Статьи бюджетной классификации
Подборка наиболее важных документов по запросу Статьи бюджетной классификации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Финансирование судов в зависимости от их нагрузки: теоретико-правовые аспекты
(Бурдина Е.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 11)Судейское сообщество настаивало на более прозрачном и понятном алгоритме формирования судебного бюджета. Предлагалось законодательно закрепить механизм бюджетирования в зависимости от норм судебной нагрузки, что укрепило бы независимость судов, обезопасив от произвольного усмотрения со стороны органов исполнительной и законодательной власти, и обеспечивало бы полноту финансирования правосудной деятельности. Однако возобладал иной подход к финансированию судов, и в качестве способа формирования судебного бюджета был закреплен расходный принцип в соответствии со статьями бюджетной классификации (ст. 2 Закона о финансировании судов).
(Бурдина Е.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 11)Судейское сообщество настаивало на более прозрачном и понятном алгоритме формирования судебного бюджета. Предлагалось законодательно закрепить механизм бюджетирования в зависимости от норм судебной нагрузки, что укрепило бы независимость судов, обезопасив от произвольного усмотрения со стороны органов исполнительной и законодательной власти, и обеспечивало бы полноту финансирования правосудной деятельности. Однако возобладал иной подход к финансированию судов, и в качестве способа формирования судебного бюджета был закреплен расходный принцип в соответствии со статьями бюджетной классификации (ст. 2 Закона о финансировании судов).
Статья: Машиночитаемое право в сфере публичных финансов: перспективы и риски
(Омелехина Н.В.)
("Финансовое право", 2025, N 4)Процесс работы над бюджетом 2025 финансового года и планового периода 2026 и 2027 гг. выглядит еще более технологичным. В 2024 г. Минфин РФ впервые использовал искусственный интеллект в бюджетном процессе. Запущенная совместно со "Сбером" нейросеть пока помогает автоматизировать сопоставление данных и прочие рутинные процессы с точностью попадания выше 80%. Технологии помогают в сопоставлении кодов бюджетной классификации (обозначают статьи доходов и расходов федерального бюджета) и привязанных к ним результатов. Минфин подготовил базу данных, на основании чего была обучена система - AI-агент (Artificial Intelligence - искусственный интеллект). По мнению специалистов, занимающихся бюджетным планированием и исполнением бюджета, большинство этапов бюджетного процесса может быть со временем автоматизировано и часть операций полностью переведена на искусственный интеллект. Уровень цифровой трансформации и перспективы использования искусственного интеллекта будут зависеть от того, насколько получится стандартизировать бюджетные процедуры. В целом же видится значительный потенциал использования искусственного интеллекта в бюджетном прогнозировании, в оценке влияния принимаемых решений и соответствующих бюджетных расходов на экономику и благосостояние граждан, в финансировании государственных программ, в чем важна привязка этапов расходов и сроков выполнения проектов, что позволит не только контролировать заложенные параметры в бюджете, но и оценивать их эффективность в реальном времени. Одно из направлений развития нейросетей видится в генерации образов, альтернативных сценариев. Полагают, что в будущем искусственный интеллект сможет предлагать новые прорывные стратегии и выявлять определенные риски, помочь в управлении дефицитом бюджета, обнаруживая расходы, не принесшие желаемого результата, а также предлагая новые направления экономики и социальной политики, которые, напротив, недофинансированы, но потенциально способны принести отдачу казне в виде роста налоговых доходов <1>.
(Омелехина Н.В.)
("Финансовое право", 2025, N 4)Процесс работы над бюджетом 2025 финансового года и планового периода 2026 и 2027 гг. выглядит еще более технологичным. В 2024 г. Минфин РФ впервые использовал искусственный интеллект в бюджетном процессе. Запущенная совместно со "Сбером" нейросеть пока помогает автоматизировать сопоставление данных и прочие рутинные процессы с точностью попадания выше 80%. Технологии помогают в сопоставлении кодов бюджетной классификации (обозначают статьи доходов и расходов федерального бюджета) и привязанных к ним результатов. Минфин подготовил базу данных, на основании чего была обучена система - AI-агент (Artificial Intelligence - искусственный интеллект). По мнению специалистов, занимающихся бюджетным планированием и исполнением бюджета, большинство этапов бюджетного процесса может быть со временем автоматизировано и часть операций полностью переведена на искусственный интеллект. Уровень цифровой трансформации и перспективы использования искусственного интеллекта будут зависеть от того, насколько получится стандартизировать бюджетные процедуры. В целом же видится значительный потенциал использования искусственного интеллекта в бюджетном прогнозировании, в оценке влияния принимаемых решений и соответствующих бюджетных расходов на экономику и благосостояние граждан, в финансировании государственных программ, в чем важна привязка этапов расходов и сроков выполнения проектов, что позволит не только контролировать заложенные параметры в бюджете, но и оценивать их эффективность в реальном времени. Одно из направлений развития нейросетей видится в генерации образов, альтернативных сценариев. Полагают, что в будущем искусственный интеллект сможет предлагать новые прорывные стратегии и выявлять определенные риски, помочь в управлении дефицитом бюджета, обнаруживая расходы, не принесшие желаемого результата, а также предлагая новые направления экономики и социальной политики, которые, напротив, недофинансированы, но потенциально способны принести отдачу казне в виде роста налоговых доходов <1>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"О мировых судьях в Российской Федерации"3. Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплата труда работников аппарата мировых судей в процессе исполнения бюджета субъекта Российской Федерации производятся в полном объеме по соответствующим статьям расходов бюджетной классификации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год и плановый период.
(ред. от 23.07.2025)
"О мировых судьях в Российской Федерации"3. Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплата труда работников аппарата мировых судей в процессе исполнения бюджета субъекта Российской Федерации производятся в полном объеме по соответствующим статьям расходов бюджетной классификации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год и плановый период.
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 18. Бюджетная классификация Российской Федерации
(ред. от 31.07.2025)Статья 18. Бюджетная классификация Российской Федерации
Статья: Инициативное бюджетирование как новая категория бюджетного права
(Рыбакова С.В.)
("Финансовое право", 2022, N 5)Вместе с тем БК РФ в аспекте инициатив синхронизирован с Законом о местном самоуправлении, и в нем среди неналоговых доходов названы не только средства самообложения граждан <32>, но и инициативные платежи (ст. 35, 41), а для целей бюджетной классификации и методического обеспечения бюджетного процесса также названы инициативные проекты (ст. 21, 165) <33>.
(Рыбакова С.В.)
("Финансовое право", 2022, N 5)Вместе с тем БК РФ в аспекте инициатив синхронизирован с Законом о местном самоуправлении, и в нем среди неналоговых доходов названы не только средства самообложения граждан <32>, но и инициативные платежи (ст. 35, 41), а для целей бюджетной классификации и методического обеспечения бюджетного процесса также названы инициативные проекты (ст. 21, 165) <33>.
"Уголовно-правовая охрана финансово-бюджетной сферы: научно-практическое пособие"
(отв. ред. И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Согласно ст. 158 БК РФ целевое назначение, размер и направление использования средств определяются в сметах расходов и реестрах на перечисление бюджетных средств в рамках функциональной и экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации главным распорядителем средств федерального бюджета, осуществляющим функции по управлению деятельности подведомственных ему учреждений. Если получатель средств неправильно классифицирует произведенные расходы и, следовательно, неправильно отражает их за счет какой-либо статьи бюджетной классификации, такая ошибка приведет к нарушению законодательства в виде нецелевого использования бюджетных средств <1>.
(отв. ред. И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Согласно ст. 158 БК РФ целевое назначение, размер и направление использования средств определяются в сметах расходов и реестрах на перечисление бюджетных средств в рамках функциональной и экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации главным распорядителем средств федерального бюджета, осуществляющим функции по управлению деятельности подведомственных ему учреждений. Если получатель средств неправильно классифицирует произведенные расходы и, следовательно, неправильно отражает их за счет какой-либо статьи бюджетной классификации, такая ошибка приведет к нарушению законодательства в виде нецелевого использования бюджетных средств <1>.
Тематический выпуск: Налогообложение доходов физических лиц и страховые взносы: сложные вопросы исчисления и уплаты
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 9)В случае если с доходов суммы НДФЛ рассчитываются по одинаковой налоговой ставке в размере 13 процентов, независимо от того, каким пунктом статьи 224 Кодекса данная ставка предусмотрена, и перечисляются на один код бюджетной классификации по налогу (КБК) - 182 1 01 02010 01 1000 110, то такие доходы отражаются в одном разделе расчета по форме 6-НДФЛ".
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 9)В случае если с доходов суммы НДФЛ рассчитываются по одинаковой налоговой ставке в размере 13 процентов, независимо от того, каким пунктом статьи 224 Кодекса данная ставка предусмотрена, и перечисляются на один код бюджетной классификации по налогу (КБК) - 182 1 01 02010 01 1000 110, то такие доходы отражаются в одном разделе расчета по форме 6-НДФЛ".
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)В состав бюджетной классификации согласно ст. 19 БК РФ входят классификации:
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)В состав бюджетной классификации согласно ст. 19 БК РФ входят классификации:
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Если будет установлено, что исходя из содержания перечней, наименований статей и подстатей бюджетной классификации невозможно с очевидностью установить, на какую статью (в случае, когда статья не детализирована подстатьями) или подстатью бюджетной классификации участнику бюджетного процесса следовало бы отнести осуществленные им расходы (т.е. когда названные расходы могли бы быть равным образом отнесены на различные статьи и подстатьи бюджетной классификации), финансирование указанных расходов за счет средств, выделенных на любую из возможных к применению статей или подстатей бюджетной классификации, не признается нецелевым использованием бюджетных средств <410>.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Если будет установлено, что исходя из содержания перечней, наименований статей и подстатей бюджетной классификации невозможно с очевидностью установить, на какую статью (в случае, когда статья не детализирована подстатьями) или подстатью бюджетной классификации участнику бюджетного процесса следовало бы отнести осуществленные им расходы (т.е. когда названные расходы могли бы быть равным образом отнесены на различные статьи и подстатьи бюджетной классификации), финансирование указанных расходов за счет средств, выделенных на любую из возможных к применению статей или подстатей бюджетной классификации, не признается нецелевым использованием бюджетных средств <410>.