Статут еаэс
Подборка наиболее важных документов по запросу Статут еаэс (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемные вопросы исполнения решений Суда Евразийского экономического союза: experientia docet
(Кадышева О.В.)
("Международное правосудие", 2024, N 1)3. Сравнительный анализ статьи 94 Устава ООН
(Кадышева О.В.)
("Международное правосудие", 2024, N 1)3. Сравнительный анализ статьи 94 Устава ООН
Статья: Интегрируя интеграцию: решения Суда Евразийского экономического союза в правопорядке Российской Федерации
(Лифшиц И.М., Кицмаришвили Д.Э.)
("Международное правосудие", 2024, N 1)Российские суды в течение нескольких последних лет сформировали четкую позицию о правовом значении решений Суда Евразийского экономического союза, признающих правовые акты Евразийской экономической комиссии о классификации товаров не соответствующими Договору о Евразийском экономическом союзе. Сформулировано несколько правовых оснований для отказа в придании правового значения таким решениям Суда ЕАЭС, при этом часть подобных оснований происходит из российского правопорядка, а одно - из правопорядка Евразийского экономического союза. Международно-правовым основанием, оказавшимся фатальным для правовой судьбы решений Суда ЕАЭС, является пункт 102 Статута Суда о том, что решения Суда ЕАЭС не могут отменять или изменять право Союза. Соответственно, все российские суды, включая Верховный Суд и Конституционный Суд, пришли к единодушному мнению о длящемся характере действия правовых актов ЕЭК, несмотря на признание Судом ЕАЭС данных актов незаконными. Таким образом, на территории Российской Федерации действуют правовые акты публичной власти - ЕЭК, но ординарных правовых средств для их оспаривания не существует. Без сомнения, подобная ситуация является нетерпимой, поскольку фактически представляет собой правовой тупик и, более того, ущемляет право на судебную защиту, предусмотренное Конституцией РФ. Авторы на основе анализа практики российских судов делают вывод о том, что восполнение данного недостатка правовой системы интеграционного объединения позволило бы российским судам придать правовое значение решениям Суда ЕАЭС. Российское процессуальное законодательство, в частности положения Арбитражного процессуального кодекса РФ о возможности пересмотра по новым обстоятельствам дела в случае отмены постановления иного органа, могло бы быть использовано и для правовых актов Комиссии, признанных противоречащими актам более высокого уровня, то есть Договору о ЕАЭС, Таможенному кодексу и иным договорам в рамках ЕАЭС. До внесения изменений в Статут ЕАЭС способом восполнения указанного недостатка правовой системы интеграционного объединения могло бы стать решение Высшего Евразийского экономического совета о порядке исполнения решений Суда ЕАЭС, вынесенных по заявлениям об оспаривании актов ЕЭК.
(Лифшиц И.М., Кицмаришвили Д.Э.)
("Международное правосудие", 2024, N 1)Российские суды в течение нескольких последних лет сформировали четкую позицию о правовом значении решений Суда Евразийского экономического союза, признающих правовые акты Евразийской экономической комиссии о классификации товаров не соответствующими Договору о Евразийском экономическом союзе. Сформулировано несколько правовых оснований для отказа в придании правового значения таким решениям Суда ЕАЭС, при этом часть подобных оснований происходит из российского правопорядка, а одно - из правопорядка Евразийского экономического союза. Международно-правовым основанием, оказавшимся фатальным для правовой судьбы решений Суда ЕАЭС, является пункт 102 Статута Суда о том, что решения Суда ЕАЭС не могут отменять или изменять право Союза. Соответственно, все российские суды, включая Верховный Суд и Конституционный Суд, пришли к единодушному мнению о длящемся характере действия правовых актов ЕЭК, несмотря на признание Судом ЕАЭС данных актов незаконными. Таким образом, на территории Российской Федерации действуют правовые акты публичной власти - ЕЭК, но ординарных правовых средств для их оспаривания не существует. Без сомнения, подобная ситуация является нетерпимой, поскольку фактически представляет собой правовой тупик и, более того, ущемляет право на судебную защиту, предусмотренное Конституцией РФ. Авторы на основе анализа практики российских судов делают вывод о том, что восполнение данного недостатка правовой системы интеграционного объединения позволило бы российским судам придать правовое значение решениям Суда ЕАЭС. Российское процессуальное законодательство, в частности положения Арбитражного процессуального кодекса РФ о возможности пересмотра по новым обстоятельствам дела в случае отмены постановления иного органа, могло бы быть использовано и для правовых актов Комиссии, признанных противоречащими актам более высокого уровня, то есть Договору о ЕАЭС, Таможенному кодексу и иным договорам в рамках ЕАЭС. До внесения изменений в Статут ЕАЭС способом восполнения указанного недостатка правовой системы интеграционного объединения могло бы стать решение Высшего Евразийского экономического совета о порядке исполнения решений Суда ЕАЭС, вынесенных по заявлениям об оспаривании актов ЕЭК.
Нормативные акты
"Обобщение правовых позиций и практики Суда Евразийского экономического союза"
(утв. Управлением систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда РФ)Статут Суда - Статут Суда Евразийского экономического союза, Приложение N 2 к Договору о Евразийском экономическом союзе
(утв. Управлением систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда РФ)Статут Суда - Статут Суда Евразийского экономического союза, Приложение N 2 к Договору о Евразийском экономическом союзе
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Статус, состав, компетенция, порядок функционирования и формирования Суда Евразийского экономического союза (ЕАЭС) определяются Статутом Суда Евразийского экономического союза (приложение N 2 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.). Место пребывания Суда - г. Минск, Республика Беларусь.
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Статус, состав, компетенция, порядок функционирования и формирования Суда Евразийского экономического союза (ЕАЭС) определяются Статутом Суда Евразийского экономического союза (приложение N 2 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.). Место пребывания Суда - г. Минск, Республика Беларусь.
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Т.Н. Нешатаева обращает внимание на то, что "суд не создает конкретную правовую норму, но формулирует правило (позицию), которое в будущем через прецедентную практику становится обычной нормой, в том числе и когентной [jus cogens], императивной, или через регулирующую практику, прогрессивно развиваясь, оформляется в статутную норму. Значительную роль в этом процессе могут сыграть решения иных международных и национальных судов, подхвативших правовую позицию суда, впервые сформулировавшего то или иное правило" <1>. Также следует обратить внимание на высказывание в одном из интервью Т.Н. Нешатаевой как судьи Суда ЕАЭС о том, что целью работы судей Суда ЕАЭС согласно п. 2 Статута Суда ЕАЭС "является создание правовой позиции, обеспечивающей единообразное применение норм международного права. Последние зачастую таят в себе пробелы, лакуны, которые Суд разрешает (закрывает) точечным образом путем судебного толкования. Именно по этой причине профессия судьи является чрезвычайно сложной..." <2>. Судебная позиция, по мнению профессора, представляет собой правило поведения субъектов спорного правоотношения, возникающее как результат деятельности суда по установлению единообразного понимания действующей нормы права <3>.
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Т.Н. Нешатаева обращает внимание на то, что "суд не создает конкретную правовую норму, но формулирует правило (позицию), которое в будущем через прецедентную практику становится обычной нормой, в том числе и когентной [jus cogens], императивной, или через регулирующую практику, прогрессивно развиваясь, оформляется в статутную норму. Значительную роль в этом процессе могут сыграть решения иных международных и национальных судов, подхвативших правовую позицию суда, впервые сформулировавшего то или иное правило" <1>. Также следует обратить внимание на высказывание в одном из интервью Т.Н. Нешатаевой как судьи Суда ЕАЭС о том, что целью работы судей Суда ЕАЭС согласно п. 2 Статута Суда ЕАЭС "является создание правовой позиции, обеспечивающей единообразное применение норм международного права. Последние зачастую таят в себе пробелы, лакуны, которые Суд разрешает (закрывает) точечным образом путем судебного толкования. Именно по этой причине профессия судьи является чрезвычайно сложной..." <2>. Судебная позиция, по мнению профессора, представляет собой правило поведения субъектов спорного правоотношения, возникающее как результат деятельности суда по установлению единообразного понимания действующей нормы права <3>.
Статья: Консультативное заключение Суда ЕАЭС по делу N Р-6/24 о доступе физических лиц к правосудию: развернутый комментарий
(Энтин К.В.)
("Международное правосудие", 2025, N 2)Сформулировав в заявлении о разъяснении Договора вопрос о возможности оспаривания физическими лицами решений Комиссии в области конкуренции, Евразийская экономическая комиссия предложила Суду Союза воспользоваться предоставленным ему в рамках пункта 41 Статута Суда ЕАЭС (далее - Статут) полномочием по определению того, обладает ли он компетенцией на разрешение спора, чтобы, опираясь на право на доступ к правосудию, устранить "правовую неопределенность" в этом вопросе.
(Энтин К.В.)
("Международное правосудие", 2025, N 2)Сформулировав в заявлении о разъяснении Договора вопрос о возможности оспаривания физическими лицами решений Комиссии в области конкуренции, Евразийская экономическая комиссия предложила Суду Союза воспользоваться предоставленным ему в рамках пункта 41 Статута Суда ЕАЭС (далее - Статут) полномочием по определению того, обладает ли он компетенцией на разрешение спора, чтобы, опираясь на право на доступ к правосудию, устранить "правовую неопределенность" в этом вопросе.
Статья: Современное правовое регулирование пенсионного обеспечения в рамках ЕАЭС
(Бекяшев Д.К., Умрихина Е.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)<24> Статут Суда Евразийского экономического союза (приложение N 2 к Договору о Евразийском экономическом союзе) от 29.05.2014 // URL: https://courteurasian.org/upload/iblock/b30/2%20%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%82%20%D0%A1%D1%83%D0%B4%D0%B0.pdf (дата обращения: 07.04.2025).
(Бекяшев Д.К., Умрихина Е.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)<24> Статут Суда Евразийского экономического союза (приложение N 2 к Договору о Евразийском экономическом союзе) от 29.05.2014 // URL: https://courteurasian.org/upload/iblock/b30/2%20%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%82%20%D0%A1%D1%83%D0%B4%D0%B0.pdf (дата обращения: 07.04.2025).