Ставка 1,5 процента по земельному налогу
Подборка наиболее важных документов по запросу Ставка 1,5 процента по земельному налогу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 396 "Порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу" главы 31 "Земельный налог" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")В свою очередь применение повышающих коэффициентов (2 и 4) к пониженной ставке 0,3% при исчислении налога приводит к исчислению налога по ставкам 0,6% и 1,2% (соответственно), что не превышает максимально установленную ставку земельного налога 1,5%.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")В свою очередь применение повышающих коэффициентов (2 и 4) к пониженной ставке 0,3% при исчислении налога приводит к исчислению налога по ставкам 0,6% и 1,2% (соответственно), что не превышает максимально установленную ставку земельного налога 1,5%.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 396 "Порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу" главы 31 "Земельный налог" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (индивидуального предпринимателя) задолженности по земельному налогу и пени. По мнению налогоплательщика, налоговым органом был пропущен срок для обращения с заявлением в суд, кроме того, отсутствовали основания для применения ставки земельного налога 1,5 процента вместо ставки 0,3 процента в отношении принадлежащих ему земельных участков с видом разрешенного использования "для жилищного строительства", "для дачного строительства", используемых в предпринимательской деятельности. Суд удовлетворил требования налогового органа и взыскал недоимку. Суд отметил направленность действий налогоплательщика по покупке, изменению вида разрешенного использования, межеванию, разделению земельных участков, рекламированию в общедоступных источниках информации с целью последующей продажи на получение прибыли, то есть факт использования земельных участков в предпринимательской деятельности, что делает невозможным применение ставки 0,3 процента. Суд пришел к выводу о соблюдении налоговым органом срока на обращение в суд с заявлением о взыскании, которое было принято к производству судом общей юрисдикции и впоследствии передано в арбитражный суд по подсудности, что не изменяет срок обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании, датой обращения в суд в этом случае является дата обращения в суд общей юрисдикции.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (индивидуального предпринимателя) задолженности по земельному налогу и пени. По мнению налогоплательщика, налоговым органом был пропущен срок для обращения с заявлением в суд, кроме того, отсутствовали основания для применения ставки земельного налога 1,5 процента вместо ставки 0,3 процента в отношении принадлежащих ему земельных участков с видом разрешенного использования "для жилищного строительства", "для дачного строительства", используемых в предпринимательской деятельности. Суд удовлетворил требования налогового органа и взыскал недоимку. Суд отметил направленность действий налогоплательщика по покупке, изменению вида разрешенного использования, межеванию, разделению земельных участков, рекламированию в общедоступных источниках информации с целью последующей продажи на получение прибыли, то есть факт использования земельных участков в предпринимательской деятельности, что делает невозможным применение ставки 0,3 процента. Суд пришел к выводу о соблюдении налоговым органом срока на обращение в суд с заявлением о взыскании, которое было принято к производству судом общей юрисдикции и впоследствии передано в арбитражный суд по подсудности, что не изменяет срок обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании, датой обращения в суд в этом случае является дата обращения в суд общей юрисдикции.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Изменения в НК РФ, внесенные Федеральным законом от 12.07.2024 N 176-ФЗ
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)9.1. До 1,5% увеличены ставки земельного налога в отношении
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)9.1. До 1,5% увеличены ставки земельного налога в отношении
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2023)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023)Налоговый орган подтвердил обоснованность исчисления данного налога в заявленном размере. Впоследствии налоговый орган произвел перерасчет земельного налога с применением ставки 1,5 процента, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023)Налоговый орган подтвердил обоснованность исчисления данного налога в заявленном размере. Впоследствии налоговый орган произвел перерасчет земельного налога с применением ставки 1,5 процента, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ.
Обзор: "Основные изменения в налоговом законодательстве в 2025 году"
(КонсультантПлюс, 2025)Местные власти могут устанавливать ставку 1,5% по земельному налогу для участков с кадастровой стоимостью свыше 300 млн руб. Это в 5 раз больше прежнего лимита 0,3%. Данную пониженную ставку сохраняют независимо от цены:
(КонсультантПлюс, 2025)Местные власти могут устанавливать ставку 1,5% по земельному налогу для участков с кадастровой стоимостью свыше 300 млн руб. Это в 5 раз больше прежнего лимита 0,3%. Данную пониженную ставку сохраняют независимо от цены:
Статья: Льготная ставка по земельному налогу: фактическое использование земли является определяющим
(Галина Е.)
("Малый бизнес: учет, налоги, право", 2025, N 2)Как следует из материалов дела, индивидуальному предпринимателю (ИП) в 2022 году на праве собственности принадлежало 112 земельных участков. На основании налогового уведомления ИП должен был уплатить земельный налог по 102 земельным участкам с применением налоговой ставки 1,5%. Считая начисление земельного налога по ставке 1,5% неправомерным, предприниматель 29.09.2023 обратился в налоговый орган с заявлением о перерасчете земельного налога по ставке 0,3%.
(Галина Е.)
("Малый бизнес: учет, налоги, право", 2025, N 2)Как следует из материалов дела, индивидуальному предпринимателю (ИП) в 2022 году на праве собственности принадлежало 112 земельных участков. На основании налогового уведомления ИП должен был уплатить земельный налог по 102 земельным участкам с применением налоговой ставки 1,5%. Считая начисление земельного налога по ставке 1,5% неправомерным, предприниматель 29.09.2023 обратился в налоговый орган с заявлением о перерасчете земельного налога по ставке 0,3%.
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2024 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 4)(-) 1. По мнению налогоплательщика, полученные ИФНС от администрации акты муниципального контроля не могут служить основанием для применения ставки земельного налога 1,5% и не могут служить доказательством неиспользования земельных участков для сельскохозяйственного производства (подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 4)(-) 1. По мнению налогоплательщика, полученные ИФНС от администрации акты муниципального контроля не могут служить основанием для применения ставки земельного налога 1,5% и не могут служить доказательством неиспользования земельных участков для сельскохозяйственного производства (подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ).
Статья: Обзор правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации по налоговым спорам за август - сентябрь 2021 г.
(Щекин Д.М., Кушнир А.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 11)При фактическом использовании земельных участков под улично-дорожную сеть и отсутствии на них объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса применение ставки земельного налога 1,5%, как для прочих земельных участков, обоснованно.
(Щекин Д.М., Кушнир А.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 11)При фактическом использовании земельных участков под улично-дорожную сеть и отсутствии на них объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса применение ставки земельного налога 1,5%, как для прочих земельных участков, обоснованно.
Статья: Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 26.06.2025 N 309-ЭС25-172 по делу N А76-36990/2023 <Кто вправе применять пониженную ставку по земельному налогу?>
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 15)Общество обратилось в суд, добиваясь признания незаконным сообщения инспекции о применении ставки земельного налога 1,5% от кадастровой стоимости участков категории "Земли сельхозназначения" с видом разрешенного использования "Для сельскохозяйственного производства". По мнению компании, к этим наделам должна применяться ставка 0,3%.
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 15)Общество обратилось в суд, добиваясь признания незаконным сообщения инспекции о применении ставки земельного налога 1,5% от кадастровой стоимости участков категории "Земли сельхозназначения" с видом разрешенного использования "Для сельскохозяйственного производства". По мнению компании, к этим наделам должна применяться ставка 0,3%.
Вопрос: О перерасчете земельного налога в отношении участков, принадлежащих банку, предназначенных для ИЖС и облагаемых по ставке 1,5%.
(Письмо ФНС России от 05.02.2024 N БС-2-21/1521@)Вопрос: В соответствии с п. 2.1 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) перерасчет суммы ранее исчисленного налога осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено п. 2.1 ст. 52 Кодекса. При этом согласно абз. 2 п. 2.1 ст. 52 Кодекса перерасчет не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм налога.
(Письмо ФНС России от 05.02.2024 N БС-2-21/1521@)Вопрос: В соответствии с п. 2.1 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) перерасчет суммы ранее исчисленного налога осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено п. 2.1 ст. 52 Кодекса. При этом согласно абз. 2 п. 2.1 ст. 52 Кодекса перерасчет не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм налога.
Статья: Споры об определении размера арендной платы за пользование государственным земельным участком как последствие заключения договора аренды неуполномоченным публичным субъектом
(Крестьянцева Е.С.)
("Закон", 2023, N 3)По умолчанию в отношении федеральных земельных участков арендная плата определяется на основании рыночной оценки <11>. Однако в случае переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды годовой размер арендной платы устанавливается в пределах 2% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков <12>. Данная льготная ставка была установлена в свое время с целью стимулировать переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды. Так, обладатели права постоянного (бессрочного) пользования являются плательщиками земельного налога <13>. Земельный налог рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельного участка, в настоящее время максимальная ставка земельного налога составляет 1,5%. Соответственно, размер арендной платы в случае переоформления права постоянного бессрочного пользования должен был быть сопоставим с земельным налогом, иначе переход на новую систему прав в отношении значительного количества земельных участков не состоялся бы ввиду экономической нецелесообразности.
(Крестьянцева Е.С.)
("Закон", 2023, N 3)По умолчанию в отношении федеральных земельных участков арендная плата определяется на основании рыночной оценки <11>. Однако в случае переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды годовой размер арендной платы устанавливается в пределах 2% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков <12>. Данная льготная ставка была установлена в свое время с целью стимулировать переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды. Так, обладатели права постоянного (бессрочного) пользования являются плательщиками земельного налога <13>. Земельный налог рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельного участка, в настоящее время максимальная ставка земельного налога составляет 1,5%. Соответственно, размер арендной платы в случае переоформления права постоянного бессрочного пользования должен был быть сопоставим с земельным налогом, иначе переход на новую систему прав в отношении значительного количества земельных участков не состоялся бы ввиду экономической нецелесообразности.