Стандарты бухучета для госучреждений
Подборка наиболее важных документов по запросу Стандарты бухучета для госучреждений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в государственном секторе России
(Черткова А.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 9)Исследователь Н.А. Горлова [2] также выделяет международные договоры и соглашения, общепризнанные принципы и нормы международного права в системе правового регулирования бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях. Автором отмечена важная идея, заключающаяся в том, что МСФООС и федеральные стандарты бухгалтерского учета для учреждений государственного сектора должны находиться на второй ступени нормативного регулирования учета. Таким образом, ученый определяет место МСФООС в системе нормативного регулирования учета и отчетности. При этом с нашей точки зрения, если федеральные стандарты, утвержденные уполномоченным органом, действительно являются регулятором в области ведения учета и формирования отчетности, то отражение на данном уровне международных стандартов не совсем целесообразно. Они выступают основой для разработки национальных стандартов, но не имеют юридической значимости на территории России. Исходя из этого можно предположить необходимость их отражения на отдельном, обособленном уровне.
(Черткова А.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 9)Исследователь Н.А. Горлова [2] также выделяет международные договоры и соглашения, общепризнанные принципы и нормы международного права в системе правового регулирования бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях. Автором отмечена важная идея, заключающаяся в том, что МСФООС и федеральные стандарты бухгалтерского учета для учреждений государственного сектора должны находиться на второй ступени нормативного регулирования учета. Таким образом, ученый определяет место МСФООС в системе нормативного регулирования учета и отчетности. При этом с нашей точки зрения, если федеральные стандарты, утвержденные уполномоченным органом, действительно являются регулятором в области ведения учета и формирования отчетности, то отражение на данном уровне международных стандартов не совсем целесообразно. Они выступают основой для разработки национальных стандартов, но не имеют юридической значимости на территории России. Исходя из этого можно предположить необходимость их отражения на отдельном, обособленном уровне.
Статья: ФСБУ 5/2019 "Запасы": анализ концептуальных изменений
(Городилов М.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2020, N 8; "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 13; "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 16)Продолжается начавшееся в 2015 г. реформирование бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности, связанное с переходом на федеральные стандарты для организаций государственного сектора (ФСГС), в рамках которого с 1 января 2020 г. при ведении бюджетного и бухгалтерского учета государственными (муниципальными) учреждениями применяется Стандарт "Запасы" <9>. Методические рекомендации по применению нового Стандарта в государственном (муниципальном) секторе раскрываются в работах ряда ученых: И.А. Варпаевой [4], Э.С. Дружиловской [5, 6], Т.И. Кришталевой и А.А. Платовой [7], Т.С. Масловой [8], Т.С. Масловой и С.А. Кемаевой [9], С. Мухина [10], М. Никитенко [11], А. Репина [12], Л. Семиной [13], Г. Селищевой [14], Т. Сильвестровой [15].
(Городилов М.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2020, N 8; "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 13; "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 16)Продолжается начавшееся в 2015 г. реформирование бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности, связанное с переходом на федеральные стандарты для организаций государственного сектора (ФСГС), в рамках которого с 1 января 2020 г. при ведении бюджетного и бухгалтерского учета государственными (муниципальными) учреждениями применяется Стандарт "Запасы" <9>. Методические рекомендации по применению нового Стандарта в государственном (муниципальном) секторе раскрываются в работах ряда ученых: И.А. Варпаевой [4], Э.С. Дружиловской [5, 6], Т.И. Кришталевой и А.А. Платовой [7], Т.С. Масловой [8], Т.С. Масловой и С.А. Кемаевой [9], С. Мухина [10], М. Никитенко [11], А. Репина [12], Л. Семиной [13], Г. Селищевой [14], Т. Сильвестровой [15].
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 23.12.2010 N 183н
(ред. от 05.05.2023)
"Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2011 N 19713)2. Автономные учреждения осуществляют ведение бухгалтерского учета отдельных активов, обязательств, результатов финансовой деятельности учреждений, а также хозяйственных операций их изменяющих (далее - хозяйственные операции), с учетом правил и способов организации и ведения учета, в том числе признания, оценки, группировки объектов учета исходя из экономического содержания хозяйственных операций, установленных федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора" <1> и Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственных внебюджетных фондов, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н <2> (далее - Инструкция по применению Единого плана счетов) и настоящей Инструкцией.
(ред. от 05.05.2023)
"Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2011 N 19713)2. Автономные учреждения осуществляют ведение бухгалтерского учета отдельных активов, обязательств, результатов финансовой деятельности учреждений, а также хозяйственных операций их изменяющих (далее - хозяйственные операции), с учетом правил и способов организации и ведения учета, в том числе признания, оценки, группировки объектов учета исходя из экономического содержания хозяйственных операций, установленных федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора" <1> и Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственных внебюджетных фондов, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н <2> (далее - Инструкция по применению Единого плана счетов) и настоящей Инструкцией.
Статья: Государственный финансовый контроль в Республике Индия
(Шохин С.О.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 4)Один из дополнительных заместителей является председателем консультативного совета по стандартам бухгалтерского учета.
(Шохин С.О.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 4)Один из дополнительных заместителей является председателем консультативного совета по стандартам бухгалтерского учета.
Вопрос: О применении и оформлении Акта по форме 0510452 при приемке товаров, работ, услуг по договорам (контрактам) и сроке оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги по ним.
(Письмо Минфина России от 18.04.2024 N 02-07-08/36560)Методические указания применяются одновременно с применением положений нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета, в том числе с положениями федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 256н (далее - СГС "Концептуальные основы").
(Письмо Минфина России от 18.04.2024 N 02-07-08/36560)Методические указания применяются одновременно с применением положений нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета, в том числе с положениями федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 256н (далее - СГС "Концептуальные основы").
Вопрос: Об оформлении приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги при исполнении контракта в сфере закупок.
(Письмо Минфина России от 17.07.2024 N 02-07-11/66732)Применение унифицированной формы первичного учетного документа Акта приемки (ф. 0510452) согласно Приказу N 61н обязательно государственными (муниципальными) учреждениями (казенными, бюджетными и автономными) с 1 января 2024 года.
(Письмо Минфина России от 17.07.2024 N 02-07-11/66732)Применение унифицированной формы первичного учетного документа Акта приемки (ф. 0510452) согласно Приказу N 61н обязательно государственными (муниципальными) учреждениями (казенными, бюджетными и автономными) с 1 января 2024 года.
Вопрос: О применении Акта приемки товаров, работ, услуг (ф. 0510452) и участии представителя поставщика (подрядчика, исполнителя) в приемке товаров, работ, услуг.
(Письмо Минфина России от 31.10.2024 N 02-07-11/106817)Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению" (далее - Методические указания, Приказ N 61н) утверждены унифицированные формы электронных первичных учетных документов, которые обязательны к применению государственными (муниципальными) учреждениями при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений.
(Письмо Минфина России от 31.10.2024 N 02-07-11/106817)Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению" (далее - Методические указания, Приказ N 61н) утверждены унифицированные формы электронных первичных учетных документов, которые обязательны к применению государственными (муниципальными) учреждениями при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений.
Вопрос: О начислении амортизации при передаче имущества муниципальной казны в аренду организации в целях бюджетного (бухгалтерского) учета.
(Письмо Минфина России от 20.03.2025 N 02-06-09/27761)Единые требования к бюджетному учету активов, классифицируемых нефинансовыми активами имущества казны, установлены положениями федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Государственная (муниципальная) казна", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2021 N 84н (далее - Стандарт). Положения Стандарта применяются одновременно с применением положений федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 256н, других федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов, единой методологией бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленной в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
(Письмо Минфина России от 20.03.2025 N 02-06-09/27761)Единые требования к бюджетному учету активов, классифицируемых нефинансовыми активами имущества казны, установлены положениями федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Государственная (муниципальная) казна", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2021 N 84н (далее - Стандарт). Положения Стандарта применяются одновременно с применением положений федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 256н, других федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов, единой методологией бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленной в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Статья: Анализ проблем, связанных с адаптацией отечественной системы учета нефинансовых активов в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности общественного сектора
(Сахапов Б.Р.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, NN 4, 5)Источник: авторская разработка по ФСБУ ГФ "Нематериальные активы" (Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Нематериальные активы": Приказ Минфина России от 15.11.2019 N 181н. URL: https://base.garant.ru/73153968) и Единому плану счетов (Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н. URL: https://base.garant.ru/12180849/).
(Сахапов Б.Р.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, NN 4, 5)Источник: авторская разработка по ФСБУ ГФ "Нематериальные активы" (Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Нематериальные активы": Приказ Минфина России от 15.11.2019 N 181н. URL: https://base.garant.ru/73153968) и Единому плану счетов (Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н. URL: https://base.garant.ru/12180849/).
Вопрос: О применении Акта приемки товаров, работ, услуг (ф. 0510452) при исполнении контракта в рамках закупок.
(Письмо Минфина России от 19.03.2025 N 02-07-10/27088)Методические указания применяются одновременно с применением положений нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета, в том числе с положениями федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 256н (далее - СГС "Концептуальные основы").
(Письмо Минфина России от 19.03.2025 N 02-07-10/27088)Методические указания применяются одновременно с применением положений нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета, в том числе с положениями федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 256н (далее - СГС "Концептуальные основы").
Вопрос: О применении ф. 0510452 при оформлении приемки товаров, работ, услуг по договорам, заключенным бюджетными (автономными) учреждениями согласно законодательству о закупках отдельными видами юрлиц.
(Письма Минфина России от 23.07.2024 N 02-07-11/68573, от 22.07.2024 N 02-07-11/68319)Методические указания применяются одновременно с применением положений нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета, в том числе с положениями федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 256н (далее - СГС "Концептуальные основы").
(Письма Минфина России от 23.07.2024 N 02-07-11/68573, от 22.07.2024 N 02-07-11/68319)Методические указания применяются одновременно с применением положений нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета, в том числе с положениями федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 256н (далее - СГС "Концептуальные основы").
Статья: Безвозмездная передача материальных ценностей с забалансовых счетов
(Малова Е.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2024, N 6)Порядок ведения бухучета государственными бюджетными учреждениями регулируется федеральными стандартами, разработанными Минфином для учреждений бюджетной сферы, а также Инструкциями N 157н, 174н.
(Малова Е.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2024, N 6)Порядок ведения бухучета государственными бюджетными учреждениями регулируется федеральными стандартами, разработанными Минфином для учреждений бюджетной сферы, а также Инструкциями N 157н, 174н.
Статья: Списание МФУ с забалансового счета 02 в связи с утилизацией
(Малова Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 7)Порядок ведения бюджетного учета государственными казенными учреждениями регулируется федеральными стандартами бухучета, разработанными Минфином для учреждений бюджетной сферы, а также Инструкциями N 157н <1>, 162н <2>.
(Малова Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 7)Порядок ведения бюджетного учета государственными казенными учреждениями регулируется федеральными стандартами бухучета, разработанными Минфином для учреждений бюджетной сферы, а также Инструкциями N 157н <1>, 162н <2>.