Ставка налог на имущество организаций 2023
Подборка наиболее важных документов по запросу Ставка налог на имущество организаций 2023 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 380 "Налоговая ставка" главы 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")СТАТЬЯ 380 "НАЛОГОВАЯ СТАВКА" ГЛАВЫ 30 "НАЛОГ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")СТАТЬЯ 380 "НАЛОГОВАЯ СТАВКА" ГЛАВЫ 30 "НАЛОГ
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2023 N 08АП-9728/2023 по делу N А70-10305/2023
Требование: О признании незаконным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Понятия "ввод в эксплуатацию" и "принятие к учету" не тождественны и в целях применения налоговой льготы в виде пониженной ставки налога на имущество организаций в размере 1,5 процента согласно Закону Тюменской области от 30.11.2020 N 86 "О предоставлении налоговых льгот на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов отдельным категориям налогоплательщиков" следует руководствоваться понятием "ввода в эксплуатацию" согласно статье 55 ГрК РФ.
Требование: О признании незаконным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Понятия "ввод в эксплуатацию" и "принятие к учету" не тождественны и в целях применения налоговой льготы в виде пониженной ставки налога на имущество организаций в размере 1,5 процента согласно Закону Тюменской области от 30.11.2020 N 86 "О предоставлении налоговых льгот на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов отдельным категориям налогоплательщиков" следует руководствоваться понятием "ввода в эксплуатацию" согласно статье 55 ГрК РФ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовая регламентация дифференцированных налоговых ставок по имущественным налогам в Налоговом кодексе Российской Федерации
(Григоров К.Н.)
("Финансовое право", 2023, N 6)<29> Федеральный закон от 29 ноября 2021 г. N 382-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 18.11.2021) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru. О положениях данного Федерального закона применительно к дифференцированным налоговым ставкам по налогу на имущество организаций см.: Лащенов А.В. Новое в налогообложении имущества: комментарии к Федеральному закону от 29.11.2021 N 382-ФЗ // Налоговая политика и практика. 2022. N 2 (230). С. 25. О дифференцированных налоговых ставках по налогу на имущество организаций с 1 января 2023 г. см.: Самойлова М.Д. Изменения части второй Налогового кодекса // Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. 2021. N 6. С. 38 - 42.
(Григоров К.Н.)
("Финансовое право", 2023, N 6)<29> Федеральный закон от 29 ноября 2021 г. N 382-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 18.11.2021) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru. О положениях данного Федерального закона применительно к дифференцированным налоговым ставкам по налогу на имущество организаций см.: Лащенов А.В. Новое в налогообложении имущества: комментарии к Федеральному закону от 29.11.2021 N 382-ФЗ // Налоговая политика и практика. 2022. N 2 (230). С. 25. О дифференцированных налоговых ставках по налогу на имущество организаций с 1 января 2023 г. см.: Самойлова М.Д. Изменения части второй Налогового кодекса // Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. 2021. N 6. С. 38 - 42.
Статья: Обзор ряда научных публикаций и судебных решений в части законодательных новаций по налогу на имущество организаций
(Балакин Р.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 12)С 1 января 2023 года дифференциация налоговых ставок по налогу на имущество организаций в зависимости от категорий налогоплательщиков или категорий имущества (в том числе в зависимости от площади имущества) не допускается. При этом предоставление налоговых преференций по налогу в отношении отдельных категорий налогоплательщиков или категорий имущества возможно, если законом субъекта Российской Федерации установлены такие льготы <4>. По этому вопросу Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) разъяснило, что в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ) были внесены изменения, в соответствии с которыми дифференциация ставок налога на имущество возможна только в зависимости от вида имущества и (или) его кадастровой стоимости. Указанное положение вступает в силу 1 января 2023 года (до этой даты субъекты Российской Федерации должны привести свое региональное законодательство в соответствие с положениями НК РФ). Таким образом, дифференциация ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) категорий имущества (в том числе в зависимости от площади имущества) не допускается. Однако регионы могут дать преференции по налогу на имущество отдельным категориям налогоплательщиков и (или) в отношении отдельных категорий имущества за счет использования механизма предоставления налоговых льгот <5>. В связи с этим ФНС России дала разъяснения о порядке расчета налога на имущество организаций с 1 января 2023 года <6>. Позиция ФНС России согласована с Минфином России.
(Балакин Р.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 12)С 1 января 2023 года дифференциация налоговых ставок по налогу на имущество организаций в зависимости от категорий налогоплательщиков или категорий имущества (в том числе в зависимости от площади имущества) не допускается. При этом предоставление налоговых преференций по налогу в отношении отдельных категорий налогоплательщиков или категорий имущества возможно, если законом субъекта Российской Федерации установлены такие льготы <4>. По этому вопросу Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) разъяснило, что в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ) были внесены изменения, в соответствии с которыми дифференциация ставок налога на имущество возможна только в зависимости от вида имущества и (или) его кадастровой стоимости. Указанное положение вступает в силу 1 января 2023 года (до этой даты субъекты Российской Федерации должны привести свое региональное законодательство в соответствие с положениями НК РФ). Таким образом, дифференциация ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) категорий имущества (в том числе в зависимости от площади имущества) не допускается. Однако регионы могут дать преференции по налогу на имущество отдельным категориям налогоплательщиков и (или) в отношении отдельных категорий имущества за счет использования механизма предоставления налоговых льгот <5>. В связи с этим ФНС России дала разъяснения о порядке расчета налога на имущество организаций с 1 января 2023 года <6>. Позиция ФНС России согласована с Минфином России.
Нормативные акты
Справочная информация: "Ставки налога на имущество организаций в субъектах Российской Федерации"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)В соответствии со статьей 380 НК РФ ставки налога на имущество организаций устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2%. В отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, за исключением объектов, указанных в пунктах 1.2, 1.3, 3.1 и 3.2 статьи 380 НК РФ, налоговые ставки, установленные законами субъектов РФ, не могут превышать 2%. С 1 января 2023 года установление дифференцированных налоговых ставок допускается в зависимости от вида недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, и (или) его кадастровой стоимости.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)В соответствии со статьей 380 НК РФ ставки налога на имущество организаций устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2%. В отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, за исключением объектов, указанных в пунктах 1.2, 1.3, 3.1 и 3.2 статьи 380 НК РФ, налоговые ставки, установленные законами субъектов РФ, не могут превышать 2%. С 1 января 2023 года установление дифференцированных налоговых ставок допускается в зависимости от вида недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, и (или) его кадастровой стоимости.
Статья: Отказ от исключения движимого имущества из объекта налогообложения как направление изменения юридической конструкции налога на имущество организаций
(Григоров К.Н.)
("Финансовое право", 2021, N 6)Для того чтобы подробно проанализировать данную проблему, необходимо обратить внимание на Приложение 3 к Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (утв. Минфином России) <5> (далее - Основные направления), в котором раскрываются актуальные вопросы налогообложения на перспективу. В части налога на имущество организаций прорабатывается возможность отказа от исключения движимого имущества из объекта налогообложения и одновременно с этим снижения предельной налоговой ставки такого налога. Также в данном документе проанализирован и результат таких действий. В качестве результата указано упрощение администрирования налога, снижение численности налоговых споров, касающихся отнесения имущества к движимым и недвижимым вещам. Наряду с этим в Приложении 3 к указанному в настоящем абзаце документу Минфина России обращается внимание на необходимость определения оптимального размера предельной налоговой ставки, призванного обеспечить как недопущение роста налоговой нагрузки на бизнес, так и соблюдение интересов бюджетов субъектов Российской Федерации (далее - РФ).
(Григоров К.Н.)
("Финансовое право", 2021, N 6)Для того чтобы подробно проанализировать данную проблему, необходимо обратить внимание на Приложение 3 к Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (утв. Минфином России) <5> (далее - Основные направления), в котором раскрываются актуальные вопросы налогообложения на перспективу. В части налога на имущество организаций прорабатывается возможность отказа от исключения движимого имущества из объекта налогообложения и одновременно с этим снижения предельной налоговой ставки такого налога. Также в данном документе проанализирован и результат таких действий. В качестве результата указано упрощение администрирования налога, снижение численности налоговых споров, касающихся отнесения имущества к движимым и недвижимым вещам. Наряду с этим в Приложении 3 к указанному в настоящем абзаце документу Минфина России обращается внимание на необходимость определения оптимального размера предельной налоговой ставки, призванного обеспечить как недопущение роста налоговой нагрузки на бизнес, так и соблюдение интересов бюджетов субъектов Российской Федерации (далее - РФ).
"Налогообложение в области спорта: Учебное пособие для магистратуры"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. д. ю. н. Е.Ю. Грачевой)
("Норма", "ИНФРА-М", 2024)Отдельно нужно сказать о федеральной территории "Сириус". Это имеющее общегосударственное стратегическое значение публично-правовое образование, где в целях обеспечения комплексного устойчивого социально-экономического и инновационного развития территории, повышения ее инвестиционной привлекательности, сохранения олимпийского спортивного, культурного и природного наследия, создания благоприятных условий для выявления и развития талантов, реализации приоритетов научно-технологического развития России устанавливаются особенности организации публичной власти и осуществления экономической и иной деятельности <1>. Особенности установления налога и налогообложения на федеральной территории "Сириус" определены НК РФ в отношении объектов недвижимого имущества, построенных по Программе строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 991 (далее - Программа). Налоговые ставки для организаций, обладавших правом на проведение чемпионата мира FIA "Формула-1", в том числе правом на популяризацию мероприятия и правом называть мероприятие российского этапа "Чемпионат мира FIA "Формула-1", установлены в 2022 г. в размере 0,7%, в 2023 г. - 1,5%, в 2024 г. - 2%. От уплаты налога освобождаются: 1) некоммерческие образовательные организации - в отношении объектов недвижимого имущества, находящихся в их собственности и построенных в соответствии с Программой; 2) организации, обладающие правом на проведение чемпионата мира FIA "Формула-1", - в отношении объектов недвижимого имущества, построенных в соответствии с Программой. Налоговая льгота не применяется в отношении объектов недвижимого имущества, используемых для организации и проведения азартных игр.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. д. ю. н. Е.Ю. Грачевой)
("Норма", "ИНФРА-М", 2024)Отдельно нужно сказать о федеральной территории "Сириус". Это имеющее общегосударственное стратегическое значение публично-правовое образование, где в целях обеспечения комплексного устойчивого социально-экономического и инновационного развития территории, повышения ее инвестиционной привлекательности, сохранения олимпийского спортивного, культурного и природного наследия, создания благоприятных условий для выявления и развития талантов, реализации приоритетов научно-технологического развития России устанавливаются особенности организации публичной власти и осуществления экономической и иной деятельности <1>. Особенности установления налога и налогообложения на федеральной территории "Сириус" определены НК РФ в отношении объектов недвижимого имущества, построенных по Программе строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 991 (далее - Программа). Налоговые ставки для организаций, обладавших правом на проведение чемпионата мира FIA "Формула-1", в том числе правом на популяризацию мероприятия и правом называть мероприятие российского этапа "Чемпионат мира FIA "Формула-1", установлены в 2022 г. в размере 0,7%, в 2023 г. - 1,5%, в 2024 г. - 2%. От уплаты налога освобождаются: 1) некоммерческие образовательные организации - в отношении объектов недвижимого имущества, находящихся в их собственности и построенных в соответствии с Программой; 2) организации, обладающие правом на проведение чемпионата мира FIA "Формула-1", - в отношении объектов недвижимого имущества, построенных в соответствии с Программой. Налоговая льгота не применяется в отношении объектов недвижимого имущества, используемых для организации и проведения азартных игр.
Статья: Первая декада статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации: вопросы формирования перечней объектов недвижимости для целей налогообложения на основании кадастровой стоимости
(Савинов К.А., Агаджанов А.А., Лаврентьев А.Р.)
("Финансовое право", 2024, N 4)<2> См. об этом, например: Ногина О.А., Темиров Э.А. Правовые проблемы формирования перечня объектов недвижимого имущества органами государственной власти субъектов РФ в целях взимания налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости. Мониторинг судебных актов за 2016 - 2021 годы // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2022. N 6. С. 154 - 182; Балакин Р.В. Обзор ряда научных публикаций и судебных решений в части законодательных новаций по налогу на имущество организаций // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2022. N 12. С. 82 - 93; Григоров К.Н. Правовая регламентация дифференцированных налоговых ставок по имущественным налогам в Налоговом кодексе Российской Федерации // Финансовое право. 2023. N 6. С. 19 - 24; и др.
(Савинов К.А., Агаджанов А.А., Лаврентьев А.Р.)
("Финансовое право", 2024, N 4)<2> См. об этом, например: Ногина О.А., Темиров Э.А. Правовые проблемы формирования перечня объектов недвижимого имущества органами государственной власти субъектов РФ в целях взимания налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости. Мониторинг судебных актов за 2016 - 2021 годы // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2022. N 6. С. 154 - 182; Балакин Р.В. Обзор ряда научных публикаций и судебных решений в части законодательных новаций по налогу на имущество организаций // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2022. N 12. С. 82 - 93; Григоров К.Н. Правовая регламентация дифференцированных налоговых ставок по имущественным налогам в Налоговом кодексе Российской Федерации // Финансовое право. 2023. N 6. С. 19 - 24; и др.
Статья: Новости от 21.06.2024
("Главная книга", 2024, N 13)ФНС объявила, что все сообщения об исчисленных инспекциями суммах налогов в отношении транспортных средств и недвижимости, принадлежавших юрлицам в течение 2023 г., направлены адресатам-налогоплательщикам. В сообщения включены расчеты транспортного и земельного налогов, а также налога на имущество организаций по "кадастровой" недвижимости.
("Главная книга", 2024, N 13)ФНС объявила, что все сообщения об исчисленных инспекциями суммах налогов в отношении транспортных средств и недвижимости, принадлежавших юрлицам в течение 2023 г., направлены адресатам-налогоплательщикам. В сообщения включены расчеты транспортного и земельного налогов, а также налога на имущество организаций по "кадастровой" недвижимости.
Статья: Запреты-2023: ювелирные компании теперь не вправе применять спецрежимы
(Никитин А.Ю.)
("Главная книга", 2022, N 24)- налог на имущество: компании - по ставке до 2,2%, ИП - по ставке, установленной властями муниципальных образований (городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя) <5>. Базовая ставка по налогу на имущество физлиц составляет для коммерческой недвижимости 0,5%, но может быть уменьшена по решению местных органов власти <6>.
(Никитин А.Ю.)
("Главная книга", 2022, N 24)- налог на имущество: компании - по ставке до 2,2%, ИП - по ставке, установленной властями муниципальных образований (городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя) <5>. Базовая ставка по налогу на имущество физлиц составляет для коммерческой недвижимости 0,5%, но может быть уменьшена по решению местных органов власти <6>.