Стандарты внутреннего финансового контроля и аудита
Подборка наиболее важных документов по запросу Стандарты внутреннего финансового контроля и аудита (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Развитие системы внутреннего контроля в центрах бюджетного (бухгалтерского) учета
(Тюрина О.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 6)Ю.А. Кутырев подчеркивает, что "появилась необходимость в стандартизации и во внедрении федеральных стандартов внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации, что позволит создать синергетический эффект в системе контроля в сфере бюджетных отношений" [12, с. 2].
(Тюрина О.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 6)Ю.А. Кутырев подчеркивает, что "появилась необходимость в стандартизации и во внедрении федеральных стандартов внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации, что позволит создать синергетический эффект в системе контроля в сфере бюджетных отношений" [12, с. 2].
Статья: Определение этапов внешнего и внутреннего финансового контроля
(Ендовицкий Д.А., Сердюк В.Н., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 1)Результаты. На основании исследования известных подходов к определению этапов внешнего и внутреннего финансового контроля, представленных в действующих стандартах внешнего государственного аудита, внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и специальной литературе, установлена регламентация этапов проведения внешнего контроля нормативно-правовыми актами РФ, а также выделено и раскрыто содержание этапов внутреннего финансового контроля и отдельно этапов проводимых в его рамках контрольных мероприятий. Обобщены известные в нормативно-правовых актах и специальной литературе подходы к выделению этапов организации и проведения финансового контроля, обоснована целесообразность разграничения этапов контрольной деятельности и этапов выполнения контрольных мероприятий, предложен авторский вариант выделения этапов внутреннего финансового контроля, основанного на риск-ориентированном подходе.
(Ендовицкий Д.А., Сердюк В.Н., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 1)Результаты. На основании исследования известных подходов к определению этапов внешнего и внутреннего финансового контроля, представленных в действующих стандартах внешнего государственного аудита, внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и специальной литературе, установлена регламентация этапов проведения внешнего контроля нормативно-правовыми актами РФ, а также выделено и раскрыто содержание этапов внутреннего финансового контроля и отдельно этапов проводимых в его рамках контрольных мероприятий. Обобщены известные в нормативно-правовых актах и специальной литературе подходы к выделению этапов организации и проведения финансового контроля, обоснована целесообразность разграничения этапов контрольной деятельности и этапов выполнения контрольных мероприятий, предложен авторский вариант выделения этапов внутреннего финансового контроля, основанного на риск-ориентированном подходе.
Нормативные акты
Федеральный закон от 23.07.2013 N 252-ФЗ
(ред. от 18.07.2017)
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации""Статья 160.2-1. Бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, главного администратора (администратора) доходов бюджета, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита
(ред. от 18.07.2017)
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации""Статья 160.2-1. Бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, главного администратора (администратора) доходов бюджета, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита
Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 320
(ред. от 17.09.2024)
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков"внедрен риск-ориентированный подход во внешнем контроле деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям;
(ред. от 17.09.2024)
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков"внедрен риск-ориентированный подход во внешнем контроле деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям;
Вопрос: О проверках (контроле), осуществляемых в целях выявления и минимизации коррупционных рисков при принятии решений о предоставлении межбюджетных трансфертов, в том числе в рамках закупок.
(Письмо Минфина России от 19.08.2024 N 02-15-09/77566)Согласно пункту 2 статьи 160.2-1 Кодекса внутренний финансовый аудит осуществляется в том числе в целях оценки надежности внутреннего процесса главного распорядителя бюджетных средств, осуществляемого в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий (далее - внутренний финансовый контроль), и подготовки предложений об организации внутреннего финансового контроля.
(Письмо Минфина России от 19.08.2024 N 02-15-09/77566)Согласно пункту 2 статьи 160.2-1 Кодекса внутренний финансовый аудит осуществляется в том числе в целях оценки надежности внутреннего процесса главного распорядителя бюджетных средств, осуществляемого в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий (далее - внутренний финансовый контроль), и подготовки предложений об организации внутреннего финансового контроля.
Статья: Стратегия развития государственного аудита в цифровой экономике России
(Чхутиашвили Л.В.)
("Право и цифровая экономика", 2022, N 4)3) для обеспечения полноты поступления доходов в бюджеты и повышения эффективности бюджетных расходов развивать единую систему внешнего и внутреннего финансового контроля, повышать его эффективность за счет взаимодействия государственных аудиторов с добровольным аудитом, разработав совместно стандарт "Взаимодействие независимых аудиторов с государственными контролерами" <4>.
(Чхутиашвили Л.В.)
("Право и цифровая экономика", 2022, N 4)3) для обеспечения полноты поступления доходов в бюджеты и повышения эффективности бюджетных расходов развивать единую систему внешнего и внутреннего финансового контроля, повышать его эффективность за счет взаимодействия государственных аудиторов с добровольным аудитом, разработав совместно стандарт "Взаимодействие независимых аудиторов с государственными контролерами" <4>.
"Цифровая экономика: актуальные направления правового регулирования: научно-практическое пособие"
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)Отмечается стремление законодателя к терминологической упорядоченности, введению сущностных разграничений и правовой идентификации в части "контроля", "надзора", "аудита" в финансовой сфере. Все реже находит использование категория "надзор" применительно к сфере публичных финансов. В законодательстве вводится разграничение "контроля" и "аудита" применительно к органам исполнительной власти, исполнительным органам местного самоуправления по целому ряду критериев (целевому назначению, субъектному и объектному составу, нормативно-правовой основе их осуществления и проч.). Внесены соответствующие изменения в положения ст. 160.2-1 БК РФ, определяющие правовые основы внутреннего финансового аудита, и в положения разд. IX БК РФ, регулирующие государственный (муниципальный) финансовый контроль, а также приняты федеральные стандарты внутреннего финансового аудита и федеральные стандарты внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Тем не менее оба вида деятельности, по замыслу законодателя, интегрируются, реализуются на единой фактологической основе, единой информационной базе, с использованием общей информационной системы. И внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль, и внутренний финансовый аудит осуществляются с использованием ГИИС "Электронный бюджет".
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)Отмечается стремление законодателя к терминологической упорядоченности, введению сущностных разграничений и правовой идентификации в части "контроля", "надзора", "аудита" в финансовой сфере. Все реже находит использование категория "надзор" применительно к сфере публичных финансов. В законодательстве вводится разграничение "контроля" и "аудита" применительно к органам исполнительной власти, исполнительным органам местного самоуправления по целому ряду критериев (целевому назначению, субъектному и объектному составу, нормативно-правовой основе их осуществления и проч.). Внесены соответствующие изменения в положения ст. 160.2-1 БК РФ, определяющие правовые основы внутреннего финансового аудита, и в положения разд. IX БК РФ, регулирующие государственный (муниципальный) финансовый контроль, а также приняты федеральные стандарты внутреннего финансового аудита и федеральные стандарты внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Тем не менее оба вида деятельности, по замыслу законодателя, интегрируются, реализуются на единой фактологической основе, единой информационной базе, с использованием общей информационной системы. И внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль, и внутренний финансовый аудит осуществляются с использованием ГИИС "Электронный бюджет".
Статья: К вопросу об оценке эффективности внутреннего финансового контроля в государственных (муниципальных) учреждениях
(Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 4)Стандарт СГА 311 <2>, несмотря на очевидную проработанность системы оценки эффективности внутреннего финансового аудита, требует актуализации в части раскрытия организации внутреннего финансового контроля в главном администраторе (администраторе) бюджетных средств, так как на сегодняшний день нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок реализации внутреннего финансового контроля, отменены, также не установлены требования к документационному обеспечению данного вида контроля, однако в абз. 9 п. 5.2 СГА 311 упоминаются карты внутреннего финансового контроля, формирование которых потеряло актуальность с 30 апреля 2020 г.
(Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 4)Стандарт СГА 311 <2>, несмотря на очевидную проработанность системы оценки эффективности внутреннего финансового аудита, требует актуализации в части раскрытия организации внутреннего финансового контроля в главном администраторе (администраторе) бюджетных средств, так как на сегодняшний день нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок реализации внутреннего финансового контроля, отменены, также не установлены требования к документационному обеспечению данного вида контроля, однако в абз. 9 п. 5.2 СГА 311 упоминаются карты внутреннего финансового контроля, формирование которых потеряло актуальность с 30 апреля 2020 г.
Статья: Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Информация об организации внутреннего финансового контроля раскрывается в заключении внутреннего финансового аудита (абз. 36 п. 3 Федерального стандарта N 196н).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Информация об организации внутреннего финансового контроля раскрывается в заключении внутреннего финансового аудита (абз. 36 п. 3 Федерального стандарта N 196н).
Статья: Правовое регулирование санкционирования операций
(Логвенчева А.О.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 1)- определен порядок проведения внутреннего финансового аудита и мониторинга качества финансового менеджмента;
(Логвенчева А.О.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 1)- определен порядок проведения внутреннего финансового аудита и мониторинга качества финансового менеджмента;
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- оценки надежности внутреннего процесса главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, осуществляемого в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий (далее - внутренний финансовый контроль), и подготовки предложений об организации внутреннего финансового контроля;
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- оценки надежности внутреннего процесса главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, осуществляемого в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий (далее - внутренний финансовый контроль), и подготовки предложений об организации внутреннего финансового контроля;
"Цифровая сущность финансового права: прошлое, настоящее, будущее: монография"
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)На сегодняшний день ни БК РФ, ни Федеральные законы от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Федеральный закон N 6-ФЗ), от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 41-ФЗ) не содержат понятий "цифровой аудит", "цифровой контроль" или иных указаний на цифровизацию контрольной (экспертно-аналитической) деятельности органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля. Следует также отметить, что в отличие от органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, которые осуществляют свою деятельности в соответствии с федеральными стандартами, утвержденными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (п. 3 ст. 269.2 БК РФ), единые федеральные стандарты деятельности органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля отсутствуют, поскольку стандарты деятельности СП РФ и КСО утверждаются данными органами самостоятельно (ч. 2 ст. 3 Федерального закона N 41-ФЗ, ч. 2 ст. 11 Федерального закона N 6-ФЗ). Более того, до вступления в силу 30 сентября 2021 г. поправок, внесенных Федеральным законом от 1 июля 2021 г. N 255-ФЗ <1>, ч. 2 ст. 11 Федерального закона N 6-ФЗ предусматривала для КСО субъектов при разработке своих стандартов возможность как руководствоваться общими требованиями к стандартам, выработанным СП РФ, так и утверждать свои собственные общие требования к стандартам. КСО муниципальных образований вовсе руководствовались общими требованиями к стандартам, утвержденным СП РФ, и (или) общими требованиями, утвержденным КСО соответствующего субъекта Российской Федерации (в случае утверждения).
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)На сегодняшний день ни БК РФ, ни Федеральные законы от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Федеральный закон N 6-ФЗ), от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 41-ФЗ) не содержат понятий "цифровой аудит", "цифровой контроль" или иных указаний на цифровизацию контрольной (экспертно-аналитической) деятельности органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля. Следует также отметить, что в отличие от органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, которые осуществляют свою деятельности в соответствии с федеральными стандартами, утвержденными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (п. 3 ст. 269.2 БК РФ), единые федеральные стандарты деятельности органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля отсутствуют, поскольку стандарты деятельности СП РФ и КСО утверждаются данными органами самостоятельно (ч. 2 ст. 3 Федерального закона N 41-ФЗ, ч. 2 ст. 11 Федерального закона N 6-ФЗ). Более того, до вступления в силу 30 сентября 2021 г. поправок, внесенных Федеральным законом от 1 июля 2021 г. N 255-ФЗ <1>, ч. 2 ст. 11 Федерального закона N 6-ФЗ предусматривала для КСО субъектов при разработке своих стандартов возможность как руководствоваться общими требованиями к стандартам, выработанным СП РФ, так и утверждать свои собственные общие требования к стандартам. КСО муниципальных образований вовсе руководствовались общими требованиями к стандартам, утвержденным СП РФ, и (или) общими требованиями, утвержденным КСО соответствующего субъекта Российской Федерации (в случае утверждения).
"Контроль и ревизия в бюджетных учреждениях: Учебное пособие"
(2-е издание, переработанное)
(Маслова Т.С.)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)Органы исполнительной власти (местной администрации) вправе создавать подразделения внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля), разрабатывающие и контролирующие внутренние стандарты и процедуры составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также проводящие подготовку и организацию принятия мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств.
(2-е издание, переработанное)
(Маслова Т.С.)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)Органы исполнительной власти (местной администрации) вправе создавать подразделения внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля), разрабатывающие и контролирующие внутренние стандарты и процедуры составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также проводящие подготовку и организацию принятия мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств.
Статья: Нивелирование правовых рисков института государственного финансового контроля на примере валютной политики государства
(Лапина М.А., Завьялов М.М., Литвин А.Г.)
("Финансовое право", 2021, N 10)Отсутствие в публичном пространстве диспута между органами внутреннего финансового контроля и высшими органами аудита влечет навязывание безальтернативного экспертного подхода к оценке государственной экономической политики. Ярким примером имплементации мотивированного аудиторского мнения, основанного на международных стандартах аудиторской деятельности, может служить либерализация внешнеэкономической деятельности и валютного контроля <10>. В результате либерализации механизмов валютного контроля происходит планомерное падение доходов населения, экспорт отечественных технологий и разработок за рубеж и реализация углеводородного сырья на фоне падения нормы инвестиций в национальную экономику. Необходимо отметить, что валютный контроль предполагает не только возможности регламентации репатриации валютной выручки, срок которой у нас в данный момент привязывается к дате, установленной во внешнеторговом договоре его сторонами, в отличие от ряда европейских стран и правовых норм конца XX в. в России, но и надзор за состоянием государственного торгового баланса, рейтингами кредитования государственных институтов и частных компаний, что создает функциональные возможности реализации устойчивой политики экономического роста в долгосрочной перспективе.
(Лапина М.А., Завьялов М.М., Литвин А.Г.)
("Финансовое право", 2021, N 10)Отсутствие в публичном пространстве диспута между органами внутреннего финансового контроля и высшими органами аудита влечет навязывание безальтернативного экспертного подхода к оценке государственной экономической политики. Ярким примером имплементации мотивированного аудиторского мнения, основанного на международных стандартах аудиторской деятельности, может служить либерализация внешнеэкономической деятельности и валютного контроля <10>. В результате либерализации механизмов валютного контроля происходит планомерное падение доходов населения, экспорт отечественных технологий и разработок за рубеж и реализация углеводородного сырья на фоне падения нормы инвестиций в национальную экономику. Необходимо отметить, что валютный контроль предполагает не только возможности регламентации репатриации валютной выручки, срок которой у нас в данный момент привязывается к дате, установленной во внешнеторговом договоре его сторонами, в отличие от ряда европейских стран и правовых норм конца XX в. в России, но и надзор за состоянием государственного торгового баланса, рейтингами кредитования государственных институтов и частных компаний, что создает функциональные возможности реализации устойчивой политики экономического роста в долгосрочной перспективе.