о том, что ему была предоставлена отсрочка уплаты налога, отклонен, поскольку решение налоговым органом в порядке, установленном ст. 61 НК РФ и Приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-8/683@, не принималось.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 372 "Общие положения" главы 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")В 2019 году общество осуществило инвестиции в основные средства, а в 2020 году стало участником региональных инвестиционных проектов (РИП) и применило льготу по налогу на имущество организаций. Налоговый орган доначислил обществу налог на имущество ввиду отсутствия у него права на применение льготной ставки. Налоговый орган указал, что согласно п. 3 ст. 25.8 НК РФ при определении объема капитальных вложений не учитываются затраты, понесенные участниками РИП на дату включения организации в реестр участников РИП. Общество сочло, что для применения льготной ставки следует руководствоваться положениями регионального закона, в то время как нормы главы 3.3 НК РФ в данной ситуации не применимы. Суд указал, что положения регионального закона надлежит применять во взаимосвязи с главой 3.3 НК РФ, которой прямо определен первый налоговый период применения льготы - возникновение у налогоплательщика статуса участника РИП и достижение необходимого объема инвестиций в основные средства в результате реализации соответствующего проекта. Суд признал доначисления обоснованными, указав, что у налогоплательщика отсутствовали основания для применения льготной налоговой ставки в 2020 году ввиду того, что последний только в 2020 году был включен в реестр участников РИП и не мог принимать в расчет инвестиции, произведенные до получения данного статуса - в 2019 году.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")В 2019 году общество осуществило инвестиции в основные средства, а в 2020 году стало участником региональных инвестиционных проектов (РИП) и применило льготу по налогу на имущество организаций. Налоговый орган доначислил обществу налог на имущество ввиду отсутствия у него права на применение льготной ставки. Налоговый орган указал, что согласно п. 3 ст. 25.8 НК РФ при определении объема капитальных вложений не учитываются затраты, понесенные участниками РИП на дату включения организации в реестр участников РИП. Общество сочло, что для применения льготной ставки следует руководствоваться положениями регионального закона, в то время как нормы главы 3.3 НК РФ в данной ситуации не применимы. Суд указал, что положения регионального закона надлежит применять во взаимосвязи с главой 3.3 НК РФ, которой прямо определен первый налоговый период применения льготы - возникновение у налогоплательщика статуса участника РИП и достижение необходимого объема инвестиций в основные средства в результате реализации соответствующего проекта. Суд признал доначисления обоснованными, указав, что у налогоплательщика отсутствовали основания для применения льготной налоговой ставки в 2020 году ввиду того, что последний только в 2020 году был включен в реестр участников РИП и не мог принимать в расчет инвестиции, произведенные до получения данного статуса - в 2019 году.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Актуальные вопросы судебной практики по налоговым спорам, связанным с объектами движимого и недвижимого имущества
(Ильина С.О.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)Статьей 2 Закона N 204-25-ОЗ (в редакции, действовавшей в спорный налоговый период) определены в числе прочего следующие ставки по налогу на имущество на 2019 год: организациям, применяющим специальные налоговые режимы, при условии что суммарная общая площадь принадлежащего им недвижимого имущества, указанного в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 1.1 данного Закона, превышает 900 кв. м, установлена ставка в размере 1,5 процента; организациям, применяющим специальные налоговые режимы и осуществляющим деятельность в зданиях, построенных для оказания комплексных бытовых услуг (домах быта и комплексных приемных пунктах), при условии использования в них в среднем за налоговый (отчетный) период не менее 40 процентов основной площади здания для оказания бытовых услуг, осуществления видов экономической деятельности в соответствии с классами 13 - 15, 31, 85 (группа 41), 93 (группы 12, 13 и 19) Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) - 0,3 процента.
(Ильина С.О.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)Статьей 2 Закона N 204-25-ОЗ (в редакции, действовавшей в спорный налоговый период) определены в числе прочего следующие ставки по налогу на имущество на 2019 год: организациям, применяющим специальные налоговые режимы, при условии что суммарная общая площадь принадлежащего им недвижимого имущества, указанного в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 1.1 данного Закона, превышает 900 кв. м, установлена ставка в размере 1,5 процента; организациям, применяющим специальные налоговые режимы и осуществляющим деятельность в зданиях, построенных для оказания комплексных бытовых услуг (домах быта и комплексных приемных пунктах), при условии использования в них в среднем за налоговый (отчетный) период не менее 40 процентов основной площади здания для оказания бытовых услуг, осуществления видов экономической деятельности в соответствии с классами 13 - 15, 31, 85 (группа 41), 93 (группы 12, 13 и 19) Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) - 0,3 процента.
Статья: Правовые проблемы формирования перечня объектов недвижимого имущества органами государственной власти субъектов РФ в целях взимания налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости. Мониторинг судебных актов за 2016 - 2021 годы
(Ногина О.А., Темиров Э.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 6)Судебная практика выявила еще один проблемный момент в законодательном регулировании субъектов РФ, связанный с установлением ими количественных показателей площади помещений для применения пониженных ставок по налогу на имущество организаций. В частности, в одном из анализируемых дел налоговый орган доначислил налог на имущество, сделав вывод о неправомерном применении налогоплательщиком ставки 1,5, а не 2% (в соответствии с законом субъекта РФ применение ставки 1,5% предусмотрено для объектов, площадь которых не превышает 6 000 кв. м). Налогоплательщик полагал, что вправе применять ставку 1,5%, поскольку площадь принадлежащего ему помещения составляет 4 478,9 кв. м, оно обособлено от иных помещений, расположенных в торговом центре. Суд признал правомерным доначисление налога на имущество, учитывая положения ст. 378.2 НК РФ и ст. 1 (1), 2 Закона Республики Хакасия от 27 ноября 2003 года N 73, согласно которым для определения налоговой ставки следует учитывать общую площадь объекта недвижимости, а именно площадь нежилого здания, в котором расположено помещение, которая составляет 18 125,7 кв. м, а не площадь отдельных помещений в нем <42>. В другом аналогичном деле суд для разрешения спора о праве организации на применение пониженной ставки также применил расчет площади не самого помещения, а всего здания, указав на то, что принадлежащие налогоплательщику помещения были включены в этот перечень в составе здания - торгового центра общей площадью свыше 2 000 кв. м, а не как отдельные помещения, в связи с чем у организации отсутствовало право на применение пониженной ставки при исчислении налога на имущество организаций <43>.
(Ногина О.А., Темиров Э.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 6)Судебная практика выявила еще один проблемный момент в законодательном регулировании субъектов РФ, связанный с установлением ими количественных показателей площади помещений для применения пониженных ставок по налогу на имущество организаций. В частности, в одном из анализируемых дел налоговый орган доначислил налог на имущество, сделав вывод о неправомерном применении налогоплательщиком ставки 1,5, а не 2% (в соответствии с законом субъекта РФ применение ставки 1,5% предусмотрено для объектов, площадь которых не превышает 6 000 кв. м). Налогоплательщик полагал, что вправе применять ставку 1,5%, поскольку площадь принадлежащего ему помещения составляет 4 478,9 кв. м, оно обособлено от иных помещений, расположенных в торговом центре. Суд признал правомерным доначисление налога на имущество, учитывая положения ст. 378.2 НК РФ и ст. 1 (1), 2 Закона Республики Хакасия от 27 ноября 2003 года N 73, согласно которым для определения налоговой ставки следует учитывать общую площадь объекта недвижимости, а именно площадь нежилого здания, в котором расположено помещение, которая составляет 18 125,7 кв. м, а не площадь отдельных помещений в нем <42>. В другом аналогичном деле суд для разрешения спора о праве организации на применение пониженной ставки также применил расчет площади не самого помещения, а всего здания, указав на то, что принадлежащие налогоплательщику помещения были включены в этот перечень в составе здания - торгового центра общей площадью свыше 2 000 кв. м, а не как отдельные помещения, в связи с чем у организации отсутствовало право на применение пониженной ставки при исчислении налога на имущество организаций <43>.
Нормативные акты
показать больше документовГотовое решение: Налогообложение участников специальных инвестиционных контрактов
(КонсультантПлюс, 2025)Для СПИК, которые уже действовали на 13.08.2019, свои условия.
(КонсультантПлюс, 2025)Для СПИК, которые уже действовали на 13.08.2019, свои условия.
Статья: Проблемы исчисления налога на имущество организаций исходя из среднегодовой стоимости
(Шестемиров А.А., Владимиров Д.Ю.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 3)Сумма начисленного налога на имущество организаций,
(Шестемиров А.А., Владимиров Д.Ю.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 3)Сумма начисленного налога на имущество организаций,
Статья: Правовая регламентация дифференцированных налоговых ставок по имущественным налогам в Налоговом кодексе Российской Федерации
(Григоров К.Н.)
("Финансовое право", 2023, N 6)<23> См., например: Письмо ФНС России от 8 декабря 2022 г. N БС-4-21/16658@ "Об установлении дифференцированных (пониженных) налоговых ставок и налоговых льгот по налогу на имущество организаций" (вместе с Письмом Минфина России от 08.12.2022 N 03-05-04-01/120350) // СПС "КонсультантПлюс".
(Григоров К.Н.)
("Финансовое право", 2023, N 6)<23> См., например: Письмо ФНС России от 8 декабря 2022 г. N БС-4-21/16658@ "Об установлении дифференцированных (пониженных) налоговых ставок и налоговых льгот по налогу на имущество организаций" (вместе с Письмом Минфина России от 08.12.2022 N 03-05-04-01/120350) // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Имущественное налогообложение в контексте интеграционных процессов субъектов Российской Федерации
(Башкирова Н.Н., Пьянова М.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 4)<1> О последствиях увеличения налоговой нагрузки см., например: Дерина О.В., Морозова Г.В. Налоговая нагрузка: экономическая сущность и роль в регулировании социально-экономической сферы // Вестник Мордовского университета, 2009; Стецюнич Ю.Н., Гретченко И.И. Способы налоговой экономии в свете новаций налогового законодательства // Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2016. N 1-2 (58). С. 3 - 5; Пансков В.Г. Налоговое регулирование как инструмент подъема экономики // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2019. N 3. С. 86 - 99 и др.
(Башкирова Н.Н., Пьянова М.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 4)<1> О последствиях увеличения налоговой нагрузки см., например: Дерина О.В., Морозова Г.В. Налоговая нагрузка: экономическая сущность и роль в регулировании социально-экономической сферы // Вестник Мордовского университета, 2009; Стецюнич Ю.Н., Гретченко И.И. Способы налоговой экономии в свете новаций налогового законодательства // Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2016. N 1-2 (58). С. 3 - 5; Пансков В.Г. Налоговое регулирование как инструмент подъема экономики // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2019. N 3. С. 86 - 99 и др.
Статья: Отказ от исключения движимого имущества из объекта налогообложения как направление изменения юридической конструкции налога на имущество организаций
(Григоров К.Н.)
("Финансовое право", 2021, N 6)Кроме того, следует учитывать различия в доходах бюджетов субъектов РФ от налога на имущество организаций. Тот факт, что подобные различия существуют в целом по России, представляется вполне логичным и не должен вызывать сомнений. Однако указанные различия имеют место и в отношении тех субъектов РФ, которые, в частности, относятся к одному федеральному округу <31>. Таким образом, можно сделать соответствующий вывод о том, что внесение в НК РФ изменений, согласно которым предельная налоговая ставка налога на имущество организаций может быть снижена, потребует значительной аналитической работы со стороны соответствующих органов государственной власти. Подобная ставка должна соответствовать интересам как налогоплательщиков, так и субъектов РФ.
(Григоров К.Н.)
("Финансовое право", 2021, N 6)Кроме того, следует учитывать различия в доходах бюджетов субъектов РФ от налога на имущество организаций. Тот факт, что подобные различия существуют в целом по России, представляется вполне логичным и не должен вызывать сомнений. Однако указанные различия имеют место и в отношении тех субъектов РФ, которые, в частности, относятся к одному федеральному округу <31>. Таким образом, можно сделать соответствующий вывод о том, что внесение в НК РФ изменений, согласно которым предельная налоговая ставка налога на имущество организаций может быть снижена, потребует значительной аналитической работы со стороны соответствующих органов государственной власти. Подобная ставка должна соответствовать интересам как налогоплательщиков, так и субъектов РФ.
"Актуальная судебно-арбитражная практика по налогам за 2024 год"
(Головкин А.)
("Филинъ", 2025)2.5. Налог на имущество организаций
(Головкин А.)
("Филинъ", 2025)2.5. Налог на имущество организаций
Статья: Некоторые современные тенденции правового регулирования налоговых льгот и преференций по налогу на имущество организаций в Налоговом кодексе Российской Федерации
(Григоров К.Н.)
("Финансовое право", 2022, N 10)Представляется логичным также прокомментировать налоговые преференции, которые, как отмечено в статье Н.А. Шевелевой, не оформляются в виде налоговых льгот. Они охарактеризованы как экономическая выгода - уменьшение размера налогового обязательства. Государство предпочитает не увлекаться собственно налоговыми льготами, а использовать иные преференциальные режимы <10>. В части налоговых ставок необходимо пояснить, что изменения правового регулирования данного элемента налога на имущество организаций подробно в настоящей статье не рассматриваются. Однако определенные изменения имеют место <11>, что можно увидеть на примере соответствующих разъяснений Минфина России <12>. Следует также добавить, что применительно к различным налогам наряду с "налоговыми льготами" и "налоговыми преференциями" могут использоваться и другие понятия. В частности, налоговый вычет и налоговые льготы, предусмотренные ст. 403 и 407 Кодекса, Минфин России в контексте объектов завершенного строительства называет налоговыми преимуществами <13>.
(Григоров К.Н.)
("Финансовое право", 2022, N 10)Представляется логичным также прокомментировать налоговые преференции, которые, как отмечено в статье Н.А. Шевелевой, не оформляются в виде налоговых льгот. Они охарактеризованы как экономическая выгода - уменьшение размера налогового обязательства. Государство предпочитает не увлекаться собственно налоговыми льготами, а использовать иные преференциальные режимы <10>. В части налоговых ставок необходимо пояснить, что изменения правового регулирования данного элемента налога на имущество организаций подробно в настоящей статье не рассматриваются. Однако определенные изменения имеют место <11>, что можно увидеть на примере соответствующих разъяснений Минфина России <12>. Следует также добавить, что применительно к различным налогам наряду с "налоговыми льготами" и "налоговыми преференциями" могут использоваться и другие понятия. В частности, налоговый вычет и налоговые льготы, предусмотренные ст. 403 и 407 Кодекса, Минфин России в контексте объектов завершенного строительства называет налоговыми преимуществами <13>.