Статус объекта основных средств
Подборка наиболее важных документов по запросу Статус объекта основных средств (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 259.3 "Применение повышающих (понижающих) коэффициентов к норме амортизации" главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество при начислении амортизации применило специальный повышающий коэффициент 2 в отношении объектов основных средств: зданий, которые использовало для размещения магазинов, прилегающего к ним асфальтового покрытия, наружных сетей отопления, канализации, водопровода, эскалаторов. Налоговый орган признал применение повышающего коэффициента нарушением п. 1 ст. 259.3 НК РФ. Общество пояснило, что спорные объекты находились в контакте с агрессивной технологической средой, и в обоснование своей позиции указало на наличие у него газовых котельных. Суд отклонил доводы налогоплательщика, пояснив, что придание отдельным объектам статуса опасных не означает автоматического наличия агрессивной среды на всей территории имущественного комплекса. Поскольку основные средства, относящиеся к торговому центру, не вступали в контакт с агрессивной средой, оснований для применения специального коэффициента не было. Суд признал правомерным доначисление налога на прибыль.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество при начислении амортизации применило специальный повышающий коэффициент 2 в отношении объектов основных средств: зданий, которые использовало для размещения магазинов, прилегающего к ним асфальтового покрытия, наружных сетей отопления, канализации, водопровода, эскалаторов. Налоговый орган признал применение повышающего коэффициента нарушением п. 1 ст. 259.3 НК РФ. Общество пояснило, что спорные объекты находились в контакте с агрессивной технологической средой, и в обоснование своей позиции указало на наличие у него газовых котельных. Суд отклонил доводы налогоплательщика, пояснив, что придание отдельным объектам статуса опасных не означает автоматического наличия агрессивной среды на всей территории имущественного комплекса. Поскольку основные средства, относящиеся к торговому центру, не вступали в контакт с агрессивной средой, оснований для применения специального коэффициента не было. Суд признал правомерным доначисление налога на прибыль.
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Выплата пая при выходе из кооператива
(КонсультантПлюс, 2025)Данным Планом и Методическими рекомендациями прямо предусмотрено, что непроизводственные основные средства отражаются на субсчете 3 счета 01.
(КонсультантПлюс, 2025)Данным Планом и Методическими рекомендациями прямо предусмотрено, что непроизводственные основные средства отражаются на субсчете 3 счета 01.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Тематический выпуск: Налог на прибыль: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 7)Таким образом, в соответствии с положениями подпункта 8 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации критерием для учета затрат в составе внереализационных расходов является наличие у ликвидируемого объекта статуса основного средства, при том что ПБУ 6/01 не предусмотрено, что нахождение тех или иных объектов на консервации лишает их данного статуса.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 7)Таким образом, в соответствии с положениями подпункта 8 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации критерием для учета затрат в составе внереализационных расходов является наличие у ликвидируемого объекта статуса основного средства, при том что ПБУ 6/01 не предусмотрено, что нахождение тех или иных объектов на консервации лишает их данного статуса.
Вопрос: На какой срок можно перевести основное средство на консервацию?
(Консультация эксперта, 2025)При этом ФСБУ 6/2020 не предусмотрено, что нахождение тех или иных объектов на консервации лишает их статуса основных средств (ОС).
(Консультация эксперта, 2025)При этом ФСБУ 6/2020 не предусмотрено, что нахождение тех или иных объектов на консервации лишает их статуса основных средств (ОС).
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 31.03.2022 N 13-П
"По делу о проверке конституционности подпункта 3 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Правительства Санкт-Петербурга и жалобой государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"Данное уполномоченными государственными органами толкование оспариваемого законоположения о необходимости исключения налогоплательщиком из состава амортизируемого имущества основных средств, приобретенных (созданных) собственником в результате осуществления бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной собственности и переданных государственному (муниципальному) унитарному предприятию в хозяйственное ведение (оперативное управление), т.е. за счет бюджетных средств целевого финансирования, само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права налогоплательщиков - унитарных предприятий, поскольку, будучи принятым в рамках действующего правового регулирования, оно учитывает особенности их статуса, ведения ими экономической деятельности и отсутствие собственных расходов на приобретение (создание) такого имущества.
"По делу о проверке конституционности подпункта 3 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Правительства Санкт-Петербурга и жалобой государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"Данное уполномоченными государственными органами толкование оспариваемого законоположения о необходимости исключения налогоплательщиком из состава амортизируемого имущества основных средств, приобретенных (созданных) собственником в результате осуществления бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной собственности и переданных государственному (муниципальному) унитарному предприятию в хозяйственное ведение (оперативное управление), т.е. за счет бюджетных средств целевого финансирования, само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права налогоплательщиков - унитарных предприятий, поскольку, будучи принятым в рамках действующего правового регулирования, оно учитывает особенности их статуса, ведения ими экономической деятельности и отсутствие собственных расходов на приобретение (создание) такого имущества.
Приказ Росстата от 28.07.2025 N 367
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством"
(вместе с "Указаниями по заполнению формы федерального статистического наблюдения N П-2 (инвест) "Сведения об инвестиционной деятельности")Одни и те же объекты не могут включаться в инвестиции в основной капитал одновременно у арендодателя и арендатора. Определение того, какая из сторон договора аренды должна отразить в форме этот объект основных средств, находящийся в аренде (предмет аренды), зависит от статуса аренды - операционная или неоперационная (финансовая) аренда.
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством"
(вместе с "Указаниями по заполнению формы федерального статистического наблюдения N П-2 (инвест) "Сведения об инвестиционной деятельности")Одни и те же объекты не могут включаться в инвестиции в основной капитал одновременно у арендодателя и арендатора. Определение того, какая из сторон договора аренды должна отразить в форме этот объект основных средств, находящийся в аренде (предмет аренды), зависит от статуса аренды - операционная или неоперационная (финансовая) аренда.
Готовое решение: Инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль
(КонсультантПлюс, 2025)Можно ли применять инвестиционный налоговый вычет по объектам основных средств в Москве
(КонсультантПлюс, 2025)Можно ли применять инвестиционный налоговый вычет по объектам основных средств в Москве
Статья: Правовой статус горной выработки как объекта обложения налогом на имущество организаций
(Котляров М.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)Вместе с тем к концу 2010-х годов неоднозначность некоторых формулировок и отсутствие единообразия в отношении понятия "горная выработка" в различных нормативных правовых актах перестали быть ключевой проблемой, если предприятия-недропользователи осуществляли постановку горных выработок на свои балансы в качестве объектов основных средств. Ситуация коренным образом изменилась с внесением поправок в часть первую статьи 374 НК РФ, после чего с 1 января 2019 года объектом налогообложения налогом на имущество организаций стало только недвижимое имущество. Это изменение породило новую волну споров относительно статуса горной выработки как недвижимой вещи.
(Котляров М.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)Вместе с тем к концу 2010-х годов неоднозначность некоторых формулировок и отсутствие единообразия в отношении понятия "горная выработка" в различных нормативных правовых актах перестали быть ключевой проблемой, если предприятия-недропользователи осуществляли постановку горных выработок на свои балансы в качестве объектов основных средств. Ситуация коренным образом изменилась с внесением поправок в часть первую статьи 374 НК РФ, после чего с 1 января 2019 года объектом налогообложения налогом на имущество организаций стало только недвижимое имущество. Это изменение породило новую волну споров относительно статуса горной выработки как недвижимой вещи.
Тематический выпуск: Корпоративные отношения, договоры и прочее: из практики гражданско-правового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 12)1 мая 2022 года общество-1 было реорганизовано в форме присоединения к другому юридическому лицу (обществу-2), зарегистрированному в другом субъекте РФ. При этом общество-1 получило статус филиала, головная организация при этом расположена в другом субъекте РФ. Общество-2 продолжает применять ИНВ по налогу на прибыль к некоторым объектам основных средств.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 12)1 мая 2022 года общество-1 было реорганизовано в форме присоединения к другому юридическому лицу (обществу-2), зарегистрированному в другом субъекте РФ. При этом общество-1 получило статус филиала, головная организация при этом расположена в другом субъекте РФ. Общество-2 продолжает применять ИНВ по налогу на прибыль к некоторым объектам основных средств.
Вопрос: Как следует указывать наименование объекта основных средств в первичных документах?
(Консультация эксперта, 2025)или товарной накладной по форме ТОРГ-12, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132, или УПД со статусом "2" - операции по поступлению и выбытию основных средств в рамках договоров купли-продажи с контрагентами;
(Консультация эксперта, 2025)или товарной накладной по форме ТОРГ-12, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132, или УПД со статусом "2" - операции по поступлению и выбытию основных средств в рамках договоров купли-продажи с контрагентами;
Статья: ФНС России выпустила разъяснения о применении статьи 54.1 НК РФ
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 54.1 НК РФ как общая антиуклонительная норма применяется к любым видам искажений в исчислении налогов, которые приводят к бюджетному ущербу. К таким искажениям относятся неотражение в составе основных средств объектов недвижимости, строительство которых завершено; искажение данных о продукции с целью ее исключения из подакцизных товаров; искажение параметров деятельности с целью занижения дохода; дробление бизнеса и пр.
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 54.1 НК РФ как общая антиуклонительная норма применяется к любым видам искажений в исчислении налогов, которые приводят к бюджетному ущербу. К таким искажениям относятся неотражение в составе основных средств объектов недвижимости, строительство которых завершено; искажение данных о продукции с целью ее исключения из подакцизных товаров; искажение параметров деятельности с целью занижения дохода; дробление бизнеса и пр.
Вопрос: О предложениях, направленных на установление устойчивых в долгосрочной перспективе ключевых условий налогообложения и дифференциацию налогообложения в зависимости от инвестиционной активности.
(Письмо Минфина России от 02.02.2024 N 03-03-06/3/8436)В связи с тем что данное предложение приведет к существенным выпадающим доходам федерального бюджета, а также к утрате статуса дополнительного стимулирования создания (обновления) тех объектов основных средств, в отношении создания (обновления) которых субъект Российской Федерации предоставил основной стимул в виде права на применение ИНВ, оно не поддерживается.
(Письмо Минфина России от 02.02.2024 N 03-03-06/3/8436)В связи с тем что данное предложение приведет к существенным выпадающим доходам федерального бюджета, а также к утрате статуса дополнительного стимулирования создания (обновления) тех объектов основных средств, в отношении создания (обновления) которых субъект Российской Федерации предоставил основной стимул в виде права на применение ИНВ, оно не поддерживается.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)На рынке аудиторских услуг существует определенная специализация по профилю аудируемых лиц; например, аудит в сфере капитального строительства, аудит в сфере нефтепереработки и газораспределения, аудит страховых организаций, банковский аудит и т.д. В агропромышленном секторе экономики действуют аудиторские организации, специализирующиеся на проведении аудиторских проверок сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов; особенности правового статуса таких аудиторских организаций устанавливаются Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" <1>. Специализация может проходить и по видам объектов бухгалтерского учета: основные средства, нематериальные активы, финансовые ресурсы и т.п., - и по видам обязательств аудируемого лица: налоговые и другие обязательные платежи, начисление и выплата заработной платы, обязательства перед контрагентами и т.д. При необходимости аудиторская фирма, занимающаяся общим аудитом, может, если это предусмотрено договором, привлекать в качестве соисполнителей специализированные аудиторские фирмы, занимающиеся соответствующим специальным аудитом.
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)На рынке аудиторских услуг существует определенная специализация по профилю аудируемых лиц; например, аудит в сфере капитального строительства, аудит в сфере нефтепереработки и газораспределения, аудит страховых организаций, банковский аудит и т.д. В агропромышленном секторе экономики действуют аудиторские организации, специализирующиеся на проведении аудиторских проверок сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов; особенности правового статуса таких аудиторских организаций устанавливаются Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" <1>. Специализация может проходить и по видам объектов бухгалтерского учета: основные средства, нематериальные активы, финансовые ресурсы и т.п., - и по видам обязательств аудируемого лица: налоговые и другие обязательные платежи, начисление и выплата заработной платы, обязательства перед контрагентами и т.д. При необходимости аудиторская фирма, занимающаяся общим аудитом, может, если это предусмотрено договором, привлекать в качестве соисполнителей специализированные аудиторские фирмы, занимающиеся соответствующим специальным аудитом.
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)В настоящее время проблема механизма правового регулирования по-прежнему занимает одно из центральных мест в науке общей теории права и отраслевых науках. Например, в современной административно-правовой науке проблематика механизма административно-правового регулирования подробно исследовалась Ю.А. Тихомировым. Данному вопросу значительное внимание уделено в его книге "Административное право и процесс", одна из глав которой так и называется "Механизм регулирования" <1>. В ней механизм административно-правового регулирования рассматривается в контексте характеристики природы регулирования, форм и методов его осуществления, а также его основных средств и видов. При этом к числу таких средств он относит: а) нормативное регулирование; б) официальное признание, удостоверение статуса субъектов права; в) определение порядка ведения той или иной деятельности; г) установление нормативных требований к содержанию и качеству видов деятельности; д) организацию поддержки объектов управления; е) введение запретов и санкций за отступление от нормативов <2>.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)В настоящее время проблема механизма правового регулирования по-прежнему занимает одно из центральных мест в науке общей теории права и отраслевых науках. Например, в современной административно-правовой науке проблематика механизма административно-правового регулирования подробно исследовалась Ю.А. Тихомировым. Данному вопросу значительное внимание уделено в его книге "Административное право и процесс", одна из глав которой так и называется "Механизм регулирования" <1>. В ней механизм административно-правового регулирования рассматривается в контексте характеристики природы регулирования, форм и методов его осуществления, а также его основных средств и видов. При этом к числу таких средств он относит: а) нормативное регулирование; б) официальное признание, удостоверение статуса субъектов права; в) определение порядка ведения той или иной деятельности; г) установление нормативных требований к содержанию и качеству видов деятельности; д) организацию поддержки объектов управления; е) введение запретов и санкций за отступление от нормативов <2>.
Вопрос: Установлено ли право применения инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль в г. Москве?
(Консультация эксперта, 2025)московский инвестор третьей категории вправе применять этот вычет в отношении объектов основных средств, относящихся к 3 - 10-й амортизационным группам. Они должны быть приобретены, созданы, модернизированы, реконструированы, достроены, дооборудованы, технически перевооружены в целях осуществления деятельности, в связи с которой организации, либо принадлежащим ей на праве собственности или ином вещном праве объектам недвижимости, либо реализуемым ею инвестиционным проектам присвоен статус, указанный в п. 1 ч. 3 ст. 2 Закона N 28.
(Консультация эксперта, 2025)московский инвестор третьей категории вправе применять этот вычет в отношении объектов основных средств, относящихся к 3 - 10-й амортизационным группам. Они должны быть приобретены, созданы, модернизированы, реконструированы, достроены, дооборудованы, технически перевооружены в целях осуществления деятельности, в связи с которой организации, либо принадлежащим ей на праве собственности или ином вещном праве объектам недвижимости, либо реализуемым ею инвестиционным проектам присвоен статус, указанный в п. 1 ч. 3 ст. 2 Закона N 28.
"Основные средства и капитальные вложения: Практическое руководство по ведению бухучета в соответствии с требованиями ФСБУ 6/2020 и 26/2020, МСФО и рекомендациями разработчиков"
(Смирнова С.А.)
("АйСи Групп", 2024)Однако рано или поздно компания столкнется с повторением проблемы, когда по истечении срока их службы нужно поменять не все сразу кресла, а только часть, и внутри ОККСП опять окажутся объекты с разными остаточными СПИ. И мы опять придем к предложениям, закрепленным в Рекомендации ФННРБУ БМЦ Р-125/2021-КпР "Групповая единица учета основных средств".
(Смирнова С.А.)
("АйСи Групп", 2024)Однако рано или поздно компания столкнется с повторением проблемы, когда по истечении срока их службы нужно поменять не все сразу кресла, а только часть, и внутри ОККСП опять окажутся объекты с разными остаточными СПИ. И мы опять придем к предложениям, закрепленным в Рекомендации ФННРБУ БМЦ Р-125/2021-КпР "Групповая единица учета основных средств".