Стандарты оказания онкологической помощи
Подборка наиболее важных документов по запросу Стандарты оказания онкологической помощи (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14.05.2024 N 88-9755/2024 (УИД 42RS0007-01-2022-001897-67)
Категория спора: Причинение морального вреда, защита чести, достоинства и деловой репутации.
Требования потерпевшего: О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истица ссылается на то, что в результате некачественного оказания медицинской помощи ответчиком умер ее супруг.
Решение: Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: 1) О возмещении расходов по уплате государственной пошлины - удовлетворено; 2) О возмещении расходов на проведение экспертизы - удовлетворено.При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что медицинская помощь Б. оказана ГБУЗ "Кузбасский клинический онкологический диспансер им. М.С. Раппопорта" ненадлежащим образом, с нарушением <данные изъяты>. Также ненадлежащим образом велась медицинская документация, что выражается в несоответствии записей в медицинских документах по вопросу стационарного и амбулаторного лечения пациента. Отсутствие прямой причинно-следственной связи между некачественным оказанием медицинской помощи Б. и его смертью, не свидетельствует об отсутствии оснований для взыскания в пользу Б.Н. компенсации морального вреда, поскольку совокупностью исследованных доказательств достоверно подтверждается наличие недостатков оказания медицинской помощи Б. ГБУЗ "Кузбасский клинический онкологический диспансер им. М.С. Раппопорта", выразившихся в несвоевременном выполнении и ненадлежащем выполнении необходимых диагностических и лечебных мероприятий, оперативных вмешательств с учетом стандартов медицинской помощи.
Категория спора: Причинение морального вреда, защита чести, достоинства и деловой репутации.
Требования потерпевшего: О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истица ссылается на то, что в результате некачественного оказания медицинской помощи ответчиком умер ее супруг.
Решение: Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: 1) О возмещении расходов по уплате государственной пошлины - удовлетворено; 2) О возмещении расходов на проведение экспертизы - удовлетворено.При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что медицинская помощь Б. оказана ГБУЗ "Кузбасский клинический онкологический диспансер им. М.С. Раппопорта" ненадлежащим образом, с нарушением <данные изъяты>. Также ненадлежащим образом велась медицинская документация, что выражается в несоответствии записей в медицинских документах по вопросу стационарного и амбулаторного лечения пациента. Отсутствие прямой причинно-следственной связи между некачественным оказанием медицинской помощи Б. и его смертью, не свидетельствует об отсутствии оснований для взыскания в пользу Б.Н. компенсации морального вреда, поскольку совокупностью исследованных доказательств достоверно подтверждается наличие недостатков оказания медицинской помощи Б. ГБУЗ "Кузбасский клинический онкологический диспансер им. М.С. Раппопорта", выразившихся в несвоевременном выполнении и ненадлежащем выполнении необходимых диагностических и лечебных мероприятий, оперативных вмешательств с учетом стандартов медицинской помощи.
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 07.11.2023 по делу N 88-19439/2023 (УИД 59RS0004-01-2021-007468-47)
Категория спора: Причинение вреда органами власти.
Требования потерпевшего: О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что отбывает наказание в виде лишения свободы в исправительной колонии. В связи с ухудшением состояния здоровья неоднократно обращался в медчасть исправительной колонии, где не получал необходимую медицинскую помощь. Длительное непринятие мер по своевременному медицинскому освидетельствованию, ошибка в постановке диагноза и проведение хирургической операции, которая не была показана по медицинским критериям, привели к необратимым последствиям, установлению инвалидности 2 группы.
Решение: Удовлетворено в части.В соответствии с заключением экспертов от 27 июня 2022 года обследование П. проведено в полном соответствии с клиническими рекомендациями, противотуберкулезная терапия проводилась в рамках существующих протоколов. Хирургическое вмешательство (<данные изъяты> Оперативное диагностическое вмешательство откладывалось по техническим причинам, о чем имеется запись в истории болезни, в рассматриваемом случае любой другой диагностический метод (мультиспиральная компьютерная томография, ультразвуковое исследование фибробронхоскопия) являются лишь вспомогательными и не могут являться бесспорным доказательством диагноза. Назначенное врачебным консилиумом ГБУЗ Пермского края "Пермский краевой онкологический диспансер" лечение (полихимиотерапия) полностью соответствует клиническим рекомендациям стандартам лечения. Отказ от назначенного лечения (подписанный 29 июня 2021 года) является крайне неблагоприятным прогностическим фактором, так как неизбежно приведет к прогрессированию и генерализации процесса. Фактов отказа П. в оказании медицинской помощи при анализе медицинской документации не выявлено.
Категория спора: Причинение вреда органами власти.
Требования потерпевшего: О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что отбывает наказание в виде лишения свободы в исправительной колонии. В связи с ухудшением состояния здоровья неоднократно обращался в медчасть исправительной колонии, где не получал необходимую медицинскую помощь. Длительное непринятие мер по своевременному медицинскому освидетельствованию, ошибка в постановке диагноза и проведение хирургической операции, которая не была показана по медицинским критериям, привели к необратимым последствиям, установлению инвалидности 2 группы.
Решение: Удовлетворено в части.В соответствии с заключением экспертов от 27 июня 2022 года обследование П. проведено в полном соответствии с клиническими рекомендациями, противотуберкулезная терапия проводилась в рамках существующих протоколов. Хирургическое вмешательство (<данные изъяты> Оперативное диагностическое вмешательство откладывалось по техническим причинам, о чем имеется запись в истории болезни, в рассматриваемом случае любой другой диагностический метод (мультиспиральная компьютерная томография, ультразвуковое исследование фибробронхоскопия) являются лишь вспомогательными и не могут являться бесспорным доказательством диагноза. Назначенное врачебным консилиумом ГБУЗ Пермского края "Пермский краевой онкологический диспансер" лечение (полихимиотерапия) полностью соответствует клиническим рекомендациям стандартам лечения. Отказ от назначенного лечения (подписанный 29 июня 2021 года) является крайне неблагоприятным прогностическим фактором, так как неизбежно приведет к прогрессированию и генерализации процесса. Фактов отказа П. в оказании медицинской помощи при анализе медицинской документации не выявлено.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по кадровым вопросам. Образцы должностных инструкцийДолжностная инструкция врача-онколога (оказание медицинской помощи по профилю "онкология" в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара) (с учетом профессионального стандарта) >>>
Статья: Международно-правовые стандарты лечения онкологических заболеваний детей и молодежи
(Смирных С.Е.)
("Медицинское право", 2021, N 5)Во многих странах стандарты лечения онкологических заболеваний, иногда еще только разрабатываемые, были приняты как со стороны административных органов, управляющих и финансирующих систему здравоохранения, так и со стороны учреждений, ответственных за оказание медицинской помощи. Соответствие этим стандартам лечения онкологии детей и молодежи становится требованием для получения финансовых ресурсов и облегчает управление изменениями для улучшения качества услуг.
(Смирных С.Е.)
("Медицинское право", 2021, N 5)Во многих странах стандарты лечения онкологических заболеваний, иногда еще только разрабатываемые, были приняты как со стороны административных органов, управляющих и финансирующих систему здравоохранения, так и со стороны учреждений, ответственных за оказание медицинской помощи. Соответствие этим стандартам лечения онкологии детей и молодежи становится требованием для получения финансовых ресурсов и облегчает управление изменениями для улучшения качества услуг.
Нормативные акты
Приказ Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н
(ред. от 09.04.2018)
"Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2010 N 18247)Должностные обязанности. Выполняет перечень работ и услуг для диагностики заболевания, оценки состояния больного и клинической ситуации в соответствии со стандартом медицинской помощи. Выполняет перечень работ и услуг для лечения заболевания, состояния, клинической ситуации в соответствии со стандартом медицинской помощи. Обосновывает клинический диагноз, интерпретируя данные специальных методов исследования (лабораторных, рентгенологических, радиоизотопных). Обосновывает план и тактику лечения больных в соответствии с существующими стандартами оказания онкологической помощи населению Российской Федерации. При необходимости обосновывает показания к госпитализации, организует ее в соответствии с состоянием больного. Определяет показания и противопоказания к операции, химиотерапии, лучевому и медикаментозному лечению; проводит необходимые реабилитационные мероприятия; осуществляет диспансерное наблюдение после проведенного противоопухолевого лечения. Участвует в проведении паллиативной помощи инкурабельным онкологическим больным. Определяет комплекс мер для достижения лучшего качества жизни больных. При необходимости направляет пациентов в отделение паллиативной помощи, хосписы, отделения сестринского ухода и пр. Оформляет необходимую медицинскую документацию, предусмотренную законодательством в сфере здравоохранения. Проводит диспансеризацию населения и санитарно-просветительную работу среди населения. Оказывает необходимую помощь при неотложных состояниях. В установленном порядке повышает профессиональную квалификацию.
(ред. от 09.04.2018)
"Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2010 N 18247)Должностные обязанности. Выполняет перечень работ и услуг для диагностики заболевания, оценки состояния больного и клинической ситуации в соответствии со стандартом медицинской помощи. Выполняет перечень работ и услуг для лечения заболевания, состояния, клинической ситуации в соответствии со стандартом медицинской помощи. Обосновывает клинический диагноз, интерпретируя данные специальных методов исследования (лабораторных, рентгенологических, радиоизотопных). Обосновывает план и тактику лечения больных в соответствии с существующими стандартами оказания онкологической помощи населению Российской Федерации. При необходимости обосновывает показания к госпитализации, организует ее в соответствии с состоянием больного. Определяет показания и противопоказания к операции, химиотерапии, лучевому и медикаментозному лечению; проводит необходимые реабилитационные мероприятия; осуществляет диспансерное наблюдение после проведенного противоопухолевого лечения. Участвует в проведении паллиативной помощи инкурабельным онкологическим больным. Определяет комплекс мер для достижения лучшего качества жизни больных. При необходимости направляет пациентов в отделение паллиативной помощи, хосписы, отделения сестринского ухода и пр. Оформляет необходимую медицинскую документацию, предусмотренную законодательством в сфере здравоохранения. Проводит диспансеризацию населения и санитарно-просветительную работу среди населения. Оказывает необходимую помощь при неотложных состояниях. В установленном порядке повышает профессиональную квалификацию.
Приказ Росздравнадзора от 21.11.2024 N 6598
"Об утверждении программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности в 2025 году"- в дневных стационарах онкологического диспансера и медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь больным с онкологическими заболеваниями, выявлены нарушения стандарта оснащения.
"Об утверждении программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности в 2025 году"- в дневных стационарах онкологического диспансера и медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь больным с онкологическими заболеваниями, выявлены нарушения стандарта оснащения.
Статья: Риск-ориентированная модель в системе ОМС: проблема применения лекарственных средств "вне инструкции"
(Старченко А.А.)
("Медицинское право", 2021, N 5)В 4 номере журнала "Медицинское право" за 2021 г. опубликована статья Ю.Д. Сергеева и соавторов "Медико-юридические аспекты назначения лекарственных препаратов вне инструкции по медицинскому применению (off-label)", содержащая предложения по последовательности действий лечащего врача (в ситуации крайней необходимости. - Прим. ред.) при применении и назначении лекарственного препарата (ЛП) вне инструкции: 1) оформление добровольного информированного согласия на введение вне инструкции; 2) информирование об отсутствии специфических средств лечения; 2) созыв консилиума; 4) решение врачебной комиссии <1>. Однако при всей внешней привлекательности данного алгоритма перенесения индивидуальной ответственности лечащего врача на коллективный уровень, в каждом отдельном случае такой алгоритм может при определенных ситуациях привести врача к действиям, впоследствии признаваемым правоохранительными органами правонарушением. При этом важно знать, что в системе ОМС исполнение данного алгоритма может вести к признанию качества медицинской помощи ненадлежащим и применению соответствующих финансовых санкций. 30 апреля 2021 г. Комитет по охране здоровья Госдумы поддержал законопроект, позволяющий детским онкоцентрам закупать за счет средств ОМС лекарственные препараты, назначаемые "вне инструкции" (off-label), включая не зарегистрированные в России, и применять их у онкологических и гематологических пациентов-детей, рекомендовал его к принятию в первом чтении в июне 2021 г. Указанный законопроект вносит изменения в Закон Российской Федерации (далее - РФ) N 323-ФЗ, разрешающие закупку онкопрепаратов из средств ОМС и их применение "в соответствии с клиническими рекомендациями при оказании медицинской помощи детям с онкологическими и гематологическими заболеваниями", в том числе при оказании высокотехнологичной медпомощи. В интересах пациента по решению врачебной комиссии допускается применение препаратов, не зарегистрированных на территории России и не входящих в соответствующие клинические рекомендации и стандарты. "Законопроект устраняет неопределенность в оформлении оплаты данных препаратов через ОМС и при оказании высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС", - сказано в пояснительной записке к документу. Перед началом применения лечащий врач должен будет проинформировать законного представителя пациента об ожидаемой эффективности предлагаемой терапии, степени риска и возможных побочных действиях. Важно, что в соответствии с поправками пациенты также смогут продолжать лечение в детских онкоцентрах после достижения совершеннолетия.
(Старченко А.А.)
("Медицинское право", 2021, N 5)В 4 номере журнала "Медицинское право" за 2021 г. опубликована статья Ю.Д. Сергеева и соавторов "Медико-юридические аспекты назначения лекарственных препаратов вне инструкции по медицинскому применению (off-label)", содержащая предложения по последовательности действий лечащего врача (в ситуации крайней необходимости. - Прим. ред.) при применении и назначении лекарственного препарата (ЛП) вне инструкции: 1) оформление добровольного информированного согласия на введение вне инструкции; 2) информирование об отсутствии специфических средств лечения; 2) созыв консилиума; 4) решение врачебной комиссии <1>. Однако при всей внешней привлекательности данного алгоритма перенесения индивидуальной ответственности лечащего врача на коллективный уровень, в каждом отдельном случае такой алгоритм может при определенных ситуациях привести врача к действиям, впоследствии признаваемым правоохранительными органами правонарушением. При этом важно знать, что в системе ОМС исполнение данного алгоритма может вести к признанию качества медицинской помощи ненадлежащим и применению соответствующих финансовых санкций. 30 апреля 2021 г. Комитет по охране здоровья Госдумы поддержал законопроект, позволяющий детским онкоцентрам закупать за счет средств ОМС лекарственные препараты, назначаемые "вне инструкции" (off-label), включая не зарегистрированные в России, и применять их у онкологических и гематологических пациентов-детей, рекомендовал его к принятию в первом чтении в июне 2021 г. Указанный законопроект вносит изменения в Закон Российской Федерации (далее - РФ) N 323-ФЗ, разрешающие закупку онкопрепаратов из средств ОМС и их применение "в соответствии с клиническими рекомендациями при оказании медицинской помощи детям с онкологическими и гематологическими заболеваниями", в том числе при оказании высокотехнологичной медпомощи. В интересах пациента по решению врачебной комиссии допускается применение препаратов, не зарегистрированных на территории России и не входящих в соответствующие клинические рекомендации и стандарты. "Законопроект устраняет неопределенность в оформлении оплаты данных препаратов через ОМС и при оказании высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС", - сказано в пояснительной записке к документу. Перед началом применения лечащий врач должен будет проинформировать законного представителя пациента об ожидаемой эффективности предлагаемой терапии, степени риска и возможных побочных действиях. Важно, что в соответствии с поправками пациенты также смогут продолжать лечение в детских онкоцентрах после достижения совершеннолетия.
Статья: Актуальные вопросы применения законодательства об обязательном медицинском страховании
(Корабухина Л.И.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)Назначая тот или иной химиотерапевтический препарат, лечащий врач руководствуется Клиническими рекомендациями, утвержденными Минздравом России, Стандартами действия, Практическими рекомендациями Российского общества клинической онкологии (RUSSCO) и учитывает инструкцию по применению лекарственного препарата, возраст пациента, пол пациента, тяжесть заболевания, наличие осложнений основного заболевания (состояния) и сопутствующих заболеваний, принимает во внимание множество факторов, а не только инструкцию по применению лекарственного препарата.
(Корабухина Л.И.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)Назначая тот или иной химиотерапевтический препарат, лечащий врач руководствуется Клиническими рекомендациями, утвержденными Минздравом России, Стандартами действия, Практическими рекомендациями Российского общества клинической онкологии (RUSSCO) и учитывает инструкцию по применению лекарственного препарата, возраст пациента, пол пациента, тяжесть заболевания, наличие осложнений основного заболевания (состояния) и сопутствующих заболеваний, принимает во внимание множество факторов, а не только инструкцию по применению лекарственного препарата.
Статья: Проблемные аспекты правовой регламентации деятельности медицинских организаций при применении порядков оказания медицинской помощи в пластической и реконструктивной хирургии
(Бисюк Ю.В., Вериковский В.А., Черникова П.М., Черникова Г.Н.)
("Медицинское право", 2021, N 6)<17> Приказ Минздрава России от 15 ноября 2012 г. N 915н (ред. от 05.02.2019) "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "онкология" // СПС "КонсультантПлюс".
(Бисюк Ю.В., Вериковский В.А., Черникова П.М., Черникова Г.Н.)
("Медицинское право", 2021, N 6)<17> Приказ Минздрава России от 15 ноября 2012 г. N 915н (ред. от 05.02.2019) "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "онкология" // СПС "КонсультантПлюс".
Вопрос: Установлен ли порядок оказания медицинской помощи по профилю "радиология"?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Стандарт оснащения отделения радиологии содержится в Приложении N 13 к Порядку оказания медицинской помощи при онкологических заболеваниях.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Стандарт оснащения отделения радиологии содержится в Приложении N 13 к Порядку оказания медицинской помощи при онкологических заболеваниях.
Ситуация: Каков порядок получения гражданином РФ бесплатной медицинской помощи при онкологии?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу лечение онкологического заболевания осуществляется в соответствии с клиническими рекомендациями и с учетом стандартов медпомощи по соответствующему профилю заболевания (п. п. 3, 4 ч. 1 ст. 37 Закона N 323-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу лечение онкологического заболевания осуществляется в соответствии с клиническими рекомендациями и с учетом стандартов медпомощи по соответствующему профилю заболевания (п. п. 3, 4 ч. 1 ст. 37 Закона N 323-ФЗ).