Ставка налога на имущество 2019
Подборка наиболее важных документов по запросу Ставка налога на имущество 2019 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 372 "Общие положения" главы 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган отказал налогоплательщику в применении в 2019 году льготной ставки налога на имущество организаций, установленной законом субъекта РФ. В соответствии с п. 1 ст. 2 закона Иркутской области от 08.10.2007 N 75-оз "О налоге на имущество организаций" одним из условий применения льготной ставки является отсутствие задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, установленный срок уплаты которых истек, на 1-е число отчетных периодов, а также на 1 января налогового периода, следующего за периодом, за который налогоплательщик намеревается использовать льготную ставку. Суд установил, что по состоянию на 01.10.2019 у налогоплательщика была задолженность перед бюджетом, и признал отказ налогового органа законным. Довод налогоплательщика о том, что ему была предоставлена отсрочка уплаты налога, отклонен, поскольку решение налоговым органом в порядке, установленном ст. 61 НК РФ и Приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-8/683@, не принималось.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган отказал налогоплательщику в применении в 2019 году льготной ставки налога на имущество организаций, установленной законом субъекта РФ. В соответствии с п. 1 ст. 2 закона Иркутской области от 08.10.2007 N 75-оз "О налоге на имущество организаций" одним из условий применения льготной ставки является отсутствие задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, установленный срок уплаты которых истек, на 1-е число отчетных периодов, а также на 1 января налогового периода, следующего за периодом, за который налогоплательщик намеревается использовать льготную ставку. Суд установил, что по состоянию на 01.10.2019 у налогоплательщика была задолженность перед бюджетом, и признал отказ налогового органа законным. Довод налогоплательщика о том, что ему была предоставлена отсрочка уплаты налога, отклонен, поскольку решение налоговым органом в порядке, установленном ст. 61 НК РФ и Приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-8/683@, не принималось.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 52 "Порядок исчисления налога, страховых взносов" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")В августе налогоплательщик направил предпринимателю налоговое уведомление, в котором произвел расчет налога на имущество физических лиц за 2019 год, исходя из ставки 0,5 процента. Установив, что принадлежащие предпринимателю объекты недвижимого имущества с 01.01.2019 включены в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в октябре 2020 года налоговый орган произвел перерасчет налога на имущество физических лиц за 2019 год, применив ставку 2 процента. Налогоплательщик полагал ввиду наличия у него переплаты по иным налогам на дату выставления первого уведомления, что налог на имущество считается уплаченным на дату формирования уведомления, его размер не мог быть увеличен в силу п. 2.1 ст. 52 НК РФ. Суд признал правомерным направление налогоплательщику второго уведомления. Суд отметил, что второе уведомление соответствовало налоговой обязанности предпринимателя, на дату его направления налог предпринимателем уплачен не был, предприниматель уплатил налог по первому уведомлению только после получения второго. Суд отклонил довод предпринимателя о наличии у налогового органа обязанности самостоятельно осуществить зачет имеющейся у предпринимателя переплаты на момент формирования первого налогового уведомления на основании положений абз. 4 п. 2 ст. 52 НК РФ. Суд указал, что абз. 4 п. 2 ст. 52 НК РФ введен Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ и вступил в силу с 1 января 2021 года, то есть после направления предпринимателю как первого, так и второго налогового уведомления. В период после направления первого уведомления и до даты формирования второго предприниматель не направлял в налоговый орган заявления о зачете имеющейся переплаты в счет уплаты платежей по налогу на имущество, кроме того, после получения первого уведомления предприниматель обращался в налоговый орган с заявлением о возврате НДФЛ, которое было исполнено налоговым органом. Поскольку налог подлежал уплате до 01.12.2020, у налогового органа до этой даты отсутствовали законные основания для принятия принудительных мер в отношении сумм налога на имущество, подлежащих уплате налогоплательщиком за 2019 год, в том числе для направления переплаты по иным налогам в счет погашения недоимки по налогу на имущество.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")В августе налогоплательщик направил предпринимателю налоговое уведомление, в котором произвел расчет налога на имущество физических лиц за 2019 год, исходя из ставки 0,5 процента. Установив, что принадлежащие предпринимателю объекты недвижимого имущества с 01.01.2019 включены в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в октябре 2020 года налоговый орган произвел перерасчет налога на имущество физических лиц за 2019 год, применив ставку 2 процента. Налогоплательщик полагал ввиду наличия у него переплаты по иным налогам на дату выставления первого уведомления, что налог на имущество считается уплаченным на дату формирования уведомления, его размер не мог быть увеличен в силу п. 2.1 ст. 52 НК РФ. Суд признал правомерным направление налогоплательщику второго уведомления. Суд отметил, что второе уведомление соответствовало налоговой обязанности предпринимателя, на дату его направления налог предпринимателем уплачен не был, предприниматель уплатил налог по первому уведомлению только после получения второго. Суд отклонил довод предпринимателя о наличии у налогового органа обязанности самостоятельно осуществить зачет имеющейся у предпринимателя переплаты на момент формирования первого налогового уведомления на основании положений абз. 4 п. 2 ст. 52 НК РФ. Суд указал, что абз. 4 п. 2 ст. 52 НК РФ введен Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ и вступил в силу с 1 января 2021 года, то есть после направления предпринимателю как первого, так и второго налогового уведомления. В период после направления первого уведомления и до даты формирования второго предприниматель не направлял в налоговый орган заявления о зачете имеющейся переплаты в счет уплаты платежей по налогу на имущество, кроме того, после получения первого уведомления предприниматель обращался в налоговый орган с заявлением о возврате НДФЛ, которое было исполнено налоговым органом. Поскольку налог подлежал уплате до 01.12.2020, у налогового органа до этой даты отсутствовали законные основания для принятия принудительных мер в отношении сумм налога на имущество, подлежащих уплате налогоплательщиком за 2019 год, в том числе для направления переплаты по иным налогам в счет погашения недоимки по налогу на имущество.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Актуальные вопросы судебной практики по налоговым спорам, связанным с объектами движимого и недвижимого имущества
(Ильина С.О.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)Статьей 2 Закона N 204-25-ОЗ (в редакции, действовавшей в спорный налоговый период) определены в числе прочего следующие ставки по налогу на имущество на 2019 год: организациям, применяющим специальные налоговые режимы, при условии что суммарная общая площадь принадлежащего им недвижимого имущества, указанного в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 1.1 данного Закона, превышает 900 кв. м, установлена ставка в размере 1,5 процента; организациям, применяющим специальные налоговые режимы и осуществляющим деятельность в зданиях, построенных для оказания комплексных бытовых услуг (домах быта и комплексных приемных пунктах), при условии использования в них в среднем за налоговый (отчетный) период не менее 40 процентов основной площади здания для оказания бытовых услуг, осуществления видов экономической деятельности в соответствии с классами 13 - 15, 31, 85 (группа 41), 93 (группы 12, 13 и 19) Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) - 0,3 процента.
(Ильина С.О.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)Статьей 2 Закона N 204-25-ОЗ (в редакции, действовавшей в спорный налоговый период) определены в числе прочего следующие ставки по налогу на имущество на 2019 год: организациям, применяющим специальные налоговые режимы, при условии что суммарная общая площадь принадлежащего им недвижимого имущества, указанного в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 1.1 данного Закона, превышает 900 кв. м, установлена ставка в размере 1,5 процента; организациям, применяющим специальные налоговые режимы и осуществляющим деятельность в зданиях, построенных для оказания комплексных бытовых услуг (домах быта и комплексных приемных пунктах), при условии использования в них в среднем за налоговый (отчетный) период не менее 40 процентов основной площади здания для оказания бытовых услуг, осуществления видов экономической деятельности в соответствии с классами 13 - 15, 31, 85 (группа 41), 93 (группы 12, 13 и 19) Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) - 0,3 процента.
Вопрос: О предоставлении отсрочки и рассрочки по уплате налога на имущество физических лиц и земельного налога в Шебекинском городском округе.
(Письмо Минфина России от 07.10.2024 N 03-05-06-01/96518)Например, согласно пункту 5 Решения Совета депутатов Шебекинского городского округа от 26.11.2018 N 58 "Об установлении налога на имущество физических лиц с 2019 года" в отношении отдельных объектов недвижимого имущества (в частности, жилых домов, гаражей) предусмотрена налоговая ставка по налогу на имущество физических лиц в размере 0% на налоговый период 2022 - 2023 годов на территории, где введен режим "чрезвычайная ситуация".
(Письмо Минфина России от 07.10.2024 N 03-05-06-01/96518)Например, согласно пункту 5 Решения Совета депутатов Шебекинского городского округа от 26.11.2018 N 58 "Об установлении налога на имущество физических лиц с 2019 года" в отношении отдельных объектов недвижимого имущества (в частности, жилых домов, гаражей) предусмотрена налоговая ставка по налогу на имущество физических лиц в размере 0% на налоговый период 2022 - 2023 годов на территории, где введен режим "чрезвычайная ситуация".
Нормативные акты
Решение Конституционного Суда РФ от 25.04.2019
"Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2019 года"Оспоренные положения являлись предметом рассмотрения в той мере, в какой они служат нормативным основанием для определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц и обусловленного применяемым способом определения налоговой базы размера налоговой ставки в тех субъектах Российской Федерации, в которых продолжает применяться инвентаризационная стоимость объектов недвижимости для целей налогообложения.
"Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2019 года"Оспоренные положения являлись предметом рассмотрения в той мере, в какой они служат нормативным основанием для определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц и обусловленного применяемым способом определения налоговой базы размера налоговой ставки в тех субъектах Российской Федерации, в которых продолжает применяться инвентаризационная стоимость объектов недвижимости для целей налогообложения.
Статья: О налогообложении земельных участков и дачного имущества в Москве и Московской области
(Ефимова Е.И.)
("Экологическое право", 2021, N 3)<9> См.: Решение Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области от 5 ноября 2019 г. N 6/10 "О налоге на имущество физических лиц на территории Одинцовского городского округа Московской области" // Одинцовская неделя. 2019. 8 ноября (спецвыпуск).
(Ефимова Е.И.)
("Экологическое право", 2021, N 3)<9> См.: Решение Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области от 5 ноября 2019 г. N 6/10 "О налоге на имущество физических лиц на территории Одинцовского городского округа Московской области" // Одинцовская неделя. 2019. 8 ноября (спецвыпуск).
Статья: Правовые проблемы формирования перечня объектов недвижимого имущества органами государственной власти субъектов РФ в целях взимания налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости. Мониторинг судебных актов за 2016 - 2021 годы
(Ногина О.А., Темиров Э.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 6)Судебная практика выявила еще один проблемный момент в законодательном регулировании субъектов РФ, связанный с установлением ими количественных показателей площади помещений для применения пониженных ставок по налогу на имущество организаций. В частности, в одном из анализируемых дел налоговый орган доначислил налог на имущество, сделав вывод о неправомерном применении налогоплательщиком ставки 1,5, а не 2% (в соответствии с законом субъекта РФ применение ставки 1,5% предусмотрено для объектов, площадь которых не превышает 6 000 кв. м). Налогоплательщик полагал, что вправе применять ставку 1,5%, поскольку площадь принадлежащего ему помещения составляет 4 478,9 кв. м, оно обособлено от иных помещений, расположенных в торговом центре. Суд признал правомерным доначисление налога на имущество, учитывая положения ст. 378.2 НК РФ и ст. 1 (1), 2 Закона Республики Хакасия от 27 ноября 2003 года N 73, согласно которым для определения налоговой ставки следует учитывать общую площадь объекта недвижимости, а именно площадь нежилого здания, в котором расположено помещение, которая составляет 18 125,7 кв. м, а не площадь отдельных помещений в нем <42>. В другом аналогичном деле суд для разрешения спора о праве организации на применение пониженной ставки также применил расчет площади не самого помещения, а всего здания, указав на то, что принадлежащие налогоплательщику помещения были включены в этот перечень в составе здания - торгового центра общей площадью свыше 2 000 кв. м, а не как отдельные помещения, в связи с чем у организации отсутствовало право на применение пониженной ставки при исчислении налога на имущество организаций <43>.
(Ногина О.А., Темиров Э.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 6)Судебная практика выявила еще один проблемный момент в законодательном регулировании субъектов РФ, связанный с установлением ими количественных показателей площади помещений для применения пониженных ставок по налогу на имущество организаций. В частности, в одном из анализируемых дел налоговый орган доначислил налог на имущество, сделав вывод о неправомерном применении налогоплательщиком ставки 1,5, а не 2% (в соответствии с законом субъекта РФ применение ставки 1,5% предусмотрено для объектов, площадь которых не превышает 6 000 кв. м). Налогоплательщик полагал, что вправе применять ставку 1,5%, поскольку площадь принадлежащего ему помещения составляет 4 478,9 кв. м, оно обособлено от иных помещений, расположенных в торговом центре. Суд признал правомерным доначисление налога на имущество, учитывая положения ст. 378.2 НК РФ и ст. 1 (1), 2 Закона Республики Хакасия от 27 ноября 2003 года N 73, согласно которым для определения налоговой ставки следует учитывать общую площадь объекта недвижимости, а именно площадь нежилого здания, в котором расположено помещение, которая составляет 18 125,7 кв. м, а не площадь отдельных помещений в нем <42>. В другом аналогичном деле суд для разрешения спора о праве организации на применение пониженной ставки также применил расчет площади не самого помещения, а всего здания, указав на то, что принадлежащие налогоплательщику помещения были включены в этот перечень в составе здания - торгового центра общей площадью свыше 2 000 кв. м, а не как отдельные помещения, в связи с чем у организации отсутствовало право на применение пониженной ставки при исчислении налога на имущество организаций <43>.
Типовая ситуация: Как учитывать в доходах арендную плату (для бюджетной организации)
(Издательство "Главная книга", 2025)Для целей НДС предоставление бюджетными и автономными учреждениями имущества в аренду является услугой и в общем случае облагается налогом по ставке 20% (пп. 1 п. 1 ст. 146, п. 3 ст. 164 НК РФ, Письма Минфина от 16.06.2025 N 03-07-11/57831, от 17.06.2019 N 03-07-14/43975). На последнее число каждого месяца учреждение (арендодатель) начисляет НДС на сумму арендной платы за месяц и не позднее 5-го числа следующего месяца выставляет арендатору отгрузочный счет-фактуру (пп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ, Письмо Минфина от 05.06.2018 N 03-07-09/38397). Не забудьте, что на авансы, если вы получаете их от арендатора, также надо начислить НДС. Его вы примете к вычету одновременно с начислением НДС на арендную плату за месяц, т.е. в последний день месяца (п. 8 ст. 171, п. 6 ст. 172 НК РФ).
(Издательство "Главная книга", 2025)Для целей НДС предоставление бюджетными и автономными учреждениями имущества в аренду является услугой и в общем случае облагается налогом по ставке 20% (пп. 1 п. 1 ст. 146, п. 3 ст. 164 НК РФ, Письма Минфина от 16.06.2025 N 03-07-11/57831, от 17.06.2019 N 03-07-14/43975). На последнее число каждого месяца учреждение (арендодатель) начисляет НДС на сумму арендной платы за месяц и не позднее 5-го числа следующего месяца выставляет арендатору отгрузочный счет-фактуру (пп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ, Письмо Минфина от 05.06.2018 N 03-07-09/38397). Не забудьте, что на авансы, если вы получаете их от арендатора, также надо начислить НДС. Его вы примете к вычету одновременно с начислением НДС на арендную плату за месяц, т.е. в последний день месяца (п. 8 ст. 171, п. 6 ст. 172 НК РФ).
"Годовой отчет для учреждений здравоохранения - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)При этом налоговая база по недвижимому имуществу, учитываемому учреждением в качестве объекта основных средств, формируется до момента выбытия такого имущества (Письмо ФНС России от 30.04.2019 N БС-4-21/8367@).
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)При этом налоговая база по недвижимому имуществу, учитываемому учреждением в качестве объекта основных средств, формируется до момента выбытия такого имущества (Письмо ФНС России от 30.04.2019 N БС-4-21/8367@).
Вопрос: Сельхозпроизводитель на ОСН заключил с лизинговой организацией договор возвратного лизинга, предметом которого является комбайн. Какая ставка налога на прибыль должна быть при продаже - 20% или 0%? Вправе ли организация учитывать лизинговые платежи в расходах при расчете налога на прибыль?
(Консультация эксперта, ФНС России, 2024)Так, согласно имеющейся судебной практике сельхозпроизводители должны применять ставку налога на прибыль 20% при реализации объектов основных средств, включая и те случаи, когда проданные объекты и (или) полученные от их реализации доходы использовались в сельскохозяйственной деятельности, поскольку продажа основных средств не является деятельностью, связанной с реализацией сельскохозяйственной продукции (см., например, Постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.09.2018 N Ф07-10365/2018 по делу N А56-107371/2017, Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.03.2019 по делу N А70-8745/2018).
(Консультация эксперта, ФНС России, 2024)Так, согласно имеющейся судебной практике сельхозпроизводители должны применять ставку налога на прибыль 20% при реализации объектов основных средств, включая и те случаи, когда проданные объекты и (или) полученные от их реализации доходы использовались в сельскохозяйственной деятельности, поскольку продажа основных средств не является деятельностью, связанной с реализацией сельскохозяйственной продукции (см., например, Постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.09.2018 N Ф07-10365/2018 по делу N А56-107371/2017, Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.03.2019 по делу N А70-8745/2018).
Статья: Имущественное налогообложение в контексте интеграционных процессов субъектов Российской Федерации
(Башкирова Н.Н., Пьянова М.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 4)В Российской Федерации представительные органы муниципальных образований наделены полномочиями в отношении установления ставок по налогу на имущество физических лиц <2> и земельному налогу <3> в пределах величин, установленных Налоговым кодексом РФ. Полномочия представительных органов муниципальных образований распространяются на установление налоговых льгот, оснований и порядка их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков земельного налога <4>.
(Башкирова Н.Н., Пьянова М.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 4)В Российской Федерации представительные органы муниципальных образований наделены полномочиями в отношении установления ставок по налогу на имущество физических лиц <2> и земельному налогу <3> в пределах величин, установленных Налоговым кодексом РФ. Полномочия представительных органов муниципальных образований распространяются на установление налоговых льгот, оснований и порядка их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков земельного налога <4>.
"Годовой отчет для бюджетных учреждений - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)При этом налоговая база по недвижимому имуществу, учитываемому учреждением в качестве объекта основных средств, формируется до момента выбытия такого имущества (Письмо ФНС России от 30.04.2019 N БС-4-21/8367@).
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)При этом налоговая база по недвижимому имуществу, учитываемому учреждением в качестве объекта основных средств, формируется до момента выбытия такого имущества (Письмо ФНС России от 30.04.2019 N БС-4-21/8367@).
Статья: О природе цифровых прав и низковолатильных цифровых валют
(Ионцев М.А.)
("Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)", 2024, N 9)Налогообложение сделок с цифровыми правами согласно Налоговой инструкции Министерства экономики, финансов и бюджета Французской Республики от 01.07.2018 N 3-417809 осуществляется в том же порядке, что и налогообложение имущества, которое они удостоверяют, но по сниженной налоговой ставке, чтобы стимулировать использование новой технологии. С 01.01.2020 налоговым агентом при налогообложении сделок с цифровыми правами назначены операторы платформ выпуска и обмена цифровых прав.
(Ионцев М.А.)
("Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)", 2024, N 9)Налогообложение сделок с цифровыми правами согласно Налоговой инструкции Министерства экономики, финансов и бюджета Французской Республики от 01.07.2018 N 3-417809 осуществляется в том же порядке, что и налогообложение имущества, которое они удостоверяют, но по сниженной налоговой ставке, чтобы стимулировать использование новой технологии. С 01.01.2020 налоговым агентом при налогообложении сделок с цифровыми правами назначены операторы платформ выпуска и обмена цифровых прав.
Готовое решение: Налогообложение участников специальных инвестиционных контрактов
(КонсультантПлюс, 2025)Для СПИК, которые уже действовали на 13.08.2019, свои условия.
(КонсультантПлюс, 2025)Для СПИК, которые уже действовали на 13.08.2019, свои условия.