Статус водного объекта
Подборка наиболее важных документов по запросу Статус водного объекта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 5 "Поверхностные водные объекты и подземные водные объекты" Водного кодекса РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ"Опровергая доводы истцов о возможности использования предполагаемого маршрута с целью доступа на свой земельный участок через место расположения водоема, суд первой инстанции отметил, что в материалы дела не представлены доказательства, которые бы свидетельствовали о незаконности размещения указанного водоема, а также о наличии реальных планов по его ликвидации с целью организации прохода и проезда. В свою очередь, из содержания статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации не следует, что водный объект в таковом своем статусе возникает лишь при условии его учета уполномоченным органом в государственном водном реестре."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 6 "Водные объекты общего пользования" Водного кодекса РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ"Суд отмечает, что береговые полосы водных объектов общего пользования имеют статус территорий общего пользования."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О правовом режиме каналов как водных объектов и гидротехнических сооружений
(Амашукели С.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 10)Нахождение указанных каналов в государственной собственности и полноценный статус водного объекта оправданы тем, что их водные ресурсы используются множеством водопользователей в соответствии с принципом комплексного использования водных объектов.
(Амашукели С.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 10)Нахождение указанных каналов в государственной собственности и полноценный статус водного объекта оправданы тем, что их водные ресурсы используются множеством водопользователей в соответствии с принципом комплексного использования водных объектов.
Статья: Пруд: понятие, правовой режим водоохранной зоны
(Долгополов П.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Пруды являются водными объектами, и их правовой статус регулируется нормами российского законодательства.
(Долгополов П.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Пруды являются водными объектами, и их правовой статус регулируется нормами российского законодательства.
Нормативные акты
<Письмо> Минприроды России от 02.11.2023 N 03-14-36/41996
"Статус древесины, извлекаемой из водного объекта"МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
"Статус древесины, извлекаемой из водного объекта"МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)1. Учитывая роль водных объектов и водных ресурсов в поддержании жизни человека, сохранении и устойчивом функционировании естественных и сложившихся экологических систем и их элементов (в первую очередь объектов животного и растительного мира), ВК РФ: во-первых, признает значение водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека; во-вторых, провозглашает приоритет охраны водных объектов перед их использованием; в-третьих, относит к элементам правового статуса всех участников водных отношений (собственников водных объектов и водопользователей) обязанности по осуществлению разного рода водоохранных и водохозяйственных мероприятий.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)1. Учитывая роль водных объектов и водных ресурсов в поддержании жизни человека, сохранении и устойчивом функционировании естественных и сложившихся экологических систем и их элементов (в первую очередь объектов животного и растительного мира), ВК РФ: во-первых, признает значение водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека; во-вторых, провозглашает приоритет охраны водных объектов перед их использованием; в-третьих, относит к элементам правового статуса всех участников водных отношений (собственников водных объектов и водопользователей) обязанности по осуществлению разного рода водоохранных и водохозяйственных мероприятий.
Статья: Эколого-правовое значение реализации принципа взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, образующих водохозяйственную систему (на основе анализа судебной практики)
(Амашукели С.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 8)Принцип же взаимосвязи водных объектов и ГТС используется судами для дополнительного обоснования своей позиции по конкретному делу в попытке минимизировать обозначенную правовую неопределенность. Однако данный принцип является принципом водного и экологического права и не предназначен для регулирования имущественных отношений по поводу элементов водохозяйственных систем. Суды же склонны его толковать чересчур широко, распространяя слово "взаимосвязь" на имущественные права в отношении трех объектов, имеющих различный правовой статус, - ГТС, водного объекта и земельного участка, в пределах которого они расположены.
(Амашукели С.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 8)Принцип же взаимосвязи водных объектов и ГТС используется судами для дополнительного обоснования своей позиции по конкретному делу в попытке минимизировать обозначенную правовую неопределенность. Однако данный принцип является принципом водного и экологического права и не предназначен для регулирования имущественных отношений по поводу элементов водохозяйственных систем. Суды же склонны его толковать чересчур широко, распространяя слово "взаимосвязь" на имущественные права в отношении трех объектов, имеющих различный правовой статус, - ГТС, водного объекта и земельного участка, в пределах которого они расположены.
Статья: Актуальные вопросы оборотоспособности природных ресурсов
(Карзенкова А.В.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 1)Рассматривая водное законодательство России, мы также видим принцип единства судьбы земель водного фонда и поверхностных водных объектов (п. 1 ст. 102 ЗК РФ). Документированные сведения о водных объектах должны быть внесены в государственный водный реестр (ст. 31 ВК РФ), оказывается, только с этого момента водный объект становится таковым, можно заключать договоры водопользования и можно защищать водный объект от незаконных действий. При этом все водные объекты, за исключением прудов и обводненных карьеров, являются федеральной собственностью. И вот именно с прудами, так же как и с болотами как объектом права собственности, имуществом особого рода, и возникают проблемы. Поэтому необходимо изучать научные позиции гидрологов и экологов по поводу определения водных объектов <17>. Если сведения о водном объекте отсутствуют, на соответствующие органы государственной власти субъекта Российской Федерации не может быть возложена обязанность в рамках осуществления планирования градостроительной деятельности самостоятельного проведения процедур выявления и определения статуса водного объекта в соответствии с действующим законодательством. И Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ, рассмотрев экологические и иные материалы о том, что данный водный объект является "Кондакопшинским болотом", сделала вывод, что суждение Суда о том, что указанные документы не являются безусловными и достаточными доказательствами отнесения спорного объекта к водным объектам, является обоснованным <18>.
(Карзенкова А.В.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 1)Рассматривая водное законодательство России, мы также видим принцип единства судьбы земель водного фонда и поверхностных водных объектов (п. 1 ст. 102 ЗК РФ). Документированные сведения о водных объектах должны быть внесены в государственный водный реестр (ст. 31 ВК РФ), оказывается, только с этого момента водный объект становится таковым, можно заключать договоры водопользования и можно защищать водный объект от незаконных действий. При этом все водные объекты, за исключением прудов и обводненных карьеров, являются федеральной собственностью. И вот именно с прудами, так же как и с болотами как объектом права собственности, имуществом особого рода, и возникают проблемы. Поэтому необходимо изучать научные позиции гидрологов и экологов по поводу определения водных объектов <17>. Если сведения о водном объекте отсутствуют, на соответствующие органы государственной власти субъекта Российской Федерации не может быть возложена обязанность в рамках осуществления планирования градостроительной деятельности самостоятельного проведения процедур выявления и определения статуса водного объекта в соответствии с действующим законодательством. И Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ, рассмотрев экологические и иные материалы о том, что данный водный объект является "Кондакопшинским болотом", сделала вывод, что суждение Суда о том, что указанные документы не являются безусловными и достаточными доказательствами отнесения спорного объекта к водным объектам, является обоснованным <18>.
Статья: Эколого-правовые проблемы формирования и функционирования водоохранных зон
(Цаплина А.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 3)На сегодняшний день ширина водоохранной зоны императивно закреплена в ст. 65 ВК РФ. Принятый в 2006 г. ВК РФ в значительной степени затронул изменениями правовой режим водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водных объектов. Новый Кодекс легально закрепил ранее предусмотренные минимальные расстояния. Основными критериями для их определения выступают такие параметры, как вид водного объекта, его протяженность и размер акватории, уклон берега, наличие у водного объекта статуса "водный объект особо ценного рыбохозяйственного назначения". Дополнительное правовое регулирование устанавливается для водоохранной зоны озера Байкал <9>. Однако перечисленные параметры не учитывают всех природных и экологических особенностей водных объектов, которые также обладают комплексом значимых абиотических факторов водной среды: плотность и вязкость воды, теплоемкость, подвижность, температурная стратификация, периодические изменения температуры (годовые, суточные, сезонные), прозрачность воды, соленость воды, концентрация водородных ионов (pH), течение, высота над уровнем моря, крутизна склонов и др.
(Цаплина А.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 3)На сегодняшний день ширина водоохранной зоны императивно закреплена в ст. 65 ВК РФ. Принятый в 2006 г. ВК РФ в значительной степени затронул изменениями правовой режим водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водных объектов. Новый Кодекс легально закрепил ранее предусмотренные минимальные расстояния. Основными критериями для их определения выступают такие параметры, как вид водного объекта, его протяженность и размер акватории, уклон берега, наличие у водного объекта статуса "водный объект особо ценного рыбохозяйственного назначения". Дополнительное правовое регулирование устанавливается для водоохранной зоны озера Байкал <9>. Однако перечисленные параметры не учитывают всех природных и экологических особенностей водных объектов, которые также обладают комплексом значимых абиотических факторов водной среды: плотность и вязкость воды, теплоемкость, подвижность, температурная стратификация, периодические изменения температуры (годовые, суточные, сезонные), прозрачность воды, соленость воды, концентрация водородных ионов (pH), течение, высота над уровнем моря, крутизна склонов и др.
Статья: Правовые проблемы установления (уточнения) местоположения береговой линии и хозяйственного использования поверхностных водных объектов
(Менкенов А.В.)
("Экологическое право", 2021, N 1)<6> См.: Кудактин А.Н., Пузанов А.В., Пузанова Ю.В. Новый подход к урегулированию правового статуса водных объектов на территории России // Современные проблемы науки и образования. 2009. N 6 (часть 1). С. 113 - 117.
(Менкенов А.В.)
("Экологическое право", 2021, N 1)<6> См.: Кудактин А.Н., Пузанов А.В., Пузанова Ю.В. Новый подход к урегулированию правового статуса водных объектов на территории России // Современные проблемы науки и образования. 2009. N 6 (часть 1). С. 113 - 117.