Статус социального предприятия
Подборка наиболее важных документов по запросу Статус социального предприятия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Комментарий к Федеральному закону от 04.11.2022 N 418-ФЗ "О внесении изменений в статью 24.1 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2022, N 22)Условия для получения статуса социального предприятия
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2022, N 22)Условия для получения статуса социального предприятия
Статья: Проблемы определения правового статуса субъектов социального предпринимательства
(Иванова Т.Н.)
("Гражданское право", 2024, N 4)Судами рассматриваются и иные вопросы, связанные с социальным предпринимательством. Так, в частности, в деле N А13-46/022 судом сделан вывод о том, что контролирующие органы не обладают полномочиями по проверке решений о признании компаний социальными предприятиями. Соответственно, по решениям контролирующих органов не могут быть отозваны статус социального предприятия и выданные в связи с этим денежные субсидии <16>.
(Иванова Т.Н.)
("Гражданское право", 2024, N 4)Судами рассматриваются и иные вопросы, связанные с социальным предпринимательством. Так, в частности, в деле N А13-46/022 судом сделан вывод о том, что контролирующие органы не обладают полномочиями по проверке решений о признании компаний социальными предприятиями. Соответственно, по решениям контролирующих органов не могут быть отозваны статус социального предприятия и выданные в связи с этим денежные субсидии <16>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"6.4. В целях ведения единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации представляют в уполномоченный орган ежегодно до 5 июля сформированный по состоянию на 1 июля текущего календарного года в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса, перечень субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих статус социального предприятия.
(ред. от 31.07.2025)
"О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"6.4. В целях ведения единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации представляют в уполномоченный орган ежегодно до 5 июля сформированный по состоянию на 1 июля текущего календарного года в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса, перечень субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих статус социального предприятия.
Приказ Минэкономразвития России от 29.11.2019 N 773
(ред. от 22.02.2024)
"Об утверждении Порядка признания субъекта малого или среднего предпринимательства социальным предприятием и Порядка формирования перечня субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих статус социального предприятия"
(Зарегистрировано в Минюсте России 27.12.2019 N 57022)Зарегистрировано в Минюсте России 27 декабря 2019 г. N 57022
(ред. от 22.02.2024)
"Об утверждении Порядка признания субъекта малого или среднего предпринимательства социальным предприятием и Порядка формирования перечня субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих статус социального предприятия"
(Зарегистрировано в Минюсте России 27.12.2019 N 57022)Зарегистрировано в Минюсте России 27 декабря 2019 г. N 57022
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Критерии получения статуса социального предпринимателя в Южной Корее включают в себя вариативные положения и базируются на передовом опыте развитых стран. Для получения статуса в учредительных документах организации должна быть зафиксирована социальная цель, предусмотрено участие сотрудников и потребителей социальной услуги в процессе принятия управленческих решений, направление не менее 2/3 прибыли на достижение социальных целей, для достижения которых используются силы наемного персонала (не волонтеров). Статус социального предприятия предоставляет возможность воспользоваться системой государственной поддержки.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Критерии получения статуса социального предпринимателя в Южной Корее включают в себя вариативные положения и базируются на передовом опыте развитых стран. Для получения статуса в учредительных документах организации должна быть зафиксирована социальная цель, предусмотрено участие сотрудников и потребителей социальной услуги в процессе принятия управленческих решений, направление не менее 2/3 прибыли на достижение социальных целей, для достижения которых используются силы наемного персонала (не волонтеров). Статус социального предприятия предоставляет возможность воспользоваться системой государственной поддержки.
Статья: О гармонизации саморегулирования и государственного регулирования в эпоху цифровизации: тенденции и перспективы
(Барков А.В., Гришина Я.С.)
("Гражданское право", 2024, N 1)Социализация бизнеса в России находится под контролем и подлежит государственной регламентации. Включение в реестр социальных предприятий, предоставляющий право на государственную поддержку, зависит от целого ряда социально полезных условий, контролируемых соответствующими службами. Статус социального предприятия субъекту малого и среднего предпринимательства присваивается в 4 случаях, если оно: "1) обеспечивает занятость социально уязвимых категорий граждан; 2) способствует реализации производимой ими продукции; 3) само производит товары для социально уязвимых групп; 4) осуществляет деятельность, направленную на достижение общественно полезных целей, способствующих решению социальных проблем граждан и общества в целом" <43>. При этом очевидно, что оценка степени общественной полезности социального предприятия становится главной проблемой государственного контроля.
(Барков А.В., Гришина Я.С.)
("Гражданское право", 2024, N 1)Социализация бизнеса в России находится под контролем и подлежит государственной регламентации. Включение в реестр социальных предприятий, предоставляющий право на государственную поддержку, зависит от целого ряда социально полезных условий, контролируемых соответствующими службами. Статус социального предприятия субъекту малого и среднего предпринимательства присваивается в 4 случаях, если оно: "1) обеспечивает занятость социально уязвимых категорий граждан; 2) способствует реализации производимой ими продукции; 3) само производит товары для социально уязвимых групп; 4) осуществляет деятельность, направленную на достижение общественно полезных целей, способствующих решению социальных проблем граждан и общества в целом" <43>. При этом очевидно, что оценка степени общественной полезности социального предприятия становится главной проблемой государственного контроля.
Статья: Развитие примирительных процедур в налоговых правоотношениях
(Львова М.И., Алексеев С.Д.)
("Финансы", 2025, N 4)В качестве примера налогового спора, для разрешения которого возможно применение названных примирительных процедур, рассмотрим недавнюю конфликтную ситуацию с налогоплательщиком Свердловской области. ООО "Гидронт" с 2005 г. осуществляет деятельность по обеспечению машиностроительных предприятий России гидравлическим оборудованием для объемного гидропривода. В 2013 г. компания приняла решение о смене вектора работы с продажи с инжиниринговым сопровождением на производство собственной аналоговой продукции, которая ранее поставлялась из Европы и США. В 2021 г. ООО "Гидронт" было включено в перечень приоритетных инвестиционных проектов по строительству новых производственных помещений в целях увеличения объемов компетенций для расширения ассортимента продукции. Также ООО "Гидронт" присвоен статус предприятия, имеющего стратегическое значение для социально-экономического развития Свердловской области.
(Львова М.И., Алексеев С.Д.)
("Финансы", 2025, N 4)В качестве примера налогового спора, для разрешения которого возможно применение названных примирительных процедур, рассмотрим недавнюю конфликтную ситуацию с налогоплательщиком Свердловской области. ООО "Гидронт" с 2005 г. осуществляет деятельность по обеспечению машиностроительных предприятий России гидравлическим оборудованием для объемного гидропривода. В 2013 г. компания приняла решение о смене вектора работы с продажи с инжиниринговым сопровождением на производство собственной аналоговой продукции, которая ранее поставлялась из Европы и США. В 2021 г. ООО "Гидронт" было включено в перечень приоритетных инвестиционных проектов по строительству новых производственных помещений в целях увеличения объемов компетенций для расширения ассортимента продукции. Также ООО "Гидронт" присвоен статус предприятия, имеющего стратегическое значение для социально-экономического развития Свердловской области.
Статья: Правовые аспекты определения понятия "вспомогательные услуги при сопровождаемом проживании инвалидов"
(Радуто В.И., Свинцов А.А., Шестаков В.П.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)<14> Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 245-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в части закрепления понятий "социальное предпринимательство", "социальное предприятие" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (по сост. на 26.07.2019); Приказ Минэкономразвития России от 29 ноября 2019 г. N 773 "Об утверждении Порядка признания субъекта малого или среднего предпринимательства социальным предприятием и Порядка формирования перечня субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих статус социального предприятия" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (по сост. на 30.12.2019).
(Радуто В.И., Свинцов А.А., Шестаков В.П.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)<14> Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 245-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в части закрепления понятий "социальное предпринимательство", "социальное предприятие" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (по сост. на 26.07.2019); Приказ Минэкономразвития России от 29 ноября 2019 г. N 773 "Об утверждении Порядка признания субъекта малого или среднего предпринимательства социальным предприятием и Порядка формирования перечня субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих статус социального предприятия" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (по сост. на 30.12.2019).
Статья: Инновационные подходы в решении социальных проблем и трудовой миграции
(Шапкина Е.А.)
("Миграционное право", 2025, N 4)Институциональные барьеры включают несовершенство правового регулирования гибридных организаций, отсутствие специального статуса для социальных предприятий, административные препятствия в лицензировании и ограниченный доступ к финансовым ресурсам, поскольку налоговое законодательство не предусматривает льгот для организаций, совмещающих социальную миссию с предпринимательской деятельностью. Культурные факторы, включая патерналистские ожидания населения, воспитанного десятилетиями советской системы на пассивном получении социальных услуг от государства, и недоверие профессионального сообщества к инновационным подходам, дополнительно замедляют внедрение новых методов социальной работы.
(Шапкина Е.А.)
("Миграционное право", 2025, N 4)Институциональные барьеры включают несовершенство правового регулирования гибридных организаций, отсутствие специального статуса для социальных предприятий, административные препятствия в лицензировании и ограниченный доступ к финансовым ресурсам, поскольку налоговое законодательство не предусматривает льгот для организаций, совмещающих социальную миссию с предпринимательской деятельностью. Культурные факторы, включая патерналистские ожидания населения, воспитанного десятилетиями советской системы на пассивном получении социальных услуг от государства, и недоверие профессионального сообщества к инновационным подходам, дополнительно замедляют внедрение новых методов социальной работы.
Статья: Проблемы исполнения уголовного наказания в виде принудительных работ
(Афанасьев М.В., Афанасьев И.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2022, N 2)Считаем необходимым поддержать инициативу включения осужденных в число социально уязвимых категорий граждан, что даст возможность получить статус социального предприятия компаниям, которые используют их труд. Получение статуса социального предприятия дает право на приоритетную господдержку, и это должно дополнительно мотивировать предпринимательское сообщество работать с системой исполнения наказаний. Трудоустройство позволит осужденным освоить новые профессии, что в дальнейшем будет способствовать ресоциализации данной категории граждан. Работа повышает уровень ответственности, а у осужденных появится стимул возможного трудоустройства на данном предприятии после отбытия наказания.
(Афанасьев М.В., Афанасьев И.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2022, N 2)Считаем необходимым поддержать инициативу включения осужденных в число социально уязвимых категорий граждан, что даст возможность получить статус социального предприятия компаниям, которые используют их труд. Получение статуса социального предприятия дает право на приоритетную господдержку, и это должно дополнительно мотивировать предпринимательское сообщество работать с системой исполнения наказаний. Трудоустройство позволит осужденным освоить новые профессии, что в дальнейшем будет способствовать ресоциализации данной категории граждан. Работа повышает уровень ответственности, а у осужденных появится стимул возможного трудоустройства на данном предприятии после отбытия наказания.
"Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- в этот же срок органы исполнительной власти субъектов РФ представляют в ФНС сведения о субъектах малого и среднего предпринимательства, имеющих статус социального предприятия;
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- в этот же срок органы исполнительной власти субъектов РФ представляют в ФНС сведения о субъектах малого и среднего предпринимательства, имеющих статус социального предприятия;
Статья: К вопросу о соответствии понятия "предпринимательская деятельность" современным тенденциям, направленным на устойчивое развитие Российской Федерации
(Ручкина Г.Ф.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 11)51. Об утверждении Порядка признания субъекта малого или среднего предпринимательства социальным предприятием и Порядка формирования перечня субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих статус социального предприятия: Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 ноября 2019 года N 773 (в редакции от 26 декабря 2022 года). Доступ из справочной правовой системы "КонсультантПлюс".
(Ручкина Г.Ф.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 11)51. Об утверждении Порядка признания субъекта малого или среднего предпринимательства социальным предприятием и Порядка формирования перечня субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих статус социального предприятия: Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 ноября 2019 года N 773 (в редакции от 26 декабря 2022 года). Доступ из справочной правовой системы "КонсультантПлюс".