Статус муниципального служащего
Подборка наиболее важных документов по запросу Статус муниципального служащего (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Дисциплинарная ответственность муниципального служащего
(КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем судебная коллегия согласилась с выводом суда первой инстанции о том, что статус муниципального служащего не прекращается и во внеслужебное время, в том числе в период основного отпуска.
(КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем судебная коллегия согласилась с выводом суда первой инстанции о том, что статус муниципального служащего не прекращается и во внеслужебное время, в том числе в период основного отпуска.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Дисквалификация должностного лица органа власти, учреждения, предприятия как административное наказание
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, ФИО1 не является избранным на должность в администрацию муниципального образования лицом, а занимает должность муниципальной службы на основании заключенного трудового договора. Назначение исполняющим обязанности по должности главы муниципального образования, занимаемой избранным лицом ФИО4, на время его отпуска статус муниципального служащего ФИО1 не изменяет...
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, ФИО1 не является избранным на должность в администрацию муниципального образования лицом, а занимает должность муниципальной службы на основании заключенного трудового договора. Назначение исполняющим обязанности по должности главы муниципального образования, занимаемой избранным лицом ФИО4, на время его отпуска статус муниципального служащего ФИО1 не изменяет...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Служебная дисциплина муниципальных служащих: теоретические аспекты и несовершенство правового регулирования
(Яхина О.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 1)Ключевые слова: органы местного самоуправления, муниципальная служба, правовой статус муниципального служащего, дисциплинарная ответственность муниципального служащего, служебная дисциплина муниципального служащего.
(Яхина О.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 1)Ключевые слова: органы местного самоуправления, муниципальная служба, правовой статус муниципального служащего, дисциплинарная ответственность муниципального служащего, служебная дисциплина муниципального служащего.
Статья: Профессиональная этика муниципальных служащих: конституционно-правовые вопросы
(Гарифуллина А.Р., Юн Л.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 4)В нормативном правовом акте, содержащем морально-этические требования, закреплена норма о том, что муниципальные служащие должны достойно выполнять свою профессиональную деятельность, содействовать укреплению авторитета муниципальных служащих и повышать уровень доверия граждан к органам местного самоуправления, а также обеспечивать единые нормы поведения для всех муниципальных служащих <2>. Данный нормативный правовой акт определил морально-нравственный статус муниципальных служащих и сформулировал морально-этические нормы и принципы поведения должностных лиц органов местного самоуправления во время исполнения своих профессиональных обязанностей.
(Гарифуллина А.Р., Юн Л.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 4)В нормативном правовом акте, содержащем морально-этические требования, закреплена норма о том, что муниципальные служащие должны достойно выполнять свою профессиональную деятельность, содействовать укреплению авторитета муниципальных служащих и повышать уровень доверия граждан к органам местного самоуправления, а также обеспечивать единые нормы поведения для всех муниципальных служащих <2>. Данный нормативный правовой акт определил морально-нравственный статус муниципальных служащих и сформулировал морально-этические нормы и принципы поведения должностных лиц органов местного самоуправления во время исполнения своих профессиональных обязанностей.
Нормативные акты
Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ
(ред. от 30.09.2024)
"О муниципальной службе в Российской Федерации"Глава 3. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ (СТАТУС)
(ред. от 30.09.2024)
"О муниципальной службе в Российской Федерации"Глава 3. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ (СТАТУС)
Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"Правовое регулирование муниципальной службы, включая установление требований к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"Правовое регулирование муниципальной службы, включая установление требований к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Статья: Законодательство о муниципальной и государственной гражданской службе через призму конституционных трансформаций
(Кожевников О.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 2)Так, например, ст. 8 уже ранее упоминаемого Федерального закона N 437-ФЗ определяет, что органы публичной власти федеральной территории "Сириус" осуществляют полномочия органов местного самоуправления городского округа (в том числе по решению вопросов местного значения городского округа), определенные законодательством о местном самоуправлении. То есть, не входя в систему органов власти, образующих единую систему публичной власти, и не являясь органами местного самоуправления, органы публичной власти федеральной территории "Сириус" и их федеральные государственные гражданские служащие фактически осуществляют полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения городского округа, то есть местное самоуправление. Представляется, что указанные положения Федерального закона входят в прямое противоречие с системой конституционно-правового регулирования местного самоуправления и муниципальной службы в Российской Федерации. Во-первых, ч. 2 ст. 130 Конституции РФ четко определяет, что местное самоуправление осуществляется гражданами путем прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления, таким образом, осуществление местного самоуправления органами публичной власти не предусмотрено Основным Законом нашего государства. Во-вторых, законодательство о местном самоуправлении не допускает изъятие полномочий органов местного самоуправления в пользу органов публичной власти федеральных территорий федеральным законом. Статья 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) предусматривает лишь возможность перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации законами этого субъекта Российской Федерации. При этом подобное перераспределение допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и вступает в силу с начала очередного финансового года. То есть наделение каких-либо органов власти полномочиями органов местного самоуправления на уровне федерального законодательства, регламентирующих правовую основу местного самоуправления, не предусмотрено. В-третьих, нормативное содержание понятия органа местного самоуправления определено в ст. 2 упомянутого ранее Федерального закона N 131-ФЗ, под которым понимаются исключительно избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Это важно понять, поскольку правовое положение и вся система нормативного статуса муниципального служащего в Российской Федерации исходят именно из указанного нормативного понимания сущности и предназначения органов местного самоуправления. Так, статья 10 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" определяет понятие муниципального служащего как лица, которое исполняет обязанности именно по должности муниципальной службы. В свою очередь, ст. 6 этого же Закона под должностью муниципальной службы определяет должность исключительно в органе местного самоуправления, которые, в свою очередь, обеспечивают исполнение полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Соответственно, вся система конституционно-правового регулирования местного самоуправления, муниципальной службы совершенно очевидно говорит о том, что исполнение полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения - это функция и полномочие исключительно муниципальных служащих, за исключением случаев перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти в субъекте Российской Федерации путем принятия соответствующего регионального закона.
(Кожевников О.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 2)Так, например, ст. 8 уже ранее упоминаемого Федерального закона N 437-ФЗ определяет, что органы публичной власти федеральной территории "Сириус" осуществляют полномочия органов местного самоуправления городского округа (в том числе по решению вопросов местного значения городского округа), определенные законодательством о местном самоуправлении. То есть, не входя в систему органов власти, образующих единую систему публичной власти, и не являясь органами местного самоуправления, органы публичной власти федеральной территории "Сириус" и их федеральные государственные гражданские служащие фактически осуществляют полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения городского округа, то есть местное самоуправление. Представляется, что указанные положения Федерального закона входят в прямое противоречие с системой конституционно-правового регулирования местного самоуправления и муниципальной службы в Российской Федерации. Во-первых, ч. 2 ст. 130 Конституции РФ четко определяет, что местное самоуправление осуществляется гражданами путем прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления, таким образом, осуществление местного самоуправления органами публичной власти не предусмотрено Основным Законом нашего государства. Во-вторых, законодательство о местном самоуправлении не допускает изъятие полномочий органов местного самоуправления в пользу органов публичной власти федеральных территорий федеральным законом. Статья 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) предусматривает лишь возможность перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации законами этого субъекта Российской Федерации. При этом подобное перераспределение допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и вступает в силу с начала очередного финансового года. То есть наделение каких-либо органов власти полномочиями органов местного самоуправления на уровне федерального законодательства, регламентирующих правовую основу местного самоуправления, не предусмотрено. В-третьих, нормативное содержание понятия органа местного самоуправления определено в ст. 2 упомянутого ранее Федерального закона N 131-ФЗ, под которым понимаются исключительно избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Это важно понять, поскольку правовое положение и вся система нормативного статуса муниципального служащего в Российской Федерации исходят именно из указанного нормативного понимания сущности и предназначения органов местного самоуправления. Так, статья 10 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" определяет понятие муниципального служащего как лица, которое исполняет обязанности именно по должности муниципальной службы. В свою очередь, ст. 6 этого же Закона под должностью муниципальной службы определяет должность исключительно в органе местного самоуправления, которые, в свою очередь, обеспечивают исполнение полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Соответственно, вся система конституционно-правового регулирования местного самоуправления, муниципальной службы совершенно очевидно говорит о том, что исполнение полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения - это функция и полномочие исключительно муниципальных служащих, за исключением случаев перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти в субъекте Российской Федерации путем принятия соответствующего регионального закона.
Статья: Некоторые аспекты правового регулирования муниципальной службы в контексте интеграции новых субъектов Российской Федерации
(Годованик Е.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 3)Так, одним из ключевых теоретико-методологических вопросов, имеющих прямое практическое значение, является разграничение правовой природы муниципальных должностей и должностей муниципальной службы. При решении данного вопроса необходимо руководствоваться Постановлением Конституционного Суда РФ от 27 июня 2013 г. N 15-П <8>, в котором проводится принципиальное отличие в правовом статусе муниципального служащего и выборного должностного лица местного самоуправления, обусловленное их различной правовой природой.
(Годованик Е.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 3)Так, одним из ключевых теоретико-методологических вопросов, имеющих прямое практическое значение, является разграничение правовой природы муниципальных должностей и должностей муниципальной службы. При решении данного вопроса необходимо руководствоваться Постановлением Конституционного Суда РФ от 27 июня 2013 г. N 15-П <8>, в котором проводится принципиальное отличие в правовом статусе муниципального служащего и выборного должностного лица местного самоуправления, обусловленное их различной правовой природой.
Статья: Административно-правовое регулирование работы в организациях, наделенных государственно-властными полномочиями, как атрибут публичного управления
(Россинский Б.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)<21> См.: Анисифорова М.В. Государственная служба: учеб. пособие. М.: Проспект, 2023; Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. М.: Издательство РАГС, 2002; Барабашев А.Г., Беков Х.А., Козбаненко В.А. и др. Реформа государственной службы в России. История попыток реформирования с 1992 по 2000 год. М.: Издательство "Весь мир", 2003; Гришковец А.А., Ростовцева Ю.В., Фомина С.В. Государственная гражданская служба: учеб. курс / отв. ред. Н.Ю. Хаманева. М.: Дело и Сервис, 2014; Киреева Е.Ю. Правовой статус муниципальных служащих в Российской Федерации. М.: Издательство РАГС, 2008; Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. М.: Юристъ, 1997; Пресняков М.В., Чанов С.Е. Служебное право Российской Федерации: учеб. пособие. М.: Норма, 2015; Старилов Ю.Н. Государственная служба и служебное право: учеб. пособие. М.: Норма, 2023 и др.
(Россинский Б.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)<21> См.: Анисифорова М.В. Государственная служба: учеб. пособие. М.: Проспект, 2023; Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. М.: Издательство РАГС, 2002; Барабашев А.Г., Беков Х.А., Козбаненко В.А. и др. Реформа государственной службы в России. История попыток реформирования с 1992 по 2000 год. М.: Издательство "Весь мир", 2003; Гришковец А.А., Ростовцева Ю.В., Фомина С.В. Государственная гражданская служба: учеб. курс / отв. ред. Н.Ю. Хаманева. М.: Дело и Сервис, 2014; Киреева Е.Ю. Правовой статус муниципальных служащих в Российской Федерации. М.: Издательство РАГС, 2008; Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. М.: Юристъ, 1997; Пресняков М.В., Чанов С.Е. Служебное право Российской Федерации: учеб. пособие. М.: Норма, 2015; Старилов Ю.Н. Государственная служба и служебное право: учеб. пособие. М.: Норма, 2023 и др.
Статья: К вопросу об институте и категории "государственная служба" в административном праве
(Саидов З.А., Куракин А.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Названный автор использует термин "чиновничье право", это, по сути, аналог термина "служебное право", который на многие десятилетия выбыл из правового оборота и не использовался в научных трудах по теории государственной службы. Категорию "служебное право" в девяностые годы в правовой оборот и доктрину вернул Ю.Н. Старилов. Идеи Ю.Н. Старилова относительно служебного права получили свое доктринальное развитие, как минимум в учебном процессе, в виде специальных курсов, которые касались правового регулирования государственно-служебных отношений. В частности, цитируемый автор писал, что "служебное право - это система правовых норм, регулирующая общественные отношения в сфере внутренней организации государственной (муниципальной) службы, установления правового статуса государственных (муниципальных) служащих, практического функционирования государственной (муниципальной) службы с целью обеспечения деятельности как самих государственных (муниципальных) служащих, выполняющих задачи и функции публичной власти, так и всей государственной (муниципальной) администрации" <4>.
(Саидов З.А., Куракин А.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Названный автор использует термин "чиновничье право", это, по сути, аналог термина "служебное право", который на многие десятилетия выбыл из правового оборота и не использовался в научных трудах по теории государственной службы. Категорию "служебное право" в девяностые годы в правовой оборот и доктрину вернул Ю.Н. Старилов. Идеи Ю.Н. Старилова относительно служебного права получили свое доктринальное развитие, как минимум в учебном процессе, в виде специальных курсов, которые касались правового регулирования государственно-служебных отношений. В частности, цитируемый автор писал, что "служебное право - это система правовых норм, регулирующая общественные отношения в сфере внутренней организации государственной (муниципальной) службы, установления правового статуса государственных (муниципальных) служащих, практического функционирования государственной (муниципальной) службы с целью обеспечения деятельности как самих государственных (муниципальных) служащих, выполняющих задачи и функции публичной власти, так и всей государственной (муниципальной) администрации" <4>.
Статья: Некоторые проблемы и противоречия в применении законодательства о муниципальной службе в муниципальных образованиях
(Дегтярева Л.Н., Дудин Н.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)Федеральный закон N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон N 25-ФЗ) с момента его принятия 2 марта 2007 г. претерпел существенные изменения - более 30 раз в него вносились поправки. Аналогичный процесс формирования нормативной базы отмечается как на уровне субъекта, так и на уровне муниципальных образований. Так, например, Закон Воронежской области от 28 декабря 2007 г. N 175-ОЗ "О муниципальной службе в Воронежской области" (ред. от 13.03.2020 N 17-ОЗ) (далее - Закон Воронежской области N 175-ОЗ) менялся 24 раза. Законодатель уточняет особенности правового статуса муниципального служащего, конкретизирует условия приема на муниципальную службу, ее прохождения и увольнения. Этот непрерывный процесс совершенствования правовой базы, с одной стороны, помогает устранить пробелы в законодательстве, с другой - значимо повышает требования к качеству подготовки специалистов кадровой службы.
(Дегтярева Л.Н., Дудин Н.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)Федеральный закон N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон N 25-ФЗ) с момента его принятия 2 марта 2007 г. претерпел существенные изменения - более 30 раз в него вносились поправки. Аналогичный процесс формирования нормативной базы отмечается как на уровне субъекта, так и на уровне муниципальных образований. Так, например, Закон Воронежской области от 28 декабря 2007 г. N 175-ОЗ "О муниципальной службе в Воронежской области" (ред. от 13.03.2020 N 17-ОЗ) (далее - Закон Воронежской области N 175-ОЗ) менялся 24 раза. Законодатель уточняет особенности правового статуса муниципального служащего, конкретизирует условия приема на муниципальную службу, ее прохождения и увольнения. Этот непрерывный процесс совершенствования правовой базы, с одной стороны, помогает устранить пробелы в законодательстве, с другой - значимо повышает требования к качеству подготовки специалистов кадровой службы.
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- публичные нормативные обязательства - публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации, за исключением выплат физическому лицу, предусмотренных статусом государственных (муниципальных) служащих, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, работников казенных учреждений, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (обладающих статусом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), лиц, обучающихся в государственных или муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- публичные нормативные обязательства - публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации, за исключением выплат физическому лицу, предусмотренных статусом государственных (муниципальных) служащих, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, работников казенных учреждений, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (обладающих статусом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), лиц, обучающихся в государственных или муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
Статья: Гарантии при увольнении государственных и муниципальных служащих по инициативе представителя нанимателя (руководителя)
(Пресняков М.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 6)От Закона о муниципальной службе можно было бы ожидать более взвешенного подхода в решении данного вопроса, учитывая, что он в полной мере распространяет в отношении муниципального служащего действие Трудового кодекса РФ. Однако те дополнительные основания прекращения трудового договора, которые он закрепляет в ст. 19, прямо отнесены к увольнениям по инициативе работодателя. Согласно данной норме к ним относится: достижение предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы; несоблюдение ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных ст. 13, 14, 14.1 и 15 этого Закона; применение административного наказания в виде дисквалификации; приобретение муниципальным служащим статуса иностранного агента.
(Пресняков М.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 6)От Закона о муниципальной службе можно было бы ожидать более взвешенного подхода в решении данного вопроса, учитывая, что он в полной мере распространяет в отношении муниципального служащего действие Трудового кодекса РФ. Однако те дополнительные основания прекращения трудового договора, которые он закрепляет в ст. 19, прямо отнесены к увольнениям по инициативе работодателя. Согласно данной норме к ним относится: достижение предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы; несоблюдение ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных ст. 13, 14, 14.1 и 15 этого Закона; применение административного наказания в виде дисквалификации; приобретение муниципальным служащим статуса иностранного агента.
Статья: Муниципальная должность
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статьей 31 Закона о местном самоуправлении установлено, что правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статьей 31 Закона о местном самоуправлении установлено, что правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Статья: Предпринимательская деятельность государственных и муниципальных служащих: соблюдение антикоррупционного запрета и получение дохода
(Ваймер Е.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Особый правовой статус государственного и муниципального служащего предполагает не только материальные и социальные гарантии, властные полномочия, но и специальные правовые долженствования, ограничивающие права указанных лиц. Имеется в виду запрет на занятие предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц.
(Ваймер Е.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Особый правовой статус государственного и муниципального служащего предполагает не только материальные и социальные гарантии, властные полномочия, но и специальные правовые долженствования, ограничивающие права указанных лиц. Имеется в виду запрет на занятие предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц.
Статья: Проведение служебной проверки на муниципальной службе
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Содержание и специфика профессиональной деятельности муниципальных служащих на должностях муниципальной службы, характер выполняемых ими функций, предъявляемые к ним квалификационные требования и ограничения, связанные с прохождением муниципальной службы, обусловливают особый правовой статус муниципальных служащих (преамбула Обзора судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016) и, соответственно, особое правовое регулирование.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Содержание и специфика профессиональной деятельности муниципальных служащих на должностях муниципальной службы, характер выполняемых ими функций, предъявляемые к ним квалификационные требования и ограничения, связанные с прохождением муниципальной службы, обусловливают особый правовой статус муниципальных служащих (преамбула Обзора судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016) и, соответственно, особое правовое регулирование.