Стандарт запасы что изменить
Подборка наиболее важных документов по запросу Стандарт запасы что изменить (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 342.8 "Порядок определения и применения рентного коэффициента КРЕНТА" главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с требованием об отмене решения инспекции о доначислении НДПИ, утверждая, что добываемый им известняк используется в строительной индустрии и должен облагаться налогом с рентным коэффициентом в размере 1 (подп. 10 п. 2 ст. 337 НК РФ). По мнению общества, инспекция неправомерно классифицировала добытый известняк как карбонатное сырье для химической промышленности, применив рентный коэффициент 3,5 (подп. 6 п. 2 ст. 337 НК РФ). Общество указывало, что в ходе ранее проведенных налоговых проверок факт добычи им вменяемого полезного ископаемого установлен не был, общество фактически осуществляет добычу известняка, используемого преимущественно в строительной индустрии, что подтверждается лицензией, техническим проектом разработки месторождения, техническими условиями, стандартами организации и сертификатами соответствия на выпускаемую продукцию. Инспекция настаивала, что классификацию добытого полезного ископаемого надлежит определять на основании: сведений, содержащихся в лицензии на разработку месторождения; используемой технологии производства; сведений государственного баланса запасов. Суд признал доначисление правомерным, указав, что добываемый известняк соответствует характеристикам, указанным в подп. 6 п. 2 ст. 337 НК РФ, а последующая реализация добытого полезного ископаемого вне сферы химической промышленности не изменяет первоначально оцененных химических и иных свойств полезного ископаемого для целей налогообложения.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с требованием об отмене решения инспекции о доначислении НДПИ, утверждая, что добываемый им известняк используется в строительной индустрии и должен облагаться налогом с рентным коэффициентом в размере 1 (подп. 10 п. 2 ст. 337 НК РФ). По мнению общества, инспекция неправомерно классифицировала добытый известняк как карбонатное сырье для химической промышленности, применив рентный коэффициент 3,5 (подп. 6 п. 2 ст. 337 НК РФ). Общество указывало, что в ходе ранее проведенных налоговых проверок факт добычи им вменяемого полезного ископаемого установлен не был, общество фактически осуществляет добычу известняка, используемого преимущественно в строительной индустрии, что подтверждается лицензией, техническим проектом разработки месторождения, техническими условиями, стандартами организации и сертификатами соответствия на выпускаемую продукцию. Инспекция настаивала, что классификацию добытого полезного ископаемого надлежит определять на основании: сведений, содержащихся в лицензии на разработку месторождения; используемой технологии производства; сведений государственного баланса запасов. Суд признал доначисление правомерным, указав, что добываемый известняк соответствует характеристикам, указанным в подп. 6 п. 2 ст. 337 НК РФ, а последующая реализация добытого полезного ископаемого вне сферы химической промышленности не изменяет первоначально оцененных химических и иных свойств полезного ископаемого для целей налогообложения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы бухгалтерского учета малоценных материальных объектов
(Дружиловская Т.Ю.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 4)Начиная с бухгалтерской отчетности за 2022 г. будет применяться новый Федеральный стандарт ФСБУ 6/2020 "Основные средства" <1> (далее - ФСБУ 6/2020). А начиная с бухгалтерской отчетности за 2021 г. уже применяется ФСБУ 5/2019 "Запасы" <2> (далее - ФСБУ 5/2019). Эти Стандарты внесли изменения в учет материальных объектов, срок использования которых составляет более 12 месяцев, но стоимость не является высокой согласно профессиональному суждению руководства организаций.
(Дружиловская Т.Ю.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 4)Начиная с бухгалтерской отчетности за 2022 г. будет применяться новый Федеральный стандарт ФСБУ 6/2020 "Основные средства" <1> (далее - ФСБУ 6/2020). А начиная с бухгалтерской отчетности за 2021 г. уже применяется ФСБУ 5/2019 "Запасы" <2> (далее - ФСБУ 5/2019). Эти Стандарты внесли изменения в учет материальных объектов, срок использования которых составляет более 12 месяцев, но стоимость не является высокой согласно профессиональному суждению руководства организаций.
Статья: ФСБУ 5/2019 "Запасы": анализ концептуальных изменений
(Городилов М.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2020, N 8; "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 13; "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 16)Предмет. С 2021 г. на бухгалтерскую (финансовую) отчетность в обязательном порядке станет распространяться Федеральный стандарт бухгалтерского учета (ФСБУ) 5/2019 "Запасы". Для правильного понимания новых нормативных требований, которые необходимо адаптировать к учетным системам уже сейчас, в статье анализируются те изменения, которые носят концептуальный, системообразующий характер. В статье рассматриваются концептуальные изменения в российской теории и практике учета запасов, вызванные принятием нового Стандарта.
(Городилов М.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2020, N 8; "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 13; "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 16)Предмет. С 2021 г. на бухгалтерскую (финансовую) отчетность в обязательном порядке станет распространяться Федеральный стандарт бухгалтерского учета (ФСБУ) 5/2019 "Запасы". Для правильного понимания новых нормативных требований, которые необходимо адаптировать к учетным системам уже сейчас, в статье анализируются те изменения, которые носят концептуальный, системообразующий характер. В статье рассматриваются концептуальные изменения в российской теории и практике учета запасов, вызванные принятием нового Стандарта.
Нормативные акты
"Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 2 "Запасы"
(введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 28.12.2015 N 217н)
(ред. от 11.07.2016)МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАНДАРТ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ (IAS) 2
(введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 28.12.2015 N 217н)
(ред. от 11.07.2016)МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАНДАРТ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ (IAS) 2
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета на 2024 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 3)При наличии признаков обесценения организация должна проводить проверку поисковых активов на обесценение и учитывать изменение стоимости поисковых активов вследствие обесценения в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (IAS) 36 "Обесценение активов", (IFRS) 6 "Разведка и оценка запасов полезных ископаемых", которые введены в действие для применения на территории Российской Федерации Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 ноября 2011 г. N 160н.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 3)При наличии признаков обесценения организация должна проводить проверку поисковых активов на обесценение и учитывать изменение стоимости поисковых активов вследствие обесценения в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (IAS) 36 "Обесценение активов", (IFRS) 6 "Разведка и оценка запасов полезных ископаемых", которые введены в действие для применения на территории Российской Федерации Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 ноября 2011 г. N 160н.
Статья: Учет потерь от внутреннего брака
(Верещагин С.А.)
("Бухгалтерский учет", 2023, N 8)2. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ, с изменениями и дополнениями // Справочно-правовая система "Гарант" [Электронный ресурс].
(Верещагин С.А.)
("Бухгалтерский учет", 2023, N 8)2. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ, с изменениями и дополнениями // Справочно-правовая система "Гарант" [Электронный ресурс].
Готовое решение: Какие изменения в связи с ФСБУ 4/2023 бухгалтеру следует учитывать с отчетности за 2025 г.
(КонсультантПлюс, 2025)Не считаются отступлением от стандартов случаи, когда организация не применяет определенные ими способы бухучета и стандарты допускают это. Например, разрешается не применять ФСБУ 5/2019 к запасам, предназначенным для управленческих нужд. Подробнее о соответствии стандартам см. Рекомендацию Р-165/2024-КпР "Указание о соответствии стандартам";
(КонсультантПлюс, 2025)Не считаются отступлением от стандартов случаи, когда организация не применяет определенные ими способы бухучета и стандарты допускают это. Например, разрешается не применять ФСБУ 5/2019 к запасам, предназначенным для управленческих нужд. Подробнее о соответствии стандартам см. Рекомендацию Р-165/2024-КпР "Указание о соответствии стандартам";
Статья: Некоторые вопросы правового регулирования недвижимости в связи с развитием жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства
(Автономов А.С., Гаврилова И.Н.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2023, N 1)В связи с последним можно упомянуть рекомендацию Минтрансу РФ ускорить доработку плана мероприятий по реализации Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 г. с прогнозом до 2035 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ N 3363-р от 27 ноября 2021 г. <29>, в частности включить в него мероприятия по повышению пространственной связанности и транспортной доступности территорий, включая удаленные и труднодоступные, что способствовало бы улучшению ситуации с доставкой грузов, выполнением работ и оказанием услуг для нужд строительной отрасли. Минпрому было рекомендовано ускорить разработку проектных решений по применению металлоконструкций в строительстве, рассмотреть возможные изменения в нормативно-правовых актах и отраслевых стандартах, направленные на расширение применения стали в строительстве, а также меры для увеличения промышленного производства готовых деревянных "домокомплектов" из древесины по типовым проектам в российских регионах, имеющих запасы строевого леса, разработав при этом комплекс мер господдержки их производителей.
(Автономов А.С., Гаврилова И.Н.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2023, N 1)В связи с последним можно упомянуть рекомендацию Минтрансу РФ ускорить доработку плана мероприятий по реализации Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 г. с прогнозом до 2035 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ N 3363-р от 27 ноября 2021 г. <29>, в частности включить в него мероприятия по повышению пространственной связанности и транспортной доступности территорий, включая удаленные и труднодоступные, что способствовало бы улучшению ситуации с доставкой грузов, выполнением работ и оказанием услуг для нужд строительной отрасли. Минпрому было рекомендовано ускорить разработку проектных решений по применению металлоконструкций в строительстве, рассмотреть возможные изменения в нормативно-правовых актах и отраслевых стандартах, направленные на расширение применения стали в строительстве, а также меры для увеличения промышленного производства готовых деревянных "домокомплектов" из древесины по типовым проектам в российских регионах, имеющих запасы строевого леса, разработав при этом комплекс мер господдержки их производителей.
Готовое решение: Как с 2026 г. отразить в учете учреждения списание материальных запасов
(КонсультантПлюс, 2025)запасы (за исключением готовой продукции и товаров), которые предназначены для реализации не в пользу организаций бюджетной сферы, переоцените и отразите в учете по справедливой стоимости. Стоимость определите методом рыночных цен. Результаты изменений первоначальной (балансовой) стоимости (переоценки) группы запасов отразите в бухгалтерском (бюджетном) учете обособленно (п. 29 Федерального стандарта N 256н "Запасы", разд. 5 Методических рекомендаций по применению Федерального стандарта N 256н "Запасы");
(КонсультантПлюс, 2025)запасы (за исключением готовой продукции и товаров), которые предназначены для реализации не в пользу организаций бюджетной сферы, переоцените и отразите в учете по справедливой стоимости. Стоимость определите методом рыночных цен. Результаты изменений первоначальной (балансовой) стоимости (переоценки) группы запасов отразите в бухгалтерском (бюджетном) учете обособленно (п. 29 Федерального стандарта N 256н "Запасы", разд. 5 Методических рекомендаций по применению Федерального стандарта N 256н "Запасы");
"Комментарий к Закону Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В Государственном балансе осуществляется оценка текущего состояния и всех изменений залежей полезных ископаемых по качественному и количественному признакам. Так, по твердым ископаемым пользователи недр в окончательном отчете, направляемом в территориальный и федеральный фонды, предоставляют информацию с расчетом запасов, указанием технико-экономических стандартов, с заключением государственной экспертизы, утвержденной Роснедрами. По жидким и газообразным - требуется утвержденный Роснедрами результат государственной экспертизы. Кроме того, в случае ископаемых, относящихся к общераспространенным, - таким как нерудные неметаллические, используемые в качестве сырья, и неметаллические горючие, характеризующиеся широкой распространенностью в данном регионе, - необходимо предоставить заключения экспертных комиссий субъектов РФ.
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В Государственном балансе осуществляется оценка текущего состояния и всех изменений залежей полезных ископаемых по качественному и количественному признакам. Так, по твердым ископаемым пользователи недр в окончательном отчете, направляемом в территориальный и федеральный фонды, предоставляют информацию с расчетом запасов, указанием технико-экономических стандартов, с заключением государственной экспертизы, утвержденной Роснедрами. По жидким и газообразным - требуется утвержденный Роснедрами результат государственной экспертизы. Кроме того, в случае ископаемых, относящихся к общераспространенным, - таким как нерудные неметаллические, используемые в качестве сырья, и неметаллические горючие, характеризующиеся широкой распространенностью в данном регионе, - необходимо предоставить заключения экспертных комиссий субъектов РФ.
Статья: Применение ФСБУ 6/2020 и 26/2020: практика отражения последствий изменения учетной политики
(Куликова Л.И.)
("Бухгалтерский учет", 2023, N 6)В связи с началом применения с 2022 г. новых федеральных стандартов последствия изменения учетной политики отражены путем корректировки показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций в соответствии с переходными положениями, установленными нормативными правовыми актами. Результаты единовременной корректировки показателей бухгалтерской отчетности на 31 декабря 2021 г., осуществленной организациями, представлены в таблице 3.
(Куликова Л.И.)
("Бухгалтерский учет", 2023, N 6)В связи с началом применения с 2022 г. новых федеральных стандартов последствия изменения учетной политики отражены путем корректировки показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций в соответствии с переходными положениями, установленными нормативными правовыми актами. Результаты единовременной корректировки показателей бухгалтерской отчетности на 31 декабря 2021 г., осуществленной организациями, представлены в таблице 3.
Статья: "Теория относительности" курсовых разниц: нюансы пересчета операций в высоковолатильной валюте
(Ефремова Е.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2025, N 7)4. Некоторые курсовые разницы могут быть "зарыты" в отчете о прибылях и убытках при оценке немонетарных активов, изменение стоимости которых относится на прибыли и убытки. Например: оценка на основе справедливой стоимости финансовых активов, удерживаемых для продажи (п. 30 МСФО (IAS) 21); оценка запасов по наименьшей стоимости из фактической себестоимости и чистой стоимости продажи (п. 25 (IAS) МСФО 21). Это может происходить, когда справедливая стоимость или чистая стоимость продажи была изначально определена в иной валюте - при переводе в валюту отчетности эти значения пересчитываются по курсу на дату их оценки, и уже результирующее изменение (например, резерв на обесценение запасов) включается в прибыли или убытки.
(Ефремова Е.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2025, N 7)4. Некоторые курсовые разницы могут быть "зарыты" в отчете о прибылях и убытках при оценке немонетарных активов, изменение стоимости которых относится на прибыли и убытки. Например: оценка на основе справедливой стоимости финансовых активов, удерживаемых для продажи (п. 30 МСФО (IAS) 21); оценка запасов по наименьшей стоимости из фактической себестоимости и чистой стоимости продажи (п. 25 (IAS) МСФО 21). Это может происходить, когда справедливая стоимость или чистая стоимость продажи была изначально определена в иной валюте - при переводе в валюту отчетности эти значения пересчитываются по курсу на дату их оценки, и уже результирующее изменение (например, резерв на обесценение запасов) включается в прибыли или убытки.
Статья: Оценка изменений нормативных положений учета основных средств и капитальных вложений в российской практике бухгалтерского учета
(Сорокина Л.Н., Глушанков К.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 12)Следующее значительное изменение, отраженное в ФСБУ 6/2020, затрагивает установку лимита стоимости основных средств организацией. В соответствии с п. 5 ФСБУ 6/2020 организация может не применять данный Стандарт в отношении активов, которые соответствуют признакам принятия активов к основным средствам, "но имеющих стоимость ниже лимита, установленного организацией с учетом существенности информации о таких активах. При этом затраты на приобретение, создание таких активов признаются расходами периода, в котором они понесены" <12>. Данное нововведение вводит в практику российского бухгалтерского учета положение о том, что организация может устанавливать лимит стоимости ОС более 40 000 руб., тем самым уменьшая разницу между налоговым и бухгалтерским учетом. Что касается учета затрат на создание и покупку активов небольшой стоимости, то в соответствии с новым ФСБУ такие активы должны учитываться в составе текущих расходов. Ранее такие активы учитывались в составе запасов.
(Сорокина Л.Н., Глушанков К.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 12)Следующее значительное изменение, отраженное в ФСБУ 6/2020, затрагивает установку лимита стоимости основных средств организацией. В соответствии с п. 5 ФСБУ 6/2020 организация может не применять данный Стандарт в отношении активов, которые соответствуют признакам принятия активов к основным средствам, "но имеющих стоимость ниже лимита, установленного организацией с учетом существенности информации о таких активах. При этом затраты на приобретение, создание таких активов признаются расходами периода, в котором они понесены" <12>. Данное нововведение вводит в практику российского бухгалтерского учета положение о том, что организация может устанавливать лимит стоимости ОС более 40 000 руб., тем самым уменьшая разницу между налоговым и бухгалтерским учетом. Что касается учета затрат на создание и покупку активов небольшой стоимости, то в соответствии с новым ФСБУ такие активы должны учитываться в составе текущих расходов. Ранее такие активы учитывались в составе запасов.
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета на 2025 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 3)При наличии признаков обесценения организация должна проводить проверку поисковых активов на обесценение и учитывать изменение стоимости поисковых активов вследствие обесценения в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (IAS) 36 "Обесценение активов", (IFRS) 6 "Разведка и оценка запасов полезных ископаемых", которые введены в действие для применения на территории Российской Федерации Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 ноября 2011 г. N 160н.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 3)При наличии признаков обесценения организация должна проводить проверку поисковых активов на обесценение и учитывать изменение стоимости поисковых активов вследствие обесценения в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (IAS) 36 "Обесценение активов", (IFRS) 6 "Разведка и оценка запасов полезных ископаемых", которые введены в действие для применения на территории Российской Федерации Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 ноября 2011 г. N 160н.