Стандарты вфа вфк
Подборка наиболее важных документов по запросу Стандарты вфа вфк (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Развитие системы внутреннего контроля в центрах бюджетного (бухгалтерского) учета
(Тюрина О.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 6)Ю.А. Кутырев подчеркивает, что "появилась необходимость в стандартизации и во внедрении федеральных стандартов внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации, что позволит создать синергетический эффект в системе контроля в сфере бюджетных отношений" [12, с. 2].
(Тюрина О.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 6)Ю.А. Кутырев подчеркивает, что "появилась необходимость в стандартизации и во внедрении федеральных стандартов внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации, что позволит создать синергетический эффект в системе контроля в сфере бюджетных отношений" [12, с. 2].
Статья: Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Информация об организации внутреннего финансового контроля раскрывается в заключении внутреннего финансового аудита (абз. 36 п. 3 Федерального стандарта N 196н).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Информация об организации внутреннего финансового контроля раскрывается в заключении внутреннего финансового аудита (абз. 36 п. 3 Федерального стандарта N 196н).
Нормативные акты
Приказ Минэкономразвития России от 13.11.2025 N 755
"Об утверждении карты коррупционных рисков Минэкономразвития России и мер по их минимизации"Неукоснительное соблюдение должностными лицами субъекта внутреннего финансового аудита требований федеральных стандартов внутреннего финансового аудита, порядка осуществления Министерством экономического развития Российской Федерации внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 28 декабря 2020 г. N 862
"Об утверждении карты коррупционных рисков Минэкономразвития России и мер по их минимизации"Неукоснительное соблюдение должностными лицами субъекта внутреннего финансового аудита требований федеральных стандартов внутреннего финансового аудита, порядка осуществления Министерством экономического развития Российской Федерации внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 28 декабря 2020 г. N 862
Приказ Минфина России от 18.12.2019 N 237н
(ред. от 29.05.2025)
"Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита"
(Зарегистрировано в Минюсте России 09.01.2020 N 57091)решает задачи внутреннего финансового аудита, направленные на совершенствование внутреннего финансового контроля в соответствии с пунктом 14 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита";
(ред. от 29.05.2025)
"Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита"
(Зарегистрировано в Минюсте России 09.01.2020 N 57091)решает задачи внутреннего финансового аудита, направленные на совершенствование внутреннего финансового контроля в соответствии с пунктом 14 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита";
Статья: Проблемы правового регулирования внутреннего финансового контроля на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
(Антропцева И.О.)
("Финансовое право", 2023, N 10)Необходимо также обратить внимание, что на федеральном уровне приняты отдельные стандарты, которые в основном касаются осуществления внутреннего финансового аудита, но содержат отдельные положения, касающиеся и ВФК, т.е. ГАБС должны сформировать подзаконные акты, определяющие порядок осуществления ВФК в своем ведомстве с учетом отдельных положений стандартов, утвержденных приказами Минфина России, но специально принятых стандартов, регулирующих именно требования к осуществлению ВФК, нет. Кроме того, необходимо отметить, что в настоящее время не все ГАБС в субъектах РФ и муниципальных образованиях приняли соответствующие акты, что также является проблемой, которая требует своего решения.
(Антропцева И.О.)
("Финансовое право", 2023, N 10)Необходимо также обратить внимание, что на федеральном уровне приняты отдельные стандарты, которые в основном касаются осуществления внутреннего финансового аудита, но содержат отдельные положения, касающиеся и ВФК, т.е. ГАБС должны сформировать подзаконные акты, определяющие порядок осуществления ВФК в своем ведомстве с учетом отдельных положений стандартов, утвержденных приказами Минфина России, но специально принятых стандартов, регулирующих именно требования к осуществлению ВФК, нет. Кроме того, необходимо отметить, что в настоящее время не все ГАБС в субъектах РФ и муниципальных образованиях приняли соответствующие акты, что также является проблемой, которая требует своего решения.
Статья: Сравнительный анализ положений нормативно-правовых и методических документов по организации внутреннего финансового аудита у органов исполнительной власти Москвы и утвержденных федеральных стандартов внутреннего финансового аудита
(Андреев С.А.)
("Финансовое право", 2021, N 7)Стоит отметить, что термин "предмет внутреннего финансового аудита" не имеет четкого законодательного закрепления, как это было ранее в нормативно-правовых и методических документах по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита органами исполнительной власти города Москвы. Согласно п. 3 Стандарта 196н объект аудита - бюджетные процедуры (или операции по выполнению бюджетных процедур), которые ранее осуществлялись в рамках внутреннего финансового контроля главными распорядителями (распорядителями) средств бюджета города Москвы, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета города Москвы, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета города Москвы (далее - главные администраторы (администраторы) бюджетных средств г. Москвы). При этом, согласно Письму Минфина России от 17 декабря 2019 г. N 02-02-05/98727 "Об осуществлении внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита" <10>, типовые (общие) перечни бюджетных процедур, так же как и типовые перечни бюджетных рисков, не установлены в федеральных стандартах внутреннего финансового аудита. При этом подходы к оценке бюджетных рисков установлены в Стандарте N 160н.
(Андреев С.А.)
("Финансовое право", 2021, N 7)Стоит отметить, что термин "предмет внутреннего финансового аудита" не имеет четкого законодательного закрепления, как это было ранее в нормативно-правовых и методических документах по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита органами исполнительной власти города Москвы. Согласно п. 3 Стандарта 196н объект аудита - бюджетные процедуры (или операции по выполнению бюджетных процедур), которые ранее осуществлялись в рамках внутреннего финансового контроля главными распорядителями (распорядителями) средств бюджета города Москвы, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета города Москвы, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета города Москвы (далее - главные администраторы (администраторы) бюджетных средств г. Москвы). При этом, согласно Письму Минфина России от 17 декабря 2019 г. N 02-02-05/98727 "Об осуществлении внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита" <10>, типовые (общие) перечни бюджетных процедур, так же как и типовые перечни бюджетных рисков, не установлены в федеральных стандартах внутреннего финансового аудита. При этом подходы к оценке бюджетных рисков установлены в Стандарте N 160н.
Статья: Публичный аудит сферы закупок в системе национального аудита
(Кикавец В.В.)
("Финансовое право", 2025, N 3)Внутренний финансовый аудит осуществляется в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, установленными Минфином России. Вместе с тем главные администраторы бюджетных средств, к которым относится Судебный департамент при Верховном Суде РФ, издают ведомственные акты, обеспечивающие осуществление внутреннего финансового аудита с соблюдением стандартов внутреннего финансового аудита. Указанное полностью соответствует принципу разделения властей.
(Кикавец В.В.)
("Финансовое право", 2025, N 3)Внутренний финансовый аудит осуществляется в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, установленными Минфином России. Вместе с тем главные администраторы бюджетных средств, к которым относится Судебный департамент при Верховном Суде РФ, издают ведомственные акты, обеспечивающие осуществление внутреннего финансового аудита с соблюдением стандартов внутреннего финансового аудита. Указанное полностью соответствует принципу разделения властей.
Статья: Внутренний бюджетный контроль и внутренний бюджетный аудит публичных расходов: соотношение и особенности правового регулирования
(Бочкарева Е.А.)
("Финансовое право", 2023, N 3)<15> См. п. 3 раздела II Федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита" (утв. Приказом Минфина России от 21 ноября 2019 г. N 196н) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 23.12.2022).
(Бочкарева Е.А.)
("Финансовое право", 2023, N 3)<15> См. п. 3 раздела II Федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита" (утв. Приказом Минфина России от 21 ноября 2019 г. N 196н) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 23.12.2022).
Готовое решение: Что нужно знать о внутреннем финансовом контроле, осуществляемом в рамках ведомства
(КонсультантПлюс, 2025)При проверке надежности внутреннего финансового контроля субъект ВФА может оценивать, в частности (п. 14 Федерального стандарта ВФА N 196н):
(КонсультантПлюс, 2025)При проверке надежности внутреннего финансового контроля субъект ВФА может оценивать, в частности (п. 14 Федерального стандарта ВФА N 196н):
Статья: Внесены поправки в стандарт ВФА "Подтверждение достоверности бюджетной отчетности"
(Мухин С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 2)- формируются предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента, в том числе предложения о мерах по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля.
(Мухин С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 2)- формируются предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента, в том числе предложения о мерах по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля.
Статья: Принципы организации и осуществления внутреннего финансового контроля государственных (муниципальных) учреждений
(Ендовицкий Д.А., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 9)Для внутреннего финансового контроля характерна недостаточность нормативно-правового регулирования. Так, принципы контрольной деятельности закреплены только в стандарте внутреннего финансового аудита, который реализуется отдельными участниками бюджетного процесса в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ, при этом после отмены в 2020 г. методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового контроля главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета внутренний финансовый контроль фактически регламентируется на локальном уровне.
(Ендовицкий Д.А., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 9)Для внутреннего финансового контроля характерна недостаточность нормативно-правового регулирования. Так, принципы контрольной деятельности закреплены только в стандарте внутреннего финансового аудита, который реализуется отдельными участниками бюджетного процесса в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ, при этом после отмены в 2020 г. методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового контроля главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета внутренний финансовый контроль фактически регламентируется на локальном уровне.
Вопрос: О проверках (контроле), осуществляемых в целях выявления и минимизации коррупционных рисков при принятии решений о предоставлении межбюджетных трансфертов, в том числе в рамках закупок.
(Письмо Минфина России от 19.08.2024 N 02-15-09/77566)Согласно пункту 2 статьи 160.2-1 Кодекса внутренний финансовый аудит осуществляется в том числе в целях оценки надежности внутреннего процесса главного распорядителя бюджетных средств, осуществляемого в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий (далее - внутренний финансовый контроль), и подготовки предложений об организации внутреннего финансового контроля.
(Письмо Минфина России от 19.08.2024 N 02-15-09/77566)Согласно пункту 2 статьи 160.2-1 Кодекса внутренний финансовый аудит осуществляется в том числе в целях оценки надежности внутреннего процесса главного распорядителя бюджетных средств, осуществляемого в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий (далее - внутренний финансовый контроль), и подготовки предложений об организации внутреннего финансового контроля.
"Цифровая экономика: актуальные направления правового регулирования: научно-практическое пособие"
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)Отмечается стремление законодателя к терминологической упорядоченности, введению сущностных разграничений и правовой идентификации в части "контроля", "надзора", "аудита" в финансовой сфере. Все реже находит использование категория "надзор" применительно к сфере публичных финансов. В законодательстве вводится разграничение "контроля" и "аудита" применительно к органам исполнительной власти, исполнительным органам местного самоуправления по целому ряду критериев (целевому назначению, субъектному и объектному составу, нормативно-правовой основе их осуществления и проч.). Внесены соответствующие изменения в положения ст. 160.2-1 БК РФ, определяющие правовые основы внутреннего финансового аудита, и в положения разд. IX БК РФ, регулирующие государственный (муниципальный) финансовый контроль, а также приняты федеральные стандарты внутреннего финансового аудита и федеральные стандарты внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Тем не менее оба вида деятельности, по замыслу законодателя, интегрируются, реализуются на единой фактологической основе, единой информационной базе, с использованием общей информационной системы. И внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль, и внутренний финансовый аудит осуществляются с использованием ГИИС "Электронный бюджет".
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)Отмечается стремление законодателя к терминологической упорядоченности, введению сущностных разграничений и правовой идентификации в части "контроля", "надзора", "аудита" в финансовой сфере. Все реже находит использование категория "надзор" применительно к сфере публичных финансов. В законодательстве вводится разграничение "контроля" и "аудита" применительно к органам исполнительной власти, исполнительным органам местного самоуправления по целому ряду критериев (целевому назначению, субъектному и объектному составу, нормативно-правовой основе их осуществления и проч.). Внесены соответствующие изменения в положения ст. 160.2-1 БК РФ, определяющие правовые основы внутреннего финансового аудита, и в положения разд. IX БК РФ, регулирующие государственный (муниципальный) финансовый контроль, а также приняты федеральные стандарты внутреннего финансового аудита и федеральные стандарты внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Тем не менее оба вида деятельности, по замыслу законодателя, интегрируются, реализуются на единой фактологической основе, единой информационной базе, с использованием общей информационной системы. И внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль, и внутренний финансовый аудит осуществляются с использованием ГИИС "Электронный бюджет".
Статья: Мониторинг в бюджетной сфере как инструмент обеспечения финансового суверенитета
(Петрова И.В.)
("Финансовое право", 2024, N 2)<13> См.: Приказ Минфина России от 21 ноября 2019 г. N 196н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита" // СПС "КонсультантПлюс".
(Петрова И.В.)
("Финансовое право", 2024, N 2)<13> См.: Приказ Минфина России от 21 ноября 2019 г. N 196н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита" // СПС "КонсультантПлюс".