Стандарты финансового контроля
Подборка наиболее важных документов по запросу Стандарты финансового контроля (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Предписание Счетной палаты РФ (контрольно-счетного органа)
(КонсультантПлюс, 2025)Постановлением Председателя Контрольно-счетной палаты... утвержден Стандарт внешнего муниципального финансового контроля... согласно которому непосредственное руководство контрольным мероприятием и координацию деятельности его участников на объектах осуществляет руководитель контрольного мероприятия.
(КонсультантПлюс, 2025)Постановлением Председателя Контрольно-счетной палаты... утвержден Стандарт внешнего муниципального финансового контроля... согласно которому непосредственное руководство контрольным мероприятием и координацию деятельности его участников на объектах осуществляет руководитель контрольного мероприятия.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Предписания контрольно-счетного органа
(КонсультантПлюс, 2025)Постановлением Председателя Контрольно-счетной палаты... утвержден Стандарт внешнего муниципального финансового контроля... согласно которому непосредственное руководство контрольным мероприятием и координацию деятельности его участников на объектах осуществляет руководитель контрольного мероприятия.
(КонсультантПлюс, 2025)Постановлением Председателя Контрольно-счетной палаты... утвержден Стандарт внешнего муниципального финансового контроля... согласно которому непосредственное руководство контрольным мероприятием и координацию деятельности его участников на объектах осуществляет руководитель контрольного мероприятия.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Развитие системы внутреннего контроля в центрах бюджетного (бухгалтерского) учета
(Тюрина О.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 6)Ю.А. Кутырев подчеркивает, что "появилась необходимость в стандартизации и во внедрении федеральных стандартов внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации, что позволит создать синергетический эффект в системе контроля в сфере бюджетных отношений" [12, с. 2].
(Тюрина О.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 6)Ю.А. Кутырев подчеркивает, что "появилась необходимость в стандартизации и во внедрении федеральных стандартов внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации, что позволит создать синергетический эффект в системе контроля в сфере бюджетных отношений" [12, с. 2].
Статья: Ответственность в сфере формирования и расходования средств резервных фондов субъектов Российской Федерации
(Керимов А.Х.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)Второй вариант (отсылка к документу Счетной палаты РФ) использован, например, в Красноярском крае. Стандарт внешнего государственного финансового контроля СФК 1 "Общие правила проведения контрольного мероприятия" Счетной палаты Красноярского края <27> содержит прямое указание, что формулировка нарушения осуществляется "с учетом классификации нарушений, приведенной в классификаторе нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), применяемом в соответствии с Приказом Счетной палаты РФ от 15.02.2022 N 9 "О введении в действие классификатора нарушений" <28>.
(Керимов А.Х.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)Второй вариант (отсылка к документу Счетной палаты РФ) использован, например, в Красноярском крае. Стандарт внешнего государственного финансового контроля СФК 1 "Общие правила проведения контрольного мероприятия" Счетной палаты Красноярского края <27> содержит прямое указание, что формулировка нарушения осуществляется "с учетом классификации нарушений, приведенной в классификаторе нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), применяемом в соответствии с Приказом Счетной палаты РФ от 15.02.2022 N 9 "О введении в действие классификатора нарушений" <28>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О национальной платежной системе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)5. В целях применения настоящей статьи контроль определяется в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, признанными на территории Российской Федерации. Если контроль в отношении оператора платежной системы, операторов услуг платежной инфраструктуры со стороны юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть определен в соответствии с указанными Международными стандартами финансовой отчетности, контроль признается установленным в случае, если такие юридические лица имеют право прямо или косвенно распоряжаться (в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора простого товарищества, договора поручения или в результате других сделок либо по иным основаниям) более чем 50 процентами от общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал оператора платежной системы, операторов услуг платежной инфраструктуры.
(ред. от 23.05.2025)
"О национальной платежной системе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)5. В целях применения настоящей статьи контроль определяется в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, признанными на территории Российской Федерации. Если контроль в отношении оператора платежной системы, операторов услуг платежной инфраструктуры со стороны юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть определен в соответствии с указанными Международными стандартами финансовой отчетности, контроль признается установленным в случае, если такие юридические лица имеют право прямо или косвенно распоряжаться (в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора простого товарищества, договора поручения или в результате других сделок либо по иным основаниям) более чем 50 процентами от общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал оператора платежной системы, операторов услуг платежной инфраструктуры.
Статья: Принципы организации и осуществления внутреннего финансового контроля государственных (муниципальных) учреждений
(Ендовицкий Д.А., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 9)<4> Постановление Правительства РФ от 06.02.2020 N 95 "Об утверждении Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Принципы контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля". URL: https://www.consultant.ru.
(Ендовицкий Д.А., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 9)<4> Постановление Правительства РФ от 06.02.2020 N 95 "Об утверждении Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Принципы контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля". URL: https://www.consultant.ru.
Статья: Определение этапов внешнего и внутреннего финансового контроля
(Ендовицкий Д.А., Сердюк В.Н., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 1)<2> Об утверждении Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Планирование проверок, ревизий и обследований": Постановление Правительства РФ от 27.02.2020 N 208 (ред. от 02.03.2023). URL: https://www.consultant.ru.
(Ендовицкий Д.А., Сердюк В.Н., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 1)<2> Об утверждении Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Планирование проверок, ревизий и обследований": Постановление Правительства РФ от 27.02.2020 N 208 (ред. от 02.03.2023). URL: https://www.consultant.ru.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)<468> Подробнее о раскрытии значения указанных принципов см.: проект постановления Правительства РФ "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Основные принципы осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля" и Постановление Правительства РФ от 06.02.2020 N 95 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Принципы контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля".
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)<468> Подробнее о раскрытии значения указанных принципов см.: проект постановления Правительства РФ "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Основные принципы осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля" и Постановление Правительства РФ от 06.02.2020 N 95 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Принципы контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля".
Статья: К вопросу об аудите в рамках контрактной системы: особенности реализации положений Закона N 44-ФЗ
(Карпова Л.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 2)Так, с 1 января 2021 г. на территории Тульской области введен в действие Стандарт внешнего государственного финансового аудита (контроля) СФК 21 "Проведение аудита в сфере закупок" (далее - СФК 21) наряду с действующим с середины 2019 г. Стандартом внешнего государственного финансового контроля СФК 26 "Проведение аудита эффективности использования бюджетных средств" <11>.
(Карпова Л.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 2)Так, с 1 января 2021 г. на территории Тульской области введен в действие Стандарт внешнего государственного финансового аудита (контроля) СФК 21 "Проведение аудита в сфере закупок" (далее - СФК 21) наряду с действующим с середины 2019 г. Стандартом внешнего государственного финансового контроля СФК 26 "Проведение аудита эффективности использования бюджетных средств" <11>.
Статья: Направления развития партнерских взаимоотношений при внедрении новых методов внутреннего государственного финансового контроля
(Царева Л.М.)
("Местное право", 2024, N 4)Взаимодействие может быть определено как формализованное и неформализованное. В узком смысле формализованное взаимодействие выражается в обязанности исполнения норм законодательства в части реализации прав и обязанностей, определенных в нормативных правовых актах, кодексах, законах, методических документах контрольных органов (стандартах органов внутреннего ГФК), иных правовых и ведомственных актах. Примером формализованного взаимодействия для внутреннего ГФК является контрольная функция анализа внутреннего финансового аудита. При этом в более широком смысле во всей контрольной среде финансовой сферы внимание при планировании и проведении контроля и государственного аудита уделяется оценке внутреннего контроля. Порядок и Правила оценки внутреннего контроля закреплены в международных стандартах аудита, а также в стандартах внешнего государственного финансового контроля. На уровне федеральных стандартов внутреннего ГФК такая обязанность не регламентирована законодательно и только предусматривается возможность проведения такой оценки во внутренних документах в части планирования деятельности. При этом даже такая возможность как бы предусмотрена "по умолчанию" как возможность включать в ведомственные документы оценку рисков. Хотелось бы уточнить, что с введением новых методов внутреннего ГФК с 2025 г. федеральные стандарты тоже будут отредактированы в части вводимых изменений. Однако уже в настоящий момент могут быть предложены рекомендации по внесению изменений в стандарты в части регулирования и расширения прав и обязанностей [4]. Особое внимание предлагаем уделить правам и обязанностям по предоставлению информации и доступов к информационным ресурсам, а также к порядку проведения оценки и самооценки системы внутреннего контроля. По нашему мнению, в системе ведомственных документов в органах внутреннего ГФК целесообразно разрабатывать и утверждать методические документы по описанию процедур оценки внутреннего контроля, по описанию и расшифровке инструментария осуществления внутреннего ГФК. При этом следует изучать и применять на практике опыт ранее разработанных стандартов, в том числе международных стандартов аудита.
(Царева Л.М.)
("Местное право", 2024, N 4)Взаимодействие может быть определено как формализованное и неформализованное. В узком смысле формализованное взаимодействие выражается в обязанности исполнения норм законодательства в части реализации прав и обязанностей, определенных в нормативных правовых актах, кодексах, законах, методических документах контрольных органов (стандартах органов внутреннего ГФК), иных правовых и ведомственных актах. Примером формализованного взаимодействия для внутреннего ГФК является контрольная функция анализа внутреннего финансового аудита. При этом в более широком смысле во всей контрольной среде финансовой сферы внимание при планировании и проведении контроля и государственного аудита уделяется оценке внутреннего контроля. Порядок и Правила оценки внутреннего контроля закреплены в международных стандартах аудита, а также в стандартах внешнего государственного финансового контроля. На уровне федеральных стандартов внутреннего ГФК такая обязанность не регламентирована законодательно и только предусматривается возможность проведения такой оценки во внутренних документах в части планирования деятельности. При этом даже такая возможность как бы предусмотрена "по умолчанию" как возможность включать в ведомственные документы оценку рисков. Хотелось бы уточнить, что с введением новых методов внутреннего ГФК с 2025 г. федеральные стандарты тоже будут отредактированы в части вводимых изменений. Однако уже в настоящий момент могут быть предложены рекомендации по внесению изменений в стандарты в части регулирования и расширения прав и обязанностей [4]. Особое внимание предлагаем уделить правам и обязанностям по предоставлению информации и доступов к информационным ресурсам, а также к порядку проведения оценки и самооценки системы внутреннего контроля. По нашему мнению, в системе ведомственных документов в органах внутреннего ГФК целесообразно разрабатывать и утверждать методические документы по описанию процедур оценки внутреннего контроля, по описанию и расшифровке инструментария осуществления внутреннего ГФК. При этом следует изучать и применять на практике опыт ранее разработанных стандартов, в том числе международных стандартов аудита.
Статья: Публичный аудит сферы закупок в системе национального аудита
(Кикавец В.В.)
("Финансовое право", 2025, N 3)Нормой ч. 1 ст. 269.2 БК РФ в полномочия органов бюджетного аудита входят полномочия по контролю в сфере закупок, предусмотренные законодательством о публичных закупках. Кроме того, в настоящее время Правительством РФ утвержден ряд федеральных стандартов внутреннего государственного финансового контроля, применяющихся в том числе в сфере публичных закупок <19>. Например, разработан и принят федеральный стандарт, определяющий права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного финансового контроля, а также объектов внутреннего государственного финансового контроля и их должностных лиц <20>.
(Кикавец В.В.)
("Финансовое право", 2025, N 3)Нормой ч. 1 ст. 269.2 БК РФ в полномочия органов бюджетного аудита входят полномочия по контролю в сфере закупок, предусмотренные законодательством о публичных закупках. Кроме того, в настоящее время Правительством РФ утвержден ряд федеральных стандартов внутреннего государственного финансового контроля, применяющихся в том числе в сфере публичных закупок <19>. Например, разработан и принят федеральный стандарт, определяющий права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного финансового контроля, а также объектов внутреннего государственного финансового контроля и их должностных лиц <20>.
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)<1> См., например, Постановление Правительства РФ от 17 августа 2020 г. N 1235 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов".
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)<1> См., например, Постановление Правительства РФ от 17 августа 2020 г. N 1235 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов".