Статья 119 устава железнодорожного транспорта
Подборка наиболее важных документов по запросу Статья 119 устава железнодорожного транспорта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Страхование имущества, страхование ответственности, страхование предпринимательского риска, личное страхование: Перечень всех ситуаций
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы и разъяснения: ст. ст. 15, 166 - 170, 173 - 174.1, 178, 179, 317.1, 330, 333, пп. 4 п. 1 ст. 387, ст. 395, п. 1 ст. 428, п. 2 ст. 450, ст. ст. 450.1, 451, гл. 48, ст. ст. 1064, 1068 ГК РФ, ст. ст. 9 - 11 Закона о страховом деле, ст. ст. 16, 40 Закона о ЗПП, ст. 25.1 Закона о банкротстве, ч. 4 ст. 9, ст. 11 Закона от 14.06.2012 N 67-ФЗ, п. 4.1 ст. 3, ст. 6 Закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ, ст. 119 УЖТ РФ, ст. 4 Закона от 25.07.2011 N 260-ФЗ, ст. ст. 17, 23 КДПГ, Постановление Пленума ВС РФ от 25.06.2024 N 19, п. п. 6, 9, 13, 14, 16, 20, 24 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 28.11.2003 N 75, п. п. 5, 37 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7, п. 26 Постановления Пленума ВС РФ от 29.09.2015 N 43, п. п. 12, 69 - 102 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25, п. 2 Обзора судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 27.12.2017
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы и разъяснения: ст. ст. 15, 166 - 170, 173 - 174.1, 178, 179, 317.1, 330, 333, пп. 4 п. 1 ст. 387, ст. 395, п. 1 ст. 428, п. 2 ст. 450, ст. ст. 450.1, 451, гл. 48, ст. ст. 1064, 1068 ГК РФ, ст. ст. 9 - 11 Закона о страховом деле, ст. ст. 16, 40 Закона о ЗПП, ст. 25.1 Закона о банкротстве, ч. 4 ст. 9, ст. 11 Закона от 14.06.2012 N 67-ФЗ, п. 4.1 ст. 3, ст. 6 Закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ, ст. 119 УЖТ РФ, ст. 4 Закона от 25.07.2011 N 260-ФЗ, ст. ст. 17, 23 КДПГ, Постановление Пленума ВС РФ от 25.06.2024 N 19, п. п. 6, 9, 13, 14, 16, 20, 24 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 28.11.2003 N 75, п. п. 5, 37 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7, п. 26 Постановления Пленума ВС РФ от 29.09.2015 N 43, п. п. 12, 69 - 102 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25, п. 2 Обзора судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 27.12.2017
Перспективы и риски арбитражного спора: Страхование имущества, страхование ответственности, страхование предпринимательского риска, личное страхование: Страховщик хочет взыскать убытки в порядке суброгации по договору страхования имущества или ответственности
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы и разъяснения: ст. 15, пп. 4 п. 1 ст. 387, ст. ст. 927, 929 - 935, 938, 941, 942, 947, 954, 965, 1064, 1068 ГК РФ, ст. ст. 9 - 11 Закона от 27.11.1992 N 4015-1, п. 4.1 ст. 3, ст. 6 Закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ, ст. 119 УЖТ РФ, ст. ст. 17, 23 КДПГ, п. 78 Постановления Пленума ВС РФ от 25.06.2024 N 19, п. 20 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 28.11.2003 N 75, п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7, п. 12 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы и разъяснения: ст. 15, пп. 4 п. 1 ст. 387, ст. ст. 927, 929 - 935, 938, 941, 942, 947, 954, 965, 1064, 1068 ГК РФ, ст. ст. 9 - 11 Закона от 27.11.1992 N 4015-1, п. 4.1 ст. 3, ст. 6 Закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ, ст. 119 УЖТ РФ, ст. ст. 17, 23 КДПГ, п. 78 Постановления Пленума ВС РФ от 25.06.2024 N 19, п. 20 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 28.11.2003 N 75, п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7, п. 12 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Может ли грузоотправитель предъявить претензию перевозчику в связи с утратой, недостачей, повреждением (порчей) груза, если нарушил требования к упаковке груза
(КонсультантПлюс, 2025)Если перевозчик принял груз к перевозке, то, по нашему мнению, он обязан зафиксировать, что выявил ненадлежащую упаковку груза, когда обнаружил его несохранность. Такой вывод можно сделать исходя из анализа ст. 119 УЖТ РФ. Эта норма указывает, что обстоятельства - основания возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя и других упомянутых в норме лиц удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами. Коммерческий акт, в частности, составляется, чтобы удостоверить повреждение (порчу) груза, багажа и возможные причины такого повреждения, обнаружения перевозочных документов без груза (абз. 3, 4 ч. 2 ст. 119 УЖТ РФ). И в нем должны точно и подробно описываться состояние груза и те обстоятельства, при которых обнаружена несохранность груза (абз. 2 ч. 8 ст. 119 УЖТ РФ). Кроме того, при его составлении на станции отправления, в пути следования или на станции назначения перевозчик делает отметку о его составлении в железнодорожной транспортной накладной (п. 52 Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом).
(КонсультантПлюс, 2025)Если перевозчик принял груз к перевозке, то, по нашему мнению, он обязан зафиксировать, что выявил ненадлежащую упаковку груза, когда обнаружил его несохранность. Такой вывод можно сделать исходя из анализа ст. 119 УЖТ РФ. Эта норма указывает, что обстоятельства - основания возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя и других упомянутых в норме лиц удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами. Коммерческий акт, в частности, составляется, чтобы удостоверить повреждение (порчу) груза, багажа и возможные причины такого повреждения, обнаружения перевозочных документов без груза (абз. 3, 4 ч. 2 ст. 119 УЖТ РФ). И в нем должны точно и подробно описываться состояние груза и те обстоятельства, при которых обнаружена несохранность груза (абз. 2 ч. 8 ст. 119 УЖТ РФ). Кроме того, при его составлении на станции отправления, в пути следования или на станции назначения перевозчик делает отметку о его составлении в железнодорожной транспортной накладной (п. 52 Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом).
Готовое решение: Как грузоотправителю предъявить претензию к перевозчику о возмещении ущерба
(КонсультантПлюс, 2025)При железнодорожных перевозках для предъявления претензии в случае утраты груза прикладывать к ней коммерческий акт не нужно. Такой вывод следует из абз. 2 ч. 3 ст. 120 УЖТ РФ. В случае повреждения (порчи) груза обязанность составить коммерческий акт лежит на перевозчике (абз. 3 ч. 2, ч. 14 ст. 119 УЖТ РФ). Если перевозчик отказался составить коммерческий акт, грузополучатель обязан в определенные сроки подать перевозчику письменное заявление, если иная форма не предусмотрена соглашением сторон. Перевозчик в свою очередь должен в определенный срок дать мотивированный ответ на это заявление (ч. 13 ст. 119 УЖТ РФ). Возможность грузоотправителя или грузополучателя самостоятельно и без участия перевозчика составить коммерческий акт не предусмотрена УЖТ РФ. Из абз. 3 ч. 3 ст. 120 УЖТ РФ следует, что, если перевозчик не составил коммерческий акт, к претензии в случае недостачи, порчи (повреждения) груза следует приложить документ об обжаловании отказа перевозчика в составлении акта. То есть отсутствие коммерческого акта само по себе не является препятствием для предъявления грузоотправителем претензии перевозчику.
(КонсультантПлюс, 2025)При железнодорожных перевозках для предъявления претензии в случае утраты груза прикладывать к ней коммерческий акт не нужно. Такой вывод следует из абз. 2 ч. 3 ст. 120 УЖТ РФ. В случае повреждения (порчи) груза обязанность составить коммерческий акт лежит на перевозчике (абз. 3 ч. 2, ч. 14 ст. 119 УЖТ РФ). Если перевозчик отказался составить коммерческий акт, грузополучатель обязан в определенные сроки подать перевозчику письменное заявление, если иная форма не предусмотрена соглашением сторон. Перевозчик в свою очередь должен в определенный срок дать мотивированный ответ на это заявление (ч. 13 ст. 119 УЖТ РФ). Возможность грузоотправителя или грузополучателя самостоятельно и без участия перевозчика составить коммерческий акт не предусмотрена УЖТ РФ. Из абз. 3 ч. 3 ст. 120 УЖТ РФ следует, что, если перевозчик не составил коммерческий акт, к претензии в случае недостачи, порчи (повреждения) груза следует приложить документ об обжаловании отказа перевозчика в составлении акта. То есть отсутствие коммерческого акта само по себе не является препятствием для предъявления грузоотправителем претензии перевозчику.
Путеводитель по судебной практике: Поставка товаров.
Может ли недопоставка товара считаться доказанной, если нарушен порядок его приемки
(КонсультантПлюс, 2025)Составленные в предусмотренном статьей 119 УЖТ РФ порядке коммерческие акты, а также иные допустимые доказательства, подтверждающие исковые требования, истец суду не представил.
Может ли недопоставка товара считаться доказанной, если нарушен порядок его приемки
(КонсультантПлюс, 2025)Составленные в предусмотренном статьей 119 УЖТ РФ порядке коммерческие акты, а также иные допустимые доказательства, подтверждающие исковые требования, истец суду не представил.
"Справочник по доказыванию в арбитражном процессе"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)<1> См. ст. 119 Устава железнодорожного транспорта РФ, разд. III Правил перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, содержащих порядок переадресовки перевозимых грузов, порожних грузовых вагонов с изменением грузополучателя и (или) железнодорожной станции назначения, составления актов при перевозках грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, составления транспортной железнодорожной накладной, сроки и порядок хранения грузов, контейнеров на железнодорожной станции назначения, утвержденных Приказом Минтранса России 27 июля 2020 г. N 256 (далее - Правила N 256).
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)<1> См. ст. 119 Устава железнодорожного транспорта РФ, разд. III Правил перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, содержащих порядок переадресовки перевозимых грузов, порожних грузовых вагонов с изменением грузополучателя и (или) железнодорожной станции назначения, составления актов при перевозках грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, составления транспортной железнодорожной накладной, сроки и порядок хранения грузов, контейнеров на железнодорожной станции назначения, утвержденных Приказом Минтранса России 27 июля 2020 г. N 256 (далее - Правила N 256).
Статья: Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации: юридико-техническая оценка
(Баукин В.Г.)
("Транспортное право", 2025, N 2)Рассмотренное выше не является редким исключением. Статья 119 УЖДТ РФ включает около десяти достаточно самостоятельных элементов. Поскольку указанная статья определяет правила составления документов строгой формы, то ошибки прочтения и понимания, вызванные отсутствием опыта и необходимого профессионализма, могут иметь критическое значение. Не существует разумных доводов и в пользу соединения в пределах одной статьи правил составления с порядком разрешения споров при отказе от составления коммерческих и иных актов. Известным отрицательным рекордом можно считать ст. 39, 44, 120 УЖДТ РФ - более 150 стандартных строк в каждой! Части 11 - 19 ст. 39 внесены в УЖДТ РФ в 2014 г., то есть российский законодатель предпочел не упрощение структуры, но выбрал путь дальнейшего расширения.
(Баукин В.Г.)
("Транспортное право", 2025, N 2)Рассмотренное выше не является редким исключением. Статья 119 УЖДТ РФ включает около десяти достаточно самостоятельных элементов. Поскольку указанная статья определяет правила составления документов строгой формы, то ошибки прочтения и понимания, вызванные отсутствием опыта и необходимого профессионализма, могут иметь критическое значение. Не существует разумных доводов и в пользу соединения в пределах одной статьи правил составления с порядком разрешения споров при отказе от составления коммерческих и иных актов. Известным отрицательным рекордом можно считать ст. 39, 44, 120 УЖДТ РФ - более 150 стандартных строк в каждой! Части 11 - 19 ст. 39 внесены в УЖДТ РФ в 2014 г., то есть российский законодатель предпочел не упрощение структуры, но выбрал путь дальнейшего расширения.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Коммерческий акт составляется при выдаче груза. Транспортное законодательство подробно регламентирует сроки и порядок составления коммерческих актов. Так, согласно ст. 119 УЖТ при выгрузке грузов в местах общего пользования коммерческий акт составляется в день выгрузки; при выгрузке грузов в местах необщего пользования - в день выгрузки грузов, при этом проверка грузов должна проводиться в процессе их выгрузки и непосредственно после выгрузки грузов; в пути следования грузов - в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению коммерческим актом. При невозможности составить коммерческий акт в указанные выше сроки он должен быть составлен в течение следующих суток. Также на железнодорожном транспорте недостача или излишки грузов, перевозимых навалом, насыпью или наливом с перевалкой либо перегрузкой в пути, отгруженных одним грузоотправителем в адрес одного грузополучателя и прибывших в исправных вагонах без признаков утраты в пути следования, определяются по результатам проверки всей партии одновременно выданных грузов и оформляются одним коммерческим актом.
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Коммерческий акт составляется при выдаче груза. Транспортное законодательство подробно регламентирует сроки и порядок составления коммерческих актов. Так, согласно ст. 119 УЖТ при выгрузке грузов в местах общего пользования коммерческий акт составляется в день выгрузки; при выгрузке грузов в местах необщего пользования - в день выгрузки грузов, при этом проверка грузов должна проводиться в процессе их выгрузки и непосредственно после выгрузки грузов; в пути следования грузов - в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению коммерческим актом. При невозможности составить коммерческий акт в указанные выше сроки он должен быть составлен в течение следующих суток. Также на железнодорожном транспорте недостача или излишки грузов, перевозимых навалом, насыпью или наливом с перевалкой либо перегрузкой в пути, отгруженных одним грузоотправителем в адрес одного грузополучателя и прибывших в исправных вагонах без признаков утраты в пути следования, определяются по результатам проверки всей партии одновременно выданных грузов и оформляются одним коммерческим актом.
Готовое решение: Как грузоотправителю составить претензию к перевозчику о возмещении ущерба и возврате провозной платы
(КонсультантПлюс, 2025)Полагаем, что такое требование является неправомерным. Дело в том, что из анализа п. п. 1, 2 ст. 796 ГК РФ можно сделать вывод, что ответственность перевозчика за несохранность груза ограничена возмещением причиненного реального ущерба, причем в определенном размере. Размер может определяться транспортными правилами (уставами, кодексами), например для автомобильного транспорта - ч. 7 ст. 34 Устава автомобильного транспорта, для железнодорожного - ст. 96 УЖТ РФ, для авиаперевозки - п. 1 ст. 119 Воздушного кодекса РФ. Наряду с этим может взыскиваться провозная плата, если она не входит в стоимость груза (п. 3 ст. 796 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Полагаем, что такое требование является неправомерным. Дело в том, что из анализа п. п. 1, 2 ст. 796 ГК РФ можно сделать вывод, что ответственность перевозчика за несохранность груза ограничена возмещением причиненного реального ущерба, причем в определенном размере. Размер может определяться транспортными правилами (уставами, кодексами), например для автомобильного транспорта - ч. 7 ст. 34 Устава автомобильного транспорта, для железнодорожного - ст. 96 УЖТ РФ, для авиаперевозки - п. 1 ст. 119 Воздушного кодекса РФ. Наряду с этим может взыскиваться провозная плата, если она не входит в стоимость груза (п. 3 ст. 796 ГК РФ).
Статья: Основные тенденции развития правового регулирования осуществления перевозок грузов в условиях цифровизации
(Бажина М.А.)
("Юрист", 2021, N 11)Во-вторых, необходимо внести изменения, касающиеся определения лиц, ответственных за осуществление транспортировки груза с использованием автономных транспортных средств. В настоящее время по общему правилу перевозчик является такого рода лицом (ст. 796 ГК РФ, ст. 96 УЖТ РФ, ст. 34 УАТ РФ, ст. 119 ВК РФ, ст. 119 КВВТ РФ). Однако внедрение автоматизированных транспортных средств предполагает наличие автоматизированной системы вождения, которая разрабатывается не самим перевозчиком, а третьими лицами - изготовителями. Тем самым в случае, когда управление транспортным средством осуществляется не водителем, а самой автоматизированной системой, безопасность, правильность выполнения самой перевозки грузов зависит уже не от водителя (представителя перевозчика), а от автоматизированной системы вождения. В случае сбоя аппаратного и (или) программного обеспечения или изначально заложенной ошибки в функционировании автоматизированной системы вождения и в силу этих обстоятельств причинения вреда грузу возникают вопросы о том, кто будет нести ответственность за возникший ущерб, каков механизм возмещения убытков. В связи с отсутствием в действующем законодательстве какого-либо разъяснения представляется целесообразным представить возможный вариант правового регулирования. Опираясь на существующие положения транспортных уставов и кодексов, именно перевозчик является ответственным перед грузоотправителем и грузополучателем за сохранность перевозки. В связи с этим ответственность перед грузоотправителем и грузополучателем за причинение вреда грузу при перевозке, выполняемой с использованием автоматизированного транспортного средства, в любом случае должен нести перевозчик. Однако с целью достижения экономической стабильности при осуществлении грузооборота необходимо ввести положение об обязательном страховании ответственности перевозчика, осуществляющего перевозку грузов с использованием автоматизированных транспортных средств <10>. Такие нормативные закрепления уже существуют в Великобритании. В свою очередь, перевозчик вправе предъявить изготовителю такого автоматизированного транспортного средства требования о возмещении понесенных им убытков, в том числе суммы уплаченных штрафных санкций.
(Бажина М.А.)
("Юрист", 2021, N 11)Во-вторых, необходимо внести изменения, касающиеся определения лиц, ответственных за осуществление транспортировки груза с использованием автономных транспортных средств. В настоящее время по общему правилу перевозчик является такого рода лицом (ст. 796 ГК РФ, ст. 96 УЖТ РФ, ст. 34 УАТ РФ, ст. 119 ВК РФ, ст. 119 КВВТ РФ). Однако внедрение автоматизированных транспортных средств предполагает наличие автоматизированной системы вождения, которая разрабатывается не самим перевозчиком, а третьими лицами - изготовителями. Тем самым в случае, когда управление транспортным средством осуществляется не водителем, а самой автоматизированной системой, безопасность, правильность выполнения самой перевозки грузов зависит уже не от водителя (представителя перевозчика), а от автоматизированной системы вождения. В случае сбоя аппаратного и (или) программного обеспечения или изначально заложенной ошибки в функционировании автоматизированной системы вождения и в силу этих обстоятельств причинения вреда грузу возникают вопросы о том, кто будет нести ответственность за возникший ущерб, каков механизм возмещения убытков. В связи с отсутствием в действующем законодательстве какого-либо разъяснения представляется целесообразным представить возможный вариант правового регулирования. Опираясь на существующие положения транспортных уставов и кодексов, именно перевозчик является ответственным перед грузоотправителем и грузополучателем за сохранность перевозки. В связи с этим ответственность перед грузоотправителем и грузополучателем за причинение вреда грузу при перевозке, выполняемой с использованием автоматизированного транспортного средства, в любом случае должен нести перевозчик. Однако с целью достижения экономической стабильности при осуществлении грузооборота необходимо ввести положение об обязательном страховании ответственности перевозчика, осуществляющего перевозку грузов с использованием автоматизированных транспортных средств <10>. Такие нормативные закрепления уже существуют в Великобритании. В свою очередь, перевозчик вправе предъявить изготовителю такого автоматизированного транспортного средства требования о возмещении понесенных им убытков, в том числе суммы уплаченных штрафных санкций.