Статья 125 ужт
Подборка наиболее важных документов по запросу Статья 125 ужт (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Сокращенные сроки исковой давности: перспективы развития доктрины, законодательства и судебной практики
(Никитина А.В., Каленов С.Е.)
("Российский судья", 2025, N 8)Разнообразные сокращенные сроки исковой давности и/или правила их исчисления содержатся в нормах, опосредующих: корпоративные отношения (указанные выше Законы о коммерческих корпоративных юридических лицах); оборот ценных бумаг (например, п. 8 ст. 3, ч. 9 ст. 5, п. 9, 10 ст. 26 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" <7>); отношения, связанные с перевозкой пассажиров, грузов, багажа, и тесно связанные с ними отношения - буксировки, фрахтования, морского страхования, столкновения судов (например, ст. 408, 409 КТМ РФ; ст. 125, 126 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации <8>; п. 3 - 5 ст. 164 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации <9> и др.).
(Никитина А.В., Каленов С.Е.)
("Российский судья", 2025, N 8)Разнообразные сокращенные сроки исковой давности и/или правила их исчисления содержатся в нормах, опосредующих: корпоративные отношения (указанные выше Законы о коммерческих корпоративных юридических лицах); оборот ценных бумаг (например, п. 8 ст. 3, ч. 9 ст. 5, п. 9, 10 ст. 26 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" <7>); отношения, связанные с перевозкой пассажиров, грузов, багажа, и тесно связанные с ними отношения - буксировки, фрахтования, морского страхования, столкновения судов (например, ст. 408, 409 КТМ РФ; ст. 125, 126 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации <8>; п. 3 - 5 ст. 164 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации <9> и др.).
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 125. Иски к перевозчикам, возникшие в связи с осуществлением перевозок грузов, багажа, грузобагажа, могут быть предъявлены в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо в случае неполучения ответа перевозчика на претензию не ранее истечения срока, установленного статьей 124 настоящего Устава, или, если получен ответ перевозчика на претензию, до истечения такого срока.
(ред. от 31.07.2025)
"Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 125. Иски к перевозчикам, возникшие в связи с осуществлением перевозок грузов, багажа, грузобагажа, могут быть предъявлены в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо в случае неполучения ответа перевозчика на претензию не ранее истечения срока, установленного статьей 124 настоящего Устава, или, если получен ответ перевозчика на претензию, до истечения такого срока.
Статья: Претензии и иски к железнодорожному перевозчику
(Фалькович М.С.)
("ЭЖ-Юрист", 2006, N 31)Говоря о сроке исковой давности, необходимо обратить внимание на определение начала течения этого срока. Согласно ст. 125 Устава иски к перевозчикам, возникшие в связи с осуществлением перевозок, предъявляются в течение одного года со дня наступления событий, послуживших основанием для предъявления иска. Исключение составляют иски о взыскании штрафа за невыполнение заявки. Для таких исков исковая давность начинает течь по окончании пяти дней после уведомления грузоотправителя о размере штрафа.
(Фалькович М.С.)
("ЭЖ-Юрист", 2006, N 31)Говоря о сроке исковой давности, необходимо обратить внимание на определение начала течения этого срока. Согласно ст. 125 Устава иски к перевозчикам, возникшие в связи с осуществлением перевозок, предъявляются в течение одного года со дня наступления событий, послуживших основанием для предъявления иска. Исключение составляют иски о взыскании штрафа за невыполнение заявки. Для таких исков исковая давность начинает течь по окончании пяти дней после уведомления грузоотправителя о размере штрафа.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Особенности урегулирования споров из обязательств по перевозке грузов. Статья 797 ГК РФ устанавливает обязательный претензионный порядок урегулирования споров из обязательств по перевозке грузов, если имеют место нарушение обязательства со стороны перевозчика. Грузополучатель и грузоотправитель обязаны предъявить претензию перевозчику в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом (ст. 403 КТМ, ст. 161 КВВТ, ст. 124 ВК, ст. 120 УЖТ, ст. 39 УАТ). Порядок предъявления претензий имеет некоторые особенности. Во-первых, транспортные уставы и кодексы устанавливают, в каких случаях право на претензию имеет грузоотправитель, а в каких - грузополучатель. Во-вторых, транспортные уставы и кодексы, как правило, ограничивают возможность цессии. Иск к перевозчику может быть предъявлен только в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от него ответа в тридцатидневный срок. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами. Так, на железнодорожном, внутреннем водном транспорте указанные иски предъявляются в течение года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий (ст. 125 УЖТ, ст. 164 КВВТ). При перевозках автомобильным транспортом срок исковой давности также исчисляется со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии, в том числе в отношении возмещения ущерба, причиненного недостачей, повреждением (порчей), груза, со дня выдачи груза; возмещения ущерба, причиненного утратой груза, со дня признания груза утраченным; просрочки доставки груза со дня выдачи груза (ст. 42 УАТ). При морских перевозках срок исковой давности исчисляется по требованиям возмещения ущерба за утрату груза - по истечении тридцати дней со дня, в который груз должен быть выдан, при перевозке в смешанном сообщении - по истечении четырех месяцев со дня приема груза для перевозки; возмещения ущерба за повреждение груза, просрочки его доставки и возврата перебора или взыскания недобора провозных платежей со дня выдачи груза и, если груз не был выдан, - со дня, в который он должен быть выдан; возмещения убытков за неподачу судна или подачу его с опозданием, платы за простой судна и досрочную погрузку или выгрузку груза - со дня окончания месяца, следующего за тем, в котором началась или должна была начаться перевозка груза; ко всем остальным случаям - со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления требования (ст. 408 КТМ). При воздушных перевозках течение срока исковой давности по требованиям, связанным с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, а также с просрочкой их доставки, начинается со дня, когда воздушное судно, на котором осуществлялась перевозка груза, должно было прибыть в пункт назначения в соответствии с договором перевозки груза (ст. 128 ВК).
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Особенности урегулирования споров из обязательств по перевозке грузов. Статья 797 ГК РФ устанавливает обязательный претензионный порядок урегулирования споров из обязательств по перевозке грузов, если имеют место нарушение обязательства со стороны перевозчика. Грузополучатель и грузоотправитель обязаны предъявить претензию перевозчику в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом (ст. 403 КТМ, ст. 161 КВВТ, ст. 124 ВК, ст. 120 УЖТ, ст. 39 УАТ). Порядок предъявления претензий имеет некоторые особенности. Во-первых, транспортные уставы и кодексы устанавливают, в каких случаях право на претензию имеет грузоотправитель, а в каких - грузополучатель. Во-вторых, транспортные уставы и кодексы, как правило, ограничивают возможность цессии. Иск к перевозчику может быть предъявлен только в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от него ответа в тридцатидневный срок. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами. Так, на железнодорожном, внутреннем водном транспорте указанные иски предъявляются в течение года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий (ст. 125 УЖТ, ст. 164 КВВТ). При перевозках автомобильным транспортом срок исковой давности также исчисляется со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии, в том числе в отношении возмещения ущерба, причиненного недостачей, повреждением (порчей), груза, со дня выдачи груза; возмещения ущерба, причиненного утратой груза, со дня признания груза утраченным; просрочки доставки груза со дня выдачи груза (ст. 42 УАТ). При морских перевозках срок исковой давности исчисляется по требованиям возмещения ущерба за утрату груза - по истечении тридцати дней со дня, в который груз должен быть выдан, при перевозке в смешанном сообщении - по истечении четырех месяцев со дня приема груза для перевозки; возмещения ущерба за повреждение груза, просрочки его доставки и возврата перебора или взыскания недобора провозных платежей со дня выдачи груза и, если груз не был выдан, - со дня, в который он должен быть выдан; возмещения убытков за неподачу судна или подачу его с опозданием, платы за простой судна и досрочную погрузку или выгрузку груза - со дня окончания месяца, следующего за тем, в котором началась или должна была начаться перевозка груза; ко всем остальным случаям - со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления требования (ст. 408 КТМ). При воздушных перевозках течение срока исковой давности по требованиям, связанным с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, а также с просрочкой их доставки, начинается со дня, когда воздушное судно, на котором осуществлялась перевозка груза, должно было прибыть в пункт назначения в соответствии с договором перевозки груза (ст. 128 ВК).
Статья: Защита прав потребителей при оказании транспортных услуг
(Свит Ю.П.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2007, N 2)Хотя ст. 797 ГК РФ устанавливает сокращенный срок исковой давности только по искам, вытекающим из договора перевозки грузов, отдельные транспортные нормативные акты распространяют сокращенный срок и на перевозки багажа. Например, ст. 125 УЖТ.
(Свит Ю.П.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2007, N 2)Хотя ст. 797 ГК РФ устанавливает сокращенный срок исковой давности только по искам, вытекающим из договора перевозки грузов, отдельные транспортные нормативные акты распространяют сокращенный срок и на перевозки багажа. Например, ст. 125 УЖТ.
Статья: Списание просроченной задолженности в бухгалтерском учете
(Быковская А.В.)
("Российский налоговый курьер", 2007, N 12)Правила исчисления сроков исковой давности
(Быковская А.В.)
("Российский налоговый курьер", 2007, N 12)Правила исчисления сроков исковой давности
Вопрос: Организации заключили договор перевозки груза железнодорожным транспортом. При перевозке груза 21.04.2009 в результате ненадлежащих действий перевозчика произошла утрата части груза, о чем перевозчик по прибытии на станцию назначения в тот же день, 21.04.2009, сообщил грузополучателю. На следующий день, 22.04.2009, грузополучателем и перевозчиком был составлен коммерческий акт о недостаче груза. Составление данного акта 21.04.2009 было невозможно в связи с болезнью представителя грузополучателя. 29.04.2009 грузополучатель предъявил перевозчику претензию о возмещении убытков, но последний не удовлетворил данное требование. 22.04.2010 грузополучатель обратился в суд с иском о возмещении стоимости недостающего груза. Правомерно ли данное требование?
(Консультация эксперта, 2011)Как установлено ст. 125 Закона N 18-ФЗ, иски к перевозчикам, возникшие в связи с осуществлением перевозок грузов, могут быть предъявлены в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо в случае неполучения ответа перевозчика на претензию не ранее истечения срока, установленного ст. 124 Закона N 18-ФЗ, или, если получен ответ перевозчика на претензию, до истечения такого срока. Указанные иски предъявляются в соответствии с установленной подведомственностью, подсудностью в течение года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий.
(Консультация эксперта, 2011)Как установлено ст. 125 Закона N 18-ФЗ, иски к перевозчикам, возникшие в связи с осуществлением перевозок грузов, могут быть предъявлены в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо в случае неполучения ответа перевозчика на претензию не ранее истечения срока, установленного ст. 124 Закона N 18-ФЗ, или, если получен ответ перевозчика на претензию, до истечения такого срока. Указанные иски предъявляются в соответствии с установленной подведомственностью, подсудностью в течение года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий.
Вопрос: ...Грузоотправитель обратился к перевозчику с требованием о взыскании стоимости недостающего груза. Перевозчик ссылается на то, что претензия подписана лицом, не уполномоченным предъявлять претензии, а также на то, что претензия подписана представителем грузоотправителя на основании договора поручения. Правомерно ли подписание и предъявление претензии к перевозчику лицом, действующим на основании договора поручения и доверенности?
(Консультация эксперта, 2009)В связи с этим суд не принял указанные документы в качестве доказательства, подтверждающего соблюдение досудебного порядка урегулирования спора, поскольку в данных доверенностях не было указано, что указанным лицам предоставлено право на подписание или предъявление претензий от имени организации. Поэтому по результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что выводы суда первой инстанции о нарушении порядка предъявления претензии и оставлении искового заявления без рассмотрения на основании п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ не противоречат положениям ст. 185 ГК РФ, ст. ст. 120 - 125 УЖТ РФ.
(Консультация эксперта, 2009)В связи с этим суд не принял указанные документы в качестве доказательства, подтверждающего соблюдение досудебного порядка урегулирования спора, поскольку в данных доверенностях не было указано, что указанным лицам предоставлено право на подписание или предъявление претензий от имени организации. Поэтому по результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что выводы суда первой инстанции о нарушении порядка предъявления претензии и оставлении искового заявления без рассмотрения на основании п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ не противоречат положениям ст. 185 ГК РФ, ст. ст. 120 - 125 УЖТ РФ.
"Комментарий к Уставу железнодорожного транспорта Российской Федерации"
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.А. Вайпана)
("Юстицинформ", 2007)Иски к перевозчику в связи с самовольным использованием вагонов предъявляются в течение года со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии (статья 125 Устава). Следовательно, исходя из статьи 123 Устава срок исковой давности для исков о взыскании штрафов за самовольное использование перевозчиком вагонов и контейнеров без согласия их владельцев должен исчисляться по истечении срока доставки таких вагонов, контейнеров после выгрузки грузов либо возврата их в пункт приписки (пункт 30 Постановления Пленума ВАС РФ N 30).
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.А. Вайпана)
("Юстицинформ", 2007)Иски к перевозчику в связи с самовольным использованием вагонов предъявляются в течение года со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии (статья 125 Устава). Следовательно, исходя из статьи 123 Устава срок исковой давности для исков о взыскании штрафов за самовольное использование перевозчиком вагонов и контейнеров без согласия их владельцев должен исчисляться по истечении срока доставки таких вагонов, контейнеров после выгрузки грузов либо возврата их в пункт приписки (пункт 30 Постановления Пленума ВАС РФ N 30).
"Давность в российском налоговом праве: Монография"
(Базаров Б.Б.)
(под ред. Е.Ю. Грачевой)
("Проспект", 2016)- завершая сравнение исковой давности, хочется отметить, что на настоящее время она является наиболее подробно урегулированным видом давности в российском законодательстве, так как ей посвящена не только отдельная глава Гражданского кодекса РФ <1>, расположенная в той его части, которая устанавливает общие положения для этой отрасли права (глава 12 подраздела 5 раздела 1 части первой ГК РФ), но также и целый ряд специальных норм, расположенных в иных главах и частях Кодекса (ст. ст. 181, 725, 797, 966 ГК РФ) и других законах (ст. ст. 408 - 412 КТМ РФ; ст. 161 КВВТ РФ; ст. ст. 125 - 126 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"; ст. 13 Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности"; п. п. 9 - 10 ст. 26 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" и т.д.); при этом обращаем внимание на то, что все специальные нормы об исковой давности неплохо взаимоувязаны с общими положениями о ней; нельзя не отметить, что исковая давность является старейшим видом давности и институтом гражданского права, который на протяжении уже нескольких сотен лет вызывает большой, неподдельный и неиссякаемый интерес у представителей юридической науки (она подвергалась и подвергается систематическому и скрупулезному изучению не только в цивилистике, но и в общей теории права, науке процессуального права), свидетельством чему является не только несколько десятков монографических исследований <2>, но и многие сотни статей в периодических изданиях <3>, причем и те, и другие изданы и издаются на разных исторических этапах ее существования); вся эта научная и нормативная база позволяет некоторым исследователям делать выводы о том, что исковая давность выходит за рамки института гражданского права и является межотраслевым институтом, поэтому не исключена возможность ее применения к публичным отношениям, для чего целесообразно внести в действующее законодательство ряд изменений <4>; по нашему мнению, подобные мысли являются весьма спорными и носят "местечковый" характер, так как не учитывают уже сложившуюся палитру видов давности в различных отраслях права (которая, собственно, и была продемонстрирована нами в настоящей главе), а также противоречат концепции межотраслевого института давности, сторонниками которой мы являемся;
(Базаров Б.Б.)
(под ред. Е.Ю. Грачевой)
("Проспект", 2016)- завершая сравнение исковой давности, хочется отметить, что на настоящее время она является наиболее подробно урегулированным видом давности в российском законодательстве, так как ей посвящена не только отдельная глава Гражданского кодекса РФ <1>, расположенная в той его части, которая устанавливает общие положения для этой отрасли права (глава 12 подраздела 5 раздела 1 части первой ГК РФ), но также и целый ряд специальных норм, расположенных в иных главах и частях Кодекса (ст. ст. 181, 725, 797, 966 ГК РФ) и других законах (ст. ст. 408 - 412 КТМ РФ; ст. 161 КВВТ РФ; ст. ст. 125 - 126 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"; ст. 13 Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности"; п. п. 9 - 10 ст. 26 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" и т.д.); при этом обращаем внимание на то, что все специальные нормы об исковой давности неплохо взаимоувязаны с общими положениями о ней; нельзя не отметить, что исковая давность является старейшим видом давности и институтом гражданского права, который на протяжении уже нескольких сотен лет вызывает большой, неподдельный и неиссякаемый интерес у представителей юридической науки (она подвергалась и подвергается систематическому и скрупулезному изучению не только в цивилистике, но и в общей теории права, науке процессуального права), свидетельством чему является не только несколько десятков монографических исследований <2>, но и многие сотни статей в периодических изданиях <3>, причем и те, и другие изданы и издаются на разных исторических этапах ее существования); вся эта научная и нормативная база позволяет некоторым исследователям делать выводы о том, что исковая давность выходит за рамки института гражданского права и является межотраслевым институтом, поэтому не исключена возможность ее применения к публичным отношениям, для чего целесообразно внести в действующее законодательство ряд изменений <4>; по нашему мнению, подобные мысли являются весьма спорными и носят "местечковый" характер, так как не учитывают уже сложившуюся палитру видов давности в различных отраслях права (которая, собственно, и была продемонстрирована нами в настоящей главе), а также противоречат концепции межотраслевого института давности, сторонниками которой мы являемся;
Статья: Исковая давность по требованиям к экспедитору: проблемы толкования и правоприменения
(Зайков Д.Е.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2020, N 5)<22> Аналогичный подход закреплен в ст. 125 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации // СПС "КонсультантПлюс".
(Зайков Д.Е.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2020, N 5)<22> Аналогичный подход закреплен в ст. 125 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации // СПС "КонсультантПлюс".
"Транспортное право: Правовое регулирование деятельности железнодорожного транспорта: Монография"
(Гречуха В.Н.)
("Юстиция", 2016)При нарушении перевозчиком договорных обязательств грузоотправитель, грузополучатель, пассажир вправе защитить свои интересы, используя претензии и иски. Применительно к перевозкам грузов ГК устанавливает правило, в соответствии с которым иску к перевозчику обязательно предшествует предъявление ему претензии (п. 1 ст. 797 ГК). В УЖТ оно сформулировано следующим образом: до предъявления к перевозчику иска, связанного с осуществлением перевозок груза, к перевозчику обязательно предъявляется претензия (ч. 1 ст. 120). Только в тех случаях, когда перевозчик полностью или частично отказал в удовлетворении претензии либо вообще не дал ответ в 30-дневный срок, к нему может быть предъявлен иск (ч. 1 ст. 125).
(Гречуха В.Н.)
("Юстиция", 2016)При нарушении перевозчиком договорных обязательств грузоотправитель, грузополучатель, пассажир вправе защитить свои интересы, используя претензии и иски. Применительно к перевозкам грузов ГК устанавливает правило, в соответствии с которым иску к перевозчику обязательно предшествует предъявление ему претензии (п. 1 ст. 797 ГК). В УЖТ оно сформулировано следующим образом: до предъявления к перевозчику иска, связанного с осуществлением перевозок груза, к перевозчику обязательно предъявляется претензия (ч. 1 ст. 120). Только в тех случаях, когда перевозчик полностью или частично отказал в удовлетворении претензии либо вообще не дал ответ в 30-дневный срок, к нему может быть предъявлен иск (ч. 1 ст. 125).