Статут международного уголовного суда
Подборка наиболее важных документов по запросу Статут международного уголовного суда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Когнитивное правосудие: возможна ли нейтральность международных судов в условиях глобального политического противостояния?
(Медушевский А.Н.)
("Российская юстиция", 2025, N 5)<13> См.: Римский статут Международного уголовного суда (принят в г. Риме 17 июля 1998 г. Дипломатической конференцией полномочных представителей под эгидой ООН по учреждению Международного уголовного суда) // Документ на русском языке опубликован не был. Источник - СПС "КонсультантПлюс".
(Медушевский А.Н.)
("Российская юстиция", 2025, N 5)<13> См.: Римский статут Международного уголовного суда (принят в г. Риме 17 июля 1998 г. Дипломатической конференцией полномочных представителей под эгидой ООН по учреждению Международного уголовного суда) // Документ на русском языке опубликован не был. Источник - СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Особенности регулирования субъективной стороны преступления в международном уголовном праве
(Скуратова А.Ю.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2025, N 2)<1> Богуш Г.И. Общие принципы уголовного права в Римском статуте Международного уголовного суда / Г.И. Богуш // Международное уголовное правосудие: современные проблемы / Под ред. Г.И. Богуш, Е.Н. Трикоз. М.: Институт права и публичной политики, 2009. С. 86.
(Скуратова А.Ю.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2025, N 2)<1> Богуш Г.И. Общие принципы уголовного права в Римском статуте Международного уголовного суда / Г.И. Богуш // Международное уголовное правосудие: современные проблемы / Под ред. Г.И. Богуш, Е.Н. Трикоз. М.: Институт права и публичной политики, 2009. С. 86.
Статья: Средства правовой защиты в случае неисполнения решений международных судов и арбитражей
(Рачков И.В.)
("Международное правосудие", 2024, N 4)В Римском статуте Международного уголовного суда (далее - МУС) (1998 год) <87> предусмотрены более подробные обязательства по сотрудничеству и последствия их нарушения (часть 9 "Международное сотрудничество и судебная помощь"). Общая обязанность государств-участников сотрудничать (статья 86) дополнена таким положением:
(Рачков И.В.)
("Международное правосудие", 2024, N 4)В Римском статуте Международного уголовного суда (далее - МУС) (1998 год) <87> предусмотрены более подробные обязательства по сотрудничеству и последствия их нарушения (часть 9 "Международное сотрудничество и судебная помощь"). Общая обязанность государств-участников сотрудничать (статья 86) дополнена таким положением:
Статья: Общие принципы права в системе международного права
(Ромашев Ю.С.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2021, N 3)<31> Римский статут Международного уголовного суда. Available at: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/rome_statute(r).pdf (дата обращения: 26.05.2021).
(Ромашев Ю.С.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2021, N 3)<31> Римский статут Международного уголовного суда. Available at: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/rome_statute(r).pdf (дата обращения: 26.05.2021).
Статья: Особенности содержания и применения принципа законности в международном уголовном праве
(Скуратова А.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 1)В международном уголовном праве принцип законности получил закрепление в Римском статуте Международного уголовного суда. Принцип nullum crimen sine lege отражен в ст. 22 Статута в следующей формулировке:
(Скуратова А.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 1)В международном уголовном праве принцип законности получил закрепление в Римском статуте Международного уголовного суда. Принцип nullum crimen sine lege отражен в ст. 22 Статута в следующей формулировке:
Статья: Участие СССР и России в международных механизмах защиты прав человека: новый путь или повторение предыдущего?
(Халафян Р.М.)
("Международное правосудие", 2024, N 2)Официальная позиция о роли правозащитной повестки корректируется текущим положением вещей: вскоре после первоначальной критики Всеобщей декларации прав человека Советский Союз при подходящем моменте делает на нее ссылку, стремясь уличить политического противника в посягательствах на права индивида <19>; в период перемен 1980-х годов СССР снимает оговорки к статьям о факультативной юрисдикции Международного суда ООН в Конвенциях о правах человека и борьбе с международными преступлениями <20>; на рубеже XX - XXI веков страна подписывает Статут Международного уголовного суда (далее - МУС, Суд), от сотрудничества с которым позже откажется <21>.
(Халафян Р.М.)
("Международное правосудие", 2024, N 2)Официальная позиция о роли правозащитной повестки корректируется текущим положением вещей: вскоре после первоначальной критики Всеобщей декларации прав человека Советский Союз при подходящем моменте делает на нее ссылку, стремясь уличить политического противника в посягательствах на права индивида <19>; в период перемен 1980-х годов СССР снимает оговорки к статьям о факультативной юрисдикции Международного суда ООН в Конвенциях о правах человека и борьбе с международными преступлениями <20>; на рубеже XX - XXI веков страна подписывает Статут Международного уголовного суда (далее - МУС, Суд), от сотрудничества с которым позже откажется <21>.
Статья: В поисках релевантных аргументов: структура конституционно-судебной аргументации
(Чирнинов А.М.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 3)В ряде случаев органам конституционного контроля приходится констатировать буквальное расхождение проверяемой нормы с конституционным положением. В частности, по этой причине первоначально не был допущен до ратификации Статут Международного уголовного суда 1998 года во Франции. Конституционный совет Франции пришел к выводу, что в части нейтрализации иммунитетов президента, членов правительства и парламентариев от уголовного преследования Статут прямо противоречит Конституции Франции, которая эти иммунитеты закрепляет <107>.
(Чирнинов А.М.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 3)В ряде случаев органам конституционного контроля приходится констатировать буквальное расхождение проверяемой нормы с конституционным положением. В частности, по этой причине первоначально не был допущен до ратификации Статут Международного уголовного суда 1998 года во Франции. Конституционный совет Франции пришел к выводу, что в части нейтрализации иммунитетов президента, членов правительства и парламентариев от уголовного преследования Статут прямо противоречит Конституции Франции, которая эти иммунитеты закрепляет <107>.
Статья: Источники и правопреемство общепризнанных принципов и норм международного права в российской правовой системе и изменения в Конституции РФ 2020 г.
(Кремнев П.П.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 9)Изложенное косвенно относится и к другим участникам международных договоров (особенно двусторонних) - добросовестные контрагенты договора непосредственно заинтересованы в соответствии положений договора конституциям сторон договора, равно как и в соответствии толкования договора положениям конституций сторон договора. Такая заинтересованность объясняется стремлением избежать в дальнейшем обстоятельств и условий, затрудняющих или даже делающих невозможным выполнение заключаемого договора. Порой ради заключения международного договора договаривающимся государствам приходится предварительно приводить свое конституционное законодательство в соответствие с положениями договора и только после этого выражать свое согласие на обязательность данного договора. Так, при заключении Римского статута Международного уголовного суда некоторые государства (например, Германия, Франция, Грузия) сначала внесли необходимые изменения в свои Конституции, а затем ратифицировали Римский статут <48>.
(Кремнев П.П.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 9)Изложенное косвенно относится и к другим участникам международных договоров (особенно двусторонних) - добросовестные контрагенты договора непосредственно заинтересованы в соответствии положений договора конституциям сторон договора, равно как и в соответствии толкования договора положениям конституций сторон договора. Такая заинтересованность объясняется стремлением избежать в дальнейшем обстоятельств и условий, затрудняющих или даже делающих невозможным выполнение заключаемого договора. Порой ради заключения международного договора договаривающимся государствам приходится предварительно приводить свое конституционное законодательство в соответствие с положениями договора и только после этого выражать свое согласие на обязательность данного договора. Так, при заключении Римского статута Международного уголовного суда некоторые государства (например, Германия, Франция, Грузия) сначала внесли необходимые изменения в свои Конституции, а затем ратифицировали Римский статут <48>.
Статья: Уголовно-правовая охрана прав предпринимателей в условиях вооруженного конфликта (с учетом позиций международных трибуналов)
(Ноженко М.О.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 3)2) статьями 68, 75 Римского статута Международного уголовного суда <7> (далее - МУС);
(Ноженко М.О.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 3)2) статьями 68, 75 Римского статута Международного уголовного суда <7> (далее - МУС);
Статья: Стороны как участники производства по уголовному делу в международном уголовном процессе
(Седова Д.А.)
("Международное право и международные организации", 2023, N 4)В указанной части опыт МВТ во многом был учтен при создании Международного трибунала по Руанде (далее - МТР) и Международного трибунала по бывшей Югославии (далее - МТБЮ). Их учредительные документы развили положения Устава МВТ, обозначив в числе участников также потерпевших (свидетелей), которые с данного исторического момента в международном уголовном процессе постепенно стали приобретать статус стороны. Так, в Римском статуте Международного уголовного суда (далее - МУС) потерпевшие отнесены к самостоятельной стороне при производстве по делу. Более того, структурная эволюция основ приведенного выше классического подхода к пониманию состязательности привела к появлению в составе участников международного уголовного процесса третьей стороны, статус которой до конца не прояснен.
(Седова Д.А.)
("Международное право и международные организации", 2023, N 4)В указанной части опыт МВТ во многом был учтен при создании Международного трибунала по Руанде (далее - МТР) и Международного трибунала по бывшей Югославии (далее - МТБЮ). Их учредительные документы развили положения Устава МВТ, обозначив в числе участников также потерпевших (свидетелей), которые с данного исторического момента в международном уголовном процессе постепенно стали приобретать статус стороны. Так, в Римском статуте Международного уголовного суда (далее - МУС) потерпевшие отнесены к самостоятельной стороне при производстве по делу. Более того, структурная эволюция основ приведенного выше классического подхода к пониманию состязательности привела к появлению в составе участников международного уголовного процесса третьей стороны, статус которой до конца не прояснен.
Статья: Международное право и мировой правопорядок: девальвация или трансформация?
(Безбородов Ю.С., Халафян Р.М.)
("Закон", 2022, N 8)В 2001 году завершена работа над Проектом статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния (далее - Проект статей), в 2002 году вступил в силу Статут Международного уголовного суда (МУС) <38>. До конца XX века данная тематика пересекалась, декриминализация ответственности государств произошла на заключительной стадии кодификации и встретила противоречивые оценки. Так или иначе одно не исключает другое - установление вины конкретных лиц за совершение геноцида по уголовному праву обусловливает наступление ответственности государства.
(Безбородов Ю.С., Халафян Р.М.)
("Закон", 2022, N 8)В 2001 году завершена работа над Проектом статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния (далее - Проект статей), в 2002 году вступил в силу Статут Международного уголовного суда (МУС) <38>. До конца XX века данная тематика пересекалась, декриминализация ответственности государств произошла на заключительной стадии кодификации и встретила противоречивые оценки. Так или иначе одно не исключает другое - установление вины конкретных лиц за совершение геноцида по уголовному праву обусловливает наступление ответственности государства.
Статья: Кодификация международно-правовых норм об универсальной уголовной юрисдикции: современное состояние и перспективы
(Федорченко Д.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 11)<17> Римский статут международного уголовного суда. 1998. URL: https://www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=&cad=rja&uact=8&ved=2ahUKEwjH5pafm72EAxWAEBAIHdLCB1sQFnoECEMQAQ&url=https%3A%2F%2Fwww.un.org%2Fru%2Flaw%2Ficc%2Frome_statute(r).pdf&usg=AOvVaw2NreXmAzcpw8zIyo83-eGt&opi=89978449 (дата обращения: 28.01.2024).
(Федорченко Д.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 11)<17> Римский статут международного уголовного суда. 1998. URL: https://www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=&cad=rja&uact=8&ved=2ahUKEwjH5pafm72EAxWAEBAIHdLCB1sQFnoECEMQAQ&url=https%3A%2F%2Fwww.un.org%2Fru%2Flaw%2Ficc%2Frome_statute(r).pdf&usg=AOvVaw2NreXmAzcpw8zIyo83-eGt&opi=89978449 (дата обращения: 28.01.2024).